СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция слуховой памяти обучающихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекция слуховой памяти обучающихся младшего школьного возраста»

Введение

Коррекция слуховой памяти обучающихся младшего школьного возраста

Актуальность: эта проблема имеет большое значение во всем мире и у нас в России, так как уровень развития памяти в большой степени определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ребенок необходимо выполняет задания, требующие сосредоточения внимания с помощью волевых усилий и запоминания необходимой информации. Поэтому для школьников большое значение имеет развитие памяти, которая формируется по мере освоения ребенком приемов запоминания [4].

Проблема: я решила развивать память, потому что заметила, что у меня и других детей проблемы с запоминанием нового материала, многие не могут запомнить легкие стихотворения, правила и предметные понятия, я очень часто забываю сделать то, что просили меня родители. Я думаю, что развитие именно слуховой памяти поможет мне и в моей музыкальной деятельности, ведь я учусь в музыкальной школе, и мне приходится запоминать много музыкальных произведений и правил. А также поможет ученикам в школе, так как слуховая память является ведущей в учебной деятельности.

Разработанность данной работы заключается в том, что я нашла несколько методик по развитию памяти, такие как методика А. Баддли «Память» [3], методика А.А. Леонтьева «Развитие памяти» [11], А.М. Вейн, Б.И. Каменецкая «Память человека» [5], но все методики направлены на развитие всех видов памяти. Их сложно применить в работе с младшими школьниками, так как они трудоемкие в оформлении и исполнении, поэтому мы заимствовали некоторые валидные задания и упражнения по развитию слуховой памяти и составили свою методику по развитию именно слуховой памяти.












  1. Основное содержание

Цель: разработка коррекционных занятий, направленных на развитие слуховой памяти обучающихся младшего школьного возраста и проверка эффективности данных занятий.

Задачи:

  1. Оценить уровень слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с помощью методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов».

  2. Разработать коррекционные занятия, направленные на улучшение слуховой памяти обучающихся младшего школьного возраста.

  3. Применить разработанные занятия с использованием вокальных упражнений и слушания классической музыки по развитию памяти обучающихся младшего школьного.

  4. Подтвердить эффективность разработанных нами коррекционных занятий по развитию слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с помощью повторного оценивания уровня слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста, с помощью методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов».

  5. Поделиться коррекционными занятиями с обучающимися и родителями МБОУ БСОШ № 3 через школьный сайт.

Гипотеза исследования: использование разработанных нами коррекционных занятий с применением вокальных упражнений и слушания классической музыки окажет положительное влияние на развитие слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста.

    1. Констатирующий эксперимент и его анализ

      1. Организация исследования

Для организации констатирующего исследования требуются формирование выборки, подбор методологического аппарата исследования в соответствии с целью данной работы.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в изучении особенностей развития слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста.

Экспериментальной базой для реализации исследования послужило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа № 3» (МБОУ БСОШ № 3).

В эксперименте принимало участие 20 детей 8-10 лет, из них 9 девочек и 11 мальчиков. При комплектовании экспериментальной выборки испытуемых нами учитывались:

1. Схожесть показателей возраста (8 - 10 лет).

2. Обучение в одном классе.

На данном этапе эксперимента использовались диагностические методы, которые были направлены на выявление особенностей слуховой памяти испытуемых. В процессе анализа литературы нами была отобрана методика, предложенная А.Р. Лурия.

Результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты количественному и качественному анализу. На основании полученных результатов были в дальнейшем подобраны занятия, направленные на развитие слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста. В психологическое исследование была включена такая диагностическая методика:

      1. «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия

Методика основана на запоминании 10 слов, представляет собой оценку слуховой кратковременной памяти. Целью исследования данной методикой является оценка слуховой памяти на простые слова, утомляемость, активность внимания и запоминания, сохранения и воспроизведения. При подборе слов необходимо соблюдать ряд условий:

  • слова должны быть в виде имен существительных в единственном числе, именительном падеже, имеющие одинаковое количество слогов (максимальное количество слогов – два);

  • слова должны быть не связаны друг с другом по смыслу.

В соответствии с этими условиями были выбраны слова, которые знакомы детям младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Слова для исследования: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция: давай мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты внимательно их прослушаешь, а потом повторишь, сколько получится, порядок слов можно менять.

Инструкция при повторном запоминании: сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке.

