СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционный курс "Речевая практика"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса «Речевая практика»— развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

Основные задачи реализации содержания.

- Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).

- Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них.

- Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи.

- Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи.

- Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики.

- Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции.

- Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.

Общие принципы и правила коррекционной работы.

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного, красочного дидактического материала и средств наглядности).

- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

- Проявление педагогического такта.

Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, разовьют в нём веру в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

- поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения, так как у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционный курс "Речевая практика"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»





Утверждаю

Директор

КГБОУ «Ачинская школа № 3»

______________ И.Л.Шадрина

Приказ № __________________

от «____» ___________ 2020 г.




Рабочая программа коррекционного курса

«Речевая практика»

4 класс







Составила: учитель-логопед А.Н.Малинкова







Ачинск, 2020г.

Пояснительная записка.


Курс «Речевая практика» разработан с учетом Федерального государственного образова­тельного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными воз­можностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, АООП НОО школы, утвержденной приказом директора школы, рекомендаций ПМПК, на основе методик Андреевой Н.Г., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.

Важность данного курса в системе обучения детей с НОДА состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Речевая практика играет важную роль в реализации основных целевых установок началь­ного образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Своевременное овладение правильной ре­чью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Речевая практика позволяет максимально успешно усвоить как «академический» компо­нент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.

Цель курса «Речевая практика»— развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

Основные задачи реализации содержания.

- Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).

- Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них.

- Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи.

- Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи.

- Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики.

- Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции.

- Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.

Общие принципы и правила коррекционной работы.

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного, красочного дидактического материала и средств наглядности).

- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

- Проявление педагогического такта.

Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, разовьют в нём веру в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

- поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения, так как у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Общая характеристика коррекционного курса.


Рабочая программа коррекционного курса направлена на коррекцию устной речи обучающихся, профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии.

Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.

этапа

Назначение этапа


Цель этапа


Содержание деятельности


1

Диагностический


Выявление индивиду­альных речевых нару­шений.

- обследование речи детей;

- постановка логопедического заключения.

2

Подготовительный


Подготовка к

коррек­ции нарушенного звукопроизношения,

к профилактики дисграфии и дислексии.

- развитие мелкой и речевой мо­торики, просодических компонен­тов речи;

- уточнение артикуляции пра­вильно произносимых звуков;

- дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении;

- развитие речеслухового вос­приятия, элементарных форм фо­нематического анализа;

- развитие зрительно­ пространственных функций.

3

Основной

Коррекция нарушенно­го речевого развития


- постановка, автоматизация зву­ков в речи;

- дифференциация фонетически близких звуков;

- дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонемати­ческого анализа и синтеза;

- формирование лексики и грам­матического строя речи.


Описание места коррекционного курса в учебном плане.


В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области». В соответствии с АООП НОО (раздел «Учебный план») на изучение коррекционного курса отводится 1 час в неделю: 4 классы – 34 недели. Форма организации занятий – индивидуальная. Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.


Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.


Овладение навыками коммуникации:

-умение начать и поддержать разговор, задать во­прос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

-умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение под­держивать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;

-умение получать ин­формацию от собеседника и уточнять ее;

-прогресс в развитии информативной функции речи;

-умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой;

-позитивное отношение и устойчивая мотива­ция к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариа­тивных речевых конструкций;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-умение излагать свое мнение и аргументировать его;

-умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;

-прогресс в развитии коммуникативной функции речи.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.


Личностные результаты.


Универсальные

учебные действия

У обучающегося будут

сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Самоопределение


- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знаком­ства с мировой и отечественной художественной культурой

- адекватного понимания причин успешности/

не успешности учебной деятель­ности;

- осознанных устойчивых эсте­тических предпочтений

и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Смыслообразование


- внутренняя позиция школьника на уровне положительного от­ношения к школе, ориентации на

содержательные моменты

школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включа­ющая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;­

- ориентация на понимание при­чин успеха в учебной деятельно­сти, в том числе на самоанализ и

самоконтроль результата, на ана­лиз соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

- внутренней позиции обучающе­гося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необхо­димости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учеб­но-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к но­вым общим способам решения задач;

- положительной адекватной

дифференцированной самооцен­ки на основе критерия успешно­сти реализации социальной роли «хорошего ученика».



