СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концептуальные основы развития читательской грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Концептуальные основы развития читательской грамотности»

МОУ Гимназия №4 г.Можайска    Концептуальные основы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся Филимоненкова Н.Н. Учитель истории и обществознания

МОУ Гимназия №4 г.Можайска

Концептуальные основы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся

Филимоненкова Н.Н.

Учитель истории и обществознания

 Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский План Что такое читательская грамотность? Основные методики измерения читательской грамотности Виды заданий для обучения читательской грамотности Методики, помогающие формированию читательской грамотности

Читать – это ещё ничего не значит:

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

План

  • Что такое читательская грамотность?
  • Основные методики измерения читательской грамотности
  • Виды заданий для обучения читательской грамотности
  • Методики, помогающие формированию читательской грамотности

1.Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Ключевой критерий эффективности национальной системы образования: Пятнадцатилетний ученик с большей вероятностью закончит школу и продолжит образование, если обладает достаточно высоким уровнем читательской грамотности. Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения.

1.Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Ключевой критерий эффективности национальной системы образования:

  • Пятнадцатилетний ученик с большей вероятностью закончит школу и продолжит образование, если обладает достаточно высоким уровнем читательской грамотности.
  • Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения.

Что такое читательская грамотность? Опора на внетекстовое задание Опора на текст Найти извлечь информацию Осмыслить, оценить текст Интегрировать, интерпретировать информацию Содержание текста Форма текста

Что такое читательская грамотность?

Опора на внетекстовое

задание

Опора на текст

Найти извлечь информацию

Осмыслить, оценить

текст

Интегрировать, интерпретировать информацию

Содержание текста

Форма текста

Умения развитого читателя умения, целиком основанные  на тексте, извлекать информацию и строить на ее основании простые суждения Группы умений умения, основанные на собственных размышлениях  о прочитанном

Умения развитого читателя

умения, целиком основанные

на тексте, извлекать

информацию и строить на ее

основании простые суждения

Группы умений

умения, основанные на

собственных размышлениях

о прочитанном

  Основные методики измерения читательской грамотности   «Тяни-толкай»: В РФ: разработана специалистами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, 2010-ые годы; 4-9 классы (между PIRLS и PISA); Цель – оценить читательские умения: «вычитывание», интерпретацию текста, оценку текста.  В названии методики отражена обращённость исследователей к разным возрастным группам детей: к началу, середине и концу основной школы. «Толкать» – чтобы продвинуть способность до следующего этапа обучения. «Тянуть» – чтобы охватить всех.

Основные методики измерения читательской грамотности

«Тяни-толкай»:

  • В РФ: разработана специалистами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, 2010-ые годы;
  • 4-9 классы (между PIRLS и PISA);
  • Цель – оценить читательские умения: «вычитывание», интерпретацию текста, оценку текста.
  • В названии методики отражена обращённость исследователей к разным возрастным группам детей: к началу, середине и концу основной школы. «Толкать» – чтобы продвинуть способность до следующего этапа обучения. «Тянуть» – чтобы охватить всех.
  Виды заданий для обучения читательской грамотности

Виды заданий для обучения читательской грамотности

Работа в позиции «читатель» Непосредственно-эмоциональное вслушивание Мотивация читателя Вычитывание (интерпретация, толкование) текста Позиция читателя

Работа в позиции «читатель»

Непосредственно-эмоциональное

вслушивание

Мотивация

читателя

Вычитывание (интерпретация, толкование) текста

Позиция

читателя

Виды заданий для обучения читательской грамотности   1 . Найти и извлечь ( сообщение или информацию ). 2. Интегрировать и интерпретировать ( сообщение ). 3. Осмыслить и оценить ( сообщение ). Вопросы на умение найти и  извлечь информацию из текста

Виды заданий для обучения читательской грамотности

1 . Найти и извлечь ( сообщение или информацию ).

2. Интегрировать и интерпретировать ( сообщение ).

3. Осмыслить и оценить ( сообщение ).

Вопросы на умение найти и извлечь информацию из текста

Вопросы на умение найти и извлечь информацию из текста В явном виде: Ответ по тексту по совпадающим ключевым словам В неявном виде: Ответ в виде синонимов

Вопросы на умение найти и извлечь информацию из текста

  • В явном виде:
  • Ответ по тексту по совпадающим ключевым словам
  • В неявном виде:
  • Ответ в виде синонимов
Вопросы на умение интерпретировать и интегрировать текст  Интерпретация Извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Выводы из текста, главные и второстепенные детали, вывод о прошлом. Интеграция Объединение отдельных частей текста в целое. Вопросы о сходстве-различии, о причинно-следственных связях. Название текста, восстановление пропуска в таблице и т.п.

Вопросы на умение интерпретировать и интегрировать текст

Интерпретация

  • Извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
  • Выводы из текста, главные и второстепенные детали, вывод о прошлом.

