ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Утверждаю
Заместитель директора по УМР
_______________А.В.Хакамова
«_______»____________2020 г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
Русский язык и культура речи
по Адаптированной образовательной программе профессионального обучения 19601 «Швея»
с. Кожевниково, 2020
Комплект контрольно-оценочных средств разработан для Адаптированной образовательной программы профессионального обучения 19601 «Швея» (далее АОППО) по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Разработчик:
ОГБПОУ « КТАБ» - преподаватель, Полякова Т.Д.
Одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии специальных дисциплин
Протокол № _____ от « _____» ____________ 2020 г.
Председатель ________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 5
3. Оценка освоения учебной дисциплины 6
3.1. Формы и методы оценивания…………………………………………………. 8
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины……………….. 10
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине…. 18
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств.
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки уровня усвоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» слушатель должен представить достижение следующих результатов
результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;
У.2 практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;
У.3 правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;
У.4разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;
У.5ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;
У.6составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;
У.7 вести телефонный разговор;
У.8 осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;
У.9не допускать обезличенности своей речи;
У.10противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;
У..11развивать навыки грамотной устной и письменной речи;
У12 совершенствовать свою культуру общения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З.1 связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;
З.2связь культуры речи с литературным языком;
З..3специфику устной и письменной речи;
З4 составляющие компоненты и культуры речи;
З.5литературные нормы по степени обязательности;
З.6 изобразительно-выразительные средства речи;
З.7 особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);
З.8 типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;
З.9 причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;
З.10 правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;
З.11 соответствующие речевые формы и ключевые слова;
З.12 пути совершенствования речевого общения.
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Форма контроля и оценивания |
Уметь / Знать / ОК: | |
У1,2,3,4,5 З1,2,3,4,5,6,7 ОК 1,2,3,4,5,6 | Практическая работа, письменный и устный опрос, наблюдение Дифференцированный зачет |
У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 | Практическая работа ,письменный и устный опрос, наблюдение Дифференцированный зачет |
У6.7,9,11 З8,9,10,11,12 ОК1,2,3,4,5,6 | Практическая работа, письменный и устный опрос, наблюдение Дифференцированный зачет |
У1,2,3,4 З3,4,5,6 ОК1,2,3,4,5,6 | Практическая работа, письменный и устный опрос, наблюдение Дифференцированный зачет |
У6.7,9,11 З8,9,10,11,12 ОК1,2,3,4,5,6 | Практическая работа, письменный и устный опрос, наблюдение Дифференцированный зачет |
У4,5,6 З9,10,11,12 ОК1,2,3,4,5,6 | Практическая работа, письменный и устный опрос, наблюдение Дифференцированный зачет |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные АОППО по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) Таблица 2.2
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З |
Раздел 1. Язык и культура | Устный опрос Практическая работа, / наблюдение в процессе выполнения | У1,2,3,4,5 З1,2,3,4,5,6,7 ОК 1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У1,2,3,4,5 З1,2,3,4,5,6,7 ОК 1,2,3,4,5,6 |
Раздел 2. Стилистика и культура речи | устный опрос Практическая работа/ наблюдение в процессе выполнения | У1,2,3,4,5,6,7 З3,4,5, ОК1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У1,2,3,4,5,6,7 З3,4,5, ОК1,2,3,4,5,6 |
Раздел 3. Ораторское мастерство | устный опрос Практическая работа/ наблюдение в процессе выполнения | У1,2,3,4 З3,4,5,6 ОК1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У1,2,3,4 З3,4,5,6 ОК1,2,3,4,5,6 |
Раздел 4 Лексика и фразеология | Устный опрос Практическая работа, / наблюдение в процессе выполнения | У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 |
Раздел 5 Понятие об орфоэпии. Нормы произношения | устный опрос Практическая работа Тестирование | У1,2,3,4 З3,4,5,6 ОК1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 |
Раздел 6. Морфология. Морфологические нормы | Устный опрос Практическая работа, / наблюдение в процессе выполнения | У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 |
Раздел 7. Синтаксис Синтаксические нормы | Устный опрос Практическая работа, / наблюдение в процессе выполнения | У6.7,9,11 З8,9,10,11,12 ОК1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 |
Раздел 8. Текст. Пунктуация. Основные правила русской пунктуации | Устный опрос Практическая работа, / наблюдение в процессе выполнения | У1,2,6 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 | Дифференцированный зачет | У8,9,10,11,12 З2,3,4,5,6,7,8 ОК1,2,3,4,5,6 |
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
Для контроля знаний, умений, общих компетенций по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» представляются оценочные материалы, эталоны ответов
Практическая работа №1: Раздел 1Язык и культура
Цель: Анализ текста с точки зрения стиля. Стилистический разбор текстов различных стилей. Выявление в тексте средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием. Анализ индивидуально авторских стилистических средств текстов. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.
