СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекционная работа по совершенствованию эмоционально – волевой сферы детей с нарушениями в психофизическом развитии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция эмоционально - волевой сферы детей с ОВЗ, формирование их характера на роках и во внерочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Волевая сфера 1.»

Елена Анатольевна Балакирева

Учитель, обучающий детей на дому Воронеж КОУ ВО «ВОШ № 31» 2017 г.

«Коррекционная работа по совершенствованию эмоционально – волевой сферы детей с нарушениями в психофизическом развитии».

Ряд особенностей детей с диагнозом олигофрения обусловливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательных процессов, незрелостью эмоционально – волевой сферы, что вызвано органическим поражением центральной нервной системы. В таких случаях необходима коррекционная работа.

Что же такое коррекция ?

Под коррекцией недостатков психического и физического развития школьников с проблемами в развитии понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению этих детей к уровню развития школьников, которые учатся в массовой школе.

Коррекция дефектов детей с олигофренией осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Посредством коррекционной работы педагог – дефектолог стимулирует и направляет в нужное русло компенсаторные процессы развития школьников с проблемами в обучении, что позволяет формировать у них положительные качества. Коррекционная работа включает в себя формирование и развитие таких процессов, как память, внимание, воля, адекватное отношение к действительности.

Дети с особыми образовательными потребностями проявляют недостатки инициативы и часто не могут руководить своими действиями. Такой ребёнок не может противостоять минутному соблазну, даже для выполнения более важной, но далёкой задачи.

Но, чтобы получить что – то заманчивое (сладость, игрушку) или скрыть свой плохой поступок, дети порой проявляют изобретательность и целеустремлённость. (Идут в туалет, чтобы, не решать задачу, выполняют задание, чтобы получить хорошую оценку и т. д.) Следовательно, слабость воли у школьника с нарушениями высшей нервной деятельности проявляется, если ребёнок знает как надо действовать, но не испытывает в этом потребности. Вследствие недоразвития духовных потребностей, чувства ответственности ребёнок с особыми образовательными потребностями проявляет свою волю только для достижения отдельных желаний, связанных с удовольствием. Значит необходимо развивать чувство ответственности, духовные потребности (знакомить с литературой, музыкальными произведениями).

Ребёнок с особыми образовательными потребностями часто совершает импульсивные, примитивные действия. Например: слёзы, вспышки гнева. Он не может контролировать свои эмоции. Такой ребёнок подвластен непосредственным воздействиям окружающей среды. Он сам не может оценить эти воздействия, не имеет собственных убеждений.

Формируя эмоционально – волевую сферу, мы формируем характер.

Педагог должен вырабатывать у детей такие черты характера, как трудолюбие, самостоятельность, правдивость, доброта.

Может ли болезнь быть причиной формирования определённого склада характера, типа поведения ребёнка?

В каждом заболевании центральной нервной системы человека есть первично – биологические и вторично – обусловленные процессом развития и образом жизни, проявления.

Характер ребёнка определяется его воспитанием, условиями жизни. Чтобы добиться коррекции эмоционально – волевой сферы ребёнка с проблемами в развитии, учителю – дефектологу необходимо знать особенности компенсаторных реакций детей с тем или иным поражением центральной нервной системы.

Болезнь не создаёт никакого склада характера, но, создаёт особенности динамики развития первичных процессов ребёнка и сама является одним из важнейших условий жизни ребёнка, к которому он приспосабливается. Пр.: Болезненная аккуратность, педантичность ребёнка, больного эпилепсией возникает, как компенсаторное приспособление личности к дефекту памяти. Болезнь активизирует инертность процесса возбуждения. Поэтому возникшая мысль, переживание надолго фиксируется в сознании ребёнка. И он длительное время не может отказаться от своего намерения, забыть обиду. И вымещает свою злость на более слабых, но старается угодить старшим, тем, кто сильнее.

Такой ребёнок нуждается в особом воспитании, рассчитанном на коррекцию его недостатков и на компенсацию болезненных явлений. Необходимо с пониманием относиться к забывчивости, предотвращая появление слащавости, угодничества.

Как же осуществляется собственно коррекция?

Все органы без исключения, и особенно головной мозг, можно укрепить и развить упражнениями. Важно формировать у детей положительные привычки. Привычка является тем механизмом, благодаря которому извне формирующиеся способы поведения, становятся свойством нервной системы ребёнка.

Хорошие и дурные привычки возникают у учащихся коррекционных школ в результате определённого образа жизни, воздействия извне. Ребёнка приучают следить за порядком, помогать товарищам, сопереживать другим людям, быть вежливым, систематически учить уроки.

Воспитание положительных привычек способствует общему положительному направлению компенсации ребёнка с особыми образовательными потребностями, а стихийное формирование дурных привычек побуждает его вступить на путь отрицательной, ложной компенсации.

