МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор ________ Е.М.Демидова Протокол №4 ______ Г.Н.Ляшкова Приказ № 01.08/392 от « 29» августа 2018г. «30» августа 2018г. от «31» августа 2018г. Руководитель ____О.В.Крайнева «Об утверждении рабочих программ» |
| | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Учитель | Григорчук Елена Викторовна | | | |
| | | | | | | | | | |
Учебный год | 2018-2019 | | | |
| | | | | | | | | | |
Класс | 7 (обучение на дому) | | | |
| | | | | | | | | | |
Фамилия обучающегося | | | | |
| | | | | | | | | | |
Название учебного предмета | Коррекционные занятия | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в год 68/68/136 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в неделю 2/2/4 |
| | | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | | | |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/29/s_5b0d9078309ef/909288_1.png)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ на основе Адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ «ЗСШ» (вариант С). Программа составлена с учетом особых образовательных потребностей и индивидуального развития обучающегося.
На изучение предмета отводится 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы от 30.08.2018 г. № 01.08/385.
Цель:
коррекция индивидуальных отклонений посредством формирования и развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- изучать динамическую структуру познавательных процессов для осуществления эффективного воздействия на их развития;
- стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;
- формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;
- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;
- содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;
- развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;
- развивать воображение;
- развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;
- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
- познакомить детей с основными эмоциями;
- способствовать осознанию своих эмоций, чувств;
- способствовать обогащению эмоциональной сферы учащихся;
- формировать умение понимать эмоции других людей, воспитывать чувство эмпатии и содействовать созданию эмоционально-положительного фона общения в детском коллективе.
Планируемые результаты ИЗУЧЕНИЯ учебного предмета
Предметные результаты:
-приемы организации учебной деятельности;
требования основной школы;
приемы групповой и парной работы;
приемы построения доклада;
правила поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
приемы релаксации, организации отдыха.
Метапредметные:
применять способы запоминания при выполнении заданий;
анализировать и обобщать информацию;
классифицировать предметы, объекты;
определять понятия;
отвечать на вопросы, строить суждения и умозаключения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.
Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.
Концептуальный модуль
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.
Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.
Коррекционно-развивающий модуль
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
создание условий для развития сохранных функций;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Обучающиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также обучающиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в журнале для индивидуальных и групповых занятий
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей, обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
Лечебно–профилактический модуль
Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).
Социально–педагогический модуль
1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол ч | Сам ч | Дата по плану | Дата по факт | Тема урока |
1-2 | 2 | 4 | 03.09 05.09 | | Вводное занятие «Веселый старт!» |
3-4 | 2 | 4 | 10.09 12.09 | | «Секреты внимания!» |
5-6 | 2 | 4 | 17.09 19.09 | | «Юные детективы!» |
7-8 | 2 | 4 | 24.09 26.09 | | «Маленькие секреты большой Памяти!» |
9-10 | 2 | 4 | 01.10 03.10 | | Обучению умению определять понятия. Классификация. Упражнение «Широкое-узкое». |
11-12 | 2 | 4 | 08.10 10.10 | | «Нестандартные ситуации!» |
13-14 | 2 | 4 | 15.10 17.10 | | «Заверши изображение!» |
15-16 | 2 | 4 | 22.10 24.10 | | «Секреты хорошего внимания!» |
17-18 | 2 | 4 | | | Обучение способам развития различных видов памяти. Игра «Что изменилось?». |
19-20 | 2 | 4 | | | Актуализация и применение различных приемов развития памяти. |
21-22 | 2 | 4 | | | «Психогигиена памяти!» |
23-24 | 2 | 4 | | | «Думай, рассуждая!» |
25-26 | 2 | 4 | | | «Я и мир вокруг нас!» |
27-28 | 2 | 4 | | | «Кто ясно мыслит – ясно излагает…!» |
29-30 | 2 | 4 | | | Овладение алгоритмом определения понятий. Упражнения в подборе видовых признаков. |
31-32 | 2 | 4 | | | Обучение построению суждения. Определение понятия с несколькими видовыми признаками |
33 | 1 | 2 | | | «Связующие цепочки!» |
34 | 1 | 2 | | | «За и против!» |
35-36 | 2 | 4 | | | Эмоции, чувства. Игры «Угадай причину», «Рассмешите клоуна» |
37-38 | 2 | 4 | | | Сходство, различие. Анализ приемов, помогающих учиться. Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю» |
39-40 | 2 | 4 | | | Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности |
41-42 | 2 | 4 | | | Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий. |
43-44 | 2 | 4 | | | Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. Эвристическая беседа. Игра «Причина-следствие» |
45-46 | 2 | 4 | | | Обучение построению умозаключений. Проблемные вопросы. Игра «Доказательство цепочкой» |
47-48 | 2 | 4 | | | Развитие действий логического анализа и обобщения. Сказка «Как съесть слона». |
49-50 | 2 | 4 | | | Развитие связной письменной речи. Исправление деформированного текста. |
51-52 | 2 | 4 | | | Формирование адекватной самооценки. Знакомство с понятием «психологический портрет». |
53-54 | 2 | 4 | | | Развитие невербальных средств общения. Упражнение «Пойми меня», «Поводырь» |
55-56 | 2 | 4 | | | Преодоление тревожности при монологическом выступлении. Деловая игра. |
57-58 | 2 | 4 | | | Диагностика межличностных отношений в семье. Методика «Кинетический рисунок семьи». |
59-60 | 2 | 4 | | | Обучение приемам преобразования задач. Упражнения в решении открытых задач. |
61-62 | 2 | 4 | | | Развитие связной монологической речи. Диалог. |
63-64 | 2 | 4 | | | Знакомство с приемами построения доклада. Правила составления интересного доклада. Групповая работа «Коллективный доклад». |
65-66 | 2 | 4 | | | Диагностика межличностных отношений в семье. Методика «Кинетический рисунок семьи». |
67 | 1 | 2 | | | Формирование рефлексивно-контрольных умений. Тест на изучение общей самооценки. Решение возможных трудных ситуаций. |
68 | 1 | 2 | | | Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха. Методика «Пчелиный рой». |
| 68 | 136 | | | |
| 204 | | | |
10