СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция педагогической деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить творческой деятельности возможно только через решения задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.

Просмотр содержимого документа
«Концепция педагогической деятельности»


Управление образования Администрации

городского округа город Уфа

Республика Башкортостан

МОУ «Научно – информационно - методический центр»







Концепция педагогической деятельности


«Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения»






Автор концепции:

учитель математики

высшей категории

МОУ СОШ №127

Октябрьского района

городского округа

город Уфа

Республика Башкортостан

Касюк Людмила Викторовна














Уфа-2011




Педагогическая концепция учителя не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования (проект ФГОС 2100) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность. Учитывая основные ориентиры ФГОС и условия реализации профильного обучения, в процессе преподавания математики, решаю следующие основные задачи:

  1. формировать устойчивую мотивацию к учению и самосовершенствованию;

  2. выявлять и развивать творческое мышление учащихся;

  3. обучать навыкам самообразования и проектной деятельностью;

  4. формировать внутреннюю потребность в непрерывном самосовершенствовании.

Эти задачи преподавания математики соответствуют социальному заказу общества, выявлению противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в моём опыте работы.

Одной из основных задач образовательного процесса является повышение качества обучения, что в свою очередь, неразрывно связано с разработкой проблемы развития творческих способностей старшеклассника на уроках математики в условии профильного обучения. Исследования по рассматриваемой проблеме показывают, что традиционный образовательный процесс преимущественно определяется репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации, а развитие творческих способностей старшеклассника на уроках математики в условии профильного обучения остается без должного внимания. Решение данной проблемы требует особого внимания, поскольку развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения формирует внутреннюю потребность в непрерывном самосовершенствовании, систематическом освоении новых знаний и практическое их применение, быть устремленными в своем дальнейшем развитии.

Реализуя одну их основных целей образования – развитие личности каждого ребёнка, мы встречаем ряд противоречий:

  • между стремлением личности к творчеству, оригинальности,

самовыражению и учебным планом, режимом школы;

  • между ориентацией нового содержания образования на развитие способностей учеников и традиционными методами и формами обучения;

  • между растущим объёмом школьного математического содержания и господством традиционной системы методов контроля.

Поиски путей преодоления этих противоречий и привели к осознанию необходимости активно внедрять в практику своей работы современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные для развития творческих способностей старшеклассников на уроках математики и внеурочное время в условиях профильного обучения.

Цель развития личности старшеклассника, как субъекта творческой деятельности на уроках математики в условии профильного обучения, реализую в рамках развивающего обучения. Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальностью. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую среду.

При внедрении в практику элементов развивающего обучения видна необходимость применения теории содержательных обобщений В.В.Давыдова, и использования теории Р.Атаханова о психологических особенностях математического мышления, изучения уровней развития данного мышления и анализа особенностей их проявления. Говоря о ведущей роли деятельности в развитии творческих способностей, необходимо уточнить, чем отличается учебная деятельность учащегося от творческой деятельности. По В.В.Давыдову «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике». Он считает, что учение - не только овладение знаниями и даже не те действия преобразований, которые осуществляет ученик в ходе приобретения знаний а, прежде всего, процесс изменения, перестраивания, обогащения самого ребенка. Результатом любой творческой деятельности является продукт, значимый, прежде всего для самой личности. Для понимания процессов развития творческих способностей, важное значение имеют труды Д.Б.Богоявленской, А.Э. Симановского, Л.С.Выготского, В.И.Зыковой, И.Я.Лернера, Н.А.Менчинской, Н.Н.Поспелова и др., в которых отмечается взаимосвязь процессов обучения и развития; роль приемов умственной деятельности в развитии логического мышления; зависимость развития творческих способностей от способов обучения. Анализ проявления и развития творческих способностей и умений проводился В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, О.Е.Лебедевым, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Л.М.Фридманом, Д.Б.Элькониным и др.

Д.Б. Богоявленская доказывает необходимость ориентироваться при выделении уровней творческих способностей на наличие или отсутствие внутренней или внешней стимуляции. Соответственно этому основанию, ею выделяются три качественных уровня: стимульно - продуктивный, эвристический и креативный. Анализ психолого-педагогической литературы привел к выводу, что одно лишь основание наличия или отсутствия стимуляции не является достаточным для исследования. Поэтому при выявлении уровней и показателей творческих способностей опиралась на логику нескольких теорий. Интересной представляется концепция выделения этапов развития творческих способностей, представленная А.Э. Симановским: Это следующие уровни:

  • Способность решать творческие задания, используя наглядно-действенный способ решения.

  • Способность решать творческие задания с опорой на причинно-следственные закономерности окружающего мира, используя словесно-логический способ переработки информации.

  • Способность решать творческие задания эвристическим способом, с опорой на вероятностные закономерности.

Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения имеет свою определенную специфику. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося, является профильная подготовка через организацию элективных курсов, в частности программ элективных курсов – обязательные для посещения - по выбору учащихся. В концепции профильного обучения, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 г. № 2783 , обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных программ. Одна из главных целей создания классов с углубленным и профильным изучением математики развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики, воспитание творческой личности, личности, способной использовать приобретенные знания, навыки и умения в нестандартных учебных и жизненных ситуациях.

На пути достижения данной цели мы сталкиваемся с рядом сложностей:

1) не всегда высоко интеллектуальный ученик проявляет себя как творческая личность;
2) творчески мыслящий, нестандартный ученик не всегда способен выполнить требования нормативов, стандартов и контрольных работ.

Поэтому целью исследовательской деятельности стало – выявить, теоретически обосновать и апробировать условия эффективности развития творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения.

Объект исследовательской деятельности: процесс обучения старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения.

Предмет: развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения.

Гипотеза: развитие творческих способностей старшеклассников будет эффективна, если:

  • использовать метод проектов;

  • применять элективные курсы в профильных классах;

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования уточнить сущность понятия «творческие способности», и определить психолого-педагогическую характеристику компонентного состава творческих способностей.

  2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность условий, способствующих развитию творческих способностей у старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения.

  3. Разработать элективный курс по математике для развития творческих способностей старшеклассников в условиях профильного обучения;

  4. Разработать методические рекомендации для учителей по развитию творческих способностей у старшеклассников на уроках математики.

Теоретико-методологическими основаниями исследования явилась концепция творческого развития (Дж. Гилфорд, З.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, А.З.Рахимов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, наблюдение, теоретический анализ и синтез, моделирование, самоанализ, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Экспериментальную базу исследования составили старшие классы МОУ СОШ № 127 г. Уфы Октябрьского района.

В профильных 10-11 классах (биолого-географический профиль) преподавание ведется по учебникам:

  • А.Г.Мордкович. П.В. Семенов Алгебра и начала анализа, 10-11. Часть 1. Учебник. Мнемозина, 2008

  • А.Г.Мордкович, П.В. Семенов Алгебра и начала анализа, 10-11. Часть 2. Задачник. Мнемозина, 2008.

  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и другие «Геометрия 10-11», М.: Вита – Пресс, 2005

В современных условиях модернизации образования, в условиях перехода на новые образовательные стандарты, возникла необходимость внедрения в образовательный процесс инновационные технологии. Профильное обучение в школе представляет новые возможности в организации учебно-исследовательской деятельности школьников и развитии творческих способностей старшеклассников на уроках математики. Развить творческие способности старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучение можно через внедрение метода проектов и применения элективных курсов. Метод проектов является основным направлением педагогической деятельности по развитию творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимостью интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей и развития творческих способностей у старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать задачи, проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. При работе над проектом учащиеся исследуют, изучают понятийный аппарат по теме, накапливают информационную базу, которую черпают как из традиционных источников (книг, научных журналов, периодической печати), так и из сети Интернет, образовательных дисков, электронных справочников и энциклопедий.

Отличие творчества от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В математике научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.

Суть идеи метода проектов — стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Сбор, хранение, переработка и видоизменение накапливаемой информации осуществляется с использованием персонального компьютера. Данный вид работы имеет не только познавательное, информационное значение, но и творческое, то есть способствует развитию творческих способностей старшеклассников, так как, работая над проектом, ученики подбирают или самостоятельно рисуют иллюстрации к своей теме, делают фотографии, чертежи, графики, таблицы и т.д. Тематика проектов касается какого-то теоретического вопроса программы элективного или программного курса математики с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. С целью интеграции знаний, темы некоторых проектов могут относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Проект – это отличная подготовка старшеклассников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. В плане самостоятельности творчества добавляется самостоятельный эвристический поиск. Уровень эвристического мышления характеризуется избирательным поиском и позволяет решить сложные, неопределенные, проблемные задачи, обусловленные многими факторами. Высший уровень развития творческих способностей на уроках математики в профильных классах - исследовательский, он отличается отсутствием готовых критериев избирательного поиска, а самостоятельность учащихся характеризуется как самостоятельное исследование.

В процессе работы над проектами дети овладевают следующими умениями и навыками:

  • отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;

  • анализировать полученную информацию;

  • систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;

  • выявлять проблемы в различных областях знания, в окружающей действительности;

  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

  • ставить эксперименты;

  • делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

  • статистически обрабатывать данные, полученные опытной и экспериментальной проверкой;

  • генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;

  • работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;

  • владеть искусством и культурой коммуникации.

В связи с этим интересны проекты учеников, связанные с исследовательской деятельностью: «Решение алгебраических систем различными способами», «Решение иррациональных уравнений, содержащих параметр, различными способами», «Математика в архитектуре», «Задачи на проценты на основе краеведческого материала», «Процентные вычисления в жизненных ситуациях». Над каждым исследовательским проектом работает либо один учащийся, либо группа от 2 до 5 человек. В состав группы входят ребята, разные по уровню подготовки и совокупности знаний.

