СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция отклонений у детей с ТМНР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Если ребенок не может высказаться, если ему трудно двигаться, если он не все понимает, но он все чувствует. Наша задача  помочь ему овладеть альтернативным языком коммуникации, и самое главное - дать ему радость общения.  

Просмотр содержимого документа
«Коррекция отклонений у детей с ТМНР»

Коррекция поведенческих отклонений у обучающихся с ТМНР.

Термин ТМНР, как правило, применяется в отношении детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, имеющих и другие нарушения, для обозначения трёх и более выраженных нарушений развития (например, дети с тяжёлой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения). У меня уже был опыт работы с детьми с ТМНР, правда с дошколятами. Начиная работать с детьми нашей школы, я уже имела представление о данной группе детей. Познакомившись с детьми, я еще раз убедилась, что нарушения разнообразны и имеют разную силу проявления. В одном классе дети, которые относятся к группе ТМНР, имеют разный уровень развития когнитивных функций, коммуникации, социальных связей, физических возможностей и т.д.

Моей целью работы как педагога-психолога при сопровождении детей с ТМНР - способствовать преодолению отклонений в социально-эмоциональном и умственном развитии этой категории детей.

Конечная цель психологической коррекции при любом варианте аномального развития это социальная адаптация.

В первую очередь в своей работе я устанавливаю эмоциональный контакт с ребенком, доверительные отношения, чтобы ребенку было комфортно находиться в кабинете психолога. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального взаимодействия является предпосылкой когнитивного развития ребенка: если эмоциональная сфера – его сильная сторона, на нее можно опираться в организации коррекционной работы, если она является слабой стороной, ее развитие должно стать первоочередной задачей коррекции. Есть особо тяжелые случаи, когда эмоционально- личностная коррекция не играет особой роли, так как личность остается в недоразвитом состоянии. Здесь коррекция личности направлена на волевой компонент, важно научить адекватно и безопасно выражать свои чувства, необходимо сформировать поведенческие навыки. Наиболее эффективна работа методом поведенческой терапии: позитивное подкрепляется, к негативному применяются санкции.

При проведении диагностики и отслеживания результатов развития, учитывая индивидуальные особенности и компенсаторные возможности каждого ребенка данной группы, использую методы «следящей диагностики». Сюда входят метод наблюдения за обучающимся, метод опроса родителей и классного руководителя. Я разработала диагностический лист для опроса родителей и классных руководителей, который помогает мне иметь представление о развитии тех или иных функций и навыков ребенка. На основе диагностики выстраивается дальнейшая коррекционно – развивающая работа. Задача которой - способствовать повышению возможности усвоения программного материала СИПР через развитие психических функций, социальных навыков, коррекцию нарушений поведения отдельно взятого обучающегося.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий его жизни и воспитания. Успешность коррекции характеризуется возможностью использования привитых навыков. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в данный момент, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

В связи с тем, что у ребенка с ТМНР имеется множество нарушений, мешающих усвоению опыта, моя работа имеет комплексный характер. На каждом занятии решается целый комплекс задач. Это развитие и коррекция мелкой моторики, развитие и коррекция познавательных процессов, коррекция нарушений поведения. И, конечно, обязательно развитие социальной активности, ведь эти дети проявляют низкий интерес к другому человеку. Каждое занятие стараюсь сделать максимально занимательным. Убеждена, что появление интереса к обучению у обучающихся в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других психических процессов.

Планирование индивидуальных занятий примерное. Расписываю игры, упражнения, которые будут отрабатываться в этом месяце. Детально запланировать работу невозможно, так как рабочее состояние ребенка изменяется по независящим от меня причинам и часто положительный сдвиг в овладении навыками, развиваемыми и тренируемыми на занятии, может быть сведён к нулю из-за метеозависимости обучающегося, обострении сопутствующих нарушений и др. Также у каждого ребенка может быть разный темп усвоения предлагаемых заданий. Поэтому такой особенностью работы с детьми ТМНР является готовность педагога в любой момент изменить в соответствии с эмоциональным и психофизическим состоянием обучающегося план занятия.

Дети с выраженным нарушением интеллекта в большей мере нуждаются в четкой структуре занятия, постоянно повторяющихся ритуалах. Каждое наше занятие, как групповое, так и индивидуальное начинается с приветствия. Так как речь у многих детей отсутствует либо очень слабо развита, наряду с речевым приветствием мы здороваемся пальчиками, руками, кулачками, кивком головы. Дети сначала здороваются по подражанию с психологом, а как только этап приветствия хорошо освоен, здороваются в парах, а также по желанию с тем ребенком, с которым хотят. Заканчивается занятие также ритуалом прощания, когда дети встают в круг и кладут ладонь на ладонь и говорят «До свидания». Неговорящим детям этот ритуал также нравится, и они стараются, произнося доступные им звуки.

В течение 30- 40 минутного занятия обучающиеся задействованы как минимум в 7-8 видах деятельности. Упражнения, нацеленные на общение, обязательно сменяются заданиями, требующими от ребенка концентрации внимания и ручных навыков. В работе использую сказкотерапию. Такая смена видов деятельности предупреждает чрезмерное возбуждение ребенка и является профилактикой переутомления.

В связи с тем, что игровая деятельность привлекательна для обучающихся,

в занятия обязательно включаю игры. Дают хорошую эмоциональную разрядку игры с мыльными пузырями, с воздушными шарами, шифоновыми платочками.

Итогом занятия всегда является расслабление, отдых в сенсорной комнате. Дети наблюдают за световыми эффектами, отдыхают в шариковом бассейне, рисуют в песочнице с подсветкой. Как показывает практика, отдыху большинство детей нужно целенаправленно учить, т.к. часто процессы возбуждения преобладают у данной категории детей.

Форм и приемов коррекционной работы на самом деле очень много. Рассказывать о них можно бесконечно долго.

В заключении хотелось бы сказать:

Если ребенок не может высказаться, если ему трудно двигаться, если он не все понимает, но он все чувствует. Наша задача помочь ему овладеть альтернативным языком коммуникации, и самое главное - дать ему радость общения. Лично я испытываю чувство морального удовлетворения, когда ребенок уходит от меня довольным, и когда заметны результаты моей работы.







































































































В каждом занятии присутствует терапевтический компонент. …



Например, Соня С. получает поощрения за рабочее поведение на занятии, когда ребенок не отвлекается на другие темы и не привлекает к себе внимание хныканьем. Сережа и Семен получают вознаграждения за речевую активность, попытки говорить громко и ясно. Лариса получает вознаграждения каждый раз когда откликается на имя с помощью зрительного контакта. Цели в коррекции поведения постоянно меняются и усложняются в процессе работы. Так целью в групповой работе с Артуром было добиться, чтобы ребенок выдерживал время группового занятия пассивно наблюдая за происходящим. На данный момент времени Артур получает вознаграждение, если зашел в кабинет психолога спокойно без сопротивления, ведь это является на данный момент основным препятствием к работе. В большинстве случаев ребенок уже является активным участником на занятии и даже стал больше взаимодействовать с одноклассниками.



Таким образом все наши совместные усилия дают возможность ребенку, этому маленькому человеку состояться человеком. Наши совместные усилия направлены на повышение качества жизни, которое будет проявляться в том, что ребенок будет себя более комфортно чувствовать в обществе, сможет максимально быть самостоятельным.