Таким образом проводят 5 серий запоминания, результаты фиксируем в протоколе, представленном в приложении №1. При обработке результатов подсчитываем общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, по этим результатам строим график заучивания. Частота воспроизведения каждого слова вычисляется по формуле 1:

Ki – коэффициент запоминания i-го слова

Pi – его абсолютная частота;

N – количество повторений [12].

По результатам строится график частоты запоминаний каждого слова. Для описания результатов по группе вычисляются средние показатели результатов количества воспроизведенных слов и коэффициентов запоминания. (Приложение №1).

    1. Анализ особенностей памяти учащихся младшего школьного возраста

В процессе исследования была использована методика, направленная на изучение слуховой памяти, а именно на определение уровня слуховой памяти.

      1. Результаты правильно воспроизведенных слов

Результаты исследования правильно воспроизведенных слов по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов», экспериментальная и контрольная группы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования правильно воспроизведенных слов учащимися младшего школьного возраста по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов»


Экспериментальная группа

Количество попыток

1

2

3

4

5

1

5

6

6

7

8

2

4

5

5

6

7

3

5

7

7

6

7

4

6

8

7

8

9

5

4

5

7

8

8

6

4

4

5

6

7

7

3

4

5

6

5

8

6

6

5

7

6

9

5

7

7

8

8

10

3

4

5

5

4

Ср

4,5

5,6

5,9

6,7

7



Контрольная группа

Количество попыток

1

2

3

4

5

1

3

5

2

5

8

2

6

8

8

8

9

3

5

8

8

8

9

4

5

7

7

8

8

5

5

6

7

7

8

6

4

7

7

6

8

7

4

6

6

7

9

8

4

4

5

6

6

9

3

4

5

7

6

10

6

7

7

8

8

Ср

4,5

6,2

6,2

7

7,9



Для оценки воспроизведения слов были выделены наибольшие значения, после чего были сделаны выводы:

  • В экспериментальной группе максимальный объем запоминания в 7 слов у 30% (3 человека); 8 слов – 30% (3 человек); 9 слов – 10% (1 человек);

  • В экспериментальной группе у 30% (3 человек) наблюдается истощаемость внимания и забывчивость; у 50% (5 человек) наблюдается устойчивый рост воспроизведения.

  • В контрольной группе максимальный объем запоминания в 6 слов у 20% (2 человека); 8 слов – 50% (5 человек); 9 слов – 30% (3 человек);

  • В контрольной группе у 10% (1 человек) наблюдается истощаемость внимания и забывчивость; у 70% (7 человек) наблюдается устойчивый рост воспроизведения.

      1. Средняя частота воспроизведения слов

По каждому слову была подсчитана средняя частота воспроизведения в каждой группе, что показывает качественное своеобразие памяти младших школьников. Результаты частоты запоминания слов в экспериментальной и контрольной группе представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Частота запоминания слов у учащихся младшего школьного возраста по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов»

Вывод: как показал результат, младшие школьники в двух исследуемых группах чаще всего запоминают первые и последние слова. В целом у большинства школьников, 60% от всей выборки (12 человек), наблюдается рост воспроизведения к пятому повтору, у 20% (4 человека) наблюдается истощаемость внимания.

Таким образом, слуховая память у детей из обеих групп не имеет значительных различий.

    1. Коррекционная работа по развитию памяти учащихся младшего школьного возраста

Как отмечают А.И. Копытин [10] и С.Л. Новоселов [14], музыкальная терапия предполагает использование музыкальных произведений в лечении и реабилитации, образовании и воспитании детей, может использоваться как в коррекционных, так и в лечебных целях. Музыкой вызывает изменения в регулировании психовегетативных процессов, физиологических функций организма; повышается социальная активность, приобретаются новые средства эмоциональной экспрессии; облегчается усвоение новых положительных установок и форм поведения, корректируются коммуникативные функции; активизируются творческие проявления.

На основе результатов констатирующего эксперимента были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная.

В экспериментальную группу вошли 10 детей младшего школьного возраста. С учащимися экспериментальной группы с декабря 2019 года по февраль 2020 года был проведен формирующий (обучающий) эксперимент, а с детьми контрольной группы в дальнейшем не проводилось специальных коррекционных мероприятий.

По результатам констатирующего эксперимента можно отметить, что у младших школьников средний уровень слуховой памяти, но для их дальнейшего успешного обучения мы считаем целесообразно разработать программу, направленную на развитие этой важной психической функции.

Основная цель коррекционной программы: обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности разработанной нами программы, направленной на развитие произвольной памяти младших школьников.

