№п/п | Раздел / тема урока | Основное содержание урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Домашнее Задание | Дата По плану | Дата По факту |
Раздел 1. Особенности строения цветковых растений (14 ч) |
1. | 1.Общее знакомство с растительным организмом | Покрытосеменные растения, особенности строения. Среда обитания. Жизненные формы. | Характеризовать покрытосеменные растения. Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Объяснять различие вегетативных и генеративных органов. Определять жизненные формы покрытосеменных растений. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей покрытосеменных | П 1 | | |
2. | 2. Семя | Семя — орган размножения и расселения растений. Многообразие форм семян. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Семена двудольных и однодольных растений. Значение семян в природе и жизни человека. Лабораторные работы «Строение семян двудольных растений» и «Строение семян однодольных растений» | Описывать строение семени. Характеризовать значение каждой части семени. Сравнивать строение семени однодольного растения и семени двудольного растения, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение семян в природе и жизни человека. | П.2 | | |
3. | 3.Корень. Корневые системы | Корень — вегетативный орган. Виды корней (главный, придаточные, боковые). Типы корневых систем (стержневая, мочковатая). Видоизменения корней (запасающие корни, воздушные корни, ходульные корни, дыхательные корни, корни-присоски). Значение корней. Лабораторная работа «Строение корневых систем» | Различать и определять виды корней и типы корневых систем. Характеризовать значение корневых систем. Объяснять взаимосвязь строения и функций корневых систем. Характеризовать значение видоизменения корней. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах видоизменения корней. | П.3 | | |
4. | 4.Клеточное строение корня | Корневой чехлик. Зоны корня (деления, роста, всасывания, проведения). Корневые волоски. Рост корня. Лабораторная работа «Строение корневых волосков и корневого чехлика» | Различать и определять на рисунках, таблицах, микропрепаратах зоны корня. Объяснять взаимосвязь строения клеток различных зон корня с выполняемыми ими функциями. | П.4 | | |
5. | 5. Побег. Почки | Строение побега. Строение и значение почек. Рост и развитие побега. Лабораторная работа «Строение почки» | Называть части побега. Аргументировать вывод: побег — сложный вегетативный орган. Различать и определять на рисунках, таблицах, натуральных объектах виды почек. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Характеризовать почку как зачаточный побег. | П.5 | | |
6. | 6. Многообразие побегов | Разнообразие стеблей по направлению роста. Видоизменения побегов: надземные (колючки, кладонии, усы, утолщённые стебли) и подземные видоизменённые побеги (корневище, луковица, клубень). Лабораторные работы «Строение луковицы», «Строение клубня», «Строение корневища» | Определять особенности видоизменённых побегов. Различать и определять на рисунках, таблицах, гербарном материале и натуральных объектах видоизменённые побеги. Объяснять взаимосвязь строения видоизменённых побегов с выполняемыми ими функциями | П.6 | | |
7. | 7. Строение стебля | Значение стебля. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в толщину. Годичные кольца. Лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение стебля» | Описывать внешнее строение стебля. Характеризовать значение стебля для растения. Называть внутренние части стебля, определять выполняемую ими функцию. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением | П.7 | | |
8. | 8. Лист. Внешнее строение | Особенности внешнего строения листа. Многообразие листьев. Жилкование листа. Листорасположение. Лабораторная работа «Внешнее строение листа» | Описывать внешнее строение листа. Различать листья простые и сложные, черешковые, сидячие, влагалищные. Определять типы жилкования и листорасположения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением | П.8 | | |
9. | 9.Клеточное строение листа | Внутреннее строение листа. Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц. Строение проводящих пучков (жилок). Листья и среда обитания. Значение листьев для растения (фотосинтез, газообмен, испарение воды). Видоизменения листьев (колючки, чешуйки, листья-ловушки). Значение листьев для животных и человека. | | П.9 | | |
10. | 10. Цветок | Цветок — видоизменённый укороченный побег. Строение цветка. Значение цветка в жизни растения. Многообразие цветков (обоеполые, однополые). Однодомные и двудомные растения. Лабораторная работа «Строение цветка» | Распознавать на рисунках, таблицах и натуральных объектах части цветка. Называть части цветка и выполняемые ими функции. Определять двудомные и однодомные растения. | П.10 | | |
11. | 11. Соцветия | Значение соцветий в жизни растения. Многообразие соцветий. Лабораторная работа «Строение соцветий» | Характеризовать значение соцветий. Описывать основные типы соцветий. Различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы соцветий. | П.11 | | |
