МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №23 г. Орска»
Концепция построения и развития воспитательной системы класса
Классный руководитель 10 класса:
Новикова Л.М.
Орск-2011
Актуальность проблемы
Слайд 2. Воспитание — компонент образования, важность которого для человека, общества, государства невозможно переоценить.
Сегодня воспитание признано важнейшей стратегической задачей системы образования в целом и каждого образовательного учреждения.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Слайд 3. «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» (из Послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009г.)
Классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.
Слайд 4. Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями системы являются: интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управляет им); развивающая (обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).
Слайд 5. Мною были изучены современные концепции воспитания:
- системное построение процесса воспитания Владимира Абрамовича Караковского, Людмилы Ивановны Новиковой, Натальи Леонидовны Селивановой;
- системно-ролевая теория формирования личности ребенка Николая Михайловича Таланчука;
- концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка Михаила Иосифовича Рожкова;
- концепция воспитания ребенка как человека культуры Евгении Васильевны Бондаревской;
- теория педагогической поддержки ребенка и процесса его развития Олега Семёновича Газмана;
- концепция формирования достойной жизни Надежды Егоровны Щурковой.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова; теория педагогической поддержки ребенка и процесса его развития Олега Семёновича Газмана; концепция формирования достойной жизни Надежды Егоровны Щурковой.
Ценностные ориентиры системы
( ценности, цели, задачи и принципы жизнедеятельности системы воспитания)
Слайд 6-8. В 2010 году я стала классным руководителем в 10 общеобразовательном классе, сформированном по условиям отбора из учащихся двух классов.
Обучается в нём 23 ученика: девушек – 14, юношей – 9. Большинство ребят 1994 года рождения.
Так как взаимоотношения между учениками складываются в процессе их совместной деятельности, а значительная часть их деятельности проходит именно в школе и классе, мною была проведена диагностика степени удовлетворенности учащихся коллективом класса (методика «Какой у нас коллектив», разработана профессором А.Н. Лутошкиным).
Анализ полученных данных о степени развития классного коллектива позволил сделать следующие выводы: коллектив находился на стадии «мерцающий маяк», который горит не постоянно, а периодически “выбрасывает пучки света”.
В формирующемся коллективе преобладало желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения. В классе есть организаторы, актив класса, которые не дадут погаснуть огню.
Эта группа заметно отличалась от других групп своей индивидуальностью. Однако ей было трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватало сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявлялась инициатива.
Поэтому, понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.
Все вышесказанное привело меня к необходимости создания воспитательной системы класса «Гармония».
Слайд 9. При создании воспитательной системы класса я в первую очередь опиралась на воспитательную систему школы, главная цель которой - воспитание творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации; максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры:
здоровье (физическое, психическое, социальное);
семью;
Отечество;
культуру (интеллектуальную и духовную).
труд
Слайд 10. Стратегическая цель воспитания:
создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Слайд 11. Из данной стратегической цели вытекает комплекс воспитательных целей: создание
целостной личности, гармонично сочетающей в себе общественно – коллективное и индивидуально – личностное, духовно – нравственное начала;
самоактуализирующейся личности – творца своей судьбы, мотивируемого на самопознание и саморефлексию, самоконтроль и саморегуляцию, т.е. на самовоспитание
личности патриота России с выраженным чувством национального и государственного достоинства, любви к Отечеству, глубоким уважением к историческому и культурному наследию, созидательной сопричастности к настоящему
личности гражданина России, сознательно следующего принципам демократического общежития, в основе которого лежит уважение к человеку, его правам и свободам как к основным жизненным ценностям, а также к государственным нормам и законам, обладающего активной жизненной позицией и личной гражданской ответственностью
интеллектуальной личности, принимающей знание как абсолютную ценность, обладающей устойчивой внутренней мотивацией к непрерывному образованию и самообразованию
нравственной личности, обладающей ценностным мировоззрением и применяющей морально – этические нормы в качестве основного инструмента человеческих отношений
физически развитой, здоровой личности, сознательно выбирающей и исповедующей активный здоровый образ жизни, воспринимающей свое физическое и психическое здоровье как важнейший залог жизненного успеха
креативной личности, обладающей критичностью мышления, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству как по отношению к обществу, так и по отношению к себе
свободной личности, принимающей свободу как всеобщую ценность и реализующей личную свободу как право субъективного «Я-выбора» в пределах ценностного пространства современной культуры
толерантной личности, обладающей мировоззрением свободного человека, принимающего многообразие идеологий и позиций, проявляющего терпимость к различным взглядам, мнениям, верованиям, умеющего слушать и слышать, готового к диалогу и компромиссу
адаптивной личностью, оптимистичной, целеустремленной, в полной мере обладающей способностью к самосовершенствованию, к самообладанию, компетентно владеющей навыками межличностного общения, позволяющей человеку ориентироваться в меняющейся социальной действительности
Слайд 12. Для достижения указанных целей необходимо решить целый комплекс задач:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;
- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы самоуправления в классе.