Задачи программы:

  • Познакомить учащихся с понятием «память», его свойствами.

  • Развить произвольную слуховую память.

  • Укрепить и развить волевые качества личности.

Продолжительность программы психологической коррекции по развитию памяти детей младшего школьного возраста составляла 2 месяца, занятия проходили 1 раз в неделю, продолжительность одного группового занятия составляет 20 минут, закрепление вокальными занятиями – 15 минут.

Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

  1. Развитие слуховой памяти.

  2. Развитие эмоциональной памяти.

  3. Формирование самостоятельности в выполнении заданий.

  4. Развитие творческого потенциала ребенка.

Методы, используемые в программе:  диагностика, анализ и статистика данных, наблюдение, дидактические игры, вокальные упражнения, слушание классической музыки. Форма проведения коррекции – индивидуально-групповая.

    1. Содержание занятий коррекционной программы (всего было проведено 13 занятий)

Занятие №1. Продолжительность 35 минут.

1. Настрой на работу, организационные моменты.

2. Групповая работа

  • «Снежный ком».

  • Слушание музыкального произведения. М. Коваль «Волк и 7 козлят». Пересказ.

Занятие №2. Продолжительность 35 минут.

  1. Групповая работа

  • «У меня в сундуке».

  • Вокальные упражнения «Упражнения на шесть фонем АОУИЭЫ».

  • Слушание музыкального произведения. Сен-Санс «Карнавал животных». Беседа-рассуждение.

Занятие №3. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • Вокальные упражнения «Упражнения на шесть фонем АОУИЭЫ».

Индивидуальная работа

  • «Пересказ» .

Занятие №4. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • Вокальные упражнения «Времена года» – осень, зима.

  • «Ритм» (повторить ритм на ударных инструментах).

Занятие №5. Продолжительность 35 минут.

  • Вокальные упражнения «Времена года» – весна, лето.

  • Слушание музыкального произведения. С. Прокофьев «Петя и волк». Речевая инсценировка.

Занятие №6. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • Вокальные упражнения «Диалог» – «Стрекоза и рыбка», «Белочки».

  • Слушание музыкальных произведений (русские народные инструменты), викторина.

Занятие №7. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • Вокальные упражнениея «Диалог» – «Кот и мышка», «Лиса и воробей».

  • Слушание музыкального произведения. Э. Григ «Пер Гюнт». Беседа – рассуждение.

Занятие №8. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • Вокальные упражнения по методике С. Миловского [13] .

  • «Снежный ком».

Занятие №9. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • «Запомни пары».

  • Вокальные упражнения по методике C. Миловского [13].

Занятие №10. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • «У меня в сундуке».

  • Слушание музыкального произведения. М. Мусоргский «В детской». Пересказ.

Занятие №11. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • «Пересказ»

  • Вокальные упражнения по методике Н.В. Ахмедовой-Вапаевой [2].

Занятие №12. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • «Найди пару»

  • Вокальные упражнения по методике Н.В. Ахмедовой-Вапаевой [2].

Занятие №13. Продолжительность 35 минут.

Групповая работа

  • Слушание музыкального произведения Муха-Цокотуха, «Пересказ»

  • Вокальные упражнения по методике Н.В. Ахмедовой-Вапаевой [2].





    1. Контрольный эксперимент и его анализ

Для проверки эффективности программы нами было проведено вторичное диагностическое исследование. На этапе контрольного эксперимента нами использовалась та же методика, которую мы применяли на первом этапе работы.

      1. Результаты правильно воспроизведенных слов

Результаты исследования правильно воспроизведенных слов по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов», экспериментальная и контрольная группы представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты исследования правильно воспроизведенных слов учащимися младшего школьного возраста по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» на контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа

Количество попыток

1

2

3

4

5

1

6

7

7

8

9

2

5

6

7

7

8

3

6

7

8

9

9

4

7

7

8

9

10

5

5

6

7

8

8

6

5

6

6

7

9

7

5

5

7

7

7

8

7

8

8

9

10

9

6

7

8

8

9

10

5

6

6

8

8

Ср

5,7

6,5

7,2

8

8,7




Контрольная группа

Количество попыток

1

2

3

4

5

1

4

5

4

5

7

2

6

8

8

9

9

3

6

8

8

9

10

4

6

7

7

8

7

5

5

6

7

7

8

6

5

6

7

7

9

7

5

6

7

7

9

8

5

5

6

6

7

9

4

4

5

6

6

10

6

7

8

8

8

Ср

5,2

6,2

6,7

7,2

7,9


Для оценки воспроизведения слов были выделены наибольшие значения, после чего были сделаны выводы:

  • В экспериментальной группе максимальный объем запоминания в 8 слов у 30% (3 человека); 9 слов – 40% (4 человека); 10 слов – 20% (2 человека);

  • В экспериментальной группе у 100% (10 человек) наблюдается устойчивый рост воспроизведения.

