СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной»

Тема. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

Цели: научить выявлять способы передачи чужой речи; объяснить учащимся особенности строения предложений с прямой и косвенной речью и правила расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Закончите высказывания.

1.Чужая речь – высказывание другого лица, включённое в авторское повествование.

2.Способы передачи чужой речи: предл. С прямой речью, предложения с косвенной речью, предложения с вводными конструкциями, предложения, где ПР передана дополнением с предлогом.

3. ПР это речь какого- либо лица, переданная дословно.

4. В предложениях с косвенной речью ЧР передано с сохранением общего содержания, но не дословно, а от лица говорящего.

5. Предложения с ПР состоят из СА и ПР

6. Где в предложении могут находится СА по отношению к ПР

7. Диалог- речь двух лиц.

8. Монолог – речь одного лица.

9. Предложения с КР – это СПП предложения.

III Изучение нового материала

- На этот вопрос мы пока ответ дать не можем, т.к. это тема нашего сегодняшнего урока, на котором мы должны закрепить и углубить знания о понятии чужой речи и способах ее выражения; совершенствовать навыки постановки и выбора знаков препинания при выражениях с чужой речью. Но для начала давайте повторим знаки препинания в предложениях с ПР.

1.«По моему мнению, эта работа сложная», - сказала Аня.

2.«Я ничего не могу обещать», - сказал он.

3.Максим заметил: «Это наша с сестрой собака!»

. 4.Полицейских спросили: «Вы сможете поймать преступника?»

5.Вовочка попросил: «Бабушка, принеси мне варенья!»

6.«Пассажиры! – закричала кондуктор. – Оплачиваем проезд!»

- А теперь изучите параграф 37 и замените предложения с ПР в предложения с косвенной речью.

- Что мы должны знать при замене предложений с ПР в предложения с КР?

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

  • Приводится после авторских слов

  • Представляет собой зависимую часть СПП со значением придаточной изъяснительной

  • Присоединяется с помощью союзов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, КОГДА, КУДА, ГДЕ, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др.

  • Кавычки убираются.

  • Особенности употребления косвенной речи

  • 1. После авторских слов прямая речь изменяется в придаточное.

  • 2. Изменяется лицо глагола и местоимения.

  • 3. Знак вопроса не сохраняется.

  • 4. Предложения с ирреальной модальностью трансформируются с союзом ЛИ.

  • 5. При переводе в косвенную речь используются только глаголы 1 уровня (глаголы говорения).



1.Аня сказала, что, по ее мнению, эта работа сложная. Что изменилось? Посмотрите на местоимения. Личное местоимение первого лица моему становится личным местоимением третьего лица её.

2.При переводе в косвенную речь предложение будет звучать так: «Он сказал, что ничего не может обещать». Здесь личное местоимение первого лица я должно было измениться на личное местоимение третьего лица он. Но вместо этого в высказывании вообще исчезло местоимение.

3.Максим заметил, что это их с сестрой собака. Здесь изменилось притяжательное местоимение.

При переводе прямой речи в косвенную, изменения касаются не только личных, но и притяжательных местоимений.

4.Переведем в косвенную речь. У нас получается: Полицейских спросили, смогут ли они поймать преступника.

Нужно помнить: если прямая речь представляет собой вопросительное предложение без вопросительных слов, то в косвенной речи появляется союз ЛИ.

5.Переводим в косвенную речь. Получается: Вовочка попросил, чтобы бабушка принесла ему варенья. На что следует обратить внимание в этом предложении? В косвенной речи не употребляются глаголы повелительного наклонения.

В нашем предложении с косвенной речью глагол «принеси» будет заменен конструкцией с союзом «чтобы».

Такой вариант прямой речи может быть выражен и без помощи подчинительных союзов. Вовочка попросил бабушку принести ему варенья.

 6. У нас получилось: Кондуктор закричала пассажирам, чтобы они оплатили проезд.

На этот раз у нас изменена не только форма повелительного наклонения глагола, но и еще кое-что.

В косвенной речи не употребляются обращения.

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 343

Упр. 345



ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

1. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело.

2. Чичиков хотел узнать, что куда они заехали.

3. Савельич спросил у Гринева, узнал он атамана.

4. Сокол сказал Ужу, я знаю счастье, я храбро бился.

ИСПРАВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ

Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не ИХ дело.

2. Чичиков хотел узнать, КУДА они заехали.

3. Савельич спросил у Гринева, узнал ЛИ он атамана.

4. Сокол сказал Ужу, ЧТО ОН ЗНАЕТ СЧАСТЬЕ И ХРАБРО БИЛСЯ

VI. Итог урока. Домашнее задание.