СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОС к МДК.01.09 для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект оценочных средств предназначен для проверки знаний студентов, обучающихся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Просмотр содержимого документа
«КОС к МДК.01.09 для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рыльский социально-педагогический колледж» Курской области




Утверждаю:

Директор_____Т.А.Варфоломеева










КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

МДК 01.09 Методика использования информационно - коммуникационных технологий в начальной школе _____________

(вариативная часть)

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»





















Рыльск, 2018г.1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки

образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Методика использования информационно - коммуникационных технологий в начальной школе».

КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

КОС разработаны в соответствии с рабочей программой профессионального модуля по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»


2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

У1. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

У2. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам

У3. Создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

У4. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

У5. Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам

У6. Осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психологического развития обучающихся/ воспитанников;

У7. Использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке к урокам информатики

З1. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

З2. Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

З 3. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по предмету «Информатика»

З 4 Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики

З.5 Содержание учебного предмета «Информатика» для осуществления профессиональной деятельности и методики их преподавания

З. 6 методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по предмету «Информатика»

2. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля


Наименование элемента умений (У) или знаний(З)

Виды аттестации

Промежуточная аттестация

(дифференцированный зачет)

З- задание, В-вопрос

У1. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности

З-1, З-2, З-3, З-6, З-11, З-12

У2. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам

З-3, З-4, З-6, З-7, З-9, З-11, З-13

У3. Создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

З-1, З-2, З-6, З-11, З-12

У4. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

З-4, З-5, З-6, З-7, З-8, З-9, З-10, З-11, З-13, З-14

У5. Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам

З-5, З-8, З-10, З-14

У6. Осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психологического развития обучающихся/ воспитанников;

З-3, З-7, З-9, З-13

У7. Использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке к урокам информатики

Анализ портфолио

З1. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

В-2, В-11, В-18,

З2. Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

В-5, В-6, В-7, В-8, В-9

З 3. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по предмету «Информатика»

В-4,В 7-10, В 14-16, В-20

З 4 Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики

В-2, В-13, В-17, В-19, В-20

З.5 Содержание учебного предмета «Информатика» для осуществления профессиональной деятельности и методики их преподавания

В-1, В-3, В-4, В 21-28

З. 6 Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по предмету «Информатика»

В-12,


3. Контроль

3.1 Структура контрольного задания

Контрольное задание комбинированного типа состоит из 2-х частей: письменный ответ на теоретические вопросы и практическая работа на компьютере или с учебником информатики для начальной школы.

Первая часть состоит из 28 вопросов(по 2 в каждом билете)

Практическая работа состоит из 1 задания: определение цели и задачи урока или задания из учебника «Информатика» для начальной школы, планирование его с учетом особенностей учебного предмета, работа в текстовом редакторе с элементами работы в графическом редакторе, создание презентации к указанному уроку с использованием материалов сети Интернет.


3.1.1. Текст задания

Часть 1

Вопросы к дифференцированному зачету.

  1. Цели и задачи обучения информатике на начальной ступени, место курса информатики и информационных технологий среди других учебных предметов.

  2. Возможные формы организации обучения информатике в начальной школе.

  3. Основные содержательные направления начального курса информатики и тенденции их развития.

  4. Авторские курсы информатики для начальной школы.

  5. Средства обучения информатике в начальной школе.

  6. Учебные методические пособия по информатике для начальной школы, их программная поддержка как составные части единого учебно-методического комплекса.

  7. Программное обеспечение пропедевтического курса информатики.

  8. Программная среда «Логомиры», её основные возможности для развития логического мышления младших школьников.

  9. Программная среда «Роботландия», ее основные возможности для развития логического мышления младших школьников.

  10. Возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников и соответствующие им методы и формы обучения информатики.

  11. Индивидуализированное обучение информатике в начальной школе7

  12. Проверка и оценка знаний обучающихся по информатике в пропедевтическом курсе.

  13. Интегрированные уроки информатики и других предметов в начальной школе.

  14. Научно-методические основы изучения направления «Информационное моделирование».

  15. Научно-методические основы изучения направления «Информационные процессы».

  16. Научно-методические основы изучения направления «Информационные основы управления».

