Приёмы самоконтроля
Умение контролировать свою деятельность – одно из важнейших условий успеха в учёбе.
1. До начала работы:
Представь, какой результат ты предполагаешь получить.
Определи общий объём работы, время которого она потребует.
Наметь основные этапы работы, с чего начнёшь, что будешь выполнять потом.
Прикинь, что для тебя представляет наибольшую трудность, на чём придётся задержаться.
Определи, как ты будешь проверять результат, что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержимое, оформление, отсутствие ошибок)
В каком порядке ты будешь проверять, по каким образцам и нормам будешь оценивать.
2. В ходе работы:
Старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат.
Несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту, результат которого ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки в работе.
3. В конце работы:
Если допустил ошибку и нашёл в работе, стремись не только исправить её, но и найти причины.
Для этого постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ВЕДУЩИЙ КАНАЛ
ВОСПРИЯТИЯ
Для определения твоего ведущего канала восприятия выбери из пары высказываний подходящий тебе вариант и обведи в кружок соответствующую букву. Подсчитай, сколько букв А (аудиал), В (визуал), К (кинестетик) и Д (дигитал) ты получил и занеси результаты в нижнюю строку таблицы.
1. Чтобы разобраться в необычной обстановке, я обычно: |
В | Смотрю | Слушаю | А |
А | Слушаю | Полагаюсь на внутреннее чувство | К |
К | Полагаюсь на внутреннее чувство | Конструирую модель ситуации | Д |
Д | Конструирую модель ситуации | Смотрю | В |
В | Смотрю | Полагаюсь на внутреннее чувство | К |
А | Слушаю | Конструирую модель ситуации | Д |
| 2. Для восприятия песни мне важнее: |
В | Ясность, чистота звучания | Мелодия | А |
А | Мелодия | Эмоциональный настрой | К |
К | Эмоциональный настрой песни | Смысловая нагрузка текста | Д |
Д | Смысловая нагрузка текста | Ясность, чистота звучания | В |
В | Ясность, чистота звучания | Эмоциональный настрой песни | К |
А | Мелодия | Смысловая нагрузка текста | Д |
3. Когда я хочу понять сложный материал, то: |
В | Подчеркиваю слова, смотрю на текст | Проговариваю вслух | А |
А | Проговариваю вслух | Записываю прочитанное | К |
К | Записываю прочитанное | Обдумываю значение слов, фраз | Д |
Д | Обдумываю значение слов, фраз | Подчеркиваю слова, смотрю на текст | В |
В | Подчеркиваю слова, смотрю на текст | Записываю прочитанное | К |
А | Проговариваю вслух | Обдумываю значение слов, фраз | Д |
4. Когда я расслабленно лежу в ванной, то: |
В | Передо мною проплывают приятные картины | Я наслаждаюсь тишиной | А |
А | Я наслаждаюсь тишиной | Я погружен (а) в приятную негу | К |
К | Я погружен (а) в приятную негу | Пользуюсь возможностью поразмышлять | Д |
Д | Пользуюсь возможностью поразмышлять | Передо мною проплывают приятные картины | В |
В | Передо мною проплывают приятные картины | Я погружен (а) в приятную негу | К |
А | Я наслаждаюсь тишиной | Пользуюсь возможностью поразмышлять | Д |
5. В свободный день я бы предпочел (предпочла): | |
В | Посетить выставку | Сходить на концерт | А |
А | Сходить на концерт | Расслабиться в сауне | К |
К | Расслабиться в сауне | Послушать выступление известного человека | Д |
Д | Послушать выступление известного человека | Посетить выставку | В |
В | Посетить выставку | Расслабиться в сауне | К |
А | Сходить на концерт | Послушать выступление известного человека | Д |
| 6. Я знаю, что произвел (произвела) хорошее впечатление, когда: |
В | На меня восторженно, с уважением смотрят | Слышу вокруг одобрительные интонации | А |
А | Слышу вокруг одобрительные интонации | Мне пожимают руку, обнимают | К |
К | Мне пожимают руку, обнимают | Мне поясняют, что понравилось | Д |
Д | Мне поясняют, что понравилось | На меня восторженно, с уважением смотрят | В |
В | На меня восторженно, с уважением смотрят | Мне пожимают руку, обнимают | К |
А | Слышу вокруг одобрительные интонации | Мне поясняют, что понравилось | Д |
7. Я знаю, что мною недовольны, когда: |
В | У собеседника неприветливое выражение лица | Разговаривают сухим тоном | А |
А | Разговаривают сухим тоном | Не хотят подойти, избегают | К |
К | Не хотят подойти, избегают | Критикуют, высказывают замечания | Д |
Д | Критикуют, высказывают замечания | У собеседника неприветливое выражение лица | В |
В | У собеседника неприветливое выражение лица | Не хотят подойти, избегают | К |
А | Разговаривают сухим тоном | Критикуют, высказывают замечания | Д |
8. Когда я выражаю симпатию, поддержку, то: |
В | Смотрю с одобрением | Говорю приветливым тоном | А |
А | Говорю приветливым тоном | Прикасаюсь, пожимаю руку | К |
К | Прикасаюсь, пожимаю руку | Сообщаю, что понравилось | Д |
Д | Сообщаю, что понравилось | Смотрю с одобрением | В |
В | Смотрю с одобрением | Прикасаюсь, пожимаю руку | К |
А | Говорю приветливым тоном | Сообщаю, что понравилось | Д |
В - | % - | А - | % - | К - | % - | Д - | % - |
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
Тебе, конечно, хорошо известна народная мудрость о том, что ВСЕХ ДЕЛ НЕ ПЕРЕДЕЛАТЬ?