12. | 12. Плоды | Плод — генеративный орган растения. Строение плода. Разнообразие плодов. Значение плодов в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Плоды» | Объяснять роль плодов в жизни растения. Определять типы плодов. Проводить классификацию плодов. | П.12 | | |
13 | 13. Распространение плодов | Способы распространения плодов и семян (саморазбрасывание, распространение семян водой, ветром, животными и человеком), биологическая роль этого процесса | Объяснять биологический смысл распространения плодов и семян. Описывать способы распространения. Устанавливать взаимосвязь строения плодов и способа их распространения | П.13 | | |
14. | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Особенности строения цветковых растений» | | Тестирование | П.1-13 | | |
| | | | | | |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент Вызов Актуализация знаний | 1.Проверяет готовность учащихся к уроку 2. Система оценивания на уроке. 1. Предлагает иллюстрации различных растительных организмов и просит назвать. Как называются эти растения? Расшифруйте слово: Сообщает, что сегодня урок будет посвящен типам корней, которые встречаются у многообразия растений, без которых невозможна жизнь на земле. 2. Демонстрирует слайды презентации и подводит учащихся к формированию темы урока. 3.Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о корнях. 4.Предлагает учащимся заполнить первую колонку в таблице «Знаю» Знаю | Хочу узнать | до | после | | 5.Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о корнях? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать виды корней Определите, по каким направлениям можно различить корневую систему у разных растений ( самые маленькие размеры, самые длинные размеры, самые разнообразные по внешнему виду) | 1.Слушают учителя 2. Принимают систему оценивания. 1. Называют предложенные объекты и определяют зашифрованное слово - корень 2. Поочередно высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока. 3.Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. 4.Заполняют левую колонку в таблице «Знаю» 5.Определяют критерии изучения корневых систем -строение и распространение -многообразие -процессы жизнедеятельности -значение И заполняют колонку «хочу узнать» |
Осмысление | 1.Организует работу в группах. 1 группа изучает строение стержневой корневой системы: 1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня. Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой. 2. Доказать, что стержневая корневая система отличается от других корневых систем. 2группа изучает строение мочковатой корневой системы: 1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня. Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой. Используя текст параграфа и рисунки, составьте кластер «Типы корневых систем» │ │ 3 группа изучает видоизменения корней разнообразных растений Используя текст параграфа и рисунки, составьте кластеры Видоизменённые корни │ │ │ │ Изучить их отличительные особенности, найти и показать. Презентация; 1. «Виды корней». 2. «Типы корневых систем» | 1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией и представляют отчет в форме схем на доске, прикрепляя части корневых систем растений. 3. Проводят сравнение строения корневых систем. 4. Подбирают гербарии растений с разными типами корневых систем. 5. Отображают информацию графически. 1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией и представляют отчет в форме схем на доске, прикрепляя части корневых систем растений. 3. Проводят сравнение строения корневых систем. 4. Подбирают гербарии растений с разными типами корневых систем. 5. Отображают информацию графически. 6. Объясняют новые понятия 1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией и представляют отчет в форме схем на доске, прикрепляя части корневых систем растений. 3. Отображают информацию графически. 4.С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет 5. Используют ПК. |
Усвоение новых знаний Рефлексия | 1.Организует выступления групп 2. Заполнить рабочие тетради по итогам отчета 3. Заполнить вторую часть таблицы «Знаю» Записывают дом. задание: §3, заполнить таблицу 1.Задание: Составить синквейн по теме «Корень» 2. Выбрать смайлик, оценив свое настроение в конце урока. Посмотрите на смайлик. Какой смайлик наиболее близок Вам по настроению? Какого бы смайлика вы забрали с собой, уходя сегодня с урока? | 1. Подводят итоги, выступают по своему заданию. 2. Подсчитывают баллы за работу. 3.Выполняют задания в рабочей тетради 4.Делают выводы, что нового они узнали о корнях и корневых системах и составляют синквейны. 5.Оценивают свою деятельность 1. Подводят итоги, выступают по своему заданию. 2.Выполняют задания в рабочей тетради. 3.Делают выводы, что нового они узнали о корнях и типах корневых систем. 4.Составляют синквейны. 5.Оценивают свою деятельность. |