СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коспект интегрированного урока

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект интегрированного урока

Просмотр содержимого документа
«Коспект интегрированного урока»

Конспект интегрированного урока по технологии и ТАСО

Преподаватели:

Голубева Н.Г. Преподаватель методики обучения продуктивным видам деятельность

Перелет К.В преподаватель Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Технических и Аудиовизуальных Средств Обучения в начальном и дошкольном образовании (ТАСО).


Тема: Конструирование с Lego WeDo в начальной школе и начала робототехники. Конструирование как вид продуктивной деятельности ребенка.

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование готовности будущих педагогов к освоению и дальнейшему использованию в педагогической практике конструктора LEGO Education WeDo как средства организации исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы.

Задачи:

  • Формирование представления о конструировании как виде продуктивной деятельности ребенка.

  • Формирование представления об основных идеях Lego-педагогики.

  • Формирование знания основ программирования в среде Lego Education WeDo.

  • Формирование умений организации экспериментального исследования, измерения влияния отдельных факторов с использованием конструктора «Lego WeDO» в начальной школе

  • Формирование умения организации проектной деятельности учащихся начальной школы с использованием конструктора «Lego WeDO».

Словарь основных терминов

Искусственный интеллект, робот, программа, лего-конструктор, роботехника,

План урока:

  1. Организационный момент Самоопределение к деятельности. (1 мин)

  2. Мотивация, ввод в тему урока Повторение теоретического материала предыдущего урока (5-6мин)

  3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6мин)

  4. Формулирование темы и учебной задачи. (1-2мин)

  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: разработка, сборка и программирование моделей - роботов из деталей конструктора LEGO Education WeDo (15-20мин)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

II. Самоопределение к деятельности. Ввод в тему урока. Формулирование темы урока.

Хочу начать урок с того, чтобы вы вспомнили, о чем говорил президент РФ Владимир Путин в ходе всероссийского открытого урока, который проходил в Ярославле, 1 сентября и определили о чем пойдет речь на нашем уроке

ВИДЕО:

«Если какая-либо страна добьется лидерства в создании искусственного интеллекта, она «будет властелином мира». «Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира»,- мировое господство будет у того, кто опередит других в разработке технологии искусственного интеллекта – заявил Путин.

- Что значит искусственный интеллект? - это научное направление представляет собой наглядный пример интеграции различных научных областей, например, наука и технология создания интеллектуальных машин, интеллектуальных компьютерных программ. СЛАЙД 1

- Почему речь идет о колоссальных возможностях и трудно прогнозируемых угрозах?

Российский лидер выразил надежду на то, что Россия не будет «стоять в конце очереди» стран — лидеров в этой сфере.

- Кто скажет, О чем пойдет речь на уроке? О роботах, искусственном интеллекте

- Что такое роботы?

У каждого из нас возникают свои ассоциации с этим словом, но в основном многие представляют себе нечто похожее на такую штуку… СЛАЙДЫ 2, 3 ,4

Роботы - модель автомобиля или модель шлагбаума, роботы-игрушки или роботы –домашние помощники и т.п.

Робот - это такие устройства, которые могут моделировать какой-либо реальный объект и, которые действую т по заложенной в них программе.

Программа – последовательность действий, которые выполняет робот.

СЛАЙДЫ 5

Следовательно, направление, которое занимается разработкой таких устройств, автоматизированных технических систем – это прикладная наука – называется Робототехникой, т.е. это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов – роботов. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.

- Что помогает сконструировать роботов? С какой робототехникой будем работать, узнаем, разгадав кроссворд. Для этого вам нужно вспомнить название деталей конструктора.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

► КРОССВОРД – Итак, начнём с небольшой разминки. СЛАЙД 1

-Я буду показывать деталь, а вам следует определить название деталей конструктора и отрыть ключевое слово: Lego WeDo


IV. Формулирование темы и учебной задачи. Первичное закрепление

Кто сформулирует тему урока? ЗАПИСЬ темы в тетрадь

Конструирование с Lego WeDo в начальной школе и начала робототехники. Конструирование как вид продуктивной деятельности ребенка.