Корригирующее воспитание ребёнка с диагнозом олигофрения должно быть постоянно и последовательно.

  1. Работа с родителями.

Неразумная, чрезмерная опека, вредный «щадящий» режим, при котором ребёнка оберегают от труда, от забот, ведёт к формированию вредных привычек.

Пр.: Если ребёнка не заставляют убирать за собой, он становится неряшливым. Эта привычка закрепляется.

Отрицательные результаты возникают и из – за недостатка внимания, раздражительного отношения родителей к ребёнку. В результате возникают замкнутость, трудности в общении, привычка в одиночестве переживать свои обиды.

  1. При обучении в массовой школе ребёнка с таким диагнозом, у него закрепляется привычка отвлекаться на роках, так как работа для него неинтересна.

Требования учителя должны быть реальными и возрастать вместе с развитием ребёнка. Это необходимо для формирования у него объективной самооценки. Применяется индивидуальный подход, используются индивидуальные программы. Материал должен быть интересен ребёнку, изложен в доступной для него форме. У ученика в норме познавательный интерес определяется направленностью на учебную деятельность, а у школьника с ограниченными возможностями обнаруживается лишь как реакция на отдельные занимательные факты, элементы и, как правило, не перерастает в интерес к предмету, как области знаний.

Для возникновения положительных эмоций во время обучения необходима занимательность учебного материала, его яркость по форме, наглядный материал, трудовая деятельность, дидактические игры, элементы соревнования между детьми, призы, поощрения, положительные оценки. Тем не менее, каждая оценка должна быть объективна.

Наказание, также, является стимулом. Оно должно быть своевременным и выполняться до конца.

Необходимо тщательно подбирать игры и другие задания. Они должны развивать ребёнка, укреплять в нём сознание того, что он занят нужным делом. Необходимо объяснять, зачем он выполняет то или иное задание, и оценивать результат его деятельности.

Важно работать над волевой активностью ребёнка. Например, развивая произвольное внимание, предлагать задания типа: «Что изменилось?», переносить с места на место наполненные водой сосуды (кто быстрее), воспроизводить по памяти зрительные образы, сохранять как можно дольше принятое положение (Море волнуется.), воспринимать возрастающее число предметов и рисунков, беззвучные действия с посудой (Положить в стакан ложку, накрыть кастрюлю крышкой.).

Важно отметить, что совершенствование волевой активности, способствует умственному и речевому развитию учеников коррекционной школы. И в то же время, активизация познавательной деятельности стимулирует волевые процессы.

Чтобы объективно эмоционально реагировать на окружающую действительность, ребёнок должен уметь оценивать эмоции – свои и окружающих его людей. А школьники с проблемами в развитии отстают от своих, нормально развивающихся, сверстников, в понимании эмоций людей, изображённых на картине, в художественном произведении, окружающих их в реальной жизни. Не могут соотнести их мимику с внутренними переживаниями. Правильно такие дети оценивают только свои чувства. Можно использовать для коррекции карточки разного цвета, с изображением лиц, выражающих различные эмоции.

Психологические этюды – хороший метод коррекции эмоционального отклика ребёнка. Используется имитация детьми различных эмоциональных состояний. Разбилась чашка, мама ругает, потом хвалит, за то, что сознался, щенок потерялся, потом нашёлся.

Активные мимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, кроме того благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается разрядка, снятие напряжения, и дети учатся оценивать эмоции, чувствовать боль, обиду, благодарность других людей. Важно, чтобы дети сами выбирали себе роли.

Коррекция эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями осуществляется также с помощью рисунков. Дети рисуют то, чего они боятся, или то, что они любят, свои фантазии.

Проигрывание своих желаний в образе животных, сказочных героев способствует преодолению робости, застенчивости.

Детям с моторной расторможенностью рекомендуется двигательная гимнастика, динамические паузы.

Музыка – как средство коррекции.

Детей с особыми образовательными потребностями можно научить слушать, а затем и любить музыку. Кроме того, Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения. Музыка используется для отдыха, расслабления, динамических пауз, физкультминуток. Самостоятельное выполнение заданий под классическую музыку (Произведения Бетховена, Моцарта.) стимулируют умственные способности детей с нарушениями основных психических функций.

Литература.

  1. С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» С П б Издательство «Питер» 2000 г.

  2. С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника» Москва «Просвещение» 1986 Г.

  3. М. И. Чистякова «Психогимнастика».

Под ред. М. И. Буянова. Москва. 1995 г.

  1. Л. С. Цветкова «Мозг и интеллект».

Москва «Просвещение». 1995 г.

  1. К. Е. Изард «Эмоции человека».

Москва 1980 г.

  1. А. Д. Кошелева «Эмоциональное развитие дошкольника».

Москва 1985 г.

  1. А. И. Захаров «Как преодолеть страхи у детей».

Москва 1986 г.