Интеграция

  • Объединение отдельных частей текста в целое.
  • Вопросы о сходстве-различии, о причинно-следственных связях.
  • Название текста, восстановление пропуска в таблице и т.п.
Вопросы на умение осмыслить и оценить сообщение текста Необходимо связать информацию из текста с «внетекстом» = своими предыдущими знаниями, опытом, чувствами. Вопросы на оценку содержания текста с точки зрения своего опыта, высказать свое мнение. Вопросы на оценку формы текста с точки зрения ценности данного текста для определенных задач.

Вопросы на умение осмыслить и оценить сообщение текста

  • Необходимо связать информацию из текста с «внетекстом» = своими предыдущими знаниями, опытом, чувствами.
  • Вопросы на оценку содержания текста с точки зрения своего опыта, высказать свое мнение.
  • Вопросы на оценку формы текста с точки зрения ценности данного текста для определенных задач.
Виды заданий   на установление последовательности событий с выбором ответа со свободно конструируемым ответом

Виды заданий

на установление последовательности событий

с выбором ответа

со свободно конструируемым ответом

Виды чтения с целью приобретения читательского литературного опыта = литературное чтение с целью освоения и использования информации = информационное чтение Цели чтения получить удовольствие; что-то узнать, научиться; участвовать в жизни людей, использующих письменные формы общения.

Виды чтения

  • с целью приобретения читательского литературного опыта = литературное чтение
  • с целью освоения и использования информации = информационное чтение

Цели чтения

  • получить удовольствие;
  • что-то узнать, научиться;
  • участвовать в жизни людей, использующих письменные формы общения.
Уровни читательской грамотности – по 1000-балльной шкале Высший – 625 Высокий – 550 Средний – 475 Низкий – 400 Соотношение целей чтения и типов текстов Читательский опыт (литературное переживание) – художественные тексты Приобретение и использование информации – информационные тексты

Уровни читательской грамотности – по 1000-балльной шкале

  • Высший – 625
  • Высокий – 550
  • Средний – 475
  • Низкий – 400

Соотношение целей чтения и типов текстов

  • Читательский опыт (литературное переживание) – художественные тексты
  • Приобретение и использование информации – информационные тексты
Методики, помогающие формированию читательской грамотности 1. Проблемно-диалогическая технология Цель: научить самостоятельно решать проблемы Средство: открывать знания вместе с детьми 2. Междисциплинарное обучение Цель: создание условий для оптимального раскрытия и развития способностей всех учащихся Средство: метод воспроизведения естественного процесса открытия или познания окружающей действительности 3. Дизайн-мышление Цель: творческий процесс поиска решений в проектировании Средство: эмпатия, творческий процесс 4. Кейс-метод Цель: использование конкретных ситуаций для обучения, актуализация теоретических знаний Средство: анализ графической, мультимедийной,текстовой информации

Методики, помогающие формированию читательской грамотности

1. Проблемно-диалогическая технология

Цель: научить самостоятельно решать проблемы

Средство: открывать знания вместе с детьми

2. Междисциплинарное обучение

Цель: создание условий для оптимального раскрытия и развития способностей всех учащихся

Средство: метод воспроизведения естественного процесса открытия или познания окружающей действительности

3. Дизайн-мышление

Цель: творческий процесс поиска решений в проектировании

Средство: эмпатия, творческий процесс

4. Кейс-метод

Цель: использование конкретных ситуаций для обучения, актуализация теоретических знаний

Средство: анализ графической, мультимедийной,текстовой информации

Результаты мониторинга Мониторинг  читательской грамотности 14.03. 2016 г. Успешность выполнения 58%. Техника чтения 53 сл./мин. Усвоение информации 35% Интегрирование и интерпретирование сообщения текста 27% Размышлять о сообщениях текста и оценивать их 18%  Мониторинг читательской грамотности  16.05. 2017 г. Успешность выполнения 73%. Техника чтения 68 сл./мин. Усвоение информации 47% Интегрирование и интерпретирование сообщения текста 42% Размышлять о сообщениях текста и оценивать их 34%

Результаты мониторинга

Мониторинг

читательской грамотности 14.03. 2016 г.

  • Успешность выполнения 58%.
  • Техника чтения 53 сл./мин.
  • Усвоение информации 35%
  • Интегрирование и интерпретирование сообщения текста 27%
  • Размышлять о сообщениях текста и оценивать их 18%

Мониторинг читательской грамотности

16.05. 2017 г.

  • Успешность выполнения 73%.
  • Техника чтения 68 сл./мин.
  • Усвоение информации 47%
  • Интегрирование и интерпретирование сообщения текста 42%
  • Размышлять о сообщениях текста и оценивать их 34%

Сегодня выпускник школы ХХ I века должен - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Сегодня выпускник школы ХХ I века должен

- уметь самостоятельно приобретать знания;

- применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!