Слайд 13. Формы реализации данных задач таковы:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- организация малых педагогических консилиумов;
- дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы», ток-шоу, брейн - ринги;
- соревнования;
- викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- проектные игры;
- КВН;
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.
Слайд 14. Идеи воспитательной системы
Основные идеи, которые легли в основу моей воспитательной системы:
Идея индивидуальности — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
Идея развития и самоактуализации личности – развитие личности ученика, его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, личности, осознанно и активно реализующей стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
Идея самовыражения и творчества— в процессе творчества ребенок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребенка;
Идея выбора и ответственности— осуществление учеником или группой возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребенок должен научиться нести ответственность за свой выбор;
Идея сотрудничества и педагогической поддержки — совместная коллективная деятельность детей, детей и родителей и деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, приводит к формированию единого коллектива.
Слайд 15. Принципы, на которых построена ВС, реализуют идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребенка и приобщение к человеческим ценностям.
1. Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств.
2. Принцип обратной связи. После проведения любого мероприятия, выяснить мнение учащихся о нем.
3. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество-это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися.
4 Принцип успешности, т.е. оценка классного руководителя успешности развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
5. Принцип ценностных ориентаций обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межличностных отношений на различных уровнях: дети-дети, дети - семья, дети – педагог.
6.Принцип индувидуализации предполагает личностный подход, учет индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ребенка.
7. Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.
8.Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою индивидуальность в различной деятельности.
9.Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды деятельности, которые имеют одну главную цель - личностное развитие.
Структура и сущность воспитательной системы класса
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Слайд 16. Направления воспитательной работы:
Воспитательная работа ведется с учетом возрастной психологии и планируется по восьми направлениям.
Слайд 17. «Я – гражданин России» (гражданско - патриотическое)
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством и формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своей страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
Слайд 18. Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-создание условий для воспитания личности - гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
-формирование бережного отношения к родному краю, его истории, воспитание сострадания и милосердия у детей к людям, живущим рядом.
-содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России.
Слайд 19. Формы работы:
тематические классные часы, спецкурсы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
читательские конференции по правовой тематике;
экскурсии, поездки по историческим местам
Слайд 20. Ожидаемый результат:
сформированность у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного, осознанного выбора поведения;
сформированность патриотических чувств и сознания молодежи на основе системы ценностей отечественной культуры, истории, искусства.
Слайд 21-22.
Слайд 23. «Ученье - лучшее богатство» (интеллектуальное)
Цель: создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Слайд 24. Задачи:
создание ситуации успеха в учебе;
создание условий для самостоятельного получения знаний, используя различные технические средства;
обеспечение перехода на более качественный уровень усвоения знаний;
формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Слайд 25. Формы работы:
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти,
мышления;
- интеллектуальные марафоны в классе;
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
- научно-исследовательские конференции;
- спецкурсы и факультативы;
- участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах.
Слайд 26. Ожидаемый результат:
повышение активности учащихся в жизнедеятельности школы;
участие в районных, краевых мероприятиях и конкурсах;
отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН;
повышение уровня воспитанности школьников.
