СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно развивающая программа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно развивающая программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Мочильская средняя общеобразовательная школа"







Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий

для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

« Коррекция нарушений письма»

(5-8 классы)





Составитель:

учитель-логопед

Теряева Татьяна Сергеевна






Пояснительная записка.


Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5–му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

  • низкий уровень познавательной активности;

  • незрелость мотивации к учебной деятельности;

  • сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;

  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

  • недостаточная сформированность умственных операций;

  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:

  • дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;

  • нарушения слухоречевой памяти;

  • нарушение буквенного гнозиса;

  • нарушение динамического праксиса руки;

  • затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

  • нечеткая дикция, плохая артикуляция;

  • нарушение лексико-грамматического строя речи;

  • наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 8 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  • морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);

  • синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

  • смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-8-ых классов с ЗПР.

Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, учащиеся 5-8-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графомоторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.


Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.


Задачи:

Обучающие

  • формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;

  • формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;

  • совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие

  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);

  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

  • совершенствовать основные учебные навыки;

  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.

Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в 5-8 классах.


Условия набора: обучающиеся «группы риска» - по результатам анализа итоговых и текущих работ по русскому языку.


Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся.

Количество детей в группе: 3-6 человек.



Формы и режим занятий:

30 часов, 1 раз в неделю по 1 часу (40 минут)


Форма организации деятельности детей на занятии:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.


Продолжительность занятий:

групповых– 40 минут


Описание ценностных ориентиров содержания логопедической программы

Речь – понятие очень обширное. Оно включает в себя знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе, т.е. дает ценностные ориентиры для гармоничного развития личности ребёнка.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Планируемые результаты

В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.


Основные требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

  • Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.

Обучающиеся должны знать:
  • морфологические признаки частей речи;

  • состав и названия частей слова;

  • признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;

  • правописание Ь, Ъ в различных частях речи;

  • синтаксические единицы, знаки препинания при них;

  • структуру текста.


Обучающиеся должны уметь:

  • различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

  • проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);

  • доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

  • дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

  • проводить анализ текста, составлять план;

  • устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.


Структура занятия:

  1. Приветствие (речевая разминка).

  2. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме занятия:

    • повторение предыдущего материала,

    • подготовка к восприятию нового материала,

    • изучение нового материала,

    • закрепление изученного материала

  4. Итог занятия.


Способы определения результативности:

- тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий ).

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ПМПк.


Учебно-тематический план

1 год обучения (5 класс)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Диагностика. Тестирование.

2

2

Развитие и уточнение пространственных представлений.

3

3

Развитие и уточнение временных представлений.

2

4

Алфавит.

1

5

Звуки и буквы.

4

6

Однокоренные слова.

4

7

Ударение.

2

8

Безударные гласные в корне слова.

1

9

Звонкие и глухие согласные.

1

10

Непроизносимые согласные.

2

11

Правило переноса

2

12

Словарные слова

1

13

Двойные согласные

3

14

Проверочные работы.

1

15

Обследование. Тестирование

1


ВСЕГО

30 часов





















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА



Дата



заня-тия

Темы

и содержание

коррекционной

работы

Грамматические

и лексические

темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов1

1

2

3

4

5

Сентябрь


Фронтальное обследование



1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения

2

I этап (диагностический)


3

Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение



4

II этап (подготовительный)

Октябрь


5-7

Развитие и уточнение пространственных представлений

Правописание существительных множественного числа, родительного падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе

Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков



8-10

Развитие и уточнение пространственных представлений

Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»

Развитие внимания


11

Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели

Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изред-ка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»

Развитие памяти

12

Развитие и уточнение временных представлений. Времена года

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. В мире животных





13

Развитие и уточнение временных представлений. Месяцы

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. По страницам произведений

Ж. Верна

Развитие словесно-логического мышления

14-15

Развитие и уточнение временных представлений. Год

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Развитие произвольного внимания и всех видов

памяти

I

16

Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед»

Развитие словесно-логического мышления

17

Развитие и уточнение временных представлений. Семья

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с при-видениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение»

Развитие абстрактного и образного мышления

III этап (коррекционный)

Ноябрь


Каникулы


18

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки.

Б. Заходер «Песенка-азбука»

Развитие слухового внимания и фонема-тического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)



19

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки.

