СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная направленность уроков трудового обучения.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная направленность уроков трудового обучения.»

Коррекционная направленность уроков сельскохозяйственного труда.

Подготовила учитель: Белышева Т.И.

Предмет сельскохозяйственного труда является необходимым в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни, к практической деятельности, являясь основным этапом в их социальной адаптации. Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития. Труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности, применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Обучающимся прививаются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

  • Цели:

  • подготовка учащихся к самостоятельному труду,

  • самостоятельной жизни в обществе,

  • развитие и воспитание личности.

  • Задачи:

  • коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;

  • нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;

  • формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

  • обучение приемам труда и формирование профессиональных навыков.

Для школьника с интеллектуальной недостаточностью важнейшим средством обеспечения самостоятельности является коррекция нарушения его познавательной деятельности.  

Урок по-прежнему остается главной формой организации учебного процесса. И от того как он построен, чем насыщен и интересен зависит КПД нашего учительского труда. 

  • Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения: словесные, наглядные и практические методы, а также методы самостоятельной работы, имеются некоторые специальные приемы: создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике... В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом . На уроках с/х труда мы используем приёмы:

1. Решение задач.

  • Например, при изучении темы «Почвы» я решаю с учащимися задачу такого содержания – «Глубина посадки картофеля на легких песчаных почвах 12-14 см., на средних суглинках – 8-10 см., на тяжелых – 6-7 см.» Чем это объясняется?

Учащиеся на основе данных, изложенных в этой задаче, путем логического мышления должны выявить причины различной глубины посадки картофеля, связанные со свойствами глинистых и песчаных почв.

2. Использование проблемных и поисковых вопросов.

Побудить интерес к материалу может вопрос, который заставляет размышлять:

Зачем проводят рыхление почвы? Почему нельзя хранить влажные семена? Почему сенокос в хозяйстве следует начинать до цветения растений? Как могут повлиять условия выращивания на комнатные растения? и т.д.

Дети высказывают свои предложения, пытаются привести доказательства. Этим самым развивают свое мышление, учатся рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

3. Демонстрация опытов.

При изучении темы« Состав почвы».

Опыт закладывают в ящике с заставленной стенкой за 10-12 дней до урока. Посредине ящика вставляют деревянную перегородку, которая делит его на две равные половины. В одну половину насыпают плодородной почвы, а в другую неплодородную смесь глины и песка. В каждой половине ящика высаживают проростки гороха или фасоли одинакового размера. Учащиеся ведут наблюдения за развитием корневой системы и надземных частей растений. Делают выводы о значении перегноя в составе почвы. Такие же опыты можно и проделать с учащимися о влиянии глубины заделки семян на появлении всходов при выращивании моркови, свеклы, репы, капусты и других изучаемых с\х культур. Знания, полученные в результате демонстрационных опытов, и если в нем принимали участие сами ребята, надолго остаются в памяти учащихся и способствуют понять практическую значимость.

5. Использование интересных и занимательных данных.

Известно, что внимание детей можно привлечь материалом, содержащим сведения необычные, загадочные, неожиданные. Учитель может этим воспользоваться. Например, при изучении свиноводства я знакомила учащихся с такими данными. К пятерке наиболее умных животных (обезьяна, слон, дельфин, собака, медведь) исследователи добавляют свинью, как шестого представителя этой плеяды «умников». Кроме того опыты говорят о тонкой наблюдательности и о редкой сообразительности свиней. И что еще интересно, по составу и усвояемости пищи свинья стоит к человеку ближе всех. Болеет теми же болезнями, что и человек, и лечить её можно такими же лекарствами, как и людей. Свиньи прекрасно дрессируются. В цирках они исполняют разнообразные трюки. Обоняние у свиней отличное. Они даже с собаками-пуделями успешно конкурируют в розыске грибов трюфелей.

Интерес детей, таким образом, повышается, и они охотно выполняют все задания, связанные с изучением темы.

6. Стихи – загадки на уроках.

Используемые стихи – загадки на уроках, вызывают большой интерес к изучаемой теме у учащихся, заметно оживляет такие части урока, как опрос и закрепление... Можно использовать их и при самостоятельной работе с учебником, где учащиеся найдут разгадку и пояснения. Ответы на загадки должны поясняться в процессе беседы. Ценным в этих загадках является то, что многие признаки предметов запоминаются сами собой.

7. Уроки с использованием дидактических игр.

"Без игры, и не может быть полноценного умственного развития " В. А. Сухомлинский

Уроки во время, которых используются дидактические игры, особенно нравятся детям. Игра на уроке снимает напряжение, концентрирует внимание, развивает память, наблюдательность. Мы используем такие игры, как «Кто больше знает?», «Проверь свою наблюдательность», «Узнай, кто я?», «Почемучки», «Перепутаница», «Отгадай по вкусу, запаху, на ощупь" , игры - сортировки т.д.

Игра "По следам Робинзона"

Во время путешествия по морю на корабле случилось кораблекрушение, вы попали на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались картофелина, жареные семечки, луковица, несколько зерен пшеницы, морковка.

1. Подумайте и скажите, что вы можете съесть, а что вырастить на острове и какую часть растения употребить в пищу после выращивания.

2. Зарисуйте растение, которое вы посадили и вырастили, и укажите на нем части растения.


8. Широко используем тематические кроссворды.

9. Работа с деформированным текстом.

Составь рассказ, записав в определенном порядке)

  • У, были.цыплята, курицы. У курицы были цыплята

  • Она, их. на, повела, лужок. Она повела их на лужок

  • Около, маленькая, лужка, протекала, речка. Около лужка протекала маленькая речка

  • Один, бросился, цыпленок, в, речку. Один цыпленок бросился в речку

  • Курочка, закудахтала, испугу,с. Курочка с испугу закудахтала

  • Цыпленок, речке, в, спокойно, плыл. Цыпленок спокойно плыл в речке

  • Он, был, цыпленок, не, а, утенок. Это был не цыпленок, а утёнок

Допиши тест: Человек одомашнил свинью ради получения__________. Дикая свинья понравилась человеку тем, что она __________ к корму,__________ растет, свиноматки приносят по_______ поросят

Применяем здоровьесберегающие технологии

  • Физминутки

  • Физические упражнения для формирования правильной осанки;

  • Упражнения для глаз

  • Дыхательные упражнения

  • Упражнения для улучшения кровоснабжения мозга

Используем активные формы обучения и информационные технологии:

  • Презентации;

  • видеофильмы

Проводятся индивидуальные самостоятельные работы

  • строго учитывают индивидуальные особенности ученика:

  • темп,

  • способности по предмету.

Проводим работу по развитию устной связной речи: устный ответ на уроке и при подготовке к экзаменам.



Для повышения мотивации к урокам используем разные формы организации уроков

  • Урок – состязание;

  • Урок – конференция;

  • Урок - путешествие;

  • Урок – игра;

  • Урок – зачет;

  • Урок - экскурсия;

  • Урок – моделирование.




Заключение.

Важное значение имеет эмоциональное восприятие школьниками учебного материала и зависит от личности учителя, увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Пользуясь различными методами и приемами, каждый педагог может создать свой стиль работы, направленной на развитие мышления, на понимание практической значимости приобретенных на уроках знаний, формирование положительного отношения к труду, к выбору профессии. Уроки, с применением приемов активизации познавательной деятельности, становятся для детей более интересными, полезными и эффективными в коррекции недостатков умственного развития.





4