  17. Организация внеклассного обучения информатике в начальной школе.

  18. Психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса информатики.

  19. Игра как основная форма обучения информатике в младшей школе.

  20. Наглядные пособия, используемые при обучении информатике в начальной школе.

  21. Научно-методические основы изучения темы «Информация. Информационные процессы» в пропедевтическом курсе информатики.

  22. Научно-методические основы изучения темы «Представление информации» в пропедевтическом курсе информатики.

  23. Научно-методические основы изучения темы «Алгоритмизация» в пропедевтическом курсе информатики.

  24. Научно-методические основы изучения темы «Первоначальное представление о компьютере» в пропедевтическом курсе информатики.

  25. Научно-методические основы изучения темы «Первоначальное представление об информационных технологиях» в пропедевтическом курсе информатики.

  26. Научно-методические основы изучения основ моделирования в пропедевтическом курсе информатики.

  27. Научно-методические основы формирования знаний о различных исполнителях и их свойствах.

  28. Научно-методические основы формирования представлений о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства в пропедевтическом курсе информатики.



Часть2 Практическая работа


Задание 1. Создать документ по образцу.

Оформить памятку для родителей, комплексно используя возможности текстового процессора.

Примерные темы:

- Режим дня

- Безопасность дорожного движения

- Пожарная безопасность

Задание 2. Подготовит презентацию на тему: «Способы записи алгоритма»

Задание 3. Создайте дидактическую игру на тему «Алгоритм» (гр. 1) / «Графы» (гр.2) с использованием триггеров с применением материала из сети Интернет. Если будет презентация, то ее объем – не менее 10 слайдов.

Задание 4. Создать документ по образцу.

Задание 5. Определить цель и УУД к уроку из учебника информатика 3 класс, 2 часть, с. 54 №24

Задание 6. Составить тест для проверки знаний детей по теме: «Алгоритм»(не менее 5 заданий)

Задание 7. Подготовит словарный диктант по информатике для обучающихся 4 класса. Подобрать задания для контрольной работы по теме «Множества. Подмножества. Пересечение и объединение множеств»

Задание 8. Поставить цель и сформулировать УУД к уроку по теме: «Имена объектов»

Задание 9. Составить фрагмент урока ознакомления с новым материалом по теме: «Имена объектов»

Задание 10. Какие УУД формируются у школьников при выполнении упражнений из учебника информатика 4 класс, 1 часть, с20-21

Задание 11. . Составить интерактивный тест для проверки знаний детей по теме: «Устройство компьютера»(не менее 5 заданий)

Задание 12. . Создать документ по образцу.

Оформить памятку по технике безопасности в компьтерном классе, комплексно используя возможности текстового процессора.

Задание 13 Подобратьзадания для закрепления материала по теме «Признаки объектов» или «Представление информации»

Задание 14 Определить цель и УУД к уроку из учебника информатика 4класс, 1 часть, с. 26 №12

Номер практического задания соответствует номеру билета.

3.1.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ___10 (5/5)______ мин.;

выполнение части 1 _40_ мин.;

выполнение практической работы _40мин.;

всего_90 мин.


3.2. Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

У1. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

Соблюдение правил техники безопасности и гигиенических рекомендаций при выполнении заданий практической работы за компьютером

У2. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам

Пользуясь, различными сервисами, находить методическую и научную литературу по проблеме6 для подготовки к урокам;

- Использование информации из сети Интернет при выполнении практической работы


У3. Создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

. Грамотно набрать, отформатировать текст в текстовом редакторе;

- Вставлять и форматировать рисунок;

- Проверять и настраивать проверку орфографии;

- Применять рациональный алгоритм копирования фрагментов текста;

- Правильно оформлять электронную таблицу;

- Правильно применять абсолютную и относительную адресацию;

- Выбирать тип диаграммы или графика и грамотно его оформлять;

- Использовать основные функции электронных таблиц;

- Создавать презентации с эффектами анимации.

- Создавать базы данных на основе электронных таблиц.

