КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Цели коррекционно-развивающей работы:
Формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Основные задачи реализации содержания:
Выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
Общая характеристика коррекционного курса:
Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Содержание коррекционного курса:
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Описание места коррекционного курса в учебном плане:
На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Альтернативная коммуникация. 1 класс. Вариант 2 СИПР
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения урока |
план | факт |
| 1 четверть | | | |
1-4 | Обследование | 4 | 1.09; 2.09; 7.09; 9.09; | |
5-6 | Человек Артикуляция: звук «А» | 2 | 14.09; 16.09, | |
7-8 | Семья Артикуляция: звук «У» | 2 | 21.09; 23.09; | |
9-10 | Осень Артикуляция: «АУ» | 2 | 28.09; 30.09 | |
11-12 | Овощи Артикуляция: «УА» | 2 | 5.10; 7.10; | |
13-14 | Фрукты Артикуляция: «И» | 2 | 12.10; 14.10; | |
15-16 | Овощи и фрукты Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты» | 2 | 19.10; 21.10; | |
17-18 | Одежда Артикуляция: «О» | 2 | 9.11; 11.11; | |
19-21 | Игрушки Артикуляция: «ИО» | 3 | 16.11; 18.11; 23.11; | |
22-24 | Посуда Артикуляция: «Н – Н*», НА, НО, НУ | 3 | 25.11; 30.11; 2.12; | |
25-27 | Домашние животные Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА | 3 | 7.12; 9.12 14.12; | |
28-29 | Новогодний праздник Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ | 2 | 16.12; 21.12; | |
30-32 | Дикие животные Артикуляция: «Т-Т*», «Д-Д*» | 3 | 25.12 11.01; 13.01 | |
33-36 | Зима Артикуляция: «К-К*», «Г-Г*» | 4 | 18.01; 20.01; 25.01; 27.01 | |
37-39 | Транспорт Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы» | 3 | 1.02; 3.02 8.02; | |
40-41 | День защитника отечества | 2 | 10.02; 15.02; | |
42-44 | Мама, мамин праздник Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*», | 3 | 17.02 1.03; 3.03 | |
45-48 | Части суток Артикуляция: «Й», «ЙА», | 4 | 10.03; 10.03 15.03; 17.03 | |
49-51 | Мебель Артикуляция: «Й», «ЙУ», | 3 | 29.03; 31.03 5.04; | |
52-54 | Весна Артикуляция: «Й», «ЙЭ», | 3 | 7.04; 12.04; 14.04 | |
55-57 | Профессии Артикуляция: «С» | 3 | 19.04; 21.04; 26.04; | |
58-60 | Птицы весной Артикуляция: «С*» | 3 | 28.04; 5.05; 5.05 | |
61-63 | Деревья Артикуляция: «С» | 3 | 12.05; 12.05; 17.05 | |
64-66 | Цветы Артикуляция: «З» | 3 | 19.05; 19.05; 24.05 | |
| Итого: | 66 ч | | |