научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, психологической комфортности; индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; связи обучения с жизнью
формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального настроя.
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение и наказание, выстраивание игрового,
приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием.
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог.
Демонстрационные: иллюстрации «Детективы» «Королева Морфологии», письма от королевы Морфологии с просьбой о помощи, аншлаги с темой и планом
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Разминка.
4. Основная часть
4.1. Упражнение на закрепление знаний о частях речи.
4.2. Упражнение на нахождение в предложениях частей речи.
4.3. Упражнения в разборе частей речи с опорой на схему.
Этапы занятия | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты |
1. Организационный момент | Организовать и смотивировать детей на предстоящую деятельность | Методы обучения: словесные (беседа), выстраивание игрового, приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня занятие по русскому языку проведу у вас я. -Перед началом занятия подготовим наши ручки на дальнейшую деятельности, интересные упражнения. «Дом-ежик-замок» Дом: пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Ёжик: поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Замок: ладони прижать друг к другу, пальцы переплести -Молодцы, давайте попробуем быстрее (Выполняем 4 раза) - Замечательно, а теперь встряхните руки. Выполним следующее упражнение Заяц- пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. Кольцо: большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки в кольце. -Замечательно! Вы большие молодцы! -Встряхните руки. Присаживайтесь. -Не забываем о правильной посадке. Спинка прямая, ноги стоят ровно на полу, а руки лежат на парте. -Посмотрите на иллюстрацию, кто это? -Все верно, это детектив. Сегодня у нас не просто занятие, мы будем с вами не ученики и учителем, а самыми настоящими детективами, у нас будет детективное агентство. -А вы знаете, чем занимается детективное агентство? -Они разыскивают людей, собирают необходимую информацию. -А какими должны быть детективы? -Если вы готовы стать настоящими детективами, покажите ладошку -Предлагаю начать | Осуществляют проверку готовности к занятию. Приветствуют друг друга и педагога. Выполняют предлагаемые учителем упражнения. Работают по словесной инструкции педагога. Присаживаются за свои рабочие места. Осуществляют контроль и коррекцию осанки. -ищут информацию, людей, раскрывают преступления -смелыми, внимательными, храбрыми, ответственными -показывают ладошку | Ф | Иллюстрация «Детектив» | Контроль учителя, самоконтроль | Личностный: уважительное отношение друг к другу. Метапредметный: умение понимать и принимать учебную задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
2. Сообщение темы и цели занятия | Организовать деятельность по определению темы и цели занятия | Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). выстраивание игрового, приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием. | - Ребята, нам пришло письмо от королевы Морфологии! -Если вы хотите узнать, что же в письме, хлопните 1 раз в ладоши «Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда. Потерялись все части речи! Помогите мне их найти!» - Поможем найти части речи королеве Морфология? - Но перед тем, как начать, нужно доказать, что вы настоящие детективы! - Разгадайте шифр: вставьте гласные буквы. Ч*СТ* Р*Ч* - Что было спрятано в шифре? - Это наша первая улика! - Так и будет звучать тема нашего занятия: Части речи. (прикрепляю на доску) - Какие задачи расследования мы поставим перед собой? - Знаем ли мы что-то о частях речи? - Верно с частями речи мы уже знакомы и занятии мы с вами уточним знания о частях речи - Верно, мы с вами закрепим знания о том: Какие части речи бывают. (прикрепляю на доску) - Умеете ли вы в тексте находить части речи? - Значит 2 наша задача будет помочь королеве Морфологии разыскать части речи Задачи: Уточнить знания о частях речи Разыскать части речи - В процессе расследования мы с вами повторим, какие бывают части речи, что они обозначают, на какие вопросы отвечают и найдём потерявшиеся части речи для королевы Морфологии. | Рассматривают конверт. -хлопают в ладоши -да -части речи -да -да -При помощи наводящих вопросов учителя дети выходят на план | Ф, И | Аншлаги с темой, планом, шифр | Контроль учителя, самоконтроль | Личностный: проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, отношение друг к другу. Метапредметный: умение понимать и принимать учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез устанавливать причинно-следственные и логические связи при выполнении упражнений; слышать и слушать одноклассников, умение осознанно строить речевое высказывание. |