Задание 1
Составьте текст о своей будущей профессии в разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом стиле.
Критерии оценки практических работ
5 баллов выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет прочные знания в пределах требований учебной программы, аргументированно использует их в различных ситуациях, умеет находить информацию и анализировать ее, ставить и решать проблемы.
4 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, ответ его правилен, хотя и имеет неточности.
3 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении;
2 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены несущественные ошибки.
Практическая работа №2 Раздел 2.
Стилистика и культура речи
«Оформление документов официально-делового стиля, составление текстов публицистического стиля.
Цель: Проверка навыков оформления документов официально-делового стиля, умения составления текстов публицистического стиля.
Вариант 1
Задание 1
Составьте расписку на получение денег для приобретения сувениров. Напишите докладную по поводу уничтожения казенного имущества.
Задание 2
Составьте текст публицистического стиля на предложенную тему: «Глобальные проблемы экологии»
Практическая работа № 2
«Оформление документов официально-делового стиля, составление текстов публицистического стиля.
Цель: Проверка навыков оформления документов официально-делового стиля, умения составления текстов публицистического стиля.
Вариант 2
Задание 1
Составьте заявление на приобретение театральных билетов. Напишите объяснительную по поводу пропусков занятий.
Задание 2
Составьте текст публицистического стиля на предложенную тему: «Смертная казнь - за и против.»
Критерии оценки практических работ
5 баллов выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет прочные знания в пределах требований учебной программы, аргументированно использует их в различных ситуациях, умеет находить информацию и анализировать ее, ставить и решать проблемы.
4 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, ответ его правилен, хотя и имеет неточности.
3 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении;
2 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены несущественные ошибки.
Практическая работа №3 Раздел 4 Лексика и фразеология
«Определение вида речевых ошибок и их исправление»
Цель: Выполнение тренировочных упражнений на определение вида речевых ошибок на их исправление .
Задание 1
Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).
Задание 2
Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.
1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
Задание 3
Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.
1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.
Задание 4
Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.
1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.
Критерии оценки практических работ
5 баллов выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет прочные знания в пределах требований учебной программы, аргументированно использует их в различных ситуациях, умеет находить информацию и анализировать ее, ставить и решать проблемы.
4 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, ответ его правилен, хотя и имеет неточности.
3 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении;
2 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены несущественные ошибки.
Практическая работа №4 Раздел 5 Морфология. Морфологические нормы
«Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок»
Цель: Развитие умений и навыков работы студентов с различными видами словарей по индивидуальным заданиям.
Задание 1
Как образованы эти слова? Все ли они произошли от одного корня? Есть ли в каждом ряду лишние, неоднокоренные слова? Зачеркните лишнее. Объясните, почему вы это сделали.
1. Позор, взор, утренние зори, озарять (землю — о солнце), разорение, беспризорник, озорник.
2. Порядок, (первый) ряд, рядовой, ряженый, упорядочить (номера домов), заурядный (писатель).
Задание 2
Ответьте на вопрос
1. Что общего у всех приведенных фразеологизмов? Объясните их значение.
