Выступление на районном методическом объединении
на тему
« Коррекционная работа в освоении предметного программного материала с детьми с ограниченными возможностями »
Выступила: учитель математики и физики
Казарцева А.В.
Воскресенск 2017г.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой)
- Современное образование, здравоохранение и социальные службы отмечают значительный рост рождаемости детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Большинство таких детей, зачастую, переходят из категории «младенцев» в категорию «школьников». Т.е., говоря проще, многие заболевания становятся хроническими. Обучение и воспитание таких детей требует дополнительных мер и методов работы. Одной из этих мер является своевременная коррекционная работа, направленная на целостное и системное освоение предметного материала по разным общеобразовательным дисциплинам учебного плана.
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать. (Р.Декарт)
- Коррекционная работа в освоении предметного материала с детьми с ограниченными возможностями предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционная работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:
1) Осуществление индивидуального подхода к детям;
2) Предотвращение наступления утомления;
3) Использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
4) Использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами и т. д. при изучении математики.
Обучение математике в классах коррекционно развивающего обучения должно также носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Данные задания позволяют ориентироваться в жизненном пространстве .
( приложение1)
Часто дети сами корректируют цены в таблице с учетом изменений в тарифе
Для актуализации знаний и повторения, вычислительных навыком с детьми я использую «Ромашку» и « Кружок», « Лента разрядов »
- На уроках старюсь дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность и через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся.
( приложение 2)
После отгадывания фразы я даю краткую историческую справку.
Дети включаются в эту деятельность самостоятельно, придумывая сами задания.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
( приложение 3)
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья: индивидуально – дифференцированный подход, практические упражнения
Карточки
с дифференцированными заданиями
« Отношения и пропорция » Вариант 1
Задание 1. Проверить верна ли пропорция
а) = б) =
Карточки с индивидуальными заданиями
Запишите пары углов:
а) накрест лежащие; б) односторонние; в) соответственные.
Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, пазлы, головоломки, таблицы-подсказки . ( приложение 5)
Обычно я сопровождаю урок вопросами
«Как вы думаете?»,
«Почему?»,
«Для чего?»,
«Помогите вспомнить …»
На вопросы требую полных ответов.
Тем самым ребята приводят свои рассуждения и примеры из жизни.
Основа хорошего понимания математики – умение: считать; думать, рассуждать.
На уроках часто практикую решение задач, придуманными совестно мной и ребятами в данной ситуации, работу по составлению алгоритмов решений заданий (приложение 6)
Карточки – работа по образцу.
Рассмотри рисунок.
Для активизации познавательной деятельности и концентрации внимания ученикам предлагаю упражнения на переписывание готовых примеров, в которых допущены ошибки, или при решение примеров выбрать только те ответы, которые удовлетворяют заданному условию, а также на изображенном рисунке посчитать определенном способом фигуры или высчитать сколько фигур изображено на данном изображении.
( приложение 7)
Таким образом, нестандартные упражнения создают у детей положительные эмоции, раскованность, желание учиться, выполнять задания, мыслить, а тем самым выполняется образовательные и развивающие цели обучения.
Исходя из выше сказанного, мне хочется отметить, что результаты моей деятельности в данном направлении имеют положительную динамику
Используя многообразие общепедагогических методов и форм работы – удаётся сформировать у учащихся с ОВЗ научные знания по предметному циклу. В дальнейшем, приёмы работы усложняются – это приводит к более глубокому осмыслению учащимися предметного материала, а, вследствие этого, положительной мотивации к обучению.
Спасибо за внимание!