СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция дизорфографии у младших школьников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика коррекции дизорфографии у младших школьников по методике О.И.Азовой прекрасно работает в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция дизорфографии у младших школьников.»

Коррекция дизорфографии у младших школьников по методике О.А.Азовой.

  1. Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.

При реализации этого направления решаются следующие задачи:

  • Совершенствование звукопроизношения и звукослоговой структуры слова.

  • Развитие слогового анализа и синтеза.

  • Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове.

  • Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов).

  • Формирование фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Развитие звукового анализа осуществляется в тесной взаимосвязи с морфемным анализом, с выделением общей морфемы и определением ее звукового состава в сильной позиции.

  1. Формирование лексического компонента.

Работа по формированию словаря включает обогащение словаря, уточнение значения слов и развитие его семантической структуры по различенным лексическим темам.

Большое внимание уделяется работе над антонимами, синонимами, паронимами, многозначными словами.

  1. Дифференциация значения различных частей речи.

Дети учатся различать части речи, преобразовывать слова из одной части речи в другую по вопросам, по корням слов, дифференцировать части речи с помощью графических изображений, по картинкам, по конечной части слова.

  1. Уточнение грамматического значения слов.

Коррекционная работа включает уточнение грамматических значений: число существительных, прилагательных и глаголов; род и падеж существительных и прилагательных; одушевленность и неодушевленность, собственность и нарицательность существительных.

  1. Формирование морфологических обобщений и словоизменения.

  2. Формирование словообразовательных моделей и словообразования.

  3. Дифференциация родственных слов.

  4. Развитие морфемного анализа.

  5. Формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения.

  6. Формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков.

  7. Развитие внимания, памяти, мышления.

  8. Усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенции и орфографических знаний, умений и навыков.

Особо хочется отметить, то что Азова О.И. предлагает применять в работе по коррекции дизорфографии принцип «квантования» орфографического правила. «Квантование правила» предполагает, что правила предъявляются не все сразу перед процессом автоматизации, а определенными квантами, дозами. Чтобы усвоить то или иное правило ребенок должен овладеть несколькими операциями (квантами), каждая из которых сама по себе должна войти в навык прежде, чем ребенок приступит к изучению данного правила.

Пример правила «Разделительный мягкий знак (ь)»

I квант: Уметь быстро производить морфемный анализ: «видеть» морфемный состав слова.

II квант: Уметь дифференцировать гласные и согласные буквы.

III квант Уметь дифференцировать оппозиционные звуки по твердости - мягкости.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые приемы, которые успешно использую в коррекционной работе.

На занятиях я использую ручки с тремя цветами: красный, зеленый, синий.

Например, при изучении правила на разделительный мягкий знак.

Дети пишут все слово синей пастой, ь — зеленой, гласную, которую отделяет мягкий знак, — красной: стулья, колья.

При работе с однокоренными словами, использую стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова». Необходимо нарисовать дерево, в корень «посадить» слово сад, а из него «вырастут» однокоренные слова. Дети сами придумывают слова и с удовольствием прикрепляют на крону волшебного дерева. А затем начинаю каждое занятие с данного вида работы, предлагаю корень, а ребята придумывают однокоренные родственные слова. При этом корень надо писать печатными буквами, корневую гласную — красным, а значок корня — зеленым. В однокоренных родственных словах также выделяем корневую гласную и сам корень. Эта работа длительная.

Считаю, что важно добиться того, чтобы корень сам «высвечивался» в каждом слове. Для этого на занятиях предлагать игру «Лото однокоренных слов» (в наборе 30 карточек со словами и 40 маленьких карточек с корнями).

У каждого ребенка карточка со словами. Я называю корни слова и показываю соответствующую карточку с корнем. Дети закрывают слова с этим корнями фишками. Пока кто-то не закроет все 6 слов. Выигравший читает свои слова, называя корень. Остальные дети - слова с этим же корнем. Ученики записывают однокоренные слова и составляют предложения с данными словами.

Считаю, что очень эффективна работа со словообразовательными моделями.

  1. Зрительное восприятие структуры слова по модели рисунку.

Особенностью этих заданий является графическая подача словообразовательной модели: корневые пустоты заполняются рисунком, который дает информацию о значении этой морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.

  1. Накопление групп одноструктурных слов.

Постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.

  1. Образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели.

На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов.

Формулировка заданий к таким упражнениям может звучать, например так:

- от слов … образуйте имена существительные (прилагательные, глаголы) по указанной модели.

Выполнение подобного анализа способствует обогащению словарного запаса учащихся.

  1. Поиск загаданного слова по модели – отгадке.

Детям предлагается загадка, в качестве подсказки может служить словообразовательная модель.

Работа может сопровождаться дополнительными заданиями:

- назовите два слова той же модели, что и слово – отгадка. Что общего во всех этих словах? Покажите, какой значимой частью слова они отличаются.

Можно предложить школьникам найти «спрятанное» слово по указанной модели и по данному однокоренному слову, которое подсказывает ребенку, какой корень нужно «вставить» в графическую модель, чтобы получилось загаданное слово:

  1. Сопоставительный анализ слов, внешне сходных по составу.

В процессе подобного анализа формируется умение разбора по составу слов одной модели, а также слов, имеющих внешнее сходство в строений.

  1. Графическое изображение гнезд однокоренных слов с помощью словообразовательных моделей.

Работу по составлению гнезд однокоренных слов с использованием графической записи словообразовательной моделей можно сопровождать разнообразными заданиями, например, такими:

- внимательно рассмотрите запись. Найдите спрятанные в ней слова и запишите их буквами, обращая на правильное написание корней.

- напишете зашифрованные слова. Что их объединяет и в чем состоит их различие?

  1. Поиск слов одной словообразовательной модели в тексте.

В коррекционной работе можно использовать прием поморфемного проговаривания и поморфемного письма.

В отличие от слогового проговаривания, поморфемное требует четкого произнесения каждой морфемы в слове. Этот способ орфографического чтения является значительно более сложным для ребенка 3-4 классов, так как предполагает наличие способности вычленять морфемы в процессе записи слова и до его записи.

При этом сначала ученик проводит привычную для него работу – по слоговое проговаривание, затем записывает слово и после этого, зрительно воспринимая написанное слово, ученик пытается осмыслить его структуру и четко проговорить каждую морфему. Такой анализ проводится на начальных этапах введения поморфемного проговаривания. Затем постепенно у детей формируется способность «увидеть» морфемную структуру слова до его записи, отчетливо проговорить каждую морфему слова и после этого безошибочно записать его по морфемам.

Прием поморфемного проговаривания полезно подкреплять и поморфемным написанием слова. Этот прием заключается в том, что при записи слова в нем с помощью черточек отделяется одна морфема от другой:

При поморфемном письме ученик осмысляет морфемный состав слова в процессе его написания.

Моя практика показывает, что прием поморфемного написания дает положительные результаты при условии систематического использования на занятиях. Можно предлагать учащимся записать отдельные слова, словосочетания, предложения, которые предлагаются в процессе зрительного восприятия (списывания) или восприятия на слух (различного вида диктовки).

В коррекционной работе использую прием орфографического чтения. При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребенок видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется. Вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое.

В своей работе использую устные диктанты: диктую предложение – ученик проговаривает его орфографически.

Считаю, что хороший результат дает упражнение «Фото глаз». На доске столбиком записываю слова например: группы однокоренных слов или синонимы. Слова демонстрирую непродолжительное время (20–30 сек., в зависимости от количества слов), затем столбики закрываю. Ученики записывают то, что запомнили, потом проверяют слова. Другой вариант этого упражнения: не записывая, просто проговорить орфографически.

На занятиях с целью формирования орфографической зоркости предлагаю следующие игры

  • Игра «Найди опасное место».

- Я буду произносить слова. А вы хлопните в ладоши, если услышите звук, которому при письме нельзя доверять

  • Игра «Светофор».

- Покажи красный сигнал светофора или зажги красный огонёк, если только найдёшь опасное место в предложении.

  • диктант «Проверяю себя».

Отличие его от обычного: пропуск букв, представляющих трудности в их написании.

Произношу слово. Дети проговаривают и записывают, пропуская трудные орфограммы. Так, постепенно от слов переходят к предложению. После записи предложения ученики ставят в скобках после предложения цифру, соответствующую количеству вопросов, которые возникли в процессе написания. Например: Выпал первый пушистый снег. (2)

При работе со звуковыми схемами учу детей обозначать «ошибкоопасное место» в схеме слова. Ученики находят кружок, обозначающий например безударную гласную и превращают его в треугольник.

Таким образом считаю, что система логопедической работы по устранению дизорфографии должна быть направлена на формирование орфографической зоркости, фонематических, лексических, словообразовательных, грамматических операций и их интеграцию, на развитие мышления, памяти, внимания, а также на формирование программирования последовательности языковых операций, их реализацию и контроль в процессе орфографической деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!