Коррекция поведенческих отклонений у обучающихся с ТМНР.
Термин ТМНР, как правило, применяется в отношении детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, имеющих и другие нарушения, для обозначения трёх и более выраженных нарушений развития (например, дети с тяжёлой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения). У меня уже был опыт работы с детьми с ТМНР, правда с дошколятами. Начиная работать с детьми нашей школы, я уже имела представление о данной группе детей. Познакомившись с детьми, я еще раз убедилась, что нарушения разнообразны и имеют разную силу проявления. В одном классе дети, которые относятся к группе ТМНР, имеют разный уровень развития когнитивных функций, коммуникации, социальных связей, физических возможностей и т.д.
Моей целью работы как педагога-психолога при сопровождении детей с ТМНР - способствовать преодолению отклонений в социально-эмоциональном и умственном развитии этой категории детей.
Конечная цель психологической коррекции при любом варианте аномального развития это социальная адаптация.
В первую очередь в своей работе я устанавливаю эмоциональный контакт с ребенком, доверительные отношения, чтобы ребенку было комфортно находиться в кабинете психолога. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального взаимодействия является предпосылкой когнитивного развития ребенка: если эмоциональная сфера – его сильная сторона, на нее можно опираться в организации коррекционной работы, если она является слабой стороной, ее развитие должно стать первоочередной задачей коррекции. Есть особо тяжелые случаи, когда эмоционально- личностная коррекция не играет особой роли, так как личность остается в недоразвитом состоянии. Здесь коррекция личности направлена на волевой компонент, важно научить адекватно и безопасно выражать свои чувства, необходимо сформировать поведенческие навыки. Наиболее эффективна работа методом поведенческой терапии: позитивное подкрепляется, к негативному применяются санкции.
При проведении диагностики и отслеживания результатов развития, учитывая индивидуальные особенности и компенсаторные возможности каждого ребенка данной группы, использую методы «следящей диагностики». Сюда входят метод наблюдения за обучающимся, метод опроса родителей и классного руководителя. Я разработала диагностический лист для опроса родителей и классных руководителей, который помогает мне иметь представление о развитии тех или иных функций и навыков ребенка. На основе диагностики выстраивается дальнейшая коррекционно – развивающая работа. Задача которой - способствовать повышению возможности усвоения программного материала СИПР через развитие психических функций, социальных навыков, коррекцию нарушений поведения отдельно взятого обучающегося.
Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий его жизни и воспитания. Успешность коррекции характеризуется возможностью использования привитых навыков. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в данный момент, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».
В связи с тем, что у ребенка с ТМНР имеется множество нарушений, мешающих усвоению опыта, моя работа имеет комплексный характер. На каждом занятии решается целый комплекс задач. Это развитие и коррекция мелкой моторики, развитие и коррекция познавательных процессов, коррекция нарушений поведения. И, конечно, обязательно развитие социальной активности, ведь эти дети проявляют низкий интерес к другому человеку. Каждое занятие стараюсь сделать максимально занимательным. Убеждена, что появление интереса к обучению у обучающихся в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других психических процессов.
Планирование индивидуальных занятий примерное. Расписываю игры, упражнения, которые будут отрабатываться в этом месяце. Детально запланировать работу невозможно, так как рабочее состояние ребенка изменяется по независящим от меня причинам и часто положительный сдвиг в овладении навыками, развиваемыми и тренируемыми на занятии, может быть сведён к нулю из-за метеозависимости обучающегося, обострении сопутствующих нарушений и др. Также у каждого ребенка может быть разный темп усвоения предлагаемых заданий. Поэтому такой особенностью работы с детьми ТМНР является готовность педагога в любой момент изменить в соответствии с эмоциональным и психофизическим состоянием обучающегося план занятия.
Дети с выраженным нарушением интеллекта в большей мере нуждаются в четкой структуре занятия, постоянно повторяющихся ритуалах. Каждое наше занятие, как групповое, так и индивидуальное начинается с приветствия. Так как речь у многих детей отсутствует либо очень слабо развита, наряду с речевым приветствием мы здороваемся пальчиками, руками, кулачками, кивком головы. Дети сначала здороваются по подражанию с психологом, а как только этап приветствия хорошо освоен, здороваются в парах, а также по желанию с тем ребенком, с которым хотят. Заканчивается занятие также ритуалом прощания, когда дети встают в круг и кладут ладонь на ладонь и говорят «До свидания». Неговорящим детям этот ритуал также нравится, и они стараются, произнося доступные им звуки.
В течение 30- 40 минутного занятия обучающиеся задействованы как минимум в 7-8 видах деятельности. Упражнения, нацеленные на общение, обязательно сменяются заданиями, требующими от ребенка концентрации внимания и ручных навыков. В работе использую сказкотерапию. Такая смена видов деятельности предупреждает чрезмерное возбуждение ребенка и является профилактикой переутомления.
В связи с тем, что игровая деятельность привлекательна для обучающихся,
в занятия обязательно включаю игры. Дают хорошую эмоциональную разрядку игры с мыльными пузырями, с воздушными шарами, шифоновыми платочками.
Итогом занятия всегда является расслабление, отдых в сенсорной комнате. Дети наблюдают за световыми эффектами, отдыхают в шариковом бассейне, рисуют в песочнице с подсветкой. Как показывает практика, отдыху большинство детей нужно целенаправленно учить, т.к. часто процессы возбуждения преобладают у данной категории детей.
Форм и приемов коррекционной работы на самом деле очень много. Рассказывать о них можно бесконечно долго.
В заключении хотелось бы сказать:
Если ребенок не может высказаться, если ему трудно двигаться, если он не все понимает, но он все чувствует. Наша задача помочь ему овладеть альтернативным языком коммуникации, и самое главное - дать ему радость общения. Лично я испытываю чувство морального удовлетворения, когда ребенок уходит от меня довольным, и когда заметны результаты моей работы.
В каждом занятии присутствует терапевтический компонент. …
Например, Соня С. получает поощрения за рабочее поведение на занятии, когда ребенок не отвлекается на другие темы и не привлекает к себе внимание хныканьем. Сережа и Семен получают вознаграждения за речевую активность, попытки говорить громко и ясно. Лариса получает вознаграждения каждый раз когда откликается на имя с помощью зрительного контакта. Цели в коррекции поведения постоянно меняются и усложняются в процессе работы. Так целью в групповой работе с Артуром было добиться, чтобы ребенок выдерживал время группового занятия пассивно наблюдая за происходящим. На данный момент времени Артур получает вознаграждение, если зашел в кабинет психолога спокойно без сопротивления, ведь это является на данный момент основным препятствием к работе. В большинстве случаев ребенок уже является активным участником на занятии и даже стал больше взаимодействовать с одноклассниками.
Таким образом все наши совместные усилия дают возможность ребенку, этому маленькому человеку состояться человеком. Наши совместные усилия направлены на повышение качества жизни, которое будет проявляться в том, что ребенок будет себя более комфортно чувствовать в обществе, сможет максимально быть самостоятельным.