3. Разминка | Подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности | Методы обучения: словесные (беседа), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение. Методы воспитания: поощрение. | - Сегодня мы в роли детективов и нам необходимо подготовиться к поиску для этого я предлагаю вам выполнить следующее задание. - У вас на партах лежат карточки, на которых написаны слова. -Вам необходимо найти имена существительные и обвести их в круг. -…, назови слова, которые ты обвёл. - Кто обвел эти же слова поднимите руку. -Замечательно! А как вы поняли, что это имена существительные? - Теперь найдите глаголы и зачеркните их. По каким признакам будем искать? -…, какие глаголы ты зачеркнула? - Как ты определила, что это глагол? - Кто согласен поднимите руку. - Найдите прилагательные и подчеркните их. По каким признакам будем искать? -…, какие прилагательные ты нашёл? - Докажи, что это прилагательные - Кто согласен поднимите руку. - Найдите имя числительное и обведите их в квадрат -…, какие слова ты подчеркнул одной чертой? - Докажи, что это имя числительное - Кто согласен поднимите руку. -Ребята, вы большие молодцы! — Вот мы с вами и потренировались выполнять расследование, собирая информацию. И вспомнили что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета: Какой? Какая? Какое? Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы: что делать? Что сделать? Числительное – это часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счете | -Рассматривают карточки -Тетрадь, бумага -обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Вопросы: что делать? Что сделать? -Читать, бежать -отвечает на вопрос: что делать? -Зеленый, тёплый -отвечает на вопрос: какой? -один, двадцать, пять -Отвечают на вопрос: сколько? | Ф,И | Карточка с заданием | Самоконтроль, контроль учителя | Личностный: проявляют настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, уважительное отношение друг к другу. Метапредметный: действовать по плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с алгоритмом; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, аналитико-синтетическую деятельность посредством упражнений и вопросов; отрабатывать умение воспроизводить и запоминать с опорой на наглядность; слышать и слушать одноклассников, умение осознанно строить речевое высказывание |
4. Основная часть 4.1. Фронтальная работа на закрепление знаний о частях речи. | с помощью упражнений закреплять знания о частях речи, совершенствовать умения находить части речи в тексте с опорой на алгоритм | Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, выстраивание игрового, приключенческого сюжета. работа в парах. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. | -Сегодня мы в роли детективов и нам необходимо подготовиться к поиску для этого я предлагаю вам выполнить следующее задание, чтобы помочь королеве Морфология. - Предлагаю поработать с таблицей, которая лежит у вас на партах. Но посмотрите на неё, некоторые слова потерялись. И теперь нам необходимо её заполнить. - Давайте рассмотрим таблицу. - Итак, в первой колонке представлены части речи, во второй написано, что обозначает часть речи и в третьей – на какой вопрос часть речи отвечает. - Обратите внимание, что на парте у вас также лежат слова, которые необходимо будет вклеить в таблицу работать мы будем все вместе. А отвечать мы будем по цепочке начиная с первой парты. - Итак, какая первая часть речи представлена? - На какие вопросы отвечает существительное? - А что обозначает существительное? - Давайте проверим, обратите внимание на доску. - Верно, найдите это слово и вклейте во вторую колонку. Для этого уберите плёнку от двустороннего скотча. - Что представлено в следующей строке? - Какую часть речи описывают эти признаки? - Давайте проверим, обратите внимание на доску. - Верно, находим эту часть речи на карточках и вклеиваем. - Что написано в следующей строке? - На какие вопросы отвечает глагол? - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. - Верно, вклеиваем в третий столбик вопросы. - Что написано в следующей строке? - Что обозначает имя числительное? - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. - Верно, вклеиваем во вторую колонку. - Вот мы с вами и собрали улики, заполняя таблицу «Части речи». Этой таблицей вы можете пользоваться сегодня на занятии, она нам поможет найти части речи для королевы Морфологии. | -У каждого на парте таблица -Дети работают с таблицей «Части речи и их значение» -Имя существительное -Кто? Что? -Предмет -обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какое? какие? -имя прилагательное -глагол обозначает действие предмета -Что делать? Что сделать? -вклеивают имя числительное, отвечает на вопросы сколько? который? -количество, порядок предметов