6
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПИСЫВАНИЯ
КАК ВИДА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Практические рекомендации.
Учитель-дефектолог
Межерицкая Н.К.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Актуальность проблемы ………………………………………………………....3
2. Теоретические основы обучения детей с ОВЗ списыванию………………...3-4
3.Методика коррекционной работы по формированию навыка списывания…4-5
4Литература……………………………………………………………………….…7
Русский язык как учебный предмет в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья – умственно отсталыми ( в дальнейшем « Дети с ОВЗ») выполняет первостепенную функцию, являясь средством, и объектом познания. В процессе обучения русскому языку осуществляется самовыражение личности ребенка с ОВЗ, ее развитие, коррекция психофизической сферы с целью успешной адаптации и социализации в обществе.
Выработка у учащихся стойкого навыка грамотного письма – важнейшая задача обучения русскому языку.
В младших классах начинают формироваться необходимые для этого умения и навыки. Работа учителя в этот период нацелена на обучение учащихся письму под диктовку.
Обучению списывания как виду письма почти не уделялось внимания. Представление о т ом, что списывание для умственно отсталых детей является доступным видом деятельности и не требует специальной системы обучения не совсем верно.
Способом списывая мы называем письменное воспроизведение текста-образца по буквам, по слогам, целыми словами, словосочетаниями или предложениями.
Списывание представляет собой вид письма с опорой на зрительный анализатор: перед пишущим находится образец – списываемый текст.
На первый взгляд при списывании как бы выпадают сложные операции по звуковому анализу слов, перешифровке их в буквы, и можно думать, что в процессе письма речеслуховой анализатор не участвует. Однако это не так. Параллельность обучения письму и чтению, утвердившаяся в методике начальных классов, приводит к тому , что предложенный для списывания текст не срисовывается по буквам , а предварительно прочитывается и затем записывается учеником под собственное проговаривание. По мере обучения навык чтения совершенствуется. Побуквенное чтение заменяется слоговым, затем чтением целыми словами. Развивается и навык письма: школьники переходят от написания отдельных букв по элементам к объединенному письму сочетаний букв, слогов, целых слов, а это требует участия речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Таким образом, обнаруживается, что списывание выступает как многооперационное действие. Выполнение основных операций ( чтения, письма, проговаривания) требует специального обучения, поэтому на начальных этапах формирования письма списывание вызывает определенные затруднения у всех учащихся и лишь в процессе многократных упражнений оно становится лёгким и доступным видом письма.
Особенности состояния и закономерности развития навыков списывания у умственно отсталых школьников осуществляется по следующим параметрам: скорость, письма, способы списывания, количество и характер ошибок, понимание списываемого материала.
Анализ показал. Что скорость списывания обусловлена состоянием моторики учащихся, типом из высшей нервной деятельности, уровнем развития зрительного восприятия. Перечисленные факторы связаны с индивидуальными психофизиологическими способностями каждого ученика, что выражается в неоднородности величин скоростей списывания учащихся в классе.
По мере обучения увеличение скорости списывания происходит как за счет совершенствования двигательных навыков письма, так и за счет перехода на более совершенный способ чтения и списывания.
По мере обучения учащихся с ОВЗ переходят к более совершенным способам списывания. Однако овладение ими новым способом списывания происходит крайне медленно и запаздывает сравнительно с учащимися, имеющими норму интеллекта.
Почти у всех учеников отсутствовал навык предварительного чтения предложенного для списывания материала. Они с трудом устанавливали смысловую связь между словами и осмысливали содержание всего предложения.
Работа над развитием способов списывания должна вестись в двух направлениях:
Закрепление усвоенного навыка списывания мене совершенным способом на речевом материале, предусматривающем постепенное усложнение слоговой и звуковой структуры слов;
Выработка навыка списывания более совершенным способом на речевом материале упрощенной слоговой структуры. Работу следует проводить одновременно в двух направлениях. Переход на более совершенный способ списывания обусловлен состоянием навыка чтения, объемом смысловой памяти, предварительным чтением речевого материала, а так же проведением специальных упражнений- зрительных диктантов.
С первых этапов формирования навыков письма необходимо приучать учащихся полностью прочитывать, до начала записи, предложенные для списывания слова.
