ПРИЛОЖЕНИЕ К КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ ПО ПРЕДМЕТУ «химия»
(8класс интегрированное обучение)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения.Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии. Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.Основные идеи.
Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ.
Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.
Изучение химии в школе направленно на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить простейшие расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакций;
- развивать познавательный интерес, самостоятельно приобретать знания;
- воспитание отношения к химии как к одному из разделов естественных наук;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, предупреждения явлений, наносимых вред здоровью человека и окружающей среде.
В специальной школе и СКК для детей с ЗПР при изучении учебного курса химии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточна сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысление выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретает опора на межпредметные связи с такими учебными предметами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения. Межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Трудности, испытываемые детьми СКК при изучении химии, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала, отработки навыков написания химических формул и уравнений; некоторые темы даны в ознакомительном плане: отдельные темы, лабораторные и практические работы упрощены либо вообще исключены из изучения.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с химическими понятиями. Первоначальные химические понятия представляет особую значимость, так как закладывается фундамент данной учебной дисциплины, усваиваются химические знаки, составление формул веществ, химические уравнения, типы химических реакций, строение вещества. Понятие элемента и формулы его существования. Данные вопросы у учащихся с ЗПР вызывает большие затруднения, а поэтому увеличивается количество часов на изучение основных тем.
Выделяется дополнительное время на изучение соединений химических элементов так, как, она подготавливает переход к последующей важной теме: «Растворение», «Растворы», «Свойства растворов электролитов» (30 часов). Особенно обращается внимание на отработку номенклатуры оксидов, кислот, солей, на составление химических уравнений по свойствам указанных химических неорганических соединений, на установление генетической связи между основными соединениями путем тренировочных уравнений.
В ознакомительном плане даются следующие темы: «Аллотропия», «Количество вещества», «Моль – единица количества вещества», «Число Авогадро», «Малярная масса и молярный объем». Упрощена практическая работа: «Приготовление растворов с определенной долей растворенного вещества». А так же в ознакомительном плане изучаются определение понятия«Соли. Молекулярные кристаллические решетки. Ионы», «Массовые и объемные доли вещества».Темы, изучаемые ознакомительно, выделены в программе курсивом.
При проведении лабораторных и практических работ каждый этап выполняется вместе с учителем и под его руководством. Обязательно проводится инструктаж по ОТ, соответствующие данному виду работы, дается правильная запись формулы и указывается цель проведения работы. Последнее способствует осознанию учащимися выполняемых действий и полученного результата.
Изучение химии в 8 специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида направлено на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы.
В основу курса положены идеи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программы, разрабатываемые для СКК VII вида, сохраняя обязательный минимум содержания, должны отличаться своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке (они выделены в предлагаемом тексте содержания программы курсивом), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Это, например, такие темы как: «Типы кристаллических решеток», «Амфотерность оксида и гидроксида алюминия», «Молярный объем газов» и другие. Такой подход позволит учителям СКК обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания химического образования.
Большое внимание в программах следует отвести химическому эксперименту, целью которого является формирование у учащихся практических навыков в проведении основных химических операций, приобщение их к самостоятельной химической работе, обучение безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Количество и содержание демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ определяются обязательным минимумом.
По каждому курсу определяются и результаты его изучения. Они приводятся в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Результаты должны быть ориентированы на содержание изучаемого материала и полностью соответствовать стандарту. Основная их направленность: реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Цель и задачи изучения курса истории в 8 классе с учетом особенностей СКК VIIвида, а также условий обучения в МБОУ «СОШ № 4».
Данная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся специально-коррекционных классов 7 вида и направлена на достижение следующих целей:
активизация познавательной деятельности обучающихся;
повышение уровня их умственного развития;
воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;
приобщение к национальным и мировым культурным традициям;
освоение знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
применение знаний и представлений об исторически сложившейся системе социальных норм и ценностей народов России.
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для общения с представителями других народов и стран.