при счёте | Ф,П,И | Таблица «Части речи», карточки с заданиями | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | Личностный: проявляют настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, уважительное отношение друг к другу. Метапредметный: действовать по плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с алгоритмом; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на таблицу, вопросы педагога и упражнения, аналитико-синтетическую деятельность посредством упражнений и вопросов; устанавливать причинно-следственные и логические связи при выполнении упражнений; отрабатывать умение воспроизводить и запоминать с опорой на наглядность; умение работать в парах, слышать и слушать одноклассников, умение осознанно строить речевое высказывание Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи, умеют определять части речи в предложениях, рассказывают о частях речи |
4.2. Работа в парах с целью закрепления | Работая в паре закрепить изученный ранее материал | - Ребята, мы с вами вспомнили, что обозначает каждая часть речи и какие бывают части речи. - А сейчас я предлагаю, как настоящие детективы начать поиск. Для этого объединитесь в пары. -Но сначала вспомним, как мы должны работать в парах? -Верно, ребята! - На партах у вас лежат карточки, на которых написаны предложения. Ваша задача в парах, пользуясь заполненной таблицей в предложении под цифрой 1 первой паре – найти имена существительные и сверху подписать эту часть речи, 2 паре найти прилагательные и сверху подписать, 3 паре найти глаголы. - Ищем только в первом предложении. 1. В лесу я увидела, как две красивые сороки прятались в гнезде. 2. На улице выпал первый белый снег. - …, прочитай первое предложение. - Первая пара, какое существительное вы нашли? - Обоснуйте свой ответ. Докажите, что это существительное. -Давайте зададим вопрос к существительным. - Верно, ворона – это существительное и отвечает на вопрос кто. Лес — это существительное и отвечает на вопрос что. Гнездо – это имя существительное и отвечает на вопрос что. - Вторая пара, какое прилагательное вы нашли? - Докажите, что это прилагательное - Верно, красивая – это прилагательное и отвечает на вопрос какая. - Третья пара, какие глаголы вы нашли? - Докажите, что это глаголы -Какое числительное вы увидели? - Докажите, что это числительное по поднятой руке - …, прочитай второе предложение. - В данном предложении 1 пара ищут глаголы, 2 пара – числительные, 3 пара – имена прилагательные. Не забываем сверху подписывать часть речи. - Кто готов – руку на локоток. - Первая пара, какой глагол вы нашли, обоснуйте свой ответ - Вторая пара, какое числительное вы нашли, обоснуйте свой ответ. - Третья пара, какое прилагательное вы нашли, обоснуйте свой ответ -Ребята, а какие имена существительные вы увидели? - Я вижу, что вы настоящие детективы, вы ответственно подходите к делу и помогаете королеве Морфологии. Сейчас вы с смогли разыскать части речи в предложениях. Физминутка - Я вижу, что вы немного устали, давайте встанем со своих мест и отдохнем. - Сейчас я буду показывать движения, вам необходимо их за мной повторять. Части речи назовём, И немножко отдохнём. Называть части речи будем движениями: глаголы – рывки согнутыми в локтях руками назад; прилагательные – волна руками. Существительные - дом из рук. письмо, письменный, писать, гибкость, гибкий, загибать, рисовать, рисунок, яркий, пробежать, пробежка,. жаркий. -Присаживайте на свои места, не забываем про правильную посадку. -Мы очень хорошо отдохнули, а это значит, что пришло время трудиться дальше. -Ребята, а по каким признакам мы с вами смогли найти части речи в предложениях? -Верно! Мы смогли найти части речи в предложениях с помощью вопросов, а также определив, что обозначает это слово. | -вместе, не перебивать друг друга, выслушивать мнение одноклассника - В лесу я увидела, как одна красивая сорока пряталась в гнезде -Сорока, (в) лесу, (в) гнезде -обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? (Кто?) сорока; (в) лесу- ставим в начальную форму – лес, отвечает на вопрос: что? (в) гнезде – ставим в начальную форму – гнездо, отвечает на вопрос: что? -Красивая -Отвечает на вопрос какая? и обозначает признак предмета -Увидела, пряталась -Увидела – отвечает на вопрос что сделала? Пряталась -отвечает на вопрос что делала? И обозначает действие -Одна -Обозначает количество и отвечает на вопрос сколько? -На улице выпал первый белый снег. -Выпал, отвечает на вопрос: что сделал? Обозначает действие предмета. -Первый, обозначает порядок предметов. Отвечает на вопрос: который? -Белый, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какой? На улице, снег. На улице- ставим в начальную форму, улица- отвечает на вопрос: что? Снег- отвечает на вопрос: что? И они обозначают предмет. Выполняют физминутку, повторяя движения за педагогом. -по вопросу и тому что обозначает это слово |