Я. Бжехва «Волшебник Ковальский»

Развитие слухового внимания и фонема-тического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)


20

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков


Развитие слухового внимания и фонема-тического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

21

Звуки и буквы. Гласные I ряда

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»




22

Звуки и буквы. Гласные II ряда

Буквы «е», «ё», «ю», «я»


23-24

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда


Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

Декабрь


25

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости

Мягкие и твердые согласные


26

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости

Глухие и звонкие согласные

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Разноцветные точки»


27

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Предложение


28

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Строчные и прописные буквы

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»


29

Заглавная буква в именах собственных


30

Заглавная буква в именах собственных


Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»




31

Заглавная буква в именах собственных

Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу


Январь


Каникулы




32-33

Однокоренные слова

Части слова. Корень

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

34-35

Однокоренные слова

Части слова. Приставка




36-37

Однокоренные слова

Части слова. Суффикс

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

38

Однокоренные слова

Части слова. Окончание

Февраль




39

Ударение


Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

40

Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразующая роль ударения

Слова-омографы


41

Ударение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»


42

Ударение




43

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Корень

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

44

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Приставка




45

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Суффикс. Окончание

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

46

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова

Март




47

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Озвончение глухих согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания

48-49

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных




50

Непроизносимые согласные


Упражнения, направленные на тренировку пере-ключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»

51

Непроизносимые согласные


52


Непроизносимые согласные

Упражнения, направленные на тренировку распреде-ления и избирательности внимания


Каникулы

Апрель


53

Правило переноса


Развитие памяти. Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»

54

Правило переноса






55

Правило переноса


Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»

56

Словарные слова






57

Словарные слова


Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

58

Двойные согласные в корне слова



59

Двойные согласные в корне слова


Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»


60

Двойные согласные в корне слова


Май


61

Двойные согласные на стыке морфем


Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала»


62-63

Двойные согласные на стыке морфем


IV этап (оценочный)


64



Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей


65 Фронтальное обследование



Содержание логопедической программы (5 класс)

  1. Диагностика. Тестирование (4 часа)

Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.

Обследование состояния устной и письменной речи.

2. Развитие и уточнение пространственных представлений (2 часа) Правописание существительных множественного числа, родительного падежа. Правописание наречий и предлогов ( «справа», «слева», «вперёд»,«около» и т.п.

3. Развитие и уточнение временных представлений (7 часов)

Сутки. Дни недели Времена года. Месяцы. Год. Календарь. Праздники, Семья..

4. Алфавит (2 часа)

Понятия «алфавит» и «азбука»

5. Звуки и буквы (12 часов)

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Дифференциация согласных по глухости-звонкости .Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения.

6. Однокоренные слова (4 часа)

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы

7. Ударение (4 часа)

Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

8. Безударные гласные в корне слова (3 часа)

Анализ и комментирование орфограмм в корне слова. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов.

9. Звонкие и глухие согласные (3 часа)

Оглушение звонких согласных. Озвончение глухих согласных.

10. Непроизносимые согласные (4 часа)

Анализ и комментирование орфограммы.

11. Правила переноса (3 часа)

Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.

12. Словарные слова (2 часа)

Анализ и комментирование орфограммы.

13. Двойные согласные (5 часов)

Анализ и комментирование орфограммы.

14. Проверочные работы (3 часа)

Слуховые диктанты. Работа с карточками.

15. Обследование. Тестирование (2 часа)

Учебно-тематический план

2 год обучения (6 класс)


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Диагностика. Тестирование

4

2

Повторение. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе. (на уровне предложения и текста)

2

3

Употребление гласных после шипящих

4

4

Мягкий знак

13

5

Слово.

11

6

Фразеологизмы

5

7

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

2

8

Имя существительное

5

9

Глагол

5

10

Имя прилагательное

4

11

Местоимение

4

12

Служебные части речи

4

13

Закрепление. Проверочные работы

1

14

Обследование. Тестирование.

1


ВСЕГО

65 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Не-дели

Дата

Заня-тие

Темы

и содержание

коррекционной

работы

Грамматические

и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие

неречевых процессов

1

2

3

4

5

Сентябрь

I

Фронтальное обследование


II

III этапы (диагностико-подготовительные)

III

1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение

2

IV


3

4

III этап (коррекционный)

Октябрь

I

5

Повторение



6

Повторение




II



7-8

Употребление гласных после шипящих

(«жи — ши»)


Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление»

9-10

Употребление гласных после шипящих («ча — ща», «чу — щу»)


III



11-12

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных


Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти»

13-14

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных



IV

15-16

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных


Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «"Нелогичные " парные ассоциации слов»


17

Мягкий знак. Упот-ребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных



Ноябрь

I

Каникулы

II

18

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных


Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»

19

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова


III



20

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова

Развитие мышления.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...»

