СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация", вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с интепллектуальными нарушения по СИПР (АООП обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация", вариант 2»

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

Цели коррекционно-развивающей работы:

  • Формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

  • Развитие зрительного и слухового восприятия.

Основные задачи реализации содержания:

  • Выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

Общая характеристика коррекционного курса:

Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Содержание коррекционного курса:

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Описание места коррекционного курса в учебном плане:

На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Предметные результаты

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

































Альтернативная коммуникация. 1 класс. Вариант 2 СИПР

Наименование разделов и тем

Всего часов


Дата проведения урока

план

факт


1 четверть




1-4

Обследование

4

1.09; 2.09;

7.09; 9.09;


5-6

Человек

Артикуляция: звук «А»

2

14.09; 16.09,


7-8

Семья

Артикуляция: звук «У»

2

21.09; 23.09;




9-10

Осень

Артикуляция: «АУ»

2

28.09; 30.09


11-12

Овощи

Артикуляция: «УА»

2

5.10; 7.10;


13-14

Фрукты

Артикуляция: «И»

2

12.10; 14.10;


15-16

Овощи и фрукты

Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

2

19.10; 21.10;



17-18

Одежда

Артикуляция: «О»

2

9.11;

11.11;


19-21

Игрушки

Артикуляция: «ИО»

3

16.11; 18.11; 23.11;



22-24

Посуда

Артикуляция: «Н – Н*», НА, НО, НУ


3

25.11; 30.11;

2.12;


25-27

Домашние животные

Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА

3

7.12; 9.12

14.12;



28-29

Новогодний праздник

Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ

2

16.12; 21.12;



30-32

Дикие животные

Артикуляция: «Т-Т*», «Д-Д*»

3

25.12

11.01; 13.01


33-36

Зима

Артикуляция: «К-К*», «Г-Г*»

4

18.01; 20.01;

25.01; 27.01


37-39

Транспорт

Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы»

3

1.02; 3.02

8.02;



40-41

День защитника отечества

2

10.02; 15.02;



42-44

Мама, мамин праздник

Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*»,

3

17.02

1.03; 3.03


45-48

Части суток

Артикуляция: «Й», «ЙА»,

4

10.03; 10.03

15.03; 17.03


49-51

Мебель

Артикуляция: «Й», «ЙУ»,

3

29.03; 31.03

5.04;


52-54

Весна

Артикуляция: «Й», «ЙЭ»,

3

7.04; 12.04; 14.04



55-57

Профессии

Артикуляция: «С»

3

19.04; 21.04; 26.04;



58-60

Птицы весной

Артикуляция: «С*»

3

28.04; 5.05; 5.05


61-63

Деревья

Артикуляция: «С»

3

12.05; 12.05; 17.05



64-66

Цветы

Артикуляция: «З»

3

19.05; 19.05; 24.05




Итого:

66 ч