Авторская концепция
учителя начальных классов МКОУ «Бодеевская СОШ»
Крючковой Светланы Михайловны
Гуманистический принцип развития личности младшего школьника.
« Ребенок - это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможем стереть или только перечеркнуть и вложить своё содержание.
Страшный закон? Нет, прекрасный. Поищи в своем чужом ребенке эту дремлющую свою частицу. Быть может, и разгадаешь, быть может, даже и разорвешь.
Ребенок и беспредельность
Ребенок и вечность.
Ребенок – пылинка в пространстве.
Ребенок - момент во времени» - Я. Корчак
Какие пронзительные слова! Как страшно и ответственно, ибо учитель (т.е. я) берет на себя ответственность провести по этому отрезку времени чьё-то отдаленное «я», славшее в веренице предков.
Перечитывая « Педагогическое наследие» (а это И. Песталоцци, Ж. Руссо, Д. Локк, Ушинский, Я. Корчак, А. Макаренко, в. Сухомлинский), я прихожу к выводу: на сколько они современны! И постепенно выковываются мои взгляды, моя концепция, концепция учителя школы глубинки, школы, где учатся дети сельчан, школа, где вместе русские, цыгане, азербайджанцы, украинцы. Это сложная работа. Как найти тот верный путь, по которому идет сельский учитель, что будет главным направлением, от чего нужно оттолкнуться?
Так, в раздумьях, родился первый и главный принцип: гуманистическое начало в любом деле. Всегда стоять на позиции добра, человечности, любви к детям. Это уже половина успеха. Школа должна стоять для любого ребенка местом, где он должен чувствовать себя «как дома». Здесь он не только раскрывает себя, он входит в новый социум, и учитель должен позаботиться о том, чтобы ему было комфортно, тонко, не давая ребенку разочароваться, учитель постепенно снимает все бартеры. Другими словами, в работе с коллективом должен действовать принцип психологической комфортности.
Это означает, что комфортность предлагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, снятие высокого уровня тревожности, порождающих школогенные неврозы, все то, что разрушает здоровье ребенка.
Комфортность предполагает такую атмосферу на уроке, которая стимулирует развитие духовного потенциала, их креативность.
Даже, психиатрическая комфортность связана с учетом и развитием у ученика реальных мотивов учения. Здесь мы должны всегда помнить, что ребенок никогда не будет успешен, если учебная деятельность будет идти « из-под палки» Как бы ни был велик авторитет учителя или родителей, в детях должен преобладать внутренние, личностные мотивы, а не внешние, авторитарные.
Поэтому такие мотивы должны обязательно включать мотивацию успеха, школьник должен ощущать свое движение вперед, т.е. у него должна быть перспектива.
Кроме того , всем ясно, что одинаковых детей нет, как и одинаковых способностей, один будет идти легко и быстро, другой медленными и трудными шагами. Ни на минуту учитель не должен сомневаться в том, что каждый идет верно, пусть медленно, но его любое достижение есть - победа. По моим наблюдениям, каждый ребенок хочет получить знание, и если не дать ему погасить интерес- толк будет. «Личность воспитывает личность» Это давно стало аксиомой. Так каким же я вижу учителя именно начальных классов. Прежде всего, я следую за одним из главных поступков Я. Корчака. Мысль в том, что вопреки мнению, что ребенок лишь будущий человек, а детство лишь подготовительный этап к взрослой жизни. Любой ребенок - полноценный человек. Я.Корчак пишет: «Детей нет - сеть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Отсюда вывод: педагогика является наукой не о ребенке, а о маленьком человеке.
И краеугольная идея о гуманности обучения раскрывается с первого знакомства. Со школьниками: видеть в них не объект для дополнения знаниями, не материалом для своих педагогических экспериментов, а человека с его радостями и печалями, человека – индивидуума. Помочь ему раскрыться, занять достойное место в его социуме (классе и школе) - вот первая задача педагога.
