Урок по геометрии в 11 классе
Учитель МБОУ Евдокимовской средней общеобразовательной школы
Ковалева Ж. А.
Конус. Сечения конуса плоскостями.
Цель : 1.Продолжить формирование систематических сведений об основных видах тел вращения.
2. Разобрать определение конуса и подчиненных понятий : основание, вершина, образующая.
3.Рассмотреть сечения конуса , проходящие через вершину , в том числе осевые ,и перпендикулярные оси .
4. Способствовать развитию пространственного воображения учащихся.
Тип : комбинированный
Оборудование : набор геометрических тел : цилиндры, призмы, пирамиды, конусы: полные и усеченный ; предметы имеющие форму конуса или усеченного конуса.
Ход урока :
I Организационный момент : проверить готовность класса к уроку , организовать учащихся на восприятие и выполнение работы.
II Актуализация знаний учащихся :
Давайте повторим пройденный нами материал по геометрии, вспомним курс черчения и попробуем назвать тела, которые находятся у меня на столе (учитель показывает тело – дети его называют).
(Учитель показывает пузырек из – под лекарств). Сочетанием каких геометрических тел образована форма этого предмета? (ученик выходит к доске показывает и называет составные части предмета: 2 цилиндра и усеченный конус)
Давайте внимательно посмотрим на предметы, которые находятся у нас в классе и назовем те из них которые по форме напоминают
конус или усеченный конус. ( ведро, цветочный горшок, ведерко из – под майонеза, указка.)
III Новый материал :
Сегодня мы будем изучать конус. Подпишем тему сегодняшнего урока : « Конус » и нарисуем конус в тетрадях (учитель выполняет рисунок на доске по правилам построения изометрической проекции окружности ( рис. 442 учебника ).
1. Теперь давайте попробуем дать определение конуса. (Конусом называется тело, которое состоит из круга, точки не лежащей в плоскости этого круга и всех отрезков, соединяющих эту точку с точками круга).
Как называются составные части конуса? ( основание , вершина , образующие )
Что называют образующими конуса ? ( отрезки , соединяющие вершину конуса с точками окружности основания )
Что называется высотой конуса ? ( перпендикуляр , опущенный из его вершины на плоскость основания )
Из чего состоит поверхность конуса? ( из основания и боковой поверхности )
2. Прямой конус
Так же как в школьном курсе геометрии мы рассматриваем только прямые цилиндры , конусы мы будем рассматривать тоже прямые. ( учитель показывает прямые конусы )
Какой же конус мы будем называть прямым ?
(если прямая, соединяющая вершину конуса с центром основания, перпендикулярна плоскости основания ).
Что мы можем сказать о высоте прямого конуса (основание высоты совпадает с центром основания ) , об образующих прямого конуса (равны между собой ).
Что называется осью конуса ? ( прямая , содержащая его высоту )
Параграф который мы начали изучать называется « Тела вращения » и мы уже знаем ,что прямой цилиндр можно наглядно представить как тело, получаемое при вращении какой фигуры ? ( прямоугольника около его стороны как оси ).
А как же получить наглядное представление о прямом конусе, как о теле вращения? ( вращение прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси ).
Сечения
Теперь рассмотрим вопрос о сечениях конуса плоскостями.
Каким образом можно провести сечение конуса плоскостью, проходящей через его вершину?
а) сечение проходящее через вершину конуса и не содержащее ось конуса ( разобрать по рис. 444 учебника )
Задаются вопросы : что собой представляет это сечение ? (треугольник )
Какой треугольник и почему? ( равнобедренный , т. к. боковые стороны являются образующими конуса )
б) сечение проходящее через вершину и ось конуса. (рис. 445 учебника, рис.1 на доске ученик строит сечение и комментирует )
Вопросы : как называется такое сечение ? ( осевое )
Что мы можем сказать об этом сечении? ( равнобедренный треугольник, где боковые стороны являются образующими конуса; основание треугольника – диаметр основания конуса )
Р ешаются задачи по рисунку 1 ( устно )
N 9. Радиус основания конуса 3 м, высота 4 м. Найдите образующую.
Решение: из прямоугольного треугольника по теореме Пифагора l2 = 32 + 42 = 25 ; l = 5 м
N 10 Образующая конуса l наклонена к плоскости основания под углом 300. Найдите высоту.
Решение : H= l cos 300 = l /2
Для решения задачи N12 вызвать ученика к доске.