Метапредметные результаты.


Вид УУД/

составляющие

Обучающийся научится


Обучающийся получит

возможность научиться

Регулятивные

Целеполагание


-принимать и сохранять учеб­ную задачу;

- учитывать выделенные учите­лем ориентиры действия в новом

учебном материале в сотрудничестве с учителем.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практиче­скую задачу в познавательную.


Планирование


- учитывать выделенные учите­лем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудни­честве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями ее реализа­ции, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные пра­вила в планировании и контроле способа решения.

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.


Прогнозирование



- осуществлять предвосхища­ющий контроль по результату и по

способу действия.

Учебные действия


- выполнять учебные действия в материализованной, громкоре­чевой и умственной форме.

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Контроль


- учитывать установленные пра­вила в контроле способа реше­ния;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактив­ной среде пользоваться реакцией

среды решения задачи);

- различать способ и результат действия.

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произволь­ного внимания


Коррекция


- вносить необходимые коррек­тивы в действие после его завершения на основе его оцен­ки и учета характера сделанных ошибок, использовать предло­жения и оценки для создания нового, более совершенного ре­зультата, использовать запись

(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения за­дачи, собственной звучащей речи на русском языке.

- вносить необходимые коррек­тивы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце дей­ствия.


Оценка


- адекватно воспринимать пред­ложения и оценку учителей, то­варищей, родителей и других людей;

- оценивать правильность вы­полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов

требованиям данной задачи и задачной области.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце дей­ствия.


Саморегуляция


- использовать речь для регуля­ции своего действия.

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные

Инициативное

сотрудничество и

взаимодействие


- допускать возможность суще­ствования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и

стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудниче­стве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать рече­вые средства для решения раз­личных коммуникативных задач;

- строить монологическое выска­зывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать соб­ственную позицию;

- задавать вопросы, необходи­мые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать рече­вые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Управление

коммуникацией


- допускать возможность суще­ствования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимо­действии;

- учитывать разные мнения и

стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудниче­стве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- контролировать действия парт­нера;

- использовать речь для регуля­ции своего действия.

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции дру­гих людей, отличные от соб­ственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать соб­ственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою пози­цию и координировать ее с позициями партнеров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно пере­давать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный кон­троль и оказывать в сотрудни­честве необходимую взаимопо­мощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Общеучебные


- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на разнообра­зие способов решения задач;

- основам смыслового восприя­тия художественных и познава­тельных текстов, выделять су­щественную информацию из со­общений разных видов (в первую очередь текстов);

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

- осознанно и произвольно стро­ить сообщения в устной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- произвольно и осознанно вла­деть общими приемами реше­ния задач.


Логические


- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как со­ставление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ­екте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на

основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознава­ния объектов, выделения суще­ственных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

- осуществлять синтез как со­ставление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компо­ненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая осно­вания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установле­ние причинно-следственных свя­зей.

Знаково-символические

- использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая вирту­альные) и схемы (включая кон­цептуальные) для решения задач.

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.




Предметные результаты


Задача реализации


Обучающийся научится


Обучающийся получит возможность научиться

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи.

а) оптимального для речи типа физиологи­ческого дыхания, ре­чевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной мо­торики,

г) чувства ритма.

- регулировать плавный продолжительный выдох при про­изнесении предложений и тек­стов;

- регулировать оптимальную силу голоса;

- называть основные органы

артикуляционного аппарата;

- четко и правильно выполнять артикуляционные дви­жения в соответствии с речевой

инструкцией;

- удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую

- воспроизводить несложный ритм.

- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением па­уз и логических ударений предложения и тексты;

- демонстрировать сформиро­ванные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных тек­стов.


2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.

а) смыслоразличи­тельная функция.


- различать на слух слова с близкими по артикуляционным

и акустическим признакам фо­немами.

б) слухопроизноси­тельная дифференциа­ция фонем.

- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов.


- дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные;

- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов.

в) фонематический

анализ и синтез.

- выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);

- давать характеристику звукам русского языка: дифферен­цировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;

- определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры;

- выделять ударные слоги и

ударные гласные в словах из 4­-5 слогов, сравнивать две фор­мы одного и того же слова с различным ударением;

- составлять схему двух- и трехсложного слова;

- синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков.