Слайд 27. «Наше здоровье в наших руках» (спортивно-оздоровительное)
Цель: формирование готовности учащихся выживать в непростых
условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и
физическое здоровье.
Слайд 28. Задачи:
пропаганда здорового образа жизни;
взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья;
профилактика асоциального поведения учащихся.
Слайд 29. Формы работы:
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами,
спартакиады, олимпиады, марафоны;
походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
встречи с медицинскими работниками, индивидуальные и групповые
консультации по вопросам пола;
классные часы «Мое здоровье в моих руках»;
работа спортивных секций.
Слайд 30. Ожидаемый результат:
улучшение качественных показателей здоровья учащихся;
100%-ное участие учащихся в днях здоровья;
увеличение процента занятости учащихся в летний период;
система работы по профилактике ЗОЖ;
повышение уровня воспитанности школьников.
Слайд 31 - 35
Слайд 36. «Ах, как в школе весело сегодня…» (досуг и общение)
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности; передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Слайд 37. Задачи:
-создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
-использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
-постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
-развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
-использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся;
-формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок».
Слайд 38. Формы работы:
тематические классные часы;
празднование памятных дат в жизни учащихся;
празднование памятных дат календаря;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления;
танцевальные вечера.
Слайд 39. Ожидаемый результат:
определение воспитанниками своих возможностей;
активное использование природных задатков;
развитость творческой активности ребёнка.
Слайд 40 -45
Слайд 46. «Найди свой путь» (профориентация)
Цель:
формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей;
актуализирование процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Слайд 47. Задачи:
формирование знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;
повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
формирование способностей принимать адекватное решение в выборе дальнейшего направления образования.
Слайд 48. Формы работы: экскурсии, анкетирования, встречи с интересными людьми, круглые столы, конференции
Другие формы работы классного руководителя:
1. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:
- значение семьи в ответственные моменты жизни;
- готовность учащихся к сдаче экзамена;
- порядок аттестации основной и средней школы.
2. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:
- информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной и средней школы;
- рекомендации психолога по профориентации;
- анализ профессиональных интересов учащихся.
Слайд 49. Ожидаемый результат:
сформированность адекватных профессиональных притязаний;
определение сферы самоутверждения учащихся на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
Слайд 50. «Без труда нет добра» (трудовое воспитание)
Цель: формирование психологической установки и понимания
необходимости трудовой деятельности как способа самореализации
человека.
Слайд 51. Задачи:
- воспитание чувства ответственности за порученное дело на правах хозяина своего класса, школы;
- расширение знаний об окружающей жизни, ее практической, трудовой стороне;
- развитие чувства уважительного отношения к труду своему и других людей.
Слайд 52. Формы работы:
генеральные уборки класса (Операция «Хозяюшка»);
участие в оформлении кабинета
дежурство по классу, школе.
Слайд 53. Ожидаемый результат:
сформированность у учащихся трудолюбия, позитивного отношения к труду;
100%-ное трудоустройство после окончания школы;
повышение уровня воспитанности школьников;
подготовленность к активному труду, поиску и организации собственной деятельности
«Мой класс – мой выбор!»
Слайд 54. Ученическое самоуправление
Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.
По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению.
Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Из собственного опыта хочу отметить, что самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
• создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
• создание условий для развития организаторских способностей каждого, формирования лидерских качеств;
• развитие креативности, стимулирование социального творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции детей;
• воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);
• создание благоприятных условий совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
• формирование толерантности.
Слайд 55. Для наглядности, предлагаемую мной структуру классного самоуправления можно представить в виде схемы.
Структура самоуправления класса
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:
- определение программы деятельности ученического коллектива;
- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);
- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;
- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса, возглавляемый президентом класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Я предлагаю разделить класс на следующие центры:
Слайд 56. Центр «Просвещение»
способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности;
решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (предметные недели, конкурсы, олимпиады и т.п.);
организует деятельность по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
проводит рейды по контролю посещаемости;
организует участие классов в предметных неделях;
организует участие учащихся в конкурсах, олимпиадах;
анализирует итоги успеваемости.