  • В контрольной группе максимальный объем запоминания в 8 слов у 30% (3 человека); 9 слов – 20% (2 человека); 10 слов – 10% (1 человек);

  • В контрольной группе у 10% (1 человек) наблюдается истощаемость внимания и забывчивость; у 90% (9 человек) наблюдается устойчивый рост воспроизведения.

      1. Средняя частота воспроизведения

По каждому слову была подсчитана средняя частота воспроизведения в каждой группе, что показывает качественное своеобразие памяти младших школьников. Результаты частоты запоминания слов по экспериментальной и контрольной группе представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Частота запоминания слов у учащихся младшего школьного возраста по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» на контрольном этапе эксперимента

Как показал результат, младшие школьники в двух исследуемых группах чаще всего запоминают первые и последние слова. В целом у большинства школьников 90% от всей выборки (19 человек) наблюдается рост воспроизведения к пятому повтору, и только у 10% (1 человека) наблюдается истощаемость внимания.

Таким образом, объем слуховой памяти увеличился в экспериментальной группе в среднем 1,7 слова, а объем памяти школьников контрольной группы остался на прежнем уровне.









Заключение

Я считаю, что я достигла всех поставленных целей моей работы:

  1. Оценила уровень слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста, с помощью методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов».

  2. Разработала коррекционные занятия, направленные на улучшение слуховой памяти обучающихся младшего школьного возраста.

  3. Применила разработанные занятия с использованием вокальных упражнений и слушания классической музыки по развитию памяти обучающихся младшего школьного.

  4. Подтвердила эффективность разработанных нами коррекционных занятий по развитию слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с помощью повторного оценивания уровня слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста, с помощью методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов».

  5. Поделилась коррекционными занятиями с обучающимися и родителями МБОУ БСОШ № 3 через школьный сайт.


Результаты исследования слуховой памяти у младших школьников показали эффективность разработанных нами занятий:

1. Частота запоминания слов в целом по выборке 8±0,5, но в экспериментальной группе объем слуховой памяти больше на слово; объем слуховой памяти увеличился в обеих группах, однако объем памяти школьников экспериментальной группы больше (в среднем 8,7 слова), объем памяти в контрольной группе меньше (в среднем 7,9 слова).

2. Таким образом, результаты проведенного исследования показали эффективность воздействия разработанных нами занятий, направленных на развитие слуховой памяти.

3. Поставленная гипотеза подтвердилась: использование разработанных нами занятий оказало положительное влияние на развитие слуховой памяти младших школьников.









  1. Библиографический список
  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 268 с.

  2. Ахмедова-Вапаева Н.В. Музыкальное распевание

  3. Баддли, А. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. – СПб.: Питер, 2011. – 560

  4. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма,
    2007. – 208 с.

  5. Вейн А.М, Каменецкая Б.И. Память человека. – М.: Наука, 1973. - 376 c.

  6. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 14-16 с.

  7. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 – № 6. – 183 с.

  8. Дубровина, И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 157 с.

  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред.В. В. Петрусинского. – М.: Прометей, 1991. – 331 c.

  10. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростов/ А.И. Копытин, Е.Е. Свитовская. – 2 изд. – М.: Когито-Центр, 2014 – 197 с.

  11. Леонтьев А.А. Развитие памяти – Изд. 3-е. – М. / СПб., 2003.

  12. Лурия А.Р. Развитие памяти

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/03/10/metodika-zauchivanie-10-slov-a-r-luriya

  1. Миловский С. Распевание на уроках пения

  2. Новоселов С.Л. Развитие памяти в раннем возрасте. – М.: Педагогика, 1978. – 231 с.

  3. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития. – 1996. – 240 с.














Приложение

Приложение 1. Описание диагностической методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия.

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Инструкция. «Сейчас я прочту десять слов. Твоя задача – слушать внимательно. Когда я закончу читать, ты сразу же должен повторить столько слов, сколько запомнил, порядок слов роли не играет. Понятно задание?»