Коррекционно – развивающие задачи:
Основной задачей обучения детей в специальных коррекционных классах VII вида является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
1)активизацию познавательной деятельности обучающихся;
2)повышение уровня их умственного развития;
3)нормализацию их учебной деятельности;
4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
6)социально-трудовую адаптацию.
Формы и методы организации учебного процесса.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально - личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся по СКП 7 вида по изменённой шкале оценивания, разработанной с учетом возрастных особенностей и имеющихся у обучающихся специфических нарушений. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.Методы: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные – наблюдение, демонстрация; практические – упражнения; методы изложения новых знаний; методы повторения, закрепления знаний; методы применения знаний; методы контроля.Занятия проводятся в классно урочной форме. Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально - личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся по СКП 7 вида по изменённой шкале оценивания, разработанной с учетом возрастных особенностей и имеющихся у обучающихся специфических нарушений.
Виды и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы; работа по карточкам; химический диктант; практическая работа; самостоятельные работы; тестовый контроль; составление таблицы; проверка домашней работы; опрос по вопросам презентации, просмотру учебного фильма; защита докладов, рефератов, сообщений; экспресс-опрос; оценка планов тезисов; вопросы групповой работы; работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования по химии.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 8-х классов основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) с учетом того, что общее количество часов в год (70), как предполагает примерная программа общего образования по химии, их превышает. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем: «Первоначальные химические понятия. Экспериментальные основы химии.»13 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2, 3 перенесение темы «Чистые вещества и смеси. Расчёты, связанные с использованием понятие «доля». Понятие явлений как изменения, происходящие с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе – физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание возгонка веществ, центрифугирование. Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2009г. издания)
Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю. Практическую работу «Признаки химических реакций» при 2-х часах можно не проводить.При составлении рабочей программы учителя могут вносить свои дополнения и изменения в предлагаемые материалы.
Обучение предмету «химия» в СКК VII вида ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах:
Учебно-методический комплект
Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);
Авторская программа О.С. Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.Данные учебники представляют единую завершенную линию; их структура и содержание соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8 «а» классе
2 часа в неделю (70 часов)
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Виды работ по развитию речи | Основные виды учебной деятельности |
Введение (8 часов) |
1 | 3.09 | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | 1 | Развитие умения давать полные ответы на вопросы учителя. | Рассматривание образцов оборудования, работа с таблицами по технике безопасности |
2 | 5.09 | Предмет химии. Вещества. | 1 | Определения понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ». Описание и сравнение предметов изучения естественно-научных дисциплин, в том числе химии. Классификация веществ по составу (простые и сложные).Характеристика основных методов изучения естественно-научных дисциплин. Различение тела и вещества; химического элемента и простого вещества. Описание форм существования химических элементов; свойств веществ. Выполнение непосредственных наблюдений и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами, с соблюдением правил техники безопасности. Оформление отчёта, включающего описание наблюдения, его результатов, выводы. Использование физического моделирования Л. 1. Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов |
3 | 10.09 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. | 1 | Определения понятий «химические явления», «физические явления». Объяснение сущности химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиального отличия от физических явлений.Характеристика роли химии в жизни человека; роли основоположников отечественной химии.Составление сложного плана текста.Получение химической информации из различных источников Д. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды. |
4 | 12.09 | Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева Знаки ( символы ) химических элементов. | 1 | Обогащение словарного запаса химическими терминами | Определения понятий «химический знак, или символ», «коэффициенты», «индексы». Описание табличной формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Описание положения элемента в таблице Д. И. Менделеева. Использование знакового моделирования |
5 | 17.09 | Практические работы: №1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». №2 «Изучение строения пламени». | 1 | Правильное использо- вание химических терминов | . Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом, со спиртовкой |