Результативность исследовательской работы предполагает сформировать у учащихся:

  • творческие способности;

  • познавательный интерес к исследовательской деятельности;

  • высокий уровень мотивации к учебной деятельности;

  • успешную сдачу ЕГЭ;

  • сознательность усвоения учебного материала;

  • повышение динамики качества знаний;

  • развитие практического интеллекта, интуитивного понятийного мышления, математической интуиции;

  • способность создавать собственные методы систематизации информации.

Профильное обучение в старших классах за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать для учащихся условия в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении подготовки к ЕГЭ и, как правило, продолжения образования. Профильное обучение вводится в режиме личностно ориентированного образования. Оно призвано развивать такие профессиональные качества, как системное мышление, способность к критичному оцениванию, творческое мышление. Учебный план профильного обучения включает четыре предметных блока: базовые общеобразовательные предметы; профильные общеобразовательные предметы; элективные курсы и учебные практики. Структура, содержание и организация образовательного процесса профильного обучения соответствует федеральным государственным стандартам нового поколения и способствует развитию творческих способностей старшеклассников на уроке математики. При профильном обучении элективный курс расширяет содержание образования предмета математика. Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Применение элективных курсов в профильных классах развивает логическое мышление, творческие способности старшеклассников; знакомит учеников с математикой как с общекультурной ценностью. Применение элективных курсов вырабатывает понимания учащимися того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя; развивает познавательную активность школьников и творческий подход к решению математических задач; формирует представления об идеях и методах математики.

Предлагаемый элективный курс соответствует современным целям общего образования, основным положениям концепции профильной школы, перспективным целям математического образования. При реализации элективных курсов результативность определяется количеством и качеством самостоятельно решенных математических задач уровня возможностей ( то есть задач так называемой «конкурсной математики», требующих специальных эффективных приемов решения и также задач ЕГЭ части В и С), повышается уровень развития творческих способностей старшеклассников

Вовлечение в творчество, само творчество возникают именно в процессе обучения решению задач. Решение любой задачи – это, прежде всего творчество, чем сложнее задача, тем больше умственных усилий она требует и тем лучше служит развитию учащегося. Для развития дивергентного (открытого, творческого) мышления и выявления личностей, способных видеть и ставить задачи, стремящихся выйти за рамки поставленных условий, я использую следующие виды творческих задач: творческие задачи; исследовательские задачи; конструирующие задачи; нестандартные задачи и занимательные задачи. Уникальность занимательной нестандартной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Поэтому нестандартные задачи способствуют приобщению учеников к творческому поиску, активизирует их самостоятельную и исследовательскую деятельность. Особое значение в своей практике уделяю классу задач, где используется функционально-графический метод решения задач с параметрами в 9-11 классах.

Основу нестандартных задач на уроках математики составляют задачи, непосредственно связанные с программным материалом с учетом воздействия на мыслительную деятельность обучающихся. Для каждого занимательного материала, который использую на уроке, выясняю: будет ли он занимательным для учеников данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? Будет ли он способствовать развитию творческих способностей старшеклассников? При решении нестандартных задач, учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, которая способствует развитию творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условии профильного обучения.

Принципы, на которых основывается педагогическая техника исследовательской деятельности:

  1. Принцип свободы выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;

  2.  Принцип дифференцированного подхода. Учет особенностей контингента учащихся, как основы дальнейшего развития;

  3. Принцип индивидуальности. «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», - писал В. А. Сухомлинский, на уроках стараюсь проявлять индивидуальные способности учащихся, помогая каждому ученику развиваться творчески;

  4. Принцип открытости. Не только давать знания – но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, использовать в изучении открытые задачи;  

  5. Принцип педагогики сотрудничества. Считаю, что каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, определяя его содержание, выбор методов, средства обучения и воспитания, способы организации учащихся. Хороший урок получится, если присутствует взаимопонимание между учителем и учеником, что называется педагогикой сотрудничества, в основе которой лежат межличностные отношения;

  6. Принцип  деятельности. Ученик должен научиться использовать их в жизни;

  7. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи;

  8. Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения

Систематическая работа такого плана позволяет развивать творческие способности старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения, давать им советы по поступлению в ВУЗы. Учащиеся, у которых хорошо развиты все компоненты математических способностей и при этом имеются педагогические наклонности, ориентирую на педагогический ВУЗ.

В ходе своей деятельности решаю воспитательные цели:

  • Формирование моральных и волевых качеств, способствующих проявлению разумной смелости, решительности, уверенности ребенка, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

  • Формирование чувства прекрасного;

  • Создание условий для проявления положительных эмоций.

Ожидаемые результаты:

    1. повышение качества знаний по математике на 20 %

    2. повышение уровня развития творческих способностей старшеклассников

    3. успешную сдачу ЕГЭ (успеваемость 100%)