У4. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

  • уметь определить цель занятия ;

  • уметь сформулировать УУД к уроку;

  • учитывать соответствие урока санитарно-гигиеническими нормами

У5. Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам

- анализировать урок информатики с различных точек(Традиционный анализ урока, психологический аспект анализа урока, методический аспект анализа урока, методический аспект анализа урока (когнитивной направленности, с точки зрения компетентностного подхода и др)


У6. Осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психологического развития обучающихся/ воспитанников

Грамотный подбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психологического развития обучающихся/ воспитанников, а так же дополнительных источников

У7. Использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке к урокам информатики

- знание структуры сети Интернет;

- описание образовательных ресурсов сети Интернет;

- примеры ИКТ и телекоммуникационных технологий

З1. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе

Знать правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе

З2. Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

- описание технологии работы в текстовом редакторе;

- описание технологии обработки электронных таблиц;

- описание технологии создания и обработки баз данных;

- описание технологии создания презентаций

З 3. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по предмету «Информатика»

Знать программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по предмету «Информатика»;

Знать их отличительные особенности

З 4 Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики

Знание методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики

З.5 Содержание учебного предмета «Информатика» для осуществления профессиональной деятельности и методики их преподавания

Знать основные моменты содержания учебного предмета «Информатика» для осуществления профессиональной деятельности и методики их преподавания

З. 6 методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по предмету «Информатика»

Знать виды контроля результатов учебной деятельности младших школьников по предмету «Информатика» и способы его осуществления

Оценка за дифференцированный зачет ставится как среднее арифметическое за три пункта(ответ на первый вопрос, ответ на второй вопрос, практическое задание). Если балл получился дробным, то он округляется по правилам принятым в математике.

На зачете студенты могут пользоваться программой по курсу предмета «Информатика», учебниками по информатике для начальной школы, а так же своим портфолио.

Свои ответы студенты должны иллюстрировать конкретными примерами, проявляя при этом умение использовать основную методическую литературу, должны показать знание тенденций дальнейшего развития методики информатики, результатов новых методических исследований. При этом необходимо проявить зрелость оценочных суждений умение критически анализировать различные методические положения. Приводя, соответствующие примеры, студенты должны обнаруживать необходимые практические умения: определять цель, методический смысл заданий, содержащихся в учебниках начальных классов, применять теоретические знания к решению практических вопросов. При оценке учитывается умение студента грамотно, логично и доказательно излагать сущность вопроса, пользуясь научной терминологией и символикой.

При оценивании теоретической части учитывается:

  • Полнота ответа по существу поставленных вопросов билета;

  • Логичность, последовательность, пропорциональность изложения материла;

  • Знание понятийно-терминологического аппарата по предмету и умение его применять;

  • Умение рассуждать, аргументировать доводы, обобщать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения;

  • Умение применять теоретические знания на практике;

  • Умение связывать ответы с другими предметами по специальности и с современными проблемами;

  • Понимание основных проблем курса(для ответа на «отлично», «хорошо»)

  • Умение ответить на дополнительные вопросы по курсу (для ответа на «отлично», «хорошо»).

При оценивании части 1 учитываются следующие критерии:

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если он владеет основными определениями и понятиями теории и методики обучения информатике в начальной школе, умеет составлять тематические и поурочные планы для различных разделов начального курса информатики.

Оценка «хорошо» ставится студенту, если он владеет основными определениями и понятиями теории и методики обучения информатике в начальной школе, умеет составлять тематические и поурочные планы для различных разделов начального курса информатики, готовить демонстрационные электронные дидактические материалы, анализировать уроки, моделировать учебный процесс по информатике. Допускаются незначительные затруднения при ответе.

Оценка «отлично» ставится студенту, если он владеет основными определениями и понятиями теории и методики обучения информатике в начальной школе, умеет составлять тематические и поурочные планы для различных разделов начального курса информатики, готовить демонстрационные электронные дидактические материалы, анализировать уроки, моделировать учебный процесс по информатике; владеет необходимыми для творческого преподавания школьного предмета «Информатика и информационные технологии» при различных условиях технического и программно-методического обеспечения.