Учащимся с ОВЗ свойственно, в основном, списывание по буквам и по слогам. Для закрепления навыка списывания рекомендуется использовать частичные зрительные диктанты с пропущенными в словах слогами. Частичный зрительный диктант проводится следующим образом. На доске записывается предложение с недописанными слогами, например: де- дела- доми- . Учитель диктует : «Дети делали домики». Учащиеся, глядя на доску, списывают в тетрадь предложение, дописывая недостающие слоги. Можно проводить упражнения с пропуском одного слога в слове, постепенно увеличивая число пропущенных слогов до трёх. Структура пропущенных в словах слогов должна постепенно усложняться, например:
1)обратный слог с гласными а, о, у, и (ослик, умный, игра);
2)прямой открытый слог с твердой согласной (каток, бабушка);
3)обратный слог с йотированными гласными (даёт, ёлка);
4)прямой закрытый слог с твердыми согласными (забор, тыква);
5) прямой открытый слог с мягкой согласной (Катя, санки);
6) прямой закрытый слог с одной мягкой согласной (ветка, принёс);
7) прямой закрытый слог с мягкой согласной, мягкость которой обозначена «ь» (коньки, тетрадь);
8) слог со стечением твердых согласных в начале слова (столик, крыша);
9) слог со стечением согласных в начале слова, одна из которых мягкая (стена, книга).
При списывании целыми словами требуется запоминание речевого материала, поэтому необходимо тренировать у учеников зрительную и смысловую память. Объем смысловой памяти будет увеличиваться за счет предварительного чтения предложений и осмысления прочитанного. Расширению объема зрительной памяти будет способствовать проведение зрительных диктантов, в которых постепенно усложняется слоговая структура слов и увеличивается их количество. Например:
I. Слова из одного закрытого слога.
1) с твёрдыми согласными (мак, кот);
2) с мягкими согласными (мяч, пёс);
3) с мягкой согласной, мягкость которой обозначена - ь – (день, лось);
4) со стечением согласных в начале слога (стул, кран);
5) со стечением согласных в конце слога (танк, мост);
6) со стечением согласных в начале слова, слога и мягкой согласной (клён, ключ);
II. Слова из двух слогов
оба слога открытые, все согласные твердые( луна, Ира);
первый слог открытый, второй закрытый, все согласные твердые (каток, замок);
первый слог закрытый, второй открытый, все согласные твердые (полка, булка);
первый слог открытый с йотированными гласными, второй открытый или закрытый (юла, язык);
один слог открытый, другой закрытый в одном из них мягкая согласная (кулёк, зерна);
оба слога открытые с мягкими согласными (Лёня, Петя);
оба слога открытые, стечение согласных в начале слога, все согласные твердые (трава);
оба слога открыты, стечение согласных в начале слова, одна из них мягкая (брюки, звери);
оба слога закрытые (кувшин, картон).
III. Слова из трех слогов : все слоги открытые ( малина, кубики
Чтобы научить детей списывать текст, состоящий из словосочетаний и предложений в зрительные диктанты целесообразно вводить предложения. Учитель сначала предлагает словосочетания, предложения, состоящие из 2 слов, а затем увеличивает количество слов до 4-5. Поначалу в предложения следует включать слова на случаи фонетически правильного письма. По мере становления навыка списывания можно вводить трудные случаи фонетически правильного письма( например: слова с согласными, смягченными йотированными гласными и ь , с традиционными сочетаниями ( жи- ши).
Зрительные диктанты целесообразно проводить 1-2 раза в неделю.
Развитие совершенных способов списывания у школьников с ОВЗ положительно скажется на ускорении темпа письма, увеличении объема смысловой памяти, закреплении зрительных образцов целых слов, а в целом – на повышение уровня сформированности письма как вида речевой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического образования детей с нарушениями речи (Г.А. Волкова Детство-пресс, 2004)
2.Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии.
(Л.С. Выготский Собр. Соч. М, 1995, т.5)
3.Ефишенкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов ( М Владос, 2004)
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работы в коррекционных классах
(М. Владос, 2001)
5.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников (М., Гуманит. Изд. Центр Владос. 1997)
6.Ястребова Как помочь детям с недостатками речевого развития (М., 1999)