СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция дизорфографии у младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема очень нужная для работы с детьми,которые не могут применять правила русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция дизорфографии у младших школьников»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области





ДОКЛАД

на тему:

«Коррекция дизорфографии у младших школьников »



Подготовила:

учитель-логопед

Храмцова Л.В.







2017 год.






Введение



Одним из требований ФГОС является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных и потенциальных возможностей, смог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.

С каждым годом увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной речи (дисграфия и дизорфография).

Принято выделять следующие формы дисграфии: 

1. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений, нарушением зрительного образа букв и графомоторных навыков.

Проявления оптической дисграфии: обучающиеся переворачивают буквы, пишут их зеркально, путают сходные по написанию буквы (пишут вместо печатной буквы [Р] — [В], вместо [Б] — [Г], вместо прописной буквы [Д] пишут прописную [Б] и т.д.). Так же сюда относят ошибки в количестве элементов буквы, дети не дописывают или пишут лишние элементы букв. Так же путают сходные по написанию буквы,  например обучающиеся вместо прописной [И] пишут [Ш], вместо[М] пишут [Л]. Так же дело обстоит и с цифрами:  вместо цифры [9] пишут [6], разворачивают цифры в другую сторону и т.п.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия отражает на письме неправильное произношение, так как письмо базируется на внутреннем проговаривании. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах фонетически близких по звучанию звуков. Например, если ребенок заменяет в речи звук [Р] на [Й] (йама вместо рама), он так же и напишет.

3. Акустическая дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации) звуков нашей речи.

Ошибки при акустической дисграфии: дети путают, смешивают на письме такие буквы, как: [п — б], [с – з], [к – кь],  [с-ш], [ч – щ], [с – з] (козочка – косочка, дуб – дуп, кит – кыт, щука – чука).

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе этой формы дисграфии лежат нарушения таких форм фонематического анализа и синтеза, как деление слов на слоги, вычленение звуков, из которых состоит слово, деление предложений на слова и т.д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется: в пропусках букв в словах (пока вместо полка), добавлении, перестановке  букв  (кошка – коша, стул – тсул, клали — калали), в пропусках, добавлении и перестановке слогов (комната – комта), написании слитно предлогов и отдельно приставок (наступила — на ступила), в слиянии двух слов в одно (контоминации), например: копит вместо кот спит

5. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи.

Проявления аграмматической дисграфии: страдает словообразование, словоизменение, нарушается согласование, трудности в синтаксическом строе речи, что проявляется в ошибках при конструировании сложных предложений: пропусках членов предложений, нарушениях последовательности слов в предложениях. Например: теленки вместо телята, девочки бежит, около ней, синяя шарф, она гулял, моя солнышко. Дисорфография вызывает обилие орфографических ошибок, например при написании словарных слов малако, при написании безударных гласных лисная.

Можно также встретить термин дискалькулия, которая связана с нарушением счетных операций. Обучающиеся часто ошибаются в написании цифр, путая их, неправильно записывают условия задач, ошибаются в выполнении счетных операций, путая + и — и т.д.

Итак, при устранении дисграфии первая задача  – провести логопедическое обследование обучающегося и выявить ошибки, которые чаще всего встречаются у ребенка, т.е. определить форму дисграфии.  Надо помнить, что в основном дисграфии бывают сложными или сочетанными, когда проявляются признаки нескольких форм дисграфии (например, аккустическая и оптическая). Затем задача учителя- логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенными  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции конкретных видов дисграфии.

Дизорфография – особая категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. Ребёнок не видит «опасного» места, не обнаруживает орфограммы в слове и соответственно не может решить орфографическую задачу, не может самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод.

Такие дети не только должны знать правило, но также понимать, что в слове есть звуки в сильных и слабых позициях и они располагаются в различных частях речи. У детей отмечаются трудности усвоения операций и способов проверки слов. Они не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма( например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определённой многооперационной проверки.

При диагностировании дизорфографии проверяются самостоятельные работы учащихся ( сочинения и изложения). Даются задания на проверку усвоения и применения основных правил начальной школы.

Ежегодно проводятся в 3-4 классах школы исследования. Всего участвуют около 130 обучающихся в конце учебного года. Из них видно, что 20% детей имеют дизорфографию.

Исходя из классификации И.В.Прищеповой, выделяется три вида дизорфографии по степени выраженности:

Тяжёлая ( низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего).

Средняя ( в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне).

Лёгкая ( ученики выполняют более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные – на среднем и высоком уровнях).

Исследовав обучающихся, позволяет учителям-логопедам организовать коррекционную работу более эффективно и целенаправленно.



Тематическое планирование по преодолению дизорфографии



1.Формирование фонематических процессов:

  • Выделение гласных и согласных звуков из слов;

  • Определение количества и последовательности звуков в слове;

  • Слоговой анализ и синтез слов;

  • Выделение из слов ударных слогов и гласных букв;

  • Дифференциация звонких и глухих согласных;

  • Дифференциация мягких и твердых согласных;

  • Гласные второго ряда (обозначение двумя звуками);

  • Анализ значений слов-паронимов;

  • Фонетический разбор слов.

2. Формирование орфографической зоркости:

  • Родственные слова;

  • Дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;

  • Морфемный разбор слова;

  • Дифференциация близких по написанию и значению морфем;

  • Выделение «ошибкоопасных» мест в слове;

  • Подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;

  • Подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;

  • Ассоциативные ряды при работе со словарными словами;

  • выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;

  • Падежные формы имен существительных;

  • Согласование прилагательных с существительными в падеже, роде, числе;

  • Согласование прилагательных, местоимений, числительных с существительными;

  • Согласование глаголов с существительными в роде, числе;

  • Личные окончания глаголов;

  • Употребление предлогов;

  • Дифференциация предлогов и приставок;

  • Правописание разделительных «ь» и «ъ»;

  • Правописание «ь» на конце существительных, глаголов, прилагательных;

  • Правописание –тся, -ться в глаголах.

3. Формирование связной речи:

  • Словосочетания и предложения;

  • Составление предложений из слов;

  • Составление текста из предложений;

  • Пересказ текста;

  • Составление текста по сюжетным картинкам;

  • Выделение логико-смысловых связей текста.

4. Формирование психических процессов:

  • Развитие пространственных представлений;

  • Развитие долговременной речеслуховой памяти;

  • Развитие произвольного слухового и зрительного внимания;

  • Развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!