Слайд 57. Центр «Порядок и уют»
обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы;
способствует сознательному отношению школьников к школьному имуществу, к труду людей;
проводит и организует деятельность по наведению порядка в классных помещениях;
проводит рейды по контролю организации дежурств по классу, по столовой, по школе;
обеспечивает соблюдение правил о внешнем виде учащихся;
организует работу трудовых десантов.
Слайд 58. Центр «Патриот»
формирует правовую и демократическую культуру учащихся;
способствует воспитанию гражданина, патриота своей Родины;
организует проведение информационных часов, информационных линеек;
оказывает помощь в поиске ответов на вопросы, касающиеся личности учащихся, смысла жизни, на актуальные вопросы самоутверждения;
организует и проводит лекции, беседы, диспуты, встречи, часы информирования на государственно - политические и общественно-социальные темы.
Слайд 59. Центр «Творчество»
создаёт условия для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД: руководит проведением КТД, организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий;
организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т. д.;
расширяет формы досуга подростков, принимает заявки и пожелания класса, отдельных учащихся о культпоходах и экскурсиях;
развивает художественно-эстетический вкус и расширяет кругозор учащихся.
Слайд 60. «Пресс-центр»
контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам;
готовит статьи в общешкольную газету;
отражает итоги жизнедеятельности учащихся;
осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах;
фиксирует жизнь класса в фотографиях;
руководит работой по оформлению классного альбома.
Слайд 61. Центр «Олимпиец»
способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;
создает условия для формирования здорового образа жизни, обучения навыкам ЗОЖ;
организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы;
вовлекает учащихся в спортивные секции, кружки.
Слайд 62. Центр добрых дел «Милосердие»
расширяет социально-психологические знания о себе и окружающем мире;
способствует воспитанию чувства сопереживания, соучастия в судьбах людей, живущих рядом;
формирует потребность быть полезным, делать бескорыстно добрые дела;
оказывает шефскую помощь ребятам начальной школы;
организует праздники, часы общения с ветеранами войны и труда в микрорайоне;
проводит акции для детей-инвалидов, детей из приюта («Подари школе книгу!», «Подари детям радость», «Дети - солдатам»)
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет лидеров школы.
Слайд 63. Представителями Центров анализируется каждое проведённое дело, совет класса подводит итоги и определяет вклад каждого члена совета в проделанную работу. Для этого используется рейтинг-окно
…………………………………………………………………………………….
В таблицу заносятся условные знаки разного цвета: оранжевый – лидер и организатор; зелёный – генератор идей; красный – активный участник; синий – пассивный участник; чёрный – дезорганизатор. За одно мероприятие каждый член совета дела может получить до трёх условных знаков. Заполнение рейтинг-окна является стимулом для активной работы и позволяет увидеть возможности каждого члена совета дела.
В конце учебного года подводятся итоги работы ученического самоуправления, определяются лидеры в каждой из номинаций.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Слайд 64. Ожидаемый результат.
Воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
• любящей свою малую и большую Родину;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
К концу сентября на классном собрании были приняты «Законы нашей жизни».
Слайд 65. ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ
…………………………………………………………………………………………………
Слайд 66. «Семья – родина ребенка» (работа с родителями)
Цель:
создание условий для максимального сближения интересов родителей
и педагогов по формированию личности выпускника.
Слайд 67. Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
формирование позиции будущего семьянина.
Слайд 68. Работа с родителями предполагается по следующим направлениям:
………………………………………………………………………………………..
Слайд 69. Ожидаемый результат:
осознание обучающимися ценностей брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
повышение уровня родительской культуры у родителей обучающихся;
повышение уровня воспитанности школьников.
Слайд 70 - 71
Годовой круг традиционных дел
Особое место в жизни класса , конечно же, отведено традициям. Это важный компонент ВС.