N 12 В равностороннем конусе ( в осевом сечении правильный треугольник ) радиус основания R. Найдите площадь сечения, проведенного через две образующие, угол между которыми равен .(рис 467 учебник)
Решение : l= 2R ; S=1/2 (4R2 sin ) = 2R2 sin .
Мы рассмотрели сечения конуса плоскостями, проходящими через вершину конуса. А что будет представлять собой сечение конуса плоскостью параллельной плоскости основания конуса.
( круг ). Давайте докажем это.
Преобразование гомотетии относительно вершины конуса совмещает сечение конуса с основанием конуса. А так как основанием конуса является круг, следовательно , это сечение тоже круг ; а сечение боковой поверхности – окружность с центром на оси конуса.
Это Теорема 20.2 Плоскость, параллельная плоскости основания конуса, пересекает конус по кругу, а боковую поверхность – по окружности с центром на оси конуса.
Задача N 15 ( разобрана в учебнике ) вызвать ученика для решения (по рис 446 учебника и рис. 2 на доске ).
Конус пересечен плоскостью, параллельной основанию, на расстоянии d от вершины. Найдите площадь сечения, если радиус основания конуса R, а высота Н.
Решение : d / H = r / R, следовательно r = Rd / H. S = R2 d2 / H2.
У сеченный конус.
Обратите внимание, на какие две части разбивает конус плоскость параллельная основанию конуса. Рис 2.
( на меньший конус и усеченный конус )
«Учитель стирает на рисунке меньший конус, получая при этом усеченный конус.»
а) Что мы можем сказать об усеченном конусе ? ( ограничен двумя кругами – основаниями; образующие равны; высота – расстояние между плоскостями основания ; ось – ось исходного конуса ).
б ) изобразите у себя в тетрадях усеченный конус и постройте его осевое сечение.( учитель строит осевое сечение на доске ).
Что из себя представляет осевое сечение усеченного конуса? (равнобокая трапеция с основаниями равными диаметрам оснований усеченного конуса )
Задача : высота усеченного конуса Н. Радиусы усеченного конуса R1 и R2 . Найдите длину образующей. ( по рис. 3 в тетрадях). «решает ученик у доски»
Решение : по теореме Пифагора :
l2= H2 +(R2-R1)2
рис.3
(эту формулу в рамочку )
Задача 19 ( устно по рис. 3) Радиусы оснований усеченного конуса 3м и 6м, высота 4м. Найдите образующую.
Решение : l2= 42+( 6-3 )2 = 16+9 = 25 ; l = 5м
Задача 21 ( письменно ученик у доски по рис. 3 ) Образующая усеченного конуса равна 2а и наклонена к основанию под углом 600. Радиус одного основания вдвое больше радиуса другого основания. Найдите каждый из радиусов.
Решение: пусть х – один радиус, тогда 2х – другой радиус. АК = АО – А1О1 = 2х – х = х. Х = 2а cos 600 = а – один радиус, 2а – другой радиус.
Задача 23 ( письменно по рис .3 ) Площади оснований усеченного конуса 4дм2 и 16дм2. Через середину высоты проведена плоскость, параллельная основаниям. Найдите площадь сечения.
Р ешение: по теореме Фалеса получаем среднюю линию трапеции . Средняя линия трапеции ( диаметр сечения ) равна полусумме оснований , в данном случае сумме радиусов оснований. Следовательно радиус сечения равен полусумме радиусов оснований. Из формулы для площади круга находим радиусы оснований :
Sс еч. = 9 дм2
IV Итоги урока:
Давайте вспомним, а какие предметы по форме напоминающие конус или усеченный конус мы встречаем в повседневной жизни.
Выставление оценок.
V Д / З : п. 184 – 185 , N 11, N 20, N 22.
Приложение 1
Оформление доски перед началом урока
К онус. Сечения конуса плоскостями.
Д/з § 20 п. 184-185
№ 11, 20, 22
рис1 рис 2
Оформление доски в процессе урока
К
l2=H2+(R-R1)2
онус. Сечения конуса плоскостями.
Д/з § 20 п. 184-185
№ 11, 20, 22
№ 12
l= 2R
S=1/2 (4R
2 sin ) = 2R
2 sin .
Длина образующей усеченного конуса
АК=R-R
1 A
1K=H
по теореме Пифагора
рис1 рис 2