Пояснительная записка
Тема «Координатная плоскость» рассматривается в разделе “Координаты на плоскости” курса 6 класса математики.
Эта тема в разделе третья, после «Перпендикулярные прямые», "Параллельные прямые" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и практикой.
Подробное изучение координатной плоскости в 6-м классе обусловлено следующими факторами:
- при работе с координатной плоскостью ученик неоднократно может менять расположение точек, размеры единичных отрезков, что требует от учащихся логического мышления и, следовательно, способствует его развитию;
- построение чертежей, с различными требованиями к соединению точек, а также математических кривых по точкам без шаблона и циркуля полезны для развития графической культуры учащихся;
- имеются широкие возможности для рисования объектов, «зашифровывания слов», представляемые соответствием буква-координата, что позволяет повысить развивающее и воспитательное содержание урока.
Психолого-педагогические особенности учащихся
Главное требование к психологическому развитию учащихся 6-7 классов — произвольность, активность, самостоятельность в учебной деятельности. В этом возрасте учащиеся охотно выполняют практические задания. Однако они требуют детальных инструкций по которым смогут выполнить задание самостоятельно и поэтапно.
Опираться на развитие способностей учащихся требуется на развитие самостоятельного мышления. В это время ученики учатся выделять главное и обобщать информацию, различать главное от второстепенного, сравнивать, делать выводы, доказывать. Содержание учебного материала должно быть направленным на развитие гибкости, критичности, перспективности мышления.
В это время механическая память отходит на второе место. Материал хорошо усваивается в форме вопросов и ответов, материал подается небольшими порциями — абзацами с выделенными выводами, сложный материал подается с развлекательными фрагментами, графические иллюстрации должны быть конкретными и объяснять определенную ситуацию.
Рекомендуется: включать в практические и контролирующие задачи приемы сравнения, обобщения, логического преподавания мысли. Основными процессами данного возраста является развитие рефлексии, чувство взрослости, формирование «кодекса общества».
Цели и задачи изучения темы
Образовательные:
создать условия для развития умений строить координаты точки, используя предметы и образы окружающей действительности;
помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала.
Развивающие:
развитие образного мышления учащихся;
развитие математической речи;
создание условий для творческой самореализации личности, развития познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;
развитие исследовательских способностей.
Воспитательные:
воспитать аккуратность, любовь к предмету;
воспитание настойчивости при решении проблемы;
формирование сотруднических отношений в классе при решении проблемы.
Предполагаемый результат
Ученик знает:
- основные понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки;
- свойства точек координатной плоскости;
Ученик умеет:
- определять координаты точки, заданной в координатной плоскости и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения; аккуратно вести записи и выполнять построения в тетради или на бумаге.
Используемые технологии, методы,
формы организации деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рисунки, школьные инструменты.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, творческий.
Формы познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока
Организационный момент
Устный опрос
Работа с текстом
Самостоятельная работа
Индивидуально-коллективная работа
Доклады (домашняя поисковая деятельность)
Домашнее задание
Рефлексия