СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно -развивающие занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом важно помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно -развивающие занятия.»

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом важно помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.


Цели и задачи курса.

Главная цель занятий – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в образовательной среде.

Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:

  • Внимание;

  • Память;

  • Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

  • Способность к комбинированию;

  • Пространственное представление и воображение;

  • Способность предвидеть результаты своих действий;

  • Способность выполнять элементарные поделки из бумаги методом “оригами”.

Кроме того, цикл развивающих игр способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.

Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднее звено. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы

Программа “Цикл развивающих занятий” включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие ощущений и восприятия.

  2. Развитие пространственного восприятия.

  3. Развитие памяти.

  4. Развитие воображения

  5. Развитие мышления.

  6. Развитие внимания.

Для умственно отсталых школьников характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, поэтому развитие восприятия, мышления, внимания и других психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной школьной адаптации.

Все содержание программного курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год на коррекционных занятиях возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.

Основной формой организации и проведения занятий является игра. Этот вид деятельности в младшем школьном возрасте создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. При этом учителю необходимо помнить: задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности, постепенное возрастание трудностей позволяет ученику идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны взрослого (учителя).

Анализ теории и практики специальной психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса к учебе.

В занятие включаются не более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей.

Учащиеся изготавливают на занятиях оригами из бумаги (в первом классе на наш взгляд конструировать по образцу простейшие объекты дети не смогут). Это благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами не только дисциплинируют учащиеся, но воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) и влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Программа состоит из 40 занятий в начальном звене школы. По 10 в каждом классе, и предусматривает, на наш взгляд, продвижение вперед психического и личностного развития умственно отсталых школьников. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время проведения занятия 40 минут. Для проведения занятий не требуется особых условий, их можно проводить в классной или игровой комнате. На усмотрение учителя этот материал можно изучать и в течение одного учебного года, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и развивающих игр самостоятельно. Все зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, резерва времени и желания родителей.

На наш взгляд, родителей следует познакомить с основным содержанием и задачами учебного курса “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии”, рассказать им о формах работы по изучению и пониманию материала, попросить их помогать детям в выполнении различных заданий, в подборе материала (картинок, рисунков, красок, карандашей, бумаги и пр.)

Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.

Основные требования.



  • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;

  • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;

  • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;

  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);

  • сравнивать предметы по размерам;

  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;

  • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,

  • прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;

  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.

Раздел II. Развитие пространственного восприятия.

Основные требования.

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;

  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;

  • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.

Раздел III. Развитие памяти.

Основные требования.

  • запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;

  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 - 2 мин);

  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 - 2 позиции);

  • удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;

  • играть в 1 - 2 игры по теме.

Раздел IV. Развитие воображения.

Основные требования.

  • В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:

  • наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);

Раздел V. Развитие мышления.

Основные требования.

  • анализировать несложные формы объектов;

  • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;

  • строить умозаключения (с помощью взрослого);

  • конструировать (по образцу) простейшие объекты;

  • решать простейшие логические загадки и задачи;

  • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.

Раздел VI. Развитие внимания.

Основные требования.

Развитие произвольного внимания умственно отсталых школьников и детей с ЗПР следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри тех процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми необходимо развивать такие свойства внимания, как:

  • Объем;

  • Концентрация;

  • Распределение;

  • Переключение;

  • Устойчивость;

Использованная и рекомендованная литература.

  1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.4,5/ Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика,1983,1984. (Акад. Пед. наук СССР).

  3. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. г. Пермь, 2001.

  4. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Ч. 1. – Иркутск: ИГПУ,2002.

  5. Дубровина И.В., Акимова М.К. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М.,1991

  6. Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили./Интеллектуальная игра для дошкольников. – М.: изд. Российского открытого ун–та, 1991.

  7. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.

  8. Карабанова О.А, Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

  9. Комплексная методика психомоторной коррекции/ Под ред. А.В.Семенович. – М., 1998.

  10. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985.

  12. Майрамян.Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок./ Диссертация на звание канд. мед. наук. – М., 1976.

  13. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И, Переслени, Л.И. Солнцева и др./Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.

  14. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга, З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.

  15. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ Под ред.И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Сфера,1998.

  16. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.

  17. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974.

  18. Семаго М.М. Семаго Н..Я. Организация содержания деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

  19. Соколова С.В. Оригами для дошкольников (методическое пособие для воспитателей ДОУ) - Санкт – Петербург Издательство “Детство – пресс”, 2004.

  20. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред.М.И. Буянова. – М.Просвещение, 1990. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-002823-0

  21. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.







































ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, РЕЧИ, ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Найди свою игрушку

Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.

Найди свое место

Цель. Та же, учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке.

Помоги животным

Цель. Расширять и уточнять значения слов-названий животных и слов, связанных с образом жизни животных.

Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)

Цель. Продолжать обогащать и уточнять значения слов-названий животных, формируя представление о самих животных; учить понимать рассказы о животных, с которыми они познакомились в игре, используя полученные знания.

Угадай, кто у меня

Цель. Та же, учить рассказывать о тех животных, с которыми дети встречались и действовали в игре; опознавать их по рассказу товарища.

Кто сказал «мяу»

Цель. Познакомить с персонажами сказки: петухом, собакой, кошкой, лягушкой; вызвать эмоционально положительное отношение; уточнить представление об этих животных; учить изображать их (брать на себя элементарную роль).

Колобок

Цель. Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе; вызывать эмоционально положительное отношение; учить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль).

Шоферы и строители

Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).

Что мы делали — не скажем...

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Два клоуна (кукольный театр)

Цель. Продолжать формировать у детей потребность в речевом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, использовать в общении знакомый словарь.

Чего не хватает

Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребление указательного жеста.

Достань шарик (занятие)

Цель. Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Что случилось (занятие)

Цель. Та же.

Кому какое угощение

Цель. Та же.

Угадай, о чем я рассказала

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Загадки

Цель. Та же.

Сделаем книжку

Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию коллективной работы.

Сделай целое

Цель. Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.

Разложи картинки в свои конверты

Цель. Группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине); самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Принеси такие же

Цель. Выделять свойство в предметах, отвлекаясь от их функционального назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора.

Разложи игрушки в свои домики

Цель. Продолжать учить вычленять основание группировки по образцу, менять основание группировки со сменой образцов, нужные свойства в предмете, отвлекаясь от функционального назначения.

Цвет и форма

Цель. Учить менять основание группировки предметов в соответствии со сменой образцов.

Кто где живет

Цель. Учить самостоятельно определять основание для группировки; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.

По грибы

Цель. Учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.




Тематическое планирование


Тема урока.

Дата

1. Найди свою игрушку

2. Найди свое место

3. Помоги животным

4.Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)

5. Угадай, кто у меня

6. Кто сказал «мяу»

7. Колобок

8. Шоферы и строители

9. Что мы делали — не скажем...

10. Два клоуна (кукольный театр)

11. Чего не хватает

12. Достань шарик (занятие)

13. Что случилось

14. Кому какое угощение

15. Угадай, о чем я рассказала

16. Загадки

17. Сделаем книжку

18. Сделай целое

19. Разложи картинки в свои конверты

20. Принеси такие же

21. Разложи игрушки в свои домики

22. Цвет и форма

23. Кто где живет

24. По грибы

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

3

3

2

2

3

3

2

2

2

2

Итого

34














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!