Что такое лего-конструктор? Принцип его работы

Основным продуктом компании LEGO являются разноцветные пластмассовые кирпичики, маленькие фигурки и т. д. Из LEGO можно собрать различные объекты (транспортные средства, здания, движущихся роботов).

Все, что построено, затем можно разобрать, а детали использовать для создания других объектов.

Что мы знаем о лего-конструкторе?

Родиной Лего является Дания. Название «lego» – это аббревиатура, образованная от двух датских слов «leg godt» - означают «увлекательная игра», «играть с увлечением». Компания ЛЕГО была основана в 1932 году, Кирпичики, кубики в их сегодняшней форме стали выпускать в 1958 году.

Что можно конструировать из наборов Lego Education WeDo? СЛАЙД Ы

LEGO Education WeDo - собирается из деталей, подобно конструктору, основан на принципе взаимного сцепления с помощью трубок, что делает их уникальными и дает неограниченные возможности для строительства.

С какого возраста можно заниматься робототехникой?

Выпускаются различные серии наборов: развивающие, образовательные, - первороботы, робототехника. Lego Education WeDo позиционируется как образовательная робототехническая платформа для детей от 7 лет.

Конструкторы ЛЕГО включены в образовательные стандарты многих

стран мира, входят в перечень учебных сред, рекомендованных ЮНЭСКО. Благодаря усилиям Института новых технологий образования в области ЛЕГО - педагогики, с 1999 года эти наборы используются и в школах России.

►Почему сегодня актуально использование этого конструктора в начальной школе? СЛАЙД

►LEGO-технологии: веяние моды или требование времени?

►Школьники на уроках LEGO-конструирования: играют или учатся? –

главные вопросы, ответы на которые попробуем найти в ходе нашей работы и ответим в конце урока.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(15-20 мин)

СОЗДАНИЕ И ЗАЩИТА МИНИ-ПРОЕКТА

Работать будем в группах. У нас 3 группы, которые выполняют следующие задания (на карточках):

Задание 1.

Сконструируйте робота -модель по технологической карте -инструкции. Придумайте, каким образом можно изменить конструкцию робота.


Задание 2.

Создайте программу на компьютере для своей модели - последовательность действий, которые будет выполнять робот. Озвучьте движение модели.


Задание 3.

Изучите предложенный список образовательных результатов личностных, предметных, метапредметных - УУД (выписка из ФГОС НОО ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и оцените возможность их формирования с применением конструктора Lego WeDo.

Задание 4.

Рассмотрите предложенную таблицу ЗУН и их формирования при сборке моделей комплекта заданий Lego (книга для учителя «ПервоРобот Lego WeDo»).

Дополните таблицу указанием предмета и класса.

1. «Танцующие птицы»

Студенты должны сконструировать двух механических птиц, которые способны издавать звуки и танцевать, и запрограммировать их поведение. В модели используется система ременных передач.

Учебные цели

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Знакомство с системой шкивов и ремней (ременных передач), работающих в модели. Анализ влияния смены ремня на направление и скорость движения модели «Танцующие птицы».

Проектирование - создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами.

Реализация - построение, программирование и испытание модели «Танцующие птицы». Модификация поведения модели за счёт изменения её конструкции – смены шкивов и ремня для изменения скорости и направления движений модели.

Понимание того, как изменение диаметра шкивов влияет на скорость движений модели «Танцующие птицы». Установление соотношения между диаметром и скоростью вращения (числом оборотов). Понимание и использование чисел для выражения продолжительности работы мотора в секундах с точностью до десятых долей. Общение в устной или в письменной форме с использованием соответствующего словаря.

Словарь основных терминов - ремень, шкив, случайное число. Блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Случайное число», «Звук», «Цикл», «Начало», «Ждать».


2. «Умная вертушка»

Студенты должны построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.

Учебные цели

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение зубчатой передачи и установление взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса (диаметром и количеством зубьев) и продолжительностью вращения волчка.

Проектирование - создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами.

Реализация - создание и испытание модели устройства для запуска волчка. Модификация конструкции модели (установка различных зубчатых колёс) с целью изменения скорости и продолжительности вращения волчка.

