Коррекционная работа инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях ФГОС в ДОУ.
Кузьмина Н.С.
МБДОУ «Детский сад №-60 «Заинька», г. Тамбов, [email protected]
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Коррекционная работа или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей (п. 2.11.2 ФГОС).
В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей.
Для получения (без дискриминации) качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Оказывается ранняя коррекционная помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (п.3.2.2ФГОС).
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Под специальными условиями понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ. Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»).
Давайте рассмотрим подробнее, что же такое инклюзивное образование
Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышая эффективность обучения и воспитания.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования и направлена на создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Критерии и формы успешной реализации инклюзивной практики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях ФГОС.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если все дети, включенные в образовательный процесс показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков). Так же они должны быть адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение. Дети своевременно получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Положительный эффект имеет грамотное участие родителей детей с ОВЗ в реализации инклюзивной практики. Понимание перспективы развития их ребенка. Актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Полноценное участие в процессе обучения и развития своих детей. Родители должны быть проинформированы о режиме пребывания ребенка в образовательном учреждении и поддерживать его. Они включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка. Родители всех детей, посещающих инклюзивную группу, занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
Педагоги принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию. Реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях). Приветствуется эффективное взаимодействие с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения. Педагог должен иметь информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их использовать в профессиональной деятельности.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и других детей группы, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения.
Эффективное взаимодействие с родителями, педагогами (воспитателями, педагогическим персоналом) способствует успешной реализации инклюзивной практики. Администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Руководители образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы учреждения. Руководство занимает лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.
Представители администрации образовательного учреждения понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении (при этом они должны получать специализированную помощь); вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
Прочухаева М.М., Бородин М.В. Инклюзивный детский сад. – М., 2009. с. 12.
Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.