6 | 19.09 | Химические формулы.. | 1 | Работе с текстом учебника, упражнения в правильности называния химических терминов, объектов. | Определения понятий «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента». Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента в соединении. Индивидуальная работа по решению расчетных задач |
7-8 | 24.09-26.09 | Относительные атомная и молекулярная массы | 2 |
|
1 (9) | 1.10 | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. | 1 | Работе с текстом учебника, упражнения в правильности называния химических терминов, объектов. | Определения понятий «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп». Описание состава атомов элементов № 1—20 в таблице Д. И. Менделеева. Получение химической информации из различных источников Работа с ЦОР | |
2(10) | 3.10 | Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов – образование изотопов. | 1 | | Составление плана-конспекта |
3-4 (11-12) | 8-10.10 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая таблица химических элементов и строение атомов. | 2 | Определения понятий «электронный слой», «энергетический уровень». Составление схем распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов Фронтальная работа с периодической системой, составление электронных и графических формул элементов |
5 (13) | 15.10 | Изменение числа электронов на внешнем уровне – образование ионов. Ионная химическая связь. | 1 | Определения понятий «ионная связь», «ионы». Составление схем образования ионной связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ионной связью. Характеристика механизма образования ионной связи. Установление причинно-следственных связей: состав вещества — вид химической связи Составление схем образования ионной связи, групповая и индивидуальная работа |
6-7 (14-15) | 17-22.10 | Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь. Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь. | 1 | | Определение понятия «ковалентная неполярной и полярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ковалентной неполярной связью .Характеристика механизма образования ковалентной связи. Установление причинно-следственных связей:состав вещества — вид химической связи ,связь», «электроотрицательность», «валентность». Составление схем образования ковалентной полярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ковалентной полярной связью. Характеристика механизма образования ковалентной связи. Установление причинно-следственных связей: состав вещества — вид химической связи. Составление формулы бинарных соединений по валентности и нахождение валентности элементов по формуле бинарного соединения. Использование физического моделирования |
8 (16) | 24.10 | Взаимодействие атомов элементов металлов – образование металлических кристаллов. | 1 | Развитие умения строить словесный план | Определение понятия «металлическая связь». Составление схем образования металлической химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле веществ с металлической связью. Характеристика механизма образования металлической связи. Установление причинно-следственных связей:состав вещества — тип химической связи. Представление информации по теме «Химическая связь» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств |
9 (17) | 5.11 | Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлы, неметаллы; о видах химической связи. | 1 | Развитие умения строить рассказ по опорным словам | Фронтальная работа с текстом, схемами, выполнение заданий |
10 (18) | 7.11 | Контрольная работа № 1 по темам «Введение» и «Атомы химических элементов» | 1 | | Выполнение дифференцированных заданий по теме |
Тема II « Простые вещества». (6 часов) |
1-2 (19-20) | 12-14.11 | Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. | 1 | Развитие умения строить рассказ по опорным словам, конспектам. | Определения понятий «металлы», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность», «аллотропные видоизменения». Описание положения элементов-металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Характеристика общих физических свойств металлов и неметаллов Установление причинно-следственных связей между строением атома и химической связью в простых веществах— металлах и неметаллах. Самостоятельное изучение свойств металлов и неметаллов при соблюдении правил техники безопасности, оформление отчёта, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов. Получение химической информации из различных источников Д. Образцы металлов и неметаллов Л.2. Ознакомление с коллекцией металлов и неметаллов |
3 (21) | 19.11 | Количество вещества. | 1 | Работе с текстом учебника, упражнения в правильности называния химических терминов, объектов. | Определения понятий «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса. Решение задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро». Работа с текстом учебника |
4 (22) | 21.11 | Молярная масса | 1 |
5 (23) | 26.11 | Молярный объем газообразных веществ. | 1 | Определения понятий «молярный объём газов», «нормальные условия». Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов». Работа с текстом учебника, составление конспекта текста |
6 (24) | 28.11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | 1 | Развитие умения строить рассказ по опорным словам | Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Простые вещества» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИК Решение задач и упражнений Проверочная работа. |