- определять последовательность, количество, место звука

в словах сложной звукослого­вой структуры;

- осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматиче­ских форм;

- составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных;

- синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков.


3. Обучение норма­тивному (компенсиро­ванному) произноше­нию всех звуков рус­ского языка с учетом

системной связи меж­ду фонемами русского

языка, их артикуля­торной и акустической

характеристики, ха­рактера дефекта (па­раллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и

слова).

- правильно произносить

гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязыч­ные, губные) звуки.


- произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонор­ные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных.


4. Коррекция наруше­ний звукослоговой структуры слова.

- воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением,

- воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва)

- самостоятельному употреблению слов сложной звукосло­говой структуры (сковородка, скворечники, представление).

- воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняю­щимся ударением с оппозиционными звуками;

- воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал);

- четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение)

5. Формирование просодических компонен­тов речи:

а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации,

д) логического ударения.


- воспроизводить простой

стихотворный текст в заданном темпе;

- воспроизводить простые

ритмы (// - //) (/ - ///);

- использовать паузу для рит­мической организации речи;

- различать на слух типы

предложений (вопросительные,

побудительные, повествовательные).

- научится воспроизводить

сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять про­стой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотво­рение);

- использовать паузу для интонационной организации ре­чи;

- воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоцио­нально выразительно;

- интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты.

6. Профилактика нарушений чтения и письма.


- различать зрительные образы букв и графически правиль­но воспроизводить их;

- дифференцировать графиче­ски сходные рукописные бук­вы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; за­главные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.;

- делить слова на слоги, делить слова для переноса.

- обозначать мягкость соглас­ных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я;

- сравнивать звуковой и буквенный состав слова.



Содержание коррекционного курса «Речевая практика» в 4 классе.


Письменная речь.

1. Изложение.

- Отрабатывать умения, связанные с восприятием.

- Развивать инициативные формы речи: уметь самостоя­тельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать.

- Формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизмы согласования и управления, уметь находить нарушение порядка слов в предложении.

2. Сочинение.

- Формировать умения, связанные с созданием собственных текстов.

- Развивать умения передавать содержание текста, объединять в логи­ческой последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения.


Календарно-тематическое планирование 4 класс.


Тема логопедического занятия

Содержание работы

1

Диагностика.

  1. Изложение

2

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

-формировать умения писать изложение по вопросам, устанавливать связь заголовка с темой текста, составлять предложения по вопросам;

-повторить признаки повествовательного текста.

3

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

-формировать умения писать изложение по плану и опорным словам, устанавливать последовательность частей в тексте;

-повторить признаки повествовательного текста.

4

Редактирование текста изложения.

-формировать умение находить ошибки в содержании и построении текста;

-формировать умение исправлять речевые ошибки, совершенствовать написанное,

5

Изложение-повествование по памяти.

-формировать умения писать изложение по памяти, устанавливать последовательность частей в тексте;

-повторить признаки повествовательного текста;

-учить точности употребления слов в речи;

-развивать объём слухоречевой памяти.

6

Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам.

-формировать умение писать изложение по обобщённым вопросам, опорным словам, устанавливать последовательность частей в тексте, устанавливать связь предложений в тексте;

-учить употреблять синонимы;

-развивать объём слухоречевой памяти.

7

Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

-формировать умения писать изложение по плану, опорным словам;

-повторить признаки, строение текста-описания;

-формировать умение составлять план текста;

- учить точности употребления слов в речи.

8

Изложение-описание по памяти.

-формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, сюжетной картинке;

-повторить признаки, строение текста-описания;

- учить точности употребления слов в речи;

-развивать объём слухоречевой памяти.

9

Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

-формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать последовательность частей в тексте-описании;

-совершенствовать умение составлять план текста;

-формировать умение группировать предложения в тексте по подтемам;

-осознание связи между предложениями;

-развивать объём слухоречевой памяти.

10

Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

-формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать последовательность частей текста;

-учить составлять план текста;

-формировать умение использовать описание в повествовательном тексте, точно употреблять слова в тексте.