Самой первой задачей учителя - является задача изучения особенностей каждого ребенка. Учитель должен в своей кладовой иметь знания о детях, причем всё: от его способностей, уровня интеллекта до всяких ньюансов в семье, от умения учиться до психофизического здоровья. Учитель должен понимать, как будет вести себя семья: будет ли это тонкий , умный помощник или сторонний наблюдатель. Эта учительская особенность называется - эмпатией, т.е. способностью видеть внутренний мир ребенка, проникать в его чувства, сопереживать им.
Более сложная задача - активное воздействие на ученика, динамизм личности, который проявляется в инициативе, гибкости, многообразии воздействий и в возможности педагога ловить изменения ситуации и продумывать в связи с ними необходимую стратегию педагогических воздействий.
Но ещё, может быть, сложнее, кроме умения «владеть другим», «владеть собой». Кто-то из великих сказал: «Угрюмого учителя нельзя подпускать к школе на пушечный выстрел» Встретить ребенка с улыбкой, расположить к себе, убрать психологический барьер, дать ребенку раскрыться - вот цена доброжелательности и улыбки. Недаром об этом писал и говорил Карнет» Улыбайтесь!»-это девиз всех тех, чья работа связана с людьми. Кроме того Карнет символически изображает на берегу р. Колорадо огромный дуб, который был неподвластен бурям и прибоям, на « маленькие жучки подточили исполина». Поэтому я всегда помню «свою» задачу в отношениях с детьми: нельзя дать « маленьким жучкам беспокойства» вторгаться в жизнь маленьких людей. Их надо избегать, снимать, от них надо защищать душу ребенка. Таким образом, утверждая свою гуманистическую позицию, я считаю залогом успеха учителя его любовь к детям, глубокое знание их внутреннего мира, доброжелательность, обладание высокоразвитою способностью владеть собой, а именно проявлять эмоциональную устойчивость: выдержку, самообладание.
Есть мнение, что школа выполняет социальный заказ государства, т.Е. нужны будущие специалисты, высокообразованные, хваткие, успешные. Да, разумеется, если наше будущее и будущее страны, мы и должны их нацеливать на будущую трудовую деятельность, т.е. чтоб все были успешными. Я вижу в этом что-то не совсем несовместимое с моими принципами. Говорят, сейчас время успешных людей. Времена любые - зависят от людей- успешных сегодня единицы, потому что для этого не только надо иметь характер и установку, « цель оправдывает средства», но и образование( желательно 2), учеба за границей, у сельских учеников возможности эти очень малы. Как же быть им – детям колхозников, безработных? Я на первое место ставлю воспитание хорошего человека, профессионала, пусть без 2-х высших, но профессионала, с заложенной школой и семьей установкой: один день- хотя бы одно доброе дело. Мысль не нова…… Один из самых почитаемых императоров Рима правил по этой схеме. В ноябрьском номере 2013 года Нина Андреева пишет: « Капитализм на сегодня подвел человечество к грани самоуничтожения
Мы наблюдаем глубочайший кризис человеческой личности: проповедь однополых браков- болезни или извращенности, ведущих к вымиранию человечества, проповедь насилия, жестокости, порнографии…..
Да, это так. Я- учитель, и я ответственна за все это, хотя бы отдаленно. Но я возвращаюсь к мысли о том, что нет плохих и хороших времен, а есть трудные времена, спасение от которых мы находим в людях . А мне на мысль приходят другие факты, есть Чулпан Хаматова и центры здоровья, открытые на деньги спонсоров, есть детский дом под крылом И. Кобзона, есть тысячи операций для детей, оплаченных самыми разными людьми. Есть дальневосточная трагедия, когда мал и велик поднялись наше сограждане. Но более всего меня греет мысль о растущем движении волонтеров. Они делают землю чище, а людей добрее, они добровольцы- спасатели. И в глубине души я вижу в их рядах своих учеников, по крайней мере, я буду об этом им рассказывать.
Теперь об обучении.
В методической почте масса современных определений, понятий, схем, таблиц. Я их читаю и у меня напрашивается одно слово: «Проще!» Технологии, современная школа. Да все есть, а главное есть и у меня, но сколько выспренных слов.