Затем четко и медленно произнесите подряд 10 слов.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

  • если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;

  • зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;

  • «кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
















Протокол исследования

Дата рождения __________ возраст ______ класс ___________

Стимул

Ответ

Pi

Кi

1

2

3

4

5

1

лес








2

хлеб








3

окно








4

стул








5

вода








6

брат








7

конь








8

гриб








9

игла








10

мед








Лишние слова









V


























Игры, способствующие развитию слуховой памяти, а так же увеличению объема запоминания

«Запомни пары». Цель: способствует развитию памяти и формированию логических операций. Инструкция: Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить, затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово:

  1. Учебник – школа;

  2. блины – сковородка;

  3. пчела – мед;

  4. будка – собака;

  5. стол – стул;

  6. шапка – шарф;

  7. печь – дрова;

  8. ваза – цветок;

  9. ведро – уборка;

  10. праздник – подарок.

  1. Кукла – игра

  2. Курица – яйцо

  3. Ножницы – бумага

  4. Лошадь – сани

  5. Книга – учитель

  6. Бабочка – лето

  7. Щетка – зубы

  8. Барабан – пионер

  9. Снег – зима

  10. Корова - молоко

«Снежный ком». Игра построена на принципе накопительного запоминания слов.

«У меня в сундуке». Инструкция: Дети, сейчас мы с вами превратимся в пиратов. Причем в очень хвастливых. И как у каждого, уважающего себя пирата, у нас есть сундуки. Нам нужно выяснять кто богаче. Первый пират говорит: «У меня в сундуке золото», второй продолжает: «У меня в сундуке золото и бриллианты», третий подхватывает: «У меня в сундуке золото, бриллианты, изумруды» и.т.д. То есть эта игра построена по принципу «снежного кома».

«Пересказ». Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания. Инструкция: Ребенку читают рассказ, опираясь на школьную программу. После внимательного прослушивания, учащийся отвечает на вопросы по содержанию рассказа. После рассказ читается ещё раз. Далее учащемуся необходимо пересказать прослушанный текст. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий.






Вокальные упражнения

Для развития слуховой памяти использовались вокальные и дидактические игры по методике Н.В. Вапаевой – Ахмедовой и А. Миловского.

«Упражнению на шесть фонем АОУИЭЫ».

Первой ступенью вокальных упражнений является распевка, пробуждение голоса. Детям предлагается «помычать» пропеть звук «М», на ноте ми первой октавы. После к букве «М» присоединяем гласные буквы «АОУИЭЫ», таким образом, получаются слоги – МА, МО, МУ, МИ, МЭ, МЫ. Упражнение повторяется несколько раз, двигаясь по полутонам вверх от ноты ми до ноты ля первой октавы. Звуки можно и нужно варьировать в зависимости от речевых возможностей испытуемых. Примерный набор звуков:

  • Да, дэ, ди, до, ду.

  • Бра, брэ, бри, бро, бру.

  • Гра, грэ, гри, гро, гру и.т.д.

«Времена года». Цель: развитие слуховой памяти. В цикл упражнения входят 4 вокальные миниатюры, посвященные временам года (зима, весна, лето, осень).

Инструкция: Дети прослушивают текст миниатюры, который исполняет учитель , после совместно произносят текст. Затем учащиеся прослушивают музыкальное сопровождение. На следующем этапе текст превращается в музыкальную миниатюру, так как дети не читают текс, а поют.

«Диалоги». Цель: развитие слуховой памяти, интонации и актерской игры. В цикл упражнения входят 7 вокальные миниатюры – «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка», «Белочки», «Бегемот», «Лягушонок», «Кукушка».

Инструкция: Дети делятся на две группы. Первая группа исполняет роль положительного героя, вторая – отрицательного. Учащиеся обсуждают какими характерными чертами обладают их герои. Группы прослушивают текс и произносят его совместно. Затем каждая группа прослушивает мелодию своего героя. Очень важно, чтобы перед исполнением дети прослушали вокальный пример учителя – психолога. После пропетой миниатюры, группы меняются.

Таким образом, происходит развитие слуховой и музыкальной памяти. Данные упражнения дети исполняют в разных интонациях, настроениях, темпах и динамиках. С помощью этих занятий ребенок контролирует силу голоса, интонационные возможности, у ребенка развивается ассоциативное мышление, творческое настроение, актерское мастерство и, конечно же, слуховая память.

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!