Начинать с азов ___________________________________________________________
Дать добро _______________________________________________________________
Ходить глаголем _____________________________________________________ _____
Ходить мыслете ___________________________________________________________
Ходить фертом ____________________________________________________________
Задание 3
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих._________________________________________________________
Задание 4
Подчеркните фразеологизмы. Объясните, на чем основан перенос значения, Есть ли здесь случаи с прямым значением?
Много воды с тех пор утекло.____________________________________________________
В его докладе много воды._______________________________________________________
Они друзья не разлей водой. _____________________________________________________
Задание5
Запишите синонимы для прилагательного свежий . Обратите внимание на то, что одно и то же прилагательное имеет разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.
Свежий
1. Свежий воздух —
2. Свежий ветер —
3 Свежий хлеб —
4. Свежие новости —
5. Свежее решение —
6. Свежая газета —
Критерии оценки практических работ
5 баллов выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет прочные знания в пределах требований учебной программы, аргументированно использует их в различных ситуациях, умеет находить информацию и анализировать ее, ставить и решать проблемы.
4 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, ответ его правилен, хотя и имеет неточности.
3 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении;
2 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены несущественные ошибки.
Контрольная работа. Раздел 7. Синтаксис Синтаксические нормы
1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены).
а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная.
б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней.
в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
2. Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены).
а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им.
б) Литература предполагает прежде всего массового читателя.
в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Найдите предложение, в котором неверно выделено приложение.
а) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город.
б) В народе её называют чудо-ягодой.
в) И вот сама идёт волшебница-зима.
4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.
а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
б) Вы как инициатор должны играть главную роль.
в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение.
а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
б) Взяв её под руку, они пошли вместе.
в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.
6. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов.
По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным (1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.
а) 1 – (,) 2 – (–) б) 1 – (–) 2 – (,) в) 1 – (,) 2 – (:)
7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.
а) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.
Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.
а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите верный вариант ответа.
1) Дыша духами и туманами она садится у окна.
2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая…
3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)
а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3
10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?
а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)
б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов)
в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)
11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.
а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).
В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.
а) сравнительным оборотом, обособленным приложением
б) однородными определениями и вводным сочетанием
в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением
Ответы:
1в.- 1б, 2в, 3в, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9а, 10а, 11в, 12в
Условия выполнения заданий:
В тестах дать по 1 правильному ответу.
Критерии оценки:
«5» - 1 ошибка.
«4» - 2-3 ошибки.
«3» - 4-5 ошибок.
«2» - 6 и более ошибок.
Практическая работа.5 Раздел 8. Текст. Пунктуация. Основные правила русской пунктуации
Тест
1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме:
ГЛАГ.+ СУЩ. в Вин. П.:
А) относиться по-товарищески;
Б) рубить топором;
В) преодолеть препятствие;
Г) бежать по дорожке;
Д) аплодировать артистам.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
А) Наше завтра будет прекрасно.
Б) Мы с Аликом принялись за работу.
В) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Г) «Аргументы и факты» - интересная газета.
Д) Вчера произошло нечто странное.
3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме
«ГЛАГ.+ НАРЕЧИЕ»:
А) спрашивать совета;
Б) стучать кулаком;
В) очень темно;
Г) ехать шагом;
Д) собираться потанцевать.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) в течение дня;
Б) верная мужу;
В) грустный взгляд;
Г) поехал отдохнуть;
Д) женщина – врач.
5. Какое словосочетание связано способом управления?
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) прикоснуться к плечу;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) сразу обратился.
6. Какое словосочетание связано способом примыкания?
А) сразу обратился;
Б) с радостью обратился;
В) обратился к подруге;
Г) к давней подруге;
Д) двое из них.
7. Какое словосочетание связано способом согласования?
А) приду поговорить;
Б) доволен одним;
В) к моему сыну;
Г) белый от боли;
Д) мало-помалу привыкаю.
8. Укажите глагольное словосочетание:
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) к моему сыну;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) двое из них.