Тема III « Соединения химических элементов». (13 часов) |
1 (25) | 3.12 | Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. | 1 | Работе с текстом учебника, упражнения в правильности называния химических терминов, объектов. | Определения понятий «степень окисления», «ва лентность». Сравнение валентности и степени окисления. Рассматривание образцов веществ, составление формул | |
2 (26) | 5.12 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и ЛВС. | 1 | Определение понятия «оксиды». Определение принадлежности неорганических ве- ществ к классу оксидов по формуле. Определение валентности и степени окисления элементов в оксидах. Описание свойств отдельных представителей оксидов.Составление формул и названий оксидов. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов Рассматривание образцов веществ, составление формул, проведение расчетов по формулам Л.о. №3 « Ознакомление с образцами оксидов» |
3 (27) | 10.12 | Основания. | 1 | Определения понятий «основания», «щёлочи», «качественная реакция», «индикатор». Классификация оснований по растворимости в воде. Определение принадлежности неорганических веществ к классу оснований по формуле. Определение степени окисления элементов в основаниях. Описание свойств отдельных представителей оснований. Составление формул и названий оснований. Использование таблицы растворимости для определения растворимости оснований. Установление генетической связи между оксидом и основанием и наоборот. Л.о №4 «Качественная реакция на углекислый газ»» |
4 (28) | 12.12 | Кислоты. | 1 | Определения понятий «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH». Классификация кислот по основности и содержанию кислорода. Определение принадлежности неорганических веществ к классу кислот по формуле. Определение степени окисления элементов в кислотах. Описание свойств отдельных редставителей кислот. Составление формул и названий кислот. Использование таблицы растворимости для определения растворимости кислот. Установление генетической связи между оксидом и гидроксидом и наоборот. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Исследование среды раствора с помощью индикаторов. Экспериментальное различение кислоты и щёлочи с помощью индикаторов Д. 11. Определение pH растворов кислоты, щёлочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов Л.о. №5 «» Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов |
5-6 (29-30) | 17-19-.12 | Соли как производные кислот и оснований. | 2 | | Определение понятия «соли». Определение принадлежности неорганических веществ к классу солей по формуле. Определение степени окисления элементов в солях. Описание свойств отдельных представителей солей. Составление формул и на- званий солей. Использование таблицы растворимости для определения растворимости солей. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов Д. Образцы солей. Л. о.№ 6. « Ознакомление с коллекцией солей » |
7 (31) | 24.12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | Правильное использо- вание химических терминов | Классификация сложных неорганических веществ по составу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода, с использованием различных форм представления классификации. Сравнение оксидов, оснований, кислот и солей по составу. Определение принадлежности неорганических веществ к одному из изучен- ных классов соединений по формуле. Определение валентности и степени окисления элементов в веществах. Осуществление индуктивного и дедуктивного обобщения. Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Основные классы неорганических соединений» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
8 (32) | 26.12 | Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки, атомные, ионные, металлические. | 1 | Правильное использо- вание химических терминов | Определения понятий «аморфные вещества», «кристаллические вещества», кристаллическая решётка», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка». Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью и типом кристаллической решётки химических соединений. Характеристика атомных, молекулярных, ионных металлических кристаллических решёток; среды раствора с помощью шкалы pH. Приведение примеров веществ с разными типами кристаллической решётки. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Составление на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ |
9 (33) | 31.12 | Чистые вещества и смеси. | 1 | Развитие умения строить рассказ по опорным словам, конспектам. | Определения понятий «смеси», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля вещества в смеси». Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов. |
10-11 (34-35) | 14-16-.01 | Массовая и объемная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей. | 2 | Развитие умения строить рассказ по опорным словам, конспектам | Решение задач с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества» |
12 (36) | 21.01 | Практическая работа №3. « Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.» | 1 | Умение правильно комментировать проводимые лабораторные и практические работы. | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабо- раторным оборудованием: с мерным цилиндром, с весами. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описание эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составление выводов по результатам проведённого эксперимента. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. Приготовление раствора и расчёт массовой доли растворённого в нём вещества |