Знакомство с тем, как количество зубьев и диаметр зубчатого колеса влияет на скорость вращения волчка. Сравнение большого и маленького зубчатых колёс, установление соотношения между их диаметром, количеством зубьев и скоростью вращения. Общение в устной или в письменной форме с использованием соответствующего словаря.

Словарь основных терминов - зубчатые колёса, вращение, скорость. Блоки: «Экран», «Прибавить к Экрану», «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл», «Ждать».


3. «Обезьянка-барабанщица»

Студенты должны построить модель механической обезьянки с руками, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности.

Учебные цели

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение рычажного механизма и влияние конфигурации кулачкового механизма на ритм барабанной дроби.

Проектирование - создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами.

Реализация - создание и испытание модели барабанящей обезьянки. Модификация конструкции модели путём изменения кулачкового механизма с целью изменения ритма движений рычагов. Программирование соответствующего звукового сопровождения, чтобы поведение модели стало более эффектным.

Понимание того, как количество и положение кулачков влияет на ритм ударов. Понимание и использование числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. Общение в устной или в письменной форме с использованием соответствующего словаря.

Словарь основных терминов - кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм. Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл», «Начало», «Начать нажатием клавиши».

ЗАЩИТА МИНИ-ПРОЕКТА КАЖДОЙ ГРУППОЙ

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)

Сможем ответить на вопросы, поставленные в начале урока:

►Почему сегодня очень актуально использование этого конструктора?

►LEGO-технологии: веяние моды или требование времени?

►Школьники на уроках ЛЕГО-конструирования: играют или учатся? –

ВЫВОДЫ:

Главная цель современного школьного образования – научить детей учиться, т.е. самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои достижения, т.е. сформировать у мл.школьников УУД.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде Lego. Ученики получают возможность, играя, вырабатывать необходимые для жизни навыки, которым не всегда уделяется внимание на традиционных уроках: в процессе занимательной игры может получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

В российской школе конструктор не просто «игрушка», а элемент урока, построенным на основе системно – деятельностного подхода. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Встраивание элементов LEGO-конструирования в образовательное пространство делает обучение эффективным и продуктивным для всех участников процесса, а современную школу конкурентоспособной

Следовательно, есть надежда, что Россия не будет «стоять в конце очереди» стран — лидеров сфере освоения и конструирования искусственного истеллекта.

Рефлексия деятельности (итог урока)

- выскажите своё мнение о нашем уроке, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я научился…

7. я смог…

8. я попробую…

9. меня удивило…

10. урок дал мне для жизни…

11. мне захотелось…

VII. Разборка конструкций. Уборка рабочих мест.

«Активная вовлеченность детей в конструирование физических объектов, способствует развитию понятийного и речевого аппарата, что в свою очередь, при правильной поддержке со стороны учителя, помогает детям лучше вникать в суть вещей и продолжать развиваться» - В этих словах выражена концепция образовательных программ LEGO Education.








ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Регулятивные универсальные учебные действия

обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

Развитие способности к планированию

Учащийся самостоятельно составляет план деятельности по созданию нового робота или модификации знакомой модели. При этом ребёнок учится действовать как по имеющимся в инструкции схемам, так и по схемам, разработанным им самостоятельно.

Развитие способности к прогнозированию

Школьник учится предвидеть результаты своей деятельности. Изменяя схему или последовательность сбора модели, он получает различные варианты одного робота.

Формирование действия контроля

Собрав модель, учащийся имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. При этом ребёнок может объективно оценить результат своей деятельности.

Формирование действия коррекции

Обнаружив ту или иную ошибку в своей работе, школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Таким образом, происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Личностные универсальные

учебные

действия

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное самоопределение

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание

Ученик умеет делать нравственный выбор;

Ученик способен к волевому усилию;

У ребенка развита рефлексия;

У ребенка сформирована учебная мотивация;

Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

смыслообразование

т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Познавательные

универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия,

а также постановку и решение проблемы.

общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

логические

учебные

действия

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

постановка и решение проблемы.

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Коммуникативные универсальные учебные действия

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.













11