4.3. Самостоятельная работа | Совершенствовать умения разбора слов по составу в ходе самостоятельной работы с целью отработки умений и навыков | - У нас уже много улик, но их не хватит для того, чтобы помочь королеве Морфологии. Поэтому нам нужно выполнить ещё одно задание по сбору улик. Выполняя это задание мы с вами потренируемся определять части речи в предложениях. - На партах у вас есть карточки, на них текст. Посмотрите ниже представлена таблица. - …, прочитай названия колонок - Вам нужно прочитать текст, найти в нём части речи и распределить их по колонкам в таблицу. Работаем самостоятельно. -Кто будет готов глазки на меня. -Теперь давайте возьмем простой карандаш и будем проверять. - Если слово написано в правильной колонке, то ставим +. Если нет, то стрелочкой указываем в ту колонку, в которой он должен находиться. -А почему вы разделили слова именно вы эти колонки? -Ребята, поднимите руку если у вас были трудности в определении имен существительных. В определении имен прилагательных. В определении глаголов. В определении числительных. - Чем мы с вами можем пользоваться для того, чтобы не допускать ошибок? -Верно, ребята! Чтобы не допускать ошибок в определении частей речи вы можете пользоваться таблицей, которую мы с вами заполняли. -Ребята сегодня в роли детективов мы с вами помогали королеве Морфологии. -А теперь давайте покажем королеве что мы не только умеем находить части речи, а еще умеем составлять предложения. На всех уликах, которые мы с вами сегодня нашли написаны слова, вам необходимо прочитать эти слова и составить из них предложение. К доске мы будем выходить по цепочке. Успешные ученики третьего класса справились с задачей. -Верно ребята! А теперь подумайте какие слова являются главными членами предложения? Какими частями речи они являются, докажите? -А какие второстепенные члены предложения? -Ребята, вы большие молодцы! Показали королеве что вы умеете не только находить части речи в предложении и находить главные и второстепенные члены предложения | -Рассматривают карточки -имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное Выполняют самостоятельное задание на карточке -Проверяют таблицу Анализируем по столбикам повторяя части речи и их значение -Поднимают руки -Пользоваться таблицей, которую мы заполнили -Дети выходят к доске и составляют предложение по цепочке -главные: ученики (сущ., кто?) справились (гл., что сделали?) -второстепенные успешные (прил., какие?), третьего (числ., какого?), класса (сущ., что?), с задачей (сущ., что?) |
5. Рефлексия прошедшего занятия | Оценить деятельность на занятии | Методы обучения: создание ситуации успеха, поощрение. Методы воспитания: поощрение. | -Ребята, посмотрите, что же нам пришло? -Верно! Его прислала нам королева Морфология. -«Ребята, вы большие молодцы! Я рада что попросила о помощи именно вас! Вы помогли найти все части речи! Я говорю вам большое спасибо, за вашу помощь, старание и активность!» -Ребята, а кем мы с вами сегодня были? -Что вам понравилось в работе? -Вы большие молодцы! - Королева Морфология предлагает раскрасить столбик с частями речи в нашей таблице цветными карандашами. Зеленым цветом если вы знаете и умеете определять части речи. Красным цветом если вы еще затрудняетесь определять части речи и вам нужно потренироваться. | -письмо -детективами -выполнять упражнения, помогать королеве Морфологии | Ф,И | Таблицы «Части речи» | Самоконтроль | Метапредметный: осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; устанавливать причинно-следственные и логические связи; умение осознанно строить речевое высказывание. |
6. Подведение итогов | Подвести итоги занятия, выявить трудности у обучающихся | Методы обучения: создание ситуации успеха, поощрение. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. | -Наше занятие подошло к концу. -Какая была тема занятия. - Какие пункты плана мы составляли на занятие? - Какие части речи мы помогли найти королеве Морфологии? - А теперь по цепочке называем часть речи, что она обозначает и на какие вопросы отвечает. Первая пара, вторая, третья … -Замечательно! -Я хочу поблагодарить вас за активность и сообразительность. - Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за занятие! | -части речи 1.Уточнить знания о частях речи 2.Разыскать части речи -им. сущ., им. прил., гл., числ. Сущ.-предмет- кто? что? Прил. – признак предмета- какой? какая? какой? Гл. – действие предмета- что делать? Что сделать? Числ.- количество, порядок предметов при счёте -сколько? который? | Ф | Аншлаги с темой и планом | Контроль учителя | Метапредметный: осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; умение слышать и слушать одноклассников, умение осознанно строить речевое высказывание Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о частях речи |