13 (37) | 23.01 | Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов» | 1 | | Выполнение индивидуальных заданий по теме |
Тема IV: «Изменения, происходящие с веществами». (12 часов) |
1-2 (38-39) | 28-30.01 | Явления физические и химические. Химические реакции. | 2 | Развитие умения строить рассказ по опорным словам | Определения понятий «дистилляция, или перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование». Установление причинно-следственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смеси. Определения понятий «химическая реакция», «реакции горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции». Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом Д. Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка иода или бензойной кислоты; растворение окрашенных солей; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания Д. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора; взаимодействие соляной кислоты с мелом или мрамором |
3 (40) | 4.02 | Химические уравнения. Закон сохранения массы. | 1 | | Определение понятия «химическое уравнение». Объяснение закона сохранения массы с точки зрения атомно-молекулярного учения. Составление уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по тепловому эффекту. |
4 (41) | 6.02 | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторе | 1 | Развитие умения строить рассказ по опорным схемам и конспектам | Определения понятий «реакции соединения», «катализаторы», «ферменты». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. Составление на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ Д. Получение гидроксида меди (II); разложение перманганата калия; разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови |
5 (42) | 11.02 | Реакции соединения. Цепочки переходов | 1 | Определения понятий «реакции соединения», «реакции разложения», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; направлению протекания реакции; участию катализатора. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом Л.о. № 7 « Окисление меди в пламени спиртовки» |
6 (43) | 13.02 | Реакции замещения. | 1 | Определения понятий «реакции замещения», «ряд активности металлов». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции .Использование электрохимического ряда напряжений активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом Д. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Л.о. № 8 «. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом» |
7 (44) | 18.02 | Реакции обмена. | 1 | | Определения понятий «реакции обмена», «реакции нейтрализации». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Использование таблицы растворимости для определения возможности протекания реакций обмена. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом Д. Растворение гидроксида меди (II) в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании |
8 (45) | 20.02 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | | Выполнение расчётов по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объёма продукта реакции по количеству, массе или объёму исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворённого вещества или содержит определённую долю примесей. |
9 (46) | 25.02 | Типы химических реакций на примере свойств воды | 1 | | Работа с текстом. Составление уравнений |
10 (47) | 27.02 | Практическая раб. № 4. «Признаки химических реакций» | 1 | Умение правильно комментировать проводимые лабораторные и практические работы. | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабо- раторным оборудованием: с лабораторным штативом; со спиртовкой. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составление выводов по результатам проведённого эксперимента |
11 (48) | 4.03 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Развитие умения строить рассказ по опорным словам, конспектам. | Использование знакового моделирования. Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Изменения, происходящие с веществами в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением ИКТ |
12 (49) | 6.03 | Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | | Индивидуальное выполнение заданий разного уровня |
Тема V: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». (21 часов) |
1 (50) | 11.03 | Растворение как физико – химический процесс. Растворимость. Типы растворов. | 1 | Развитие умения строить словесный план | Определения понятий «раствор», «гидрат», «кристаллогидрат», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «пересыщенный раствор», «растворимость». Определение растворимости веществ с использованием кривых растворимости. Характеристика растворения с точки зрения атом-но-молекулярного учения. Использование таблицы растворимости для определения растворимости веществ в воде. Составление на основе текста графиков, в том числе с применением средств ИКТ | |
2 (51) | 13.03 | Электролитическая диссоциация. | 1 | | Определения понятий «электролитическая диссоциация», «электролиты», неэлектролиты». Выполнение пометок, выписок и цитирования текста |