В классе сложился годовой круг праздников и традиций: «Праздник Первого звонка», осенние походы в Зауральную рощу, «День Учителя», мероприятия по профилактике наркомании и СПИДа», «День Матери», «Новогодний карнавал», комплекс мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, «Праздник Весны », «Вахта памяти», «Зарница», «Последний звонок», а также «Трудовые десанты», «Дни Здоровья», выставки рисунков, конкурсы плакатов, дискотеки.
Слайд 72. Механизм реализации
Успешность развития воспитательной системы класса зависит от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ним избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности.
Данная воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10 - 11 классы). Я выделила четыре этапа в развитии воспитательной системы:
1 этап – сентябрь – декабрь 2010 год – этап проектирования воспитательной системы.
На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определение перспектив классного коллектива.
2 этап – январь-август 2011 год – этап становления системы.
Внедрение разработанной воспитательной системы, реализация основных направлений и идей. Апробация выбранных методов и форм.
3 этап - сентябрь – декабрь 2011 год - реализация, стабильное функционирование системы.
Подведение первых итогов реализации воспитательной системы. Проведение сравнительных анализов, изучения результатов и эффективности воспитания.
*девиз: «делай как лучшие из нас!»
*самоуправление
*формирование индивидуального «лица» класса
*традиции класса
4 этап - январь-август 2012 год – этап завершения функционирования системы.
Приближение ученика к модели выпускника.
Слайд 73. Взаимодействия и формы работы
В реализации В С задействован большой круг людей – педагоги, родители, администрация. У каждого участника воспитательного процесса свои цели, задачи, формы работы…Несомненно, основная роль отводится классному руководителю.
Классный руководитель – организатор жизнедеятельности классного коллектива.
Слайд 74 - 75. Территория социального партнерства
Для жизнедеятельности коллектива важное значение имеет связь с внешней средой, т.к. взаимодействие с родителями, руководителями и членами секций, кружков, ветеранами войны и труда и другими взрослыми, наличие друзей из ближнего социального окружения обогащает жизнь учащихся и способствует их социализации.
Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир
в учебно-воспитательной работе
Главной задачей воспитательной деятельности является стремление к тому, чтобы выпускники соответствовали параметрам модели личности.
Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом:
ВЫПУСКНИК
Конкурентоспособная, разносторонне развитая личность, обладающая высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способная к самореализации, профессиональному самоопределению.
…………….………………………Слайд 76…………………………………
Слайд77. Достижения и результаты функционирования системы
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректировки в первоначально созданную модель.
Критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:
воспитанность учащихся;
защищенность и комфортность ребенка в классе;
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
сформированность классного коллектива;
проявление индивидуальности («лица») классной общности.
В соответствии с данными критериями подбираются методы и приемы изучения результативности воспитательного процесса. Целесообразно использовать такие
методики как:
Диагностика воспитанности учащихся………………………………………………
Социометрия
Методика «Наши отношения» (Фридман Л.М. и др.)
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Жедунова Л.Г.)
Методика “Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью” (А.А.Андреев)
Методика «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы» (А.А. Андреев)
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
методика А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
И всё-таки, можно сказать, что мы достигли положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;
в классе преобладает атмосфера доброжелательности;
десятиклассники и их родители имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в классе;
классный коллектив сформирован;
класс имеет свое «лицо» в школе.
Слайд 78. И если можно выразить мою педагогическую философию
одной формулой, то эта формула такова: «Мой личный успех - в успехе моих учеников».
Заключение
Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит Человек. Всё в новом веке будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека XXI века. А вследствие этого, во многом от работы учителя, воспитателя зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на его истинное место в обществе.
Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение наших детей не стало «потерянным» поколением? Можно ли сделать школу островком нравственности, доброты, любви, порядочности в том неспокойном мире, который окружает нас?
Слайд 79. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если сам ребенок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видят в ребенке прежде всего хорошее».
И я, как педагог, всегда ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию, только тогда вырастет настоящий ЧЕЛОВЕК.
Слайд 80. СПАСИБО!!!