При оценивании практической работы учитываются следующие критерии:

Содержание критерия

Баллы

Работа выполнена в соответствии с образцом

5

Работа выполнения в соответствии с образцом, но допущена неточность в оформлении или вычислительная ошибка, при этом может быть получен неверный ответ

4


Работа в основном соответствует образцу, но допущены неточности в оформлении или вычислительные ошибки, или неточности в построении диаграмм и графиков

3

Работа мало соответствует образцу или не соответствует ему, допущены ошибки в оформлении, вычислительные ошибки, неточности в построении диаграмм и графиков

2


4 Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Оборудование:

- Компьютер с необходимым программным обеспечением и выходом в сеть Интернет.

Информационные источники:

  1. Азбука компьютера и ноутбука [Электронный ресурс]. - Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/

  2. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / В.Н. Гришин. – СПб.: Лань, 2012. – 416с.

  3. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klyaksa.net/

  4. Колмыкова, Е.А. Информатика [Текст]: учебник / Е.А. Колмыкова. – М.: Академия, 2005. – 416с.

  5. Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html

  6. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие /Е.В. Михеева. – СПб.: Лань, 2011. – 256с.

  7. Кушниренко А.Г. , Лебедев Г.В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методиче- ское пособие. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.

  8. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. — М.: Академия, 2001.

  9. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. — Во- ронеж: Воронежский государственный педагогический универ- ситет, 2005. — 271 с.

  10. Малев В.В., Малева А.А., Микерова Л.Н. Современный кабинет информатики: Учебно-методическое пособие для студентов фи- зико-математического факультета. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. — 34 с.

11. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса ин- форматики в средней школе. Методическое пособие. – М.: ЛБЗ, 2000.

  1. Могилёва, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером [Текст]: учебное пособие / В.Н.Могилёва. — М.: Академия, 2010. - 240 с.

  2. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатике [Текст] / Ю.А. Первин. – М.: БИНОМ, 2008. – 228с.

Билеты.

Билет №1

1. Цели и задачи обучения информатике на начальной ступени, место курса информатики и информационных технологий среди других учебных предметов.


2. Научно-методические основы изучения темы «Информация. Информационные процессы» в пропедевтическом курсе информатики.


Билет №2

1. Авторские курсы информатики для начальной школы.


2. Возможные формы организации обучения информатике в начальной школе.


Билет №3

1. Средства обучения информатике в начальной школе.


2. Основные содержательные направления начального курса информатики и тенденции их развития.


Билет №4

1. Учебные методические пособия по информатике для начальной школы, их программная поддержка как составные части единого учебно-методического комплекса.


2. Научно-методические основы изучения направления «Информационные основы управления».




Билет №5

1. Программное обеспечение пропедевтического курса информатики.


2. Научно-методические основы изучения темы «Первоначальное представление о компьютере» в пропедевтическом курсе информатики.


Билет №6

1. Программная среда «Логомиры», её основные возможности для развития логического мышления младших школьников.


2. Научно-методические основы формирования представлений о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства в пропедевтическом курсе информатики.



Билет №7

1. Программная среда «Роботландия», ее основные возможности для развития логического мышления младших школьников.


2. Психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса информатики.




Билет №8

  1. Возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников и соответствующие им методы и формы обучения информатики.



2. Научно-методические основы изучения направления «Информационное моделирование».


Билет №9

1. Индивидуализированное обучение информатике в начальной школе.


2. Научно-методические основы формирования знаний о различных исполнителях и их свойствах.


Билет №10

1. Игра как основная форма обучения информатике в младшей школе.


2. Научно-методические основы изучения темы «Представление информации» в пропедевтическом курсе информатики.


Билет №11

1. Научно-методические основы изучения направления «Информационные процессы».


2. Наглядные пособия, используемые при обучении информатике в начальной школе.



Билет №12

1. Научно-методические основы изучения темы «Алгоритмизация» в пропедевтическом курсе информатики.


2. Организация внеклассного обучения информатике в начальной школе.


Билет №13

1. Интегрированные уроки информатики и других предметов в начальной школе.


2. Научно-методические основы изучения темы «Первоначальное представление об информационных технологиях» в пропедевтическом курсе информатики.




Билет №14

1. Проверка и оценка знаний обучающихся по информатике в пропедевтическом курсе

2. Научно-методические основы изучения основ моделирования в пропедевтическом курсе информатики.