Действительно, часто человеку мешает начать выполнение какой-то работы мысль о слишком большом ее объеме. Поэтому необходимо научиться выделять главное.
Используя Таблицу 1, выполни следующее:
Запиши все дела, которые тебе предстоит сделать, в таблицу.
Отметь маркером (текстовыделителем) одного цвета самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь.
Другим цветом выдели те дела, которые можно отложить до выходных дней, выпиши их на отдельном листе и прикрепи этот список магнитом к холодильнику (или на другое видное место).
Третий маркер тебе пригодится, чтобы выделить дела, которые можно отложить до каникул; выпиши их. Вложи список в отдельную папку «Что я буду делать на каникулах».
А может быть, есть что-то, что вообще можно не делать? Если такие дела найдутся, оставь их невыделенными.
Таблица 1
АЛГОРИТМЫ-ПАМЯТКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
НА ЗАНЯТИЯХ В РАМКАХ МОДУЛЯ «УСПЕХ В УЧЕБЕ»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Запомнить большое количество информации, например, темы по истории или географии (включающей в себя не один параграф учебника) очень сложно.
Давай попробуем пофантазировать и представить автобус ранним утром, в который набивается огромная толпа. И вот двери закрываются и многие люди остаются на улице, но если бы они не толпились, а аккуратно распределились, кто и где будет стоять и сидеть, наверное, в автобус вошло бы гораздо большее количество человек. Так и в твоей голове – огромное количество информации необходимо четко распределить для того, чтобы ничего не забыть, и в этом тебе поможет составление опорного конспекта.
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, у которой есть ряд преимуществ. Во-первых, составляя такую «шпаргалку», ты еще раз прорабатываешь весь необходимый материал. Во-вторых, ты имеешь возможность структурировать свои знания, «разложить все по полочкам». И, наконец, в-третьих, грамотно и точно воспроизведешь изученный материал на уроке.
В основе такого конспекта лежит выделение главных, ключевых слов, деление темы на более мелкие фрагменты, а также использование системы условных обозначений, знаков, символов и т. д.
Не жалей времени для составления опорного конспекта, придумывай свои символы. Мы рекомендуем использовать большие листы бумаги, маркеры или фломастеры.
Опорный конспект в виде таблицы. Такой вид конспекта удобен при изучении различных событий, фактов и т.д. и их последствий и причин. Например, тема по курсу истории может быть представлена следующим образом:
Индустриализация
Источники. | Направления. | Результаты. |
Повышение таможенных пошлин (1891). | Строительство железных дорог (транссиб 1893-1902, КВЖД-1896). | За 1890-е годы – рост промышленного производства в 2 раза, в т.ч. тяжёлой – в 3 раза, лёгкой – в 1,5 раза. Создание национальной тяжё- лой промышленности. |
Ввоз иностранного капитала (60 % инвестиций). | Создание новых отраслей производства (вагоностроительная, медепрокатная, цементная, резиновая). | Укрепление финансовой системы. |
Банковская реформа. | Ускорение роста старых отраслей (производство чугуна и стали выросло в 3 раза, добыча угля и нефти – в 2,7 раза). | Возникновение новых промышленных районов (Кузбасс, Донбасс, Баку). |
Опорный конспект в виде схемы. С помощью схемы легко запомнить факты, события, действия, даты, исторических деятелей и т.д. Здесь тебе предстоит дать волю своей фантазии и творческим способностям. Например «Противоречия развития в сельском хозяйстве»:

Тезисный план. Его можно составить, записывая основные мысли разделов большой темы.
