Урок № 1 «___»______________ 20__ года
План-разработка коррекционного занятия
Тема: «Кто я?»
Цель урока: Создание условий для самоанализа собственных качеств личности, поступков, умений, черт характера.
Задачи.
– учить ученика осознавать свое место в социуме;
– развивать умение анализировать свои индивидуальные качества;
– развивать способность к толерантным взаимоотношениям;
– формировать у ученика интерес к собственной личности;
Ход урока
1. Организационный момент
Упражнение «Неоконченные предложения»
Ученикураздается карточки с фразами:
«Я злюсь, когда...»,
«Я радуюсь, когда...»,
«Я печалюсь, когда...»
«Я не люблю, когда...».
Ученикпридумывает к ним окончания и по очереди озвучивает законченные высказывания.
2. Основная часть.
Вступительное слово учителя.
Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы,ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
– Когда я задаю вопрос тебе " Кто ты? ", то ты, прежде всего, говоришь:
– Я – человек!
Сегодня мы с тобой будем говорить, размышлять о человеке. Ещё древние люди говорили, что Человек – самый загадочный Сфинкс на земле. Человек – это самое простое и самое сложное. Что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово Я? К концу занятий тыпостараешься ответить на два главных вопроса:
Кто Я
Какой я?
Человек – клубок тайн. Постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть тайны человека. С каждой раскрытой тайной будем узнавать себя всё больше и больше.
Имя человека.
У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён.
– Откуда у человека имя? (его дают нам наши родители)
Люди, которые подарили нам жизнь, мама и папа, дарят нам в подарок имя.
Много я.
Мы стобой уже говорили о том, что каждый человек уникален. Уникальность наша состоит ещё и в том, что нам приходится постоянно выполнять разные обязанности.
Жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, были одновременно, меняли образ своего я.
в школе я – ученик
в магазине я – покупатель
на дороге я – пешеход
в транспорте я – пассажир
в библиотеке я – читатель
в театре я – зритель
для друзей я – друг
в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра
в родной стране я – гражданин.Послушай ещё стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно:
Я – ребёнок, сын и дочь,
Внуками мы быть не прочь.
Музыкант, художник, друг…
Оглянись кА ты вокруг.
Забияки, храбрецы,
И танцоры, и певцы.
Хохотушки и болтушки,
вредины и попрыгушки…
Много – много разных я –
Знаешь ты и знаю я.
Можно ли сказать, что для всех вас одна какая – то роль главная. Нет. Для каждого важно что-то одно. Мы должны сочетать эти роли, выполнять их все.
3.Упражнение «Чего я хочу достичь?»
Учитель предлагает ученику посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы он хотел достичь в своей учебе, в своей жизни? Чему бы ему хотелось научиться?
4. Л. Каминский. «Начинаю новую жизнь»
Юра лежал на диване, смотрел в потолок и мысленно ругал себя: «Давно пора взяться за уроки, а я лежу себе, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов... Помню, где-то читал, что Моцарт уже в три года музыку сочинял. А я? Я даже бабушке письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности. Взять хотя бы последний месяц. Два раза проспал. По физкультуре — «пара»: забыл дома кеды. По литературе – трояк: не мог вспомнить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем... Нет, так дальше не пойдёт! Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня. Что у нас завтра? Пятница? Нет, лучше с новой недели! Пропускаю два дня и сразу — с понедельника! И никаких себе поблажек!»
Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:
«План действий № 1:
1. Начать новую жизнь (с понедельника).
2. Ежедневно вставать в 8 часов 15 минут.
3. Делатьутреную зарядку.
4. Исправить двойку по англискому и изучить ещё два иностранных языка.
5. Ответить бабушке на прошлогоднее письмо.
5. Притча «Три типа человека»
Одному царю из соседнего государства прислали три совершенно одинаковых золотых фигурки. В сопроводительном письме говорилось, что каждая из них имеет свое значение и ценность.
Царь представил фигурки своим придворным и потребовал определить, чем они отличаются друг от друга.
Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких внешних и внутренних отличий найдено не было. Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность. Лишь мудрый визирь не сдавался. Обнаружив в ушах фигурок маленькие отверстия, он просунул в них тоненькую золотую проволочку и увидел следующее: у первой фигурки конец ее вышел из другого уха, у второй – изо рта, а у третьей – через отверстие в пупке.
Подумав немного, визирь сказал…
– Как вы думаете, что сказал визирь?
Версия ученика.
Подумав немного, визирь сказал: «Ваше величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка подобна человеку, у которого «в одно ухо влетает, а в другое вылетает». Вторая фигурка напоминает человека, который, едва дослушав новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя ее осмыслением. Третья фигурка символизирует того, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через свое сердце. Она наиболее ценная из трех».
– Как тыдумаешь, почему третий тип человека самый ценный из трех?
Размышления ученика.
- Жизнь человека во многом зависит от согласия сердца и разума, чувств и интеллекта – именно это является основой гармоничной личности. Вы все, наверное, знаете людей умных, талантливых, но эгоистичных, или добрых, но слишком вспыльчивых, способных под влиянием эмоций на какой-нибудь необдуманный поступок. А человеческая жизнь подобна весам, на одной чаше которых находится он сам со своим отношением к миру, а на другой – мир со своим отношением к человеку. И чтобы прожить свою жизнь достойно, необходимо помнить слова, обращенные к детям Самуилом Яковлевичем Маршаком: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!»
Я – это Я!
6. Упражнение «Ладошка»
Ученику предлагается положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинув пальцы. Затем ее контуры обводятся карандашом. На каждом пальце нужно написать что-либо хорошее о себе: «Я — красивый», «Я - сильный» и т.п. Затем учитель собирает «ладошки», поочередно прочитывает их.аученикдогадывается, где его «ладошка».
Вывод. Все люди разные, с разными способностями
7. Итог занятия: Что ты сегодня о себе узнал?
Какты думаешь, почему в Библии есть такая фраза: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
8. Вывод: Если я люблю себя, как частичку Божественного, то и к другим я буду относиться также. Любить себя – значит, прежде всего, уважать свою личность, любить и принимать себя таким, какой есть.
9. Рефлексия.
Спасибо тебе за твою работу, ты очень хорошо работал. Прикрепи яркий стикер под тем изображением, которое соответствует твоему настроению