9. Укажите именное словосочетание:
А) приду поговорить;
Б) мало-помалу привыкаю;
В) прикоснуться к плечу;
Г) белый от боли;
Д) с радостью обратился.
10. Укажите наречное словосочетание:
А) чересчур быстро;
Б) любящая тебя;
В) вышла замуж;
Г) в чьих-то перчатках;
Д) нечто странное.
Ответы
«Словосочетание» 1в, 2г, 3г, 4а, 5б, 6а, 7в, 8а, 9г, 10а.
Условия выполнения заданий:
1 вариант – нечётные, 2 вариант – чётные – в тесте дать 1 правильный ответ.
Критерии оценки:
«5» - без ошибок или 1 ошибка.
«4» - 2-3 ошибки.
«3» - 4 ошибки.
«2» - 5 и более ошибок.
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: дифференцированный зачет в форме тестирования.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения АОППО по учебной дисциплине «Родной язык и культура речи».
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Родной язык и культура речи»
по Адаптированной образовательной программе профессионального обучения
по профессии 19601 «Швея»
Тестовые задания разработаны для проведения контроля по учебной дисциплине «Родной язык и культура речи» для слушателей по Адаптированной образовательной программе профессионального обучения по профессии 19601 «Швея»
Инструкция:
тестовые задания по учебной дисциплине «Родной язык и культура речи» предназначены для по профессии ОК 19601 «Швея»
для контроля степени усвоения слушателями учебного материала.
Для определения степени усвоения материала к тестовым заданиям приводятся ответы. В зависимости от задач и этапа изучения материала учебного курса (проверка знаний по нескольким темам, итоговая проверка, изучение остаточных знаний) преподаватель формирует различные варианты тестовых заданий..
При неудовлетворительных результатах тестирования следует повторно проработать соответствующий учебный материал.
Тест
При выполнении тестового задания обратить внимание на то, что может быть несколько вариантов ответов.
1.Чему учит риторика?
А) «о всякой предложенной материи... красно говорить и писать» М.В. Ломоносов
Б) учит речи
В) грамматике родного языка
Г) учит позитивному отношению к людям, к миру.
2. Что такое общение?
А) Обмен разного рода информацией.
Б) Взаимодействие между людьми
В) Сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Г) Восприятие и понимание партнеров друг друга
3.Как называют человека, передающего информацию?
А) Коммуникатор.
Б) Реципиент.
В) Партнер.
Г) Собеседник.
4. Как называют человека, получающего информацию?
А) Коммуникатор.
Б) Реципиент.
В) Партнер.
Г) Собеседник.
5. Назовите виды общения.
А) Межличностное.
Б) Групповое.
В) Массовое общение.
Г) Общение на сайте интернета.
6. Какие несловесные виды общения вы знаете?
А) Мимика.
Б) Жесты.
В) Жонглирование.
Г) Пение.
7. Какие основные правила слушания вы знаете?
А) Молча, не перебивая.
Б) Перебивая говорящего.
В) Сопереживая, показывая, что ты испытываешь те же чувства.
Г) Показывая, что ты все понимаешь. Свое мнение ты выразишь, когда придет твоя очередь говорить.
8. Какой это вид чтения?
Это чтение про себя, без установки на последующее использование или воспроизведение информации. Задачей чтения является то, чтобы в результате быстрого прочтения извлечь какую – либо информацию, понять главное, наиболее существенное в тексте. Типы текстов: несложные художественные, научно – популярные, публицистические статьи (газетная, журнальная статья, объявления, расписание транспорта, меню). Темп чтения: 110 -120 слов в минуту. В результате этого чтения учишься прогнозировать содержание по заголовку, определять главную мысль, отделять основную информацию от второстепенной, устанавливать логическую связь фактов и событий, делать выводы из прочитанного, оценивать новизну, важность, достоверность полученной информации.
А) Ознакомительное чтение.
Б) Просмотровое чтение.
В) Поисковое чтение.
Г) Смысловое чтение.
9. Какой это вид чтения?