Развернутый план.
Цитатный план. При составлении такого плана текст или целая тема делится на смысловые части, из которых выделяются ключевые фразы (цитаты). Эти фразы, записанные в необходимом порядке, помогут тебе при ответе на уроке.
Опорный конспект - Карта памяти имеет свою структуру, составляется по определенным правилам. При создании карты памяти используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы. Кроме того, оставление и использование карты памяти доставляет удовольствие, на нее приятно смотреть.
Правила составления карты памяти:
расположи лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально;
начни работу с цветного рисунка и названия темы в центре;
нарисуй жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы темы;
основные линии дополни другими, обозначающими ключевые слова, основные факты;
слова пиши печатными буквами и сопровождай схематичными рисунками;
не заключай слова в рамки различной конфигурации.
Работа с учебником
1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.
2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.
3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника.
4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже).
5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал».
Как обобщать
Выдели главное понятие из данного тебе задания.
Проверь, как понимаешь его смысл.
Отбери основные типичные факты из материала. данной темы.
Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируйте материал, проследи его развитие.
Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.
Как сравнивать
Установи основание для сравнения.
Определи цель сравнения: для чего сравниваешь?
Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями.
Сделай вывод из сравнения.
Занятие: Для чего нужны планы
На этом занятии мы узнаем, как научиться все успевать, и никуда не опаздывать.
Основой хорошей организации времени является план. Для того чтобы правильно спланировать свое собственное время, необходимо:
А. Хотеть спланировать.
Б. Уметь спланировать или знать, как это сделать.
Если ты хочешь стать организованным человеком, который все всегда успевает сделать, то я расскажу тебе, как научиться планировать свой день.
Умение планировать.
1. Ни в коем случае не планируй очень много дел на один день. С таким планом трудно справиться.
2. Планируй только ту работу, которую ты обязательно должен выполнить в определенный срок.
3. Планируй, если только можешь, с запасом. Это значит: планируй на 20–30 % времени больше, чем нужно по твоим расчетам для выполнения данного дела. Это очень важно, потому что работа человека в отличие от машины протекает с различным напряжением и в разном темпе, что мы не всегда можем предвидеть. План не должен быть напряженным.
4. Чтобы составить реальный план, постарайся точно себе представлять:
– что ты должен выполнить в определенный день или неделю;
– с какой скоростью ты работаешь, выполняя задания по определенным предметам. Для этого надо в течение нескольких дней проверить, сколько времени уходит на подготовку разных предметов, а потом подсчитать среднее время для каждого предмета.
5. Составляя план, смотри на себя не как на человека, которым бы ты хотел быть, а как на такого, каким ты бываешь ежедневно. Здесь важно правильно оценить себя (вспомните о самооценке).
6. Не забывай планировать не только работу, но и отдых.
7. Если тебе удалось выполнить план, запиши это на листке с планом. Если нет, то напиши причины, по которым тебе не удалось это сделать.
Памятка «Как составлять план»
1. Ты самостоятельно или осознанно принимаешь предложенную тебе кем-то цель. При этом ты должен задать себе три вопроса:
что ты делаешь?
для чего ты делаешь?
как ты делаешь?
2. Составляем план = программу действий. План нужно проговорить, а лучше написать. Можно сделать план через цепочку (если, то...).
3. В процессе выполнения плана внимательно проверяй, правильно ли ты работаешь, не допускаешь ли ошибок. А если они появились, проверь не только конкретный пункт, но и весь план в целом.
Упражнение на составление плана.
Пример: необходимо составить план встречи с незнакомым человеком, чтобы задать ему интересующий вопрос. Для этого необходимо составить план-действие.
1. Куда идти.
Надо не только иметь правильный адрес (который желательно не забыть дома), но и разработать оптимальный маршрут.
2. Когда идти.
Надо знать точное время встречи, чтобы заблаговременно выйти, учитывая время на транспорт и его ожидание.
3. С кем встретиться.
Если человек незнаком, нужно знать его характерные приметы.
4. О чем спросить. Необходимо знать цель встречи.
Упражнения.
А теперь попробуйте самостоятельно составить план:
1) подготовки к поездке в Москву;
2) подготовки классного мероприятия, например, встречи Нового года.
Занятие: Учимся планировать
На этом занятии мы узнаем, почему иногда хорошие планы так трудно выполнить.
Хорошая организация рабочего времени связана не только со способностью составить план, но и с другими вопросами.
Вот они:
1. Умение отказаться от какого-то дела.
2. Умение выполнять определенные дела в определенное время.