21

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова


IV

22

Разделительный «ь»


Развитие мышления.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадай-ся, кто нарисован»


23

Разделительный «ъ»


Декабрь

I



24

Слово и его лексическое значение

Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики»

25

Однозначные и многозначные слова

В. Остен «Дорога»


II

26

Прямое и переносное значения слова


Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»


27

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

Омонимы


Ш

28

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависи-мости от значения

Омофоны

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование искусственных понятий» (по Л.С. Выготскому Л.С. Сахарову)


29

«Слова-приятели»

Синонимы.

С. Маршак «Вьюга»


IV



30

«Слова-приятели»

Синонимы.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

31

«Слова-приятели»

Синонимы, обозна-чающие предмет, признак предмета, действие предмета


Январь

1

Каникулы

II

III

32

«Слова-

неприятели»

Антонимы. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»




33

«Слова-неприятели»

Антонимы.

Б. Заходер «И нам с тобой пришел черед...»

IV



34

«Слова-неприятели»

Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фо-рмирование умения выделять сущест-венные признаки для сохранения логич-ности суждений при решении длинного ря-да однотипных за-дач»

35-37

Фразеологические обороты. Устой-чивые словосоче-тания



Февраль

I

38

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания


Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование способ-ности оперировать смыслом»


39

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания




1

2

3

4

5

II

40

Морфология


Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу

41

Имя существительное



III

42

Изменение существительных по падежам

Существительное как часть речи

Формирование умения планировать свои действия

43

Изменение существительных по числам

Падежные окончания имен существительных


IV

44

Три склонения имен существительных

Правописание слов в мужском и женском роде, оканчивающиеся на шипящие

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

45

Закрепление темы «Имя существи-тельное»



Март

I

46

Глагол

Глагол как часть речи

Формирование умения действовать по правилу и разных ви-дов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконт-роля. Упражнение «Офицер-солдат»


47

Времена глагола

Прошедшее, настоя-щее и будущее времена глагола


II



48

Изменения глагола по лицам и числам

Написание «не» с глаголами

Формирование уме-ния действовать по правилу и разных ви-дов контрольно-оце-ночных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов само-контроля. Упражнение «Поиск клада»

49

Спряжения глаголов

Окончания глаголов


Ш



50

Закрепление темы «Глагол»


Формирование приемов самоконтроля.

Упражнение «Фабрика игрушек»

51

Имя прилагательное

Прилагательное как часть речи


IV

Каникулы

Апрель

I



52

Изменение имени прилагательного по родам и числам


Формирование приемов самоконтроля.

Упражнение «Сделай так же»

53

Согласование прилагательных с существительными

Окончания прилагательных



1

2

3

4

5

II

54

Закрепление темы «Имя прилагательное»


Формирование приемов самоконтроля.

Игра «Число-контролер»

55

Местоимение

Местоимение, как часть речи


III

56

Изменение местоимений по лицам и числам


Развитие произвольности. Игра «Пуговица»

57

Согласование местоимений с существительными и глаголами



IV

58

Закрепление темы «Местоимения»


Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник»

59

Служебные части речи





Май

I

60-62

Предлог. Союз. Местоимение

Правописание частиц «не» и «ни» с глаголами

Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки»

63

Закрепление темы «Морфология»



VI этап (оценочный)

II

64

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей



III

65 Фронтальное обследование


Содержание логопедической программы (6 класс)


  1. Диагностика. Тестирование (4 часа)

Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухоречевое и зрительное внимание и память.

Обследование состояния устной и письменной речи.

  1. Повторение ( 2 часа)

Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе. (на уровне предложения и текста)

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.

  1. Употребление гласных после шипящих (2 часа)

Правописание «жи-ши»; «ча-ща»; «чу-щу»

  1. Мягкий знак (13 часов)

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Мягкий знак после шипящих. Разделительные «Ь» и «Ъ»знаки.

  1. Слово (11 часов)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Омофоны. Синонимы. Антонимы.

  1. Фразеологизмы (5 часов)

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

  1. Морфология (2 часа)

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

  1. Имя существительное (5 часов)

Имя существительное как часть речи. Изменение существительных по падежам и числам. Склонение существительных.

  1. Глагол (5 часов)

Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам и числам. Времена глагола. Спряжения глаголов.

  1. Имя прилагательное (4 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Изменение прилагательных по родам и числам. Согласование прилагательных с существительными.