3 (52) | 18.03 | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). | 1 | Правильное использование химических терминов | Определения понятий «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», соли». Составление уравнений электролитической диссоциации кислот, оснований и солей. Иллюстрация примерами основных положений теории электролитическойдиссоциации; генетиче- ской взаимосвязи между веществами (простое вещество — оксид—гидроксид— соль). Различение компонентов доказательства (тезисов, аргументов и формы доказательства). |
4 (53) | 20.03 | Ионные уравнения реакций | 1 | | Определение понятия «ионные реакции». Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием электролитов. Наблюдение и описание реакций между электролитами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии |
5-6 (54-55) | 1-3.04 | Кислоты, их классификация и свойства. | 2 | Развитие умения логически мыслить. | Составление характеристики общих химических свойств кислот с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием кислот. Наблюдение и описание реакций с участием кислот с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности Л.о.№ 9 « Взаимодействие кислот с основаниями оксидами металлов, с металлами, с солями |
7-8 (56-57) | 8-10.04 | Основания, их классификация и свойства. | 2 | Определение понятия «основания». Составление характеристики общих химических свойств оснований (щелочей и нерастворимых оснований) с позиций теории ЭД Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений ре акций с участием основаий. Наблюдение и описание реакций оснований с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, под- тверждающих химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности. Составление доклада по теме, определённой учителем Л.о № 10 « . Взаимодействие щелочей с кислотами. с оксидами неметаллов. с солями. . Получение и свойства нерастворимых оснований» |
9-10 (58-59) | 15-17.04 | Оксиды, их классификация и свойства | 2 | Определения понятий «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие окси ды», «осно́вные оксиды»,«кислотные оксиды». Составление характеристики общих химических свойств солеобразующих оксидов (кислотных и осно́вных) с позиций ТЭД Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием оксидов. Наблюдение и описание реакций оксидов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Проведение опытов, под- тверждающих Составление доклада по теме, определённой самостоятельно Л.о. № 11 «. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. с водой.. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. с водой» |
11 (60) | 22.04 | Соли, их свойства. | 2 | | Определения понятий «средние соли», «кислые соли», «осно́вные соли» Составление характеристики общих химических свойств солей с позиций ТЭД Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием солей. Наблюдение и описание реакций солей с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Проведение опытов, подтверждающих химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности.Составление доклада по теме, определённой самостоятельно Л.о. № 12 « Взаимодействие солей с кислотами. с щелочами. солей с солями. с металлами» |
12 (61) | 24.04 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | 1 | Развитие логического мышления | Определение понятия «генетический ряд». Иллюстрировать: а) примерами основные положения ТЭД б) генетическую взаимосвязь между веществами (простое веще- ство — оксид — гидроксид — соль). Составление молекулярных, полных и сокращён- ных ионных уравнений реакций участием электролитов. Составление уравнений ре- акций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов. Выполнение прямого индуктивного доказательства |
13 (62) | 29.04 | Практическая работа №5. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей». | 1 | Умение правильно комментировать проводимые лабораторные и практические работы. | Обращение с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение свойств кислот, оснований, оксидов и солей, а также происходящих с ними явлений. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка |
14 (63) | 6.05 | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | 1 | Умение строить рассказ по концептуальным таблицам и схемам | Получение химической информации из различных источников. Представление информа ции по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением ИКТ |
15 (64) | 8.05 | Контрольная работа №4 По теме «Растворение. Свойства электролитов» | 1 | Развитие умения давать полные ответы на вопросы учителя | Индивидуальная работа |
16 (65) | 13.05 | Анализ контрольной работы. | 1 | Развитие умения анализировать и делать выводы | Фронтальная работа по исправлению ошибок |
17 (66) | 15.05 | Практическая работа №6. «Решение экспериментальных задач.» | 1 | Умение правильно комментировать проводимые лабораторные и практические работы. | Обращение с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Распознавание некоторых анионов и катионов. Наблюдение свойств веществ и происходящих с ними явлений. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии |
18-19 (67-68) | 20-22.05 | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | Правильное использование химических терминов | Определения понятий «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Классификация химических реакций по признаку «изменение степеней окисления. Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления. Использование знакового моделирования |
20 (69) | 27.05 | Обобщение знаний за курс неорганической химии 8 класса | 1 | | |
21 (70) | 29.05 | Портретная галерея великих химиков. | 1 | | Работа с дополнительной литературой |