3. Использование нужных методов и приемов в зависимости от характера работы.
4. Необходимые внешние условия.
5. Психологическая подготовка.
Отказ от какого-либо дела:
– нужно определить, какие дела для тебя очень важны, какие менее, а от каких в принципе можно отказаться. Каковы будут последствия невыполнения всех этих дел? Откажись от выполнения неважных или менее важных дел.
Определенные дела в определенное время:
– попеременное выполнение умственной и физической работы в большинстве случаев способствует более быстрому выполнению как одной, так и другой работы, но соотношение умственной и физической работы 4:1 или 6:1;
– в большинстве случаев быстрее выполнишь задание, требующее мышления, в ранние утренние часы, но при условии, что в предыдущий день ты внимательно и детально ознакомишься с его содержанием;
– работу на запоминание в целом выполнишь быстрее вечером, если это будет последнее умственное дело уходящего дня. На следующий день текст следует повторить.
Занятие: Как достичь цели?
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо следующее.
Для тех, кто хочет научиться развивать волю, характер, обязательно нужно научиться управлять своим временем, стать организованным человеком.
Нужно иметь план работы, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться. Уже говорилось, что развитие навыков саморегуляции – длительный и в некотором отношении бесконечный труд. И здесь, как и в любой серьезной работе, нужно составить четкий, конкретный план. Это второе непременное условие.
Обязательно выработать критерии успеха и неудачи, а также формы их регистрации.
Например, вы воспитываете у себя привычку вовремя садиться за уроки. Успех не сводится к тому, чтобы «вовремя усадить себя за стол», необходимо научиться правильно оценивать, что вы успели за время (40–45 минут) «сидения» за столом, какова ваша продуктивность.
Очень важно записывать все этапы работы, начиная с постановки задачи самовоспитания, выработки плана работы и критериев успеха.
Лучше всего завести тетрадь, где вы ежедневно будете отмечать свои успехи и неудачи.
Для предстоящих занятий необходимы часы (желательно с секундной стрелкой) и «секундант», человек, который будет следить за правильностью выполнения упражнений, хотя бы на первых порах.
Памятка «Как достичь цели»
1. Управление временем.
Упражнения «Замри», «Прогулка», «Книга», «Телевизор», «Зарядка», «Будильник», «Письменный стол».
2. Планирование:
– учет и контроль выполнения упражнений;
– анализ неудач.
3. Работа по плану:
– выполнение плана;
– внесение изменений;
– окончательное выполнение плана.
Занятие: Работа с целями
Цель: научить школьников выдвигать конкретные цели и достигать их реализации.
Опыт работы показывает, что учащиеся не умеют ставить четкие, легко проверяемые цели.
Формулировки целей должны быть краткими, предельно конкретными и фиксироваться письменно.
Для достижения результатов в обучении ставить цели, целесообразно использовать методику одноминутных целей американского психолога С. Джонсона (Джонсон С., Джонсон К. Одноминутный учитель. Перевод с английского Е. Г. Генделя. – Мн.: ООО «Попурри», 2002).
Инструкция по работе с одноминутными целями
1. Я спокойно обдумываю, чего хочу (достичь, научиться, каким быть и т. п.) |
2. Я записываю свои цели от первого лица, в настоящем времени. Пример: «Я лучше слушаю объяснения в классе, и теперь быстрее выполняю домашние задания» |
3. Я излагаю цели кратко – чтобы прочесть их всего за одну минуту |
4. Я стараюсь описать хорошие чувства, которые связаны с достижением цели. Пример: «Я с радостью получаю четверку по математике» |
5. Я устанавливаю срок, когда цель будет достигнута. Пример: «Я спокойно получаю «5» 13 декабря на контрольной работе по физике» |
6. Перечитывая цель, стараюсь пережить те хорошие чувства, которые связаны с ее достижением |
7. Я несколько раз в день выделяю 1 минуту, чтобы перечитать свои цели и чтобы понять, в чем мое поведение соответствует их достижению (что я реально делаю для их достижения) |
8. Если мои действия помогают достичь цели (отлично!), я тут же проговариваю себе, что именно делаю правильно (или почти правильно), запоминаю свои хорошие чувства по этому поводу – продолжаю с успехом, ставлю новые цели |
Если мои действия не соответствуют целям (внимание!), я честно и конкретно говорю себе, что именно сделано неверно, я чувствую свой промах. Чем хуже я себя чувствую, тем лучше усвою, что мне совсем не нужны такие действия. Я хозяин своему поведению, я выбираю, как мне поступать, перенацеливаю свое поведение, уточняю цели