Одна из заповедей учителя- не давать знания в готовом виде, а подводить ребят к знаниям. Есть разные для этого способы, они существовали и раньше, но зато теперь их называют проблемно-диалогической технологией. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает задачу, анализирует способы её решения, выдвигает и проверяет свои гипотезы. Суть поиска проста: учитель при помощи диалога помогает самим « открыть» знания.
Часто включаю разноуровневое задание , дифференцированные карточки. Детям нравятся работать в группах, где ведущие сильные ученики подтягивают тех, кто не может так быстро справиться с заданием
Сейчас нельзя обойтись на уроках без компьютера.. Мы идем в компьютерный класс и наш помощник выполняет дидактические функции. Качественно- это новый, более качественный уровень преподавания, он помогает наглядному представлению , вызывает интерес детей, делает тренинг умений и навыков и их контроль.
Компьютер – величайшее достижение человеческого разума, но он же и « вселенская помойка» . Здесь вместе с родителями мы следим, чтоб дети не засиживались за ним, чтоб боевики, фильмы-ужастики, « страшилки» как можно меньше тревожили детей, чтоб компьютер был для ребят информативным необходимым ресурсом.
Одной из самых трудных работ с детьми я считаю технологию формирования типа правильной читательской деятельности.
Чтение – основа сегодняшних и будущих знаний. Человек читает хорошо, быстро, с понятием- будет легко по истории, географии, физике, химии. Ребенок, читающий по слогам в 95% потенциальный двоечник. В основе чтения лежит тренировка, многократное текста, для этого нужно время и усидчивость. В масштабах страны сегодня идет борьба за возвращение России статуса самой читающей страны, все больше стран вводят изучение русского языка. В Китае открыли памятник А,С, Пушкину, китайцы тысячами добровольно и платно записываются в кружки по изучению русского языка . Пожалуй чтению на определенном этапе я больше всего уделяю время. Вместе с родителями мы пытаемся довести процесс сначала до белого чтения., потом до « чтения глазами». В прцессе работы с текстом учащиеся обучаются приемам понимания прочитанного: думают над смыслом заглавия, соотносят текст с иллюстрацией, объясняют и уточняют значение слов учатся вниманию к оттенкам значения слов, составляют план и озаглавливают части текста. Ребята эстетически переживают прочитанное. Размышляя над прочитанным, они учатся азам литературоведческого анализа.
Ответы на вопросы по содержанию, пересказ текста, описание картинок, составление устных рассказов, высказывание собственных суждений о прочитанном –все это делается для развития устной речи . От чтения в немалой дозе зависит грамотность человека. Я также много занимаюсь грамотностью моих учеников.
Технология оценки учебных заданий.
Цель этой технологии – на этапе контроля обеспечить отражение принципов личностно –
Ориентировочной образовательной системы.
Задачи, которые я ставлю:
а) Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний;
б) Развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих
действий, находить и исправлять ошибки:
в) Ориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем, сберечь психологическое здоровье детей.
Есть мнение профессора Вахтерова о том, что « чем развитие, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество из них составлены».
Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес - ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Вновь привожу высказывания мудрого Я . Коменского: « Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью.. Учением можно и нужно заниматься у увлечением , с интересом, а не просто по обязанности! К чему я и стремлюсь.
Я Я стараюсь всегда помнить основные пути познания:
- от простого к сложному
- от известного к неизвестному
- от близкого к далекому.
Для формирования учебных интересов соблюдаю принципы: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
На каждом этапе урока я повышаю интерес к учебе .Задания подбираю так, чтоб они были доступны по изложении., красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ..
Мой стаж работы позволяет мне давно усвоить, что прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Игра ставит учащихся в условиях поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым , ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх формируются и и нравственные качества личности. Немецкий психолог К. Гросс называет игры начальной школой поведения.
Я люблю школу, свою работу , « своих» детей. Я люблю размышлять о прошедшем дне, о поведение моих воспитанников. Удачи в отношениях с ними приносят мне радость, неудачи не дают спокойно спать. Утром в школу я « мчусь». И все же не люблю лозунги по отношению к детям. Работа так многогранна, успех всегда переплетается с неурядицами. Поэтому я за медленный путь.
6