  1. Местоимение (4 часа)

Местоимение как часть речи. Изменение местоимений по лицам и числам. Согласование местоимений с существительными и глаголами.

  1. Служебные части речи (4 часа)

Предлог. Союз.

  1. Повторение. Проверочные работы( 1 час)

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

  1. Обследование. Тестирование (1 час)

Выполнение диагностических работ.


Учебно-тематический план

3 год обучения (7 класс)


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Обследование.

2

2

Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза

4

3

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство

9

4

Словообразование

5

5

Правописание мягкого знака

4

6

Синтаксис

6

7

Совершенствование связной речи

5

8

Обследование

1


ВСЕГО

36 часов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Дата

занятия

занятия

Наименование разделов и тем программы

Количество занятий





1.

2.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обследование устной речи.

Обследование письменной речи.





1

2

3

4

CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Звуковой анализ и синтез слова.

Звукобуквенный анализ и синтез слова.

Слоговой анализ и синтез слова.

Звукослоговой анализ и синтез слова.



1

1

1

1




5




6



7




8





9



10



11


12




13

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО – АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО

Понятие звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков по принципу звонкости – глухости.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Понятие твердости и мягкости согласных.

Дифференциация звуков по принципу твердости – мягкости.

Смягчение согласных с помощью гласных II ряда.

Смягчение согласных с помощью Ь.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твердый знак.

Дифференциация разделительного твердого и мягкого знака.

Понятие ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Диффе+ренциация звуков по принципу ударности – безударности.

Правописание слов с безударными гласными, проверяемые ударением.

Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РОС-,-РАСТ-, -РАШ-).

Чередование гласных в корне в зависимости от правописания суффикса –А ( -БЕР-, -БИР-, -МЕР-, -МИР-, -ТЕР-, -ТИР-, -КОС-, -КАС-).

Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -ГОР-, -ГАР-).

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Правописание слов, не имеющих непроизносимую согласную.

Правописание слов с удвоенными согласными.



1




1






1




1





1



1



1


1




1



14


15

16






17





18

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Состав слова. Ориентирование в составе слова.

Восстановление деформированных слов.

Однокоренные и родственные слова.

Суффикс, его роль в слове. Суффиксальное словообразование.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Суффиксы с преувеличительно –пренебрежительным значением.

Суффиксы профессий и прилагательных.

Приставочное словообразование. Приставка, ее роль в слове.

Приставки временного и пространственного значения.

Многозначные приставки.

Предлог, как самостоятельная часть речи.

Дифференциация приставки и предлога.


1


1

1






1





1




19



20

21


22

ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Написание Ь в окончаниях имени существительного

женского рода 3-го склонения.

Написание Ь в неопределенной форме глагола.

Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах.

Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ.

Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа



1



1

1


1



23


24



25

26


27 28

СИНТАКСИС

Словосочетание и предложение. Их дифференциация.

Согласование. Согласование имен прилагательных с существительными в числе и в роде.

Согласование глаголов с именами существительными в числе и в роде.

Управление.

Окончание имен существительных единственного и множественного числа в прямом и косвенных падежах.

Закрепление падежных форм.

Связь слов в предложении и словосочетании.


1


1



1

1


1

1



29

30

31

32


33

34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Текст. Основная мысль текста.

Работа с деформированным текстом.

Деформация в конце текста.

Деформация в середине текста.

Деформация в начале текста.

Работа с планом. Планирование в практической деятельности.

План текста, сообщения, доклада.

Обследование


1

1


1


1


1

1

Содержание логопедической программы (7 класс)

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ (2 часа)

1.1. Диагностика устной речи по программе «Обследование речевого развития».

1.2. Диагностика письменной речи по программе «Обследование речевого развития».

II. CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (4 часа)

2.1. Звуковой анализ и синтез слова – 1.

Звуковая схема слов. Обозначение гласных и согласных звуков на схеме. Выделение звука по заданию учителя, его характеристика. Подбор схем к слову, слов к схемам. Выделение звука по заданию. Преобразование слов путём добавления звука: вол – волк, убавления звука: урок – рок, перестановки звуков: лов - вол.

2.2. Звукобуквенный анализ и синтез слова – 1.

Определение позиции заданного звука. Выделение и характеристика звука по заданию учителя. Различия в образовании произношении гласных и согласных звуков.

2.3. Слоговой анализ и синтез слова – 1.

Определение количества слогов в слове. Слоговая схема слов. Подбор схем к слову, слов к схемам. Составление слов из слогов. Преобразование слов: путём перестановки слогов местами сосна - насос; добавления слогов вёл – привёл; убавления слогов пришёл – шёл.

2.4. Звуко-слоговой анализ и синтез слова – 1.

Звуко-слоговая схема. Подбор слов к заданной звуко-слоговой схеме, схем к словам. Анализ слова. Выделение заданного звука, слога. Соотнесение количества звуков, букв, слогов. Характеристика заданного звука, слога. Преобразование слов путём изменения его звуко-слогового состава. Составление слов из заданных звуков, слогов.

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО – АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (9 часов)

3.1. Понятие звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков по принципу звонкости – глухости - 2

Звуки и буквы. Сравнение звуков по их акустико-артикуляционным признакам, соотнесение с буквами. Позиция в слове. Звуковая схема слова. Подбор слов с заданным звуком. Графические диктанты. Преобразование слов путём взаимозамены парных звуков (сайка-зайка). Договаривание предложений, их запись.

3.2. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова – 1.

Глухие и звонкие согласные в середине слова (юбка, шапка).Правописание слов с сомнительными согласными в середине слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы (юбка-юбочка, шапка-шапочка) при подборе проверочных слов. Графический диктант. Нахождение и выделение слов в тексте. Запись предложений.

3.3. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова – 1.

Глухие и звонкие согласные на конце слов. Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слов. Единственное и множественное число имён существительных (дуб-дубы), уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных (дуб-дубочек) при подборе проверочных слов. Выделение слов с сомнительными согласными из текста. Запись предложений.

3.4. Понятие твердости и мягкости согласных. Дифференциация звуков по принципу твердости – мягкости – 2.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический и фонематический анализ слов. Обозначение мягких согласных на схеме. Изменение состава и анализа слов при взаимозаменяемости твёрдых - мягких согласных (воз - вёз). Составление и запись предложений.

3.5. Смягчение согласных с помощью гласных II ряда – 1.

Гласные II ряда, их роль. Изменение характеристики, звукового состава, лексического значения слов при взаимозаменяемости гласных I и II рядов: нос-нёс, мил-мыл. Звуковая схема таких слов. Составление и запись предложений.

3.6. Смягчение согласных с помощью Ь – 1.

Смягчение согласных при помощи буквы Ь. Буква Ь смягчительный. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь. Фонетический и фонематический анализ слов. Преобразование слов путём убавления или прибавления буквы Ь: мел-мель, уголь-угол. Составление и запись предложений.

3.7. Разделительный мягкий знак - 1.

Две функции буквы Ь: смягчение и разделение. Буква Ь разделительный (вьюга, листья). Составление схемы, фонематический и фонетический анализы слов. Составление и запись предложений.

3.8. Разделительный твердый знак – 1.

Буква Ъ разделительный. Роль и значение буквы Ъ. Схемы слов с буквой Ъ. Звуковой анализ слов с буквой Ъ. Звукобуквенный анализ слов с буквой Ъ. Выделение слов из текста и ряда других слов. Составление и запись предложений.

3.9. Дифференциация разделительного твердого и мягкого знака – 1.

Буквы Ь и Ъ разделительные. Роль и значение. Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь и Ъ – вьюга – въезд. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

3.10. Понятие ударения. Смыслоразличительная роль ударения Дифференциация звуков по принципу ударности – безударности – 2.

Понятие ударения. Ударные и безударные гласные. Ударный слог. Выделение ударного слога. Слова-омографы - замок-замок, атлас-атлас. Составление графической схемы слова – цветок –хХ, кораблик- хХх. Подбор слов к схемам – Хх-холод, зимний. Составление и запись предложений.

3.11. Правописание слов с безударными гласными, проверяемые ударением – 1.

Выделение ударного слога. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверяемые ударением гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор цепочек проверочных слов (цветок- цвет, зацвёл).

3.12. Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РОС-,-РАСТ-, -РАШ-) – 1.

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.

3.13. Чередование гласных в корне в зависимости от правописания суффикса –А ( -БЕР-, -БИР-, -МЕР-, -МИР-, -ТЕР-, -ТИР-, -КОС-, -КАС-) – 1.

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.

3.14. Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -ГОР-, -ГАР-) – 1.

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.

3.15. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов, не имеющих непроизносимую согласную – 2.

Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Все позиции в слове глухих и звонких согласных. Закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными. Выделение слов из текста, подбор к ним проверочных слов. Графический диктант. Составление и запись предложений.

3.16. Правописание слов с удвоенными согласными – 1.

Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений

I V. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (5 часов)

4.1.Состав слова. Ориентирование в составе слова. Восстановление деформированных слов – 2.

Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Значение каждой части, место в слове. Морфологический анализ слов. Разбор слов по составу. Составление слов из заданных частей слова. Запись слов.

4.2. Однокоренные и родственные слова - 1

Упражнения в определении однокоренных слов. Определение значения однокоренных слов. Нахождение и выделение из текста и ряда однокоренных слов. Цепочки однокоренных слов. Составление и запись предложений. Подбор родственных слов, установление родственных связей между словами. Нахождение и выделение из текста и ряда родственных слов. Цепочки родственных слов. Составление и запись предложений.

4.3. Суффикс, его роль в слове. Суффиксальное словообразование – 1

Значение суффикса. Место в слове. Выделение суффикса. Словообразование с помощью суффикса (суффиксальный способ: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело). Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

4.4. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением – 1.

Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

4.5. Суффиксы с преувеличительно- пренебрежительным значением -1.

Выделение слов с преувеличительно – пренебрежительным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

4.6. Суффиксы профессий и прилагательных - 1

Словообразование с помощью суффикса. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

4.7. Приставочное словообразование. Приставка, ее роль в слове -1

Значение приставки. Место в слове. Выделение приставки. Словообразование с помощью приставки (приставочный способ: звучный – беззвучный, созвучный). Выделение приставки. Правописание приставок.

4.7. Приставки временного и пространственного значения. Многозначные приставки – 1.

Значение приставки. Дифференциация приставки временного и пространственного значения. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

4.8. Предлог, как самостоятельная часть речи – 1.

Смысловые значения предлогов: пространственные (ехать в город), образа действия, временные, дополнительные (переписываться с друзьями), причинные (не пришёл из-за болезни). Дифференциация предлогов. Составление и запись предложений с использованием предлогов.

4.9. Дифференциация приставки и предлога – 1.

Приставка и предлог. Сходство и различие в употреблении и написании. Нахождение и выделение из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений с использованием одинаковых приставки и предлога.

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ ( 4 часа)

5.1. Написание Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения – 1.

Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

5.2. Написание Ь в неопределенной форме глагола. Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах – 2.

Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в неопределенной форме глагола. Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

5.3. Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ – 1.

Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

5.4. Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа – 1.

Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение слова. Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

VI. СИНТАКСИС (6 часов)

6.1.Словосочетание и предложение. Их дифференциация – 1.

Дифференциация этих категорий. Их фонетические, морфологические признаки и значение. Закрепление навыка дифференциации этих категорий. Составление схем к предложениям, к каждой из этих категорий. Подбор к заданным схемам этих категорий. Составление и запись предложений.

6.2. Согласование. Согласование имен прилагательных с существительными в числе – 2.

Согласование слов в предложении. Согласование имен прилагательных с существительными в числе. Определение числа существительных и прилагательных. Изменение существительных и прилагательных по числам. Существительные только единственного и только множественного числа. Составление и запись предложений.

6.3. Согласование имен прилагательных с существительными в роде – 1

Согласование существительных и прилагательных в роде. Нахождение в тексте. Определение рода существительных и прилагательных. Подбор определений к предмету, согласование в роде. Составление сочетаний и предложений, их запись.

6.4. Согласование глаголов с именами существительными в числе – 1.

Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Число глагола и существительного (девочка пишет, дети пишут). Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.

6.5. Согласование глаголов с именами существительными в роде – 1.

Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Род глагола и существительного. Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.

6.6. Управление – 3.

Падежи существительных. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.

6.7. Окончание имен существительных единственного и множественного числа в прямых и косвенных падежах – 2.

Нахождение и выделение имен существительных единственного и множественного числа в прямом и косвенных падежах из текста. Определение окончания имен существительных единственного и множественного числа в прямых и косвенных падежах Составление предложений по карточкам и их запись.

6.8. Закрепление падежных форм – 3.

Закрепление падежных форм. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.

6.9. Связь слов в предложении и словосочетании – 2.

Согласование слов разных частей речи в числе, роде, падеже. Синтаксическая роль. Морфологический разбор слов разных частей речи. Составление сочетаний и предложений по картинкам, их запись

VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (5 часов)

7.1.Текст. Основная мысль текста – 2.

Определение текста. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ. Составление и запись текста.

7.2. Работа с деформированным текстом – 2.

Предложение. Составление предложений из заданных слов. По предметным и сюжетным картинкам. Деформированный текст. Восстановление деформированного текста. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ.

7.3. Деформация в конце текста – 2.

Восстановление деформированного текста в конце. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

7.4. Деформация в середине текста – 2.

Восстановление деформированного текста в середине. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

7.5 Деформация в начале текста – 2.

Восстановление деформированного текста в начале. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

7.6. Работа с планом. Планирование в практической деятельности – 1.

Составление плана. Работа с планом. Планирование в практической деятельности.

7.7. План текста, сообщения, доклада – 2.

Составление плана текста, сообщения, доклада. Самостоятельная запись плана текста, сообщения, доклада. Выступление по плану текста, сообщения, доклада.

VIII. ОБСЛЕДОВАНИЕ ( 1час)

    1. Обследование письменной речи по программе «Обследование речевого развития».


Учебно-тематический план

4 год обучения (8 класс)


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Обследование.

2

2

Построение вопросов.

5

3

Дедуктивные и индуктивные умозаключения.

4

4

Построение плана действия.

2

5

Синтаксис и пунктуация.

14

6

Имя существительное.

3

7

Имя прилагательное

2

8

Глагол

5

9

Обследование

1


ВСЕГО

38 часов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА


Дата

№ занятия

Наименование разделов и тем программы

Количество занятий



ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обследование устной речи.

Обследование письменной речи.




1



2 -3


4 - 5


ПОСТРОЕНИЕ ВОПРОСОВ

Использование вопросительных слов при построении вопросительных предложений.

Вопросы к тому, что я знаю о предмете.

Вопросы к тому, что я не знаю о предмете.

Планирование вопросов с использованием системы.

Постановка вопросов относительно действий.


1



2


2





6 - 7



8-9


ДЕДУКТИВНЫЕ И ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Обобщение слов, выделение части из целого, выводы.

Частные и общие понятия.

Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения.




2



2



10-11

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

Планирование действий.


2



12 -13

14 -15

16 -17

18 - 19

20 -21

22 -23

24

25

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание. Разбор словосочетания.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Простые и сложные предложения. Их дифференциация

Главные и второстепенные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания.

Предложения с обобщениями.

Предложения с прямой речью.


2

2

2

2

2

2

1

1



26

27-28


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Склонение имен существительных.

Падежные формы имен существительных единственного и множественного числа.


1

2




29


30

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных.

Притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных


1


1



31-33

34

35

ГЛАГОЛ

Виды глаголов. Времена глаголов.

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Наклонение глаголов.


3

1

1


36

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обследование письменной речи


Содержание логопедической программы (8 класс)

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ (2 часа)

1.1. Диагностика устной речи по программе «Обследование речевого развития».

1.2. Диагностика письменной речи по программе «Обследование речевого развития».

II. ПОСТРОЕНИЕ ВОПРОСОВ (5 часов) 2.1. Использование вопросительных слов при построении вопросительных предложений -1.

Составление предложений с использованием вопросительных слов. Нахождение и выделение вопросительных слов из текста, ряда других слов. Запись предложений.

2.2. Вопросы к тому, что я знаю о предмете. Вопросы к тому, что я не знаю о предмете -2.

Составление вопросов о предмете с использованием вопросительных слов. Запись предложений.

2.3. Планирование вопросов с использованием системы. Постановка вопросов относительно действий – 2.

Планирование вопросов с использованием вопросительных слов. Постановка вопросов относительно действий. Работа с планом. Планирование деятельности. Самостоятельная запись плана.

III. ДЕДУКТИВНЫЕ И ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (4 часа)

3.1. Обобщение слов, выделение части из целого, выводы. Частные и общие понятия – 2.

Обобщение слов, выделение части из целого, выводы. Запись слов. Определение - частные и общие понятия.

3.2. Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения – 2.

Анализ и синтез слов. Выделение слов из общих к частному, от частного к общему. Запись слов.

IV. ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ (2 часа)

4.1. Планирование действий – 2.

Составление плана. Работа с планом. Планирование в практической деятельности. Составление плана текста, сообщения, доклада. Самостоятельная запись плана текста, сообщения, доклада. Выступление по плану текста, сообщения, доклада.

V. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (14 часов)

5.1. Словосочетание. Разбор словосочетания – 2.

Основные виды словосочетаний. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Цельные словосочетания. Составление и запись словосочетаний. Определение и выделение словосочетаний из предложений.

5.2. Предложение. Виды предложений по цели высказывания – 2.

Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Выделение предложений из текста по цели высказывания. Составление и запись предложений.

5.3. Простые и сложные предложения. Их дифференциация -2.

Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Составление и запись предложений.

5.4. Главные и второстепенные члены предложения – 2.

Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Выделение подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения (дополнение, приложение, определение). Основные виды обстоятельств. Синтаксические функции инфинитива. Составление и запись предложений.

5.5. Распространенные и нераспространенные предложения – 2.

Понятие «распространенные» и «нераспространенные» предложения. Выделение распространенных и нераспространенных предложений из текста. Составление и запись предложений.

5.6. Предложения с однородными членами. Знаки препинания – 2.

Предложения с однородными членами. Выделение предложений с однородными членами из текста. Составление и запись предложений.

5.7. Предложения с обобщениями – 1.

Предложения с обобщениями. Выделение предложений с обращениями из текста. Составление и запись предложений.

5.8. Предложения с прямой речью – 1.

Предложения с прямой речью. Выделение предложений с прямой речью из текста. Составление и запись предложений.

VI. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( 3 часа)

6.1. Склонение имен существительных – 1.

Понятие о существительном. Склонение имен существительных. Склонение существительных в единственном и множественном числе. Разносклоняемые существительными. Неизменяемые существительные.

6.2. Падежные формы имен существительных единственного и множественного числа -1.

Вопросы падежей. Определение падежей. Падежные формы имен существительных единственного и множественного числа.

6.3. Написание окончаний – Е, – И в Р.п., Д.п., П.п. – 1.

Вопросы родительного, дательного, предложного падежей. Определение падежей.

Написание окончаний – Е, – И в Р.п., Д.п., П.п.

VII. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (2 часа)

7.1. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных – 1.

Понятие о прилагательном. Морфологический разбор прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных. Выделение из текста и их запись.

7.2. Притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных -1.

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий. Притяжательные прилагательные с суффиксами – ин (-ын), -ов (-ев). Степени сравнения прилагательных: сравнительная, превосходная. Выделение из текста и их запись.

VIII. ГЛАГОЛ (5 часов)

8.1. Виды глагола. Времена глагола – 3.

Понятие о глаголе. Инфинитив. Возвратные глаголы. Виды глаголов. Изъявительное наклонение. Прошедшее, настоящее и будущее время. Лицо и число глаголов. Выделение из текста и их запись.

8.2. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы – 1.

Спряжение глаголов (I и II). Разноспрягаемые глаголы. Выделение из текста и их запись.

8.3. Наклонения глаголов – 1.

Условное и повелительное наклонение. Безличные глаголы. Выделение из текста и их запись.

IX. ОБСЛЕДОВАНИЕ (1 час)

9.1. Обследование письменной речи по программе «Обследование речевого развития».


Методическое обеспечение реализации программы.

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом.

Использование на занятии различных приёмов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности учащихся. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.


Методы педагогического воздействия.

Практические методы:

1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;

2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом, пояснением, указаниями, вопросами;

3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и звукового состава слова);

Наглядные методы

Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:

1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;

2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков

3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.

Словесные методы

Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.


Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья.


  1. Работа по выявлению учащихся нуждающихся в логопедической помощи.

  1. Обследование обучающихся специального коррекционного класса, анализ результатов.

  2. Обследование обучающихся индивидуального обучения, анализ результатов.

  3. Работа с учителями.

    1. Индивидуальные беседы.

    2. Знакомства учителей с результатами обследования.

  4. Работа с родителями.

    1. Индивидуальные беседы, консультации.

    2. Знакомство родителей с результатами обследования.

  5. Контакт с врачом.

    1. Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.

    2. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.

    3. Своевременное направление детей к врачам-специалистам и на ПМПК.

  1. Организационная работа.

  1. Оформление документации.

    1. Составление планов работы (годовой, перспективный, календарный).

    2. Оформление журналов логопедического кабинета и учёта детей с нарушением устной и письменной речи.

    3. Заполнение речевых карт.

  2. Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий.

  3. Утверждение расписания занятий.

  4. Оборудование кабинета (подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с учащимися с речевой патологией).

Методическое обеспечение:

1. Карточки с заданиями по различным темам.

2. Тексты для чтения с заданиями.

3. Опорные таблицы.

4. Орфографические словари.

Материальное обеспечение:

Для обучающихся: канцелярские принадлежности

Для учителя: компьютер, интернет-ресурсы


ЛИТЕРАТУРА:

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.

8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.

9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.

14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.


1

46



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!