Аналитическая справка по изучению динамики развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР с 2017 по 2021 гг. Обучающиеся с ЗПР (согласно заключению ПМПК) нуждаются в дополнительном педагогическом внимании и активной поддержке. Их интеллектуальное и речевое развитие имеет свои специфические особенности и требует организации коррекционно-развивающего воздействия как во фронтальной работе на уроках, так и в индивидуальной работе на коррекционно-групповых занятиях.
Мониторинг уровня развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР проводится 2 раза в год в рамках реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ по развитию познавательных способностей. Методики подобраны с учетом возраста испытуемых, для каждой возрастной группы. (8-12 лет)
Используемые методики:
Методика определения кратковременной памяти, методика «Изучение логической и механической памяти»;
«Внимание» - Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова;
«Корректурная проба»;
Мышление «Общая осведомленность»; «Классификация»; «Обобщение»
«Анализ отношений понятий (аналогии)»; «Способность выделять существенные признаки (сравнение)».
Результаты:
Уровень развития кратковременной памяти
Из диаграммы видно, что кратковременная память учащихся с ЗПР в основном развита на низком уровне. В то же время с каждым годом растет количество детей со средним уровнем развития данного вида памяти.
Уровень развития логической и механической памяти
Как видно из диаграмм, с каждый годом постепенно идет повышение процента детей со средним уровнем развития логической памяти.
Уровень развития внимания.
Как видно из диаграмм, с каждым годом происходит увеличение количества обучающихся с ЗПР, у которых повысился уровень развития внимания с низкого на средний.
Уровень развития мышления
Общая осведомленность - интегральный показатель, отражающий информированность человека по общим вопросам быта, культуры, науки и технологий.
Уровень общей осведомленности детей с ЗПР в основном низкий. Низкая общая осведомленность проявляется у детей даже в отношении тех явлений и вопросов, с которыми им не раз приходилось сталкиваться в своей повседневной жизни. Так, например, некоторые дети с ЗПР 8- 9 лет не знают сведений о трудовой деятельности взрослых членов семьи, не могут точно сообщить свой адрес и т.п. Отчетливо проявляется бедность и поверхностность знаний о сезонных явлениях в природе, а также неумение детей опереться на имеющиеся конкретные представления при необходимости сделать какие-либо выводы, умозаключения. Такой ограниченный запас знаний и представлений о ближайшем окружении объясняется в основном бедностью речевого общения, в частности, тем, что ребенок в большинстве случаев узнает отдельные сведения из контекстов обыденных разговоров. Он редко обращается с соответствующими вопросами к взрослым и почти никогда не слышит в семье образцов правильных полных ответов.
Как видно из диаграммы, мыслительная операция «классификация» детей с ЗПР также развита, в основном, на низком уровне. Но в развитии данной мыслительной операции все - таки присутствует положительная динамика.
С 2016 по 2021 гг. стабильно повышается количество ребят со средним уровнем развития обобщения.
Учебный год | Общее количе ство учащи хся | Уровень развития | Психические процессы |
Память | Внимание | Мышление |
Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихс я | % |
полугодие 2016-2017 г. полугодие 2016-2017 г. | 10 | высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 0 | 0 | 1 | 10 | 1 | 10 |
низкий | 10 | 100 | 9 | 90 | 9 | 90 |
|
высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 1 | 10 | 2 | 20 | 2 | 20 |
низкий | 9 | 90 | 8 | 80 | 8 | 80 |
полугодие 2017-2018 полугодие 2017-2018 г. | 10 | высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 2 | 20 | 3 | 30 | 1 | 10 |
низкий | 8 | 80 | 7 | 70 | 9 | 90 |
|
высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 2 | 20 | 2 | 20 | 1 | 10 |
низкий | 8 | 80 | 8 | 80 | 9 | 90 |
полугодие 2018-2019 полугодие 2018-2019 | 9 | высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 1 | 11 | 2 | 22 | 1 | 11 |
низкий | 8 | 89 | 7 | 78 | 8 | 89 |
|
высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 3 | 33 | 3 | 33 | 2 | 22 |
низкий | 6 | 67 | 6 | 67 | 7 | 78 |
полугодие 2019-2020 полугодие 2019-2020 | 11 | высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 3 | 27 | 3 | 27 | 2 | 22 |
низкий | 8 | 73 | 8 | 73 | 9 | 82 |
|
высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 4 | 36 | 5 | 45 | 3 | 27 |
низкий | 7 | 64 | 6 | 55 | 8 | 73 |
1 полугодие 2020-2021 | 8 | высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 1 | 12 | 2 | 25 | 1 | 12 |
низкий | 7 | 88 | 6 | 75 | 7 | 88 |
2 полугодие 2020-2021 | | |
высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
средний | 3 | 37 | 2 | 25 | 2 | 25 |
низкий | 5 | 63 | 6 | 75 | 6 | 75 |
Таким образом, уровень сформированности основных функций памяти, внимания, мышления у большинства детей с ЗПР остается низким, но с каждым годом растет количество детей, у которых развитие данных психических процессов достигает нижней границы возрастной нормы.
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР
. Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.
Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.
Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Психологическую коррекцию внимания проводить в процессе деятельности, доступной детям с интеллектуальной недостаточностью (игровой, учебной, общения).
Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающихся.
У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.
Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.
Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься (мама/папа/бабушка/дедушка).
Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).
При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует педагог-психолог.
Занятия должны быть регулярными.
Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. 12.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия по развитию внимания, памяти, мышления.
Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны
Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации логопеда, психолога.