11

Изложение-повествование с элементами описания по памяти.

-формировать умения писать изложение по памяти, устанавливать последовательность частей в тексте, использовать описание в повествовательном тексте;

- учить точности употребления слов в речи;

-развивать объём слухоречевой памяти.

12

Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам.

-формировать умение писать изложение по крат кому плану, опорным словам, устанавливать и соблюдать последовательность изложения;

-учить составлять краткий план текста;

-развивать объём слухоречевой памяти.

13

Изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

-формировать умение писать изложение по плану, опорным словам;

-повторить признаки, структуру текста-рассуждения;

-формировать умение делить текст на части, составлять план;

- учить точности употребления слов в речи.

14

Изложение-рассуждение по памяти.

-формировать умение писать изложение по памяти;

-повторить признаки, структуру текста-рассуждения;

- учить точности употребления слов в речи.

-развивать объём слухоречевой памяти.

15

Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

-формировать умение писать изложение по плану, опорным словам;

-закреплять умение различать типы текстов;

-формировать умение использовать элементы описания и рассуждения в тексте изложения;

-учить составлять план, выделять опорные слова.

16

Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

-формировать умение определять тему и основную мысль текста, отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли;

-учить пользоваться различными способами сокращения текста.

17

Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

-учить устанавливать и соблюдать последовательность изложения, составлять. план;

-учить устанавливать связи между частями и определять средства их выражения;

-учить формулировать заключительную часть текста;

-развивать объём слухоречевой памяти.

  1. Сочинение

18

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

-учить письменно, излагать рассказ по серии картинок и вопросам, составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте;

-учить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание.

19

Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

-формировать умение определять тему текста и основную мысль, составлять повествовательный текст по серии картинок, плану и опорным словам;

-учить правильно употреблять слова, использовать в сочинении текстовые синонимы.

20

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

-формировать умение внимательно рассматривать сюжетную картину, определять тему текста и основную мысль;

-учить создавать повествовательный текст с элементами описания по сюжетной картине, плану, опорным словам, точно употреблять слова в речи.

21

Анализ и редактирование сочинений.

-учить находить ошибки в содержании и построении текста;

-совершенствовать написанное в процессе коллективной работы над ошибками;

-формировать умение исправлять. речевые ошибки.

22-23

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка».

-формировать умение писать сочинение по плану;

-повторить признаки, строение текста-описания;

-формировать умение строить собственное описание по аналогии с образцом;

-формировать умение отбирать более точные слова для выражения своих мыслей.

24-25

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. «Наша собака (кошка)».

-формировать умение писать сочинение-описание по плану, строить описание;

-учить использовать речевые средства для точной передачи наблюдений, своего отношения к описываемому.

26-27

Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна».

-формировать умения писать сочинение по плану, опорным словам, собирать материал к сочинению путём наблюдений;

-учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

28-29

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

-учить сопоставлять непосредственное восприятие изменений в природе и их опосредованное отражение в живописном и художественном произведениях;

-формировать умение рассматривать картину, обращать внимание на её изобразительные средства;

-формировать умение использовать средства выразительности для описания картины; передавать своё отношение;

-развивать образное мышление путём проникновения в художественный замысел автора.

30-31

Сочинение-рассуждение. «Моё любимое

занятие».

-формировать умение планировать и строить рассуждение;

-повторить признаки, строение текста-рассуждения;

- учить точности употребления слов в речи;

-развивать творческое мышление.

32

Письма.

-формировать умение писать и оформлять письма;

-познакомить с особенностями текста письма.

33-34

Диагностика.


Планируемые результаты коррекционной работы.


1. Повышение уровня общего развития обучающихся с НОДА.

2. Компенсирование пробелов предшествующего развития и обучения.

3. Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.

4. Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

5. Достижение ребенком с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО.

6. Основой оценки достижений ребёнка в области жизненных компетенций служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии:

 адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

 способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

 владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

 осмысление и дифференциация картины мира, ее временно- пространственной организации;

 осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


Результаты реализации программы коррекционной работы могут быть выявлены в:

 процессе итоговой аттестации;

 заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.



Материально-техническое оснащение кабинета для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.

Оборудование кабинетов учителей-логопедов (см. паспорт кабинета).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!