Это чтение могут ещё называть как выборочное чтение. Цель – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов.На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения.
А) Ознакомительное чтение.
Б) Просмотровое чтение.
В) Поисковое чтение.
Г) Смысловое чтение.
10. Какой это вид чтения?
Данный вид чтения осуществляется в условиях дефицита времени. Это чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста, о его теме, найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.). Чтение про себя идёт в быстром или очень быстром темпе.
А) Ознакомительное чтение.
Б) Просмотровое чтение.
В) Поисковое чтение.
Г) Смысловое чтение.
11. Какой это вид чтения?
Цель этого чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. При данном чтении идёт осмысление цели и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определение основной и второстепенной информации; формулируются проблемы и главная идея текста.
А) Ознакомительное чтение.
Б) Просмотровое чтение.
В) Поисковое чтение.
Г) Смысловое чтение.
12. Что такое просьба?
А) Вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Б) Горячее, страстное обращение, призывающее сделать что – либо очень важное для человека или его близких.
В) Надоедливое, назойливое выпрашивание; попрошайничество.
Г) Обращение с молитвой, а также вообще очень сильное желание.
13. Что такое комплимент?
А) Угодливое, обычно неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности.
Б) Лестный, положительный отзыв о ком-либо, чём-либо, высказываемое одобрение кого-либо, чего-либо.
В) Неумеренное восхваление своих достоинств; неуместная восторженная оценка своих действий; хвастовство.
Г) Особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.
14. Как называется текст, в котором сообщается: что, где, когда произошло? Это один из старейших видов рекламы.
А) Объявление.
Б) Заявление.
В) Просьба.
Г) Доклад.
15. Что это за жанр художественного произведения?
Литературное произведение, в котором речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев с малым количеством действующих лиц. В его основе лежит эпизод, случай, происшествие.
А) Повесть
Б) Басня
В) Баллада
Г) Рассказ
Часть В
1. Какова цель этого типа речевого жанра? Подбери к буквам цифры - ответы.
А) Информационное сообщение, объявление, лекция и т.д.
Б) Личное письмо, отзыв, путевой очерк и т.д.
В) Совет, запрет, утешение, просьба и т.д.
1. Сообщить.
2. Поделиться.
3. Повлиять.
2. Назовите стили речевого жанра. Подбери к буквам цифры ответы.
А) Заявление, протокол, расписка, резюме и т.д.
Б) Реферат, тезисы, доклад и т.д.
В) Семейная беседа, анекдот, рассказ о себе и т.д.
Г) Сказка, художественная автобиография, мемуары и т.д.
Д) Репортаж, интервью, дискуссионные выступления и т.д.
1. Деловой.
2. Научный.
3. Разговорный.
4. Художественный.
5. Публицистический.
3. На какие виды по степени подготовки делят речевые жанры? Ответь словами.
4. Как строится рассказ? Какова обычно структура рассказа? Запишите ответ словами.
5. Назовите виды писем. Запишите ответ словами.
Часть С.
Напишите письмо – поздравление по случаю дня рождения друга
Ключи к заданиям
Часть А
А
Б
Г
В
А
Б
А
Б
В
А
Б
А
В
Г
А
Б
В
Г
А
Г
А
Г
Часть В
1.
2.
3.
Ответы: неподготовленные (не продумано содержание высказывания, структура, форма изложения) – разговор за столом (семейная беседа), выступление в дискуссии, застольное слово и т.д.; частично подготовленные (продумано в основном содержание и цель высказывания) – деловая беседа, интервью, репортаж и т.д.; подготовленные (продумано главное, что будет сказано, в какой последовательности, форма изложения) – научный доклад, экскурсионная речь
4.
Ответ: Вступление. Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка. Заключение.
5.
Ответ. Личные. Деловые. Благодарственные. Поздравительные
Часть С.
Письмо – поздравление должно содержать следующие элементы: обращение; указание повода, по которому написано письмо; формулировка поздравления; вежливое заключение, содержащее доброжелательное отношение к адресату письма.