Коррекционной работа на уроках математики в начальной школе
В образовательном процессе особое внимание уделяется коррекционно — развивающей работе, предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебе.
У детей с задержкой в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Память у таких детей характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Через обучение математики повышается уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно можно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В своей работе я использую следующие направления коррекционной работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлении и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
На уроках математики коррекционная деятельность осуществляется через методы обучения учащихся: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа, применение технических средств обучения, проблемное обучение.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
В своей педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – развитие умений предвидения последствий
поступка (своего или чужого);
– конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Один из самых эффективных приемов коррекционной работы на уроке является –дидактическая игра или игровой момент. Такие задания учитель предлагает постепенно, не оказывая давления на детей. Соблюдается принцип от простого к сложному.
Введение игровых моментов оживляет урок, делая его занимательным, и дети, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.
Прививать и поддерживать интерес к своему предмету происходит по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
Разнообразные методы и формы работы на уроках математики с учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности. Через использование занимательного материала активизируются и развиваются познавательные интересы.
Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на уроке использую следующие коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.
Устные задания предъявляются учащимися в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами.
Упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций:
а) «Веселый счет».
Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.
Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.
Чем двузначные числа отличаются от однозначных?
б) Запиши в два столбика: в первый со знаком «+», во второй со знаком «-».
примеры на карточках 25-20; 14+9; 46-26; 50+12;
в) упражнение «Числовой ряд».
Ученик записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом:
1, 12, 6, 50, 31, 7
-назвать только однозначные;
-назвать только двузначные;
-прочитать числа в прямом порядке;
-число, которое стоит третьим по счету;
-прочитать числа в обратном порядке;
-записать по памяти.
г) число потерялось
1 ...2 …4 … .6...7 ..8 9 …
д)Вставить нужный знак действия (х, :).
е)45…5 = 9 7…10 = 70 36…6 = 6 8…8 = 64 80…10 = 8 25…5 = 5
«Вычислительная машинка».Запустить числа: 2, 3, 5. Какие числа получатся при выходе?
Вход … х 4 … : 2 … х 10 … : 2 … + 10 … - 5 = ?
Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент неожиданности или ожидания, например к играм «Что изменилось?», «Который по счету» и т.д.
Группа коррекционно-развивающих упражнений направлена на развитие математического аспекта логического мышления. Это задания: «Продолжи числовой ряд», «Закономерность», «Исключи лишнее». А задания на развитие различных аспектов внимания успешно использую на устном счете.
По чертежу определи:
- Сколько всего треугольников?
- Сколько всего четырехугольников?
-Каких фигур больше? На сколько?
Тесты с выбором всех правильных ответов.
В каких числах 3 единицы?
а) 30; б) 23; в) 3; г) 53; д) 12
2. Произведение, каких чисел равны 24?
а) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4
б) подумай, по какому правилу составлен ряд и продолжи его
…21, 24, 27, 30, …
100, 105, 110, 115, …
Задачи на развитие памяти.
«Память на числа».
Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 8, 9, 2, 3, 5.
Решение арифметических задач, как известно, является одним из самых трудных разделов программы по математике. От ребёнка требуется осуществление довольно сложной аналитико – синтетической деятельности. Младшие школьники часто не знают, в какой последовательности нужно работать над задачей. Их приходится учить, с чего начинать, как анализировать текст задачи, как устанавливать решение, как формулировать ответ, т.е. формировать умение мысленно составлять план работы над любой задачей. Для этого приучает детей пользоваться памяткой следующего типа:
Памятка.
1. Прочитай задачу.
2. Подумай, что в задаче известно.
3. Что спрашивается в задаче?
4. Запиши задачу кратко.
5. Рассмотри краткую запись задачи и подумай, как найти неизвестное.
6. Реши задачу. Объясни решение.
При организации индивидуальной деятельности соблюдает следующие условия:
- подробная инструкция к выполнению задач;
- направляющая помощь учителя;
Таким образом, усвоение математических знаний детьми с ЗПР происходит наиболее эффективно при использовании разнообразных приемов коррекционной работы, которые способствуют повышению памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений общей и мелкой моторики. Ценным в таких приемах является развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться, успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам.