СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно - развивающее занятие «Я в мире чувств и эмоций»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно - развивающее занятие «Я в мире чувств и эмоций»»








Коррекционно - развивающее занятие

«Я в мире чувств и эмоций»








Выполнила: педагог-психолог 1 категории

Мирошниченко К.А.




























апрель, 2021 г.


Цель: развитие эмоционального интеллекта обучающихся.

Задачи:

-образовательные: обобщить знания о базовых эмоциях, учить различать и понимать эмоции и соотносить их с жизненными ситуациями в которых они проявляются, учить выражать их голосом с помощью интонации, знать способы управления собственным эмоциональным состоянием–эмоция обиды;

-коррекционно-развивающие: способствовать коррекции и развитию эмоций, чувств ребенка, коррекция зрительной памяти через упражнение в припоминании и собирании эмоционального лица;

-воспитательные: воспитание эмоционально-нра­вственной отзывчивости, проявления сопереживания к чувствам других людей.



Оборудование: компьютер, проектор, экран, полоски бумаги с неоконченными предложениями, разноцветные рамочки- домики для помещения в них изображений лиц с разными эмоциями, спокойная музыка для рисования.

Раздаточный материал: ламинированные заготовки лица; заготовки разных глаз, ртов, бровей; краски, кисти, бумага А4, стаканы с водой.



Ход занятия



1.Организационный момент. Приветствие.

Упражнение «Волшебный куб настроения»

Дети заходят в кабинет, садятся за столы.

Педагог-психолог: Здравствуйте. Поздороваемся друг с другом, а так же с нашими сегодняшними гостями.

(Ребята встают, здороваются со всеми)

Выйдите, пожалуйста, ко мне и встаньте в круг. У меня в руках волшебный куб, я буду её предавать по кругу, вы здороваетесь с соседом рядом и говорите какое у вас настроение сейчас и нажимаете на кнопку куба» Пример: Здравствуйте …Я…Лена..у меня сегодня хорошее настроение, я выбираю жёлтый цвет и т.д.



Игра «Продолжи предложение»

Педагог-психолог: Ребята, мы сейчас будем играть. Игра называется «Продолжи предложение». Каждый из вас по очереди будет тянуть листок на котором написано начало предложения. Ваша задача, закончить его. Тот, кому удается это сделать правильно, не повторяя ответы своих товарищей, получает жетон, который потом даст право открыть букву в названии темы сегодняшнего занятия. Чем больше жетонов, тем больше слов вы сможете открыть. Если вы перебиваете того, кто должен отвечать, нарушаете правило «говорит только один», то ваш заработанный жетон забирается. Посчитаемся и определим, кто начнет игру:

1,2,3,4,5.

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться,

Будет получаться.

(Незаконченные предложения, которые предлагаются учащимся: «Я радуюсь, когда…»,

«Мне стыдно, когда…», «Я сержусь, когда…», «Мне грустно, когда…»,

«Я спокоен, когда…», «Мама радуется, когда я…»,«Учительница радуется, когда…», «Я думаю, ребенок может бояться …», «Я удивляюсь, когда …», «Мама удивляется когда я…», «Мне интересно…»)


2.Определение темы и цели занятия

Педагог-психолог:У меня закончились все карточки, думаю вы догадываетесь как будет, называется наш урок? Сергей, красиво прочитай тему занятия. (Я в мире чувств и эмоций). Скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о чувствах и эмоциях.)



3.Основная часть.

Педагог-психолог: Чувства, эмоции-это часть нас. Они помогают понять самих себя и других людей. Эмоции бывают разные: приятные и неприятные. Без эмоций наша жизнь была бы неинте­ресной, серой и скучной. Я вам сейчас хочу рассказать и показать сказку про страну чувств.



Прослушивание сказки «Путешествие в страну чувств»

Текст сказки:

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувс­тва живут в своих дворцовых покоях и посещают Коро­леву. И любимая служанка МЕРА.

Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства рассели­лись по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.

Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед за­ходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушка­ми. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жи­тели покинули его навсегда. Но вдруг показался один жи­тель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг.Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель за­метил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и ка­залось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.
А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грус­тили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

Во дворце Удивления слуги-чувства не перестава­ли удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и пла­кали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Обиды.

И так день за днем проходила жизнь сказочной стра­ны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвраща­лась в свое королевство.

Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.



Беседа

Педагог-психолог: Ребята, я вижу, что сказка вам понравилась. Как звали любимую служанку Королевы? (Мера) Назовите слуг-чувств.( Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида.).Ребята, а почему слуги –чувства в конце сказки были такие уставшие? (Они устали постоянно смеяться, плакать, бояться.)А человек может все время смеяться или все время грустить, все время злиться? (Нет, не может.) Конечно, нет. Даже есть такое выражение «Во всем нужно знать меру». Если долго грустить, злится, обижаться, то можно даже и заболеть.

Чувства живут в теле, и если быть внимательным, то можно понять чувства, которые испытывает человек. Для этого нужно внимательно посмотреть на его лицо, глаза, положение тела.



Упражнение «Составь эмоцию» Использование книги эмоций.

Педагог-психолог: Ребята, я для вас приготовила задание. Вы берете карточку. На ней написано, какая-то эмоция, чувство. Ваша задача вспомнить как выглядит лицо человека, который его испытывает и из следующих элементов(глаза, рот, брови) составить лицо, которое будет соответствовать этому чувству. Для тех, кто забыл или сомневается, можно взять подсказку. Подсказки находятся на обратной стороне карточки.

(Дети выполняют задание - собирают злое, радостное, грустное, испуганное, виноватое, удивленное лицо.)

Разделяем ребят на группы, ребята зачитывают ситуацию, затем с помощью элементов эмоций(глаза, брови, слёзы, румянец) соединяют лицо эмоций.



Упражнение «Помести эмоцию в домик»

Педагог-психолог: с помощью цвета мы также можем выразить свое эмоциональное состояние. Сейчас вам необходимо подумать какой цвет подходит к той эмоции, которую вы собрали и лицо с этим эмоциональным состоянием поместить в рамочку подходящего цвета.



Красный, серый, синий, коричневый, розовый, жёлтый, чёрный и зелёный.



Беседа-обсуждение.

Каждый ребенок объясняет, почему он выбрал такой цвет.

Нарисовать или наклеить эмоции под домик

Мы с Вами немного потрудились, давайте разомнёмся под весёлую музыку, встаньте возле своего стола и повторяйте движения, которые Вы видите на экране.



Разминка

Под музыку «Соку-бачи-вира)


Педагог-психолог: мы отдохнули, а теперь продолжим наше занятие, ведь как мы теперь знаем - во всем нужно знать меру.

Ребята, посмотрите на свои карточки, которые я вам раздала. Какого дворца из сказки «Путешествие в страну чувств» нет в карточке? (Дворца с чувством обиды.) Сейчас мы будем рисовать, и разговаривать об этом чувстве.






Рисование «Обида»

Педагог-психолог: Ребята, давайте представим, что вот эта прозрачная чистая вода – это наше спокойное настроение. Возьмите краску, которая вам нравится и нанесите ее на поверхность . Это ваше хорошее настроение, это чувство радости. А появляется оно когда нам что-либо нравится, когда мы получаем удовольствие от чего-либо. (Дети делают на поверхности раствора рисунок и кладут кисть)

Лист бумаги и краски

Но бывают в жизни такие моменты, когда ребенка кто-то толкнул или стал дразнить, а может ребята сказали, что не будут с ним играть. Какое чувство появляется тогда? (Обида) Приятно испытывать это чувство? (Нет) Ребята, когда вы обижаетесь, что происходит с вашим настроением? (Оно портится.) Сейчас на ваше хорошее радостное настроение я нанесу каплю обиды. Так как вы сказали это неприятное чувство, то и капля будет неприятного грязного цвета. (Педагог-психолог каждому ребенку на рисунок капает темной краской.) Вам нравится та картинка, которая получилась? (Нет)

Я ушёл в свою обиду. И сказал, что я не выйду. Вот не выйду никогда! Буду жить в ней все года! (Эмма Машковская)

Что же делать? Как можно избавится от этого неприятного чувства? (Можно попробовать простить обидчика). Возьмите краску, которая будет похожа на ваше прощение и капните в центр этого темного пятна.(Дети капают в центр темной краски яркую красивую и проговаривают слова: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”.) Когда вы простили обидчика, ваше настроение стало намного лучше. Дайте волю своей фантазии. Нарисуйте свое хорошее настроение. (Дети рисуют, психолог помогает снять рисунок на бумагу.)



4.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог-психолог: Подошло к концу наше занятие. Чему вы сегодня научились, что поняли?

Посмотрите на цветные рамочки-домики с эмоциональными лицами, которые вы собрали. А теперь закройте глаза. Как вы себя сейчас чувствуете?

Возьмите волшебный кубик и нажмите на нём цвет настроения вашего, а теперь по очереди

Возьмите сердечко и поместите его рядом с тем домиком, на котором изображено это эмоциональное состояние.

Пожелаем друг другу хорошего настроения на весь день. До новой встречи!



Литература:

1. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.

2. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников(Пособие для психологов, учителей и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно- педагогических специальностей). –М.:

В. Секачев, 2007.





Педагог-психолог Мирошниченко К.А.

















Игра «Продолжи предложение»



«Я радуюсь, когда…»


«Мне стыдно, когда…»


«Я сержусь, когда…»


«Мне грустно, когда…»


«Я спокоен, когда…»

«Мама радуется, когда я…»



«Учительница радуется, когда…»



«Я думаю, ребенок может бояться …»



«Я удивляюсь, когда …»



«Мама удивляется когда я…»



«Мне интересно…»





















Слова для домиков:

Радость



Удовольствие



Злость



Страх



Грусть



Удивление



Вина

Обида.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!