Урок № 3 «____»______________ 20__ года
План-разработка коррекционного занятия
Тема: Познавательное общение
Цель: развитие навыков общения как обмена информацией
Задачи урока:
- формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми;
- активизация самостоятельной познавательной активности детей
Ход урока
Упражнение «Умею ли я слушать другого человека»
Ребенку рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрал сам ребенок), а потом ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого психолог, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание на негативные формы общения. После этого необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование ребенка.
Упражнение «Поиск информации 1».
Ребенкудается набор из 42 картинок, изображающих знакомые предметы, и задача ребенка - отгадать, какой из предметов загадал учитель. Ребенок задает вопросы, но только в такой форме, чтобы на них можно было ответить лишь «да» или «нет».
Разминка «Раскачивающееся дерево»
Стоя или сидя. Ребенок изображает дерево (корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова). Начинает «дуть ветер», дерево наклоняется (выдыхая, наклоняет туловище, руки до пола). Ветер стихает, дерево выпрямляется, тянется вверх. Важно, чтобы ребенок представил себя конкретным деревом, ведь ель, береза и ива по-разному реагируют на бурю.
4.Упражнение «Поиск информации 2»
Во втором варианте игры задача ставится в следующей форме: «Один человек ехал в машине по дороге, машина съехала с дороги и врезалась в дерево. Узнай, как это случилось». Или в другом случае: «Мальчик уходит из школы в середине занятий. Что произошло?» И в этом случае ребенку также нужно найти ответ, задавая вопросы, рассчитанные на ответ «да» или «нет».
В обоих вариантах ребенку можно осложнить задачу, попросив его задать минимальное количество вопросов (подобная тенденция редко выступает как «натуральная» и у взрослых, и у детей). Эти задания характеризуют способ познания ребенком мира.
5.Упражнение «Угадайка».
Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)
То, рыжая, то серая, а по названию — белая. (Белка.)
Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)
Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.
6.Подведение итогов. Закреплени