1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Литература».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов |
Умение воспроизводить содержание литературного произведения; | - Выделение основных элементов содержания произведения - Пересказ содержания произведений, расширение словарного запаса |
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | - Использование основных сведений из теории литературы при анализе произведения - Выбор основных аспектов содержания произведения - Соотношение рассматриваемых эпизодов, содержания произведения и исторической ситуации - Соотношение фактов, событий из жизни общества и содержания произведения - Анализ ситуации, происходящей в жизни общества, выявление связи литературного произведения с ситуацией в общественной жизни; - Наблюдение за событиями, происходящими в произведении и выводы о связи истории и литературного произведения - Определение актуальности произведения в жизни общества |
Умение выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | - Использование в своей деятельности основные виды чтения, в том числе и выразительное, и нормы литературного произношения |
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; | - Использование знания в своей деятельности: написание сочинений, сообщений, рефератов, рецензий, отзывов - Использование в речи изученных терминов, примеры, - Доказательство правоты своего видения произведения |
Знать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; | - Выделяет элементы красоты словесного искусства; - Использует в своей деятельности определенные элементы литературного языка; - Передает основные аспекты: тему, идею, содержание произведения; |
Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XXIв в.; | - Вспоминает и перечисляет основные элементы жизни и творчества писателей; |
Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия. | - Наблюдает и анализирует основные этапы исторических событий в произведениях писателей - Понимает основные определения |
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
У 1. Умение воспроизводить содержание литературного произведения | Устные ответы - 19 | Устные ответы - 51 |
У 2. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | Устные ответы - 38 | Устные ответы - 51 |
У 3. Умение выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения. | Устные ответы - 7 | Устные ответы - 13 |
У 4. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; | Письменные ответы - 24 | Устные ответы - 51 |
З 1. Знать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений. | Устные ответы - 29 | Устные ответы - 51 |
З 2. Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XXIвв. | Устные ответы - 22 | Устные ответы - 15 |
З 3. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия. | Устные ответы - 16 | Устные ответы - 21 |
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений
Содержание учебного материала по программе УД | Тип контрольного задания |
У 1 | У 2 | У 3 | У 4 | З 1 | З 2 | З 3 |
Раздел 1. Литература 19 века |
Тема 1.1 Русская литература первой половины 19 века (обзор) | | Устный ответ: 6.1 | | | Устный ответ: 6.1 | | Устный ответ: 6.1 |
Тема 1.2 Русская литература второй половины 19 века. | Устные ответы: 6.2,6.11,6.13,6.18,6.28, 6.29,6.30,6.31,6.32,6.35, 6.36,6.37 | Устные ответы:6.2,6.3,6.4,6.7,6.9, 6.11,6.13,6.17,6.19,6.20, 6.21,6.25,6.27,6.28,6.29, 6.30,6.31,6.32,6.35,6.36,6.37 | Устный ответ: 6.9 | Письменные ответы:6.5,6.6, 6.8,6.10,6.12,6.156.16,6.22,6.23, 6.24,6.26,6.33, 6.38 | Устные ответы:6.2,6.3,6.4, 6.7,6.9,6.11,6.13, 6.17,6.19,6.20,6.21,6.25,6.27,6.28,6.29, 6.30,6.31,6.32,6.35,6.36,6.37 | Устные ответы: 6.7,6.13,6.25,6.35 | Устные ответы:6.14, 6.24 |
Тема 1.3 Зарубежная литература | | Устный ответ: 6.39 | | | | Устный ответ: 6.39 | |
Раздел 2. Литература 20 века |
Тема 2.1 Русская литература на рубеже веков | Устные ответы:6.41,6.42 | Устные ответы:6.40,6.41, 6.42 | Устный ответ: 6.40 | Письменный ответ: 6.43 | Устные ответы:6.41,6.42 | Устные ответы:4.41, 6.42,6.45, 6.47,6.49,6.51 | Устные ответы:6.40, 6.42,6.44, 6.47,6.49,6.51 |
Тема 2.2 Поэзия начала 20 века | | Устные ответы:6.44,6.45,6.47,6.49, 6.51 | Устные ответы: 6.47,6.49,6.51 | Письменные ответы:6.46,6.48, 6.50,6.52 | Устные ответы:6.44,6.45, 6.47,6.49, 6.51 | Устные ответы:6.44, 6.45,6.47,6.496.51 | |
Тема 2.3 Литература 20-х годов (обзор) | | Устный ответ: 6.53 | | Письменные ответы:6.54,6.55 | Устный ответ: 6.53 | | Устные ответы: 6.53, 6.54 |
Тема 2.4 Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор) | | Устный ответ: 6.56 | | | | Устный ответ: 6.56 | Устный ответ: 6.56 |
Тема 2.5 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Устный ответ: 6.58 | Устные ответы:6.57,6.58 | Устный ответ: 6.57 | Письменные ответы:6.59, 6.60 | | | Устные ответы:6.57, 6.58 |
Тема 2.7 Литература 50 – 80-х годов | Устные ответы:6.61,6.62 | Устные ответы:6.61,6.62, 6.64 | Устный ответ: 6.64 | Письменный ответ:6.63 | | Устные ответы:6.61, 6.62, 6.64 | Устный ответ: 6.64 |
Тема 2.8 Русская литература последних лет (обзор) | Устный ответ: 6.65 | | | | | Устный ответ: 6.65 | Устный ответ: 6.65 |
Тема 2.9 Зарубежная литература (обзор) | Устный ответ: 6.66 | | | Устный ответ: 6.67 | | Устный ответ: 6.67 | |
Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации
Содержание учебного материала по программе УД | Тип контрольного задания |
У 1 | У 2 | У 3 | У 4 | З 1 | З 2 | З 3 |
Раздел 1. Литература 19 века |
Тема 1.1 Русская литература первой половины 19 века (обзор) | Вопрос № 1 | Вопрос № 1 | | Вопрос № 1 | Вопрос № 1 | | Вопрос № 1 |
Тема 1.2 Русская литература второй половины 19 века. | Вопросы № 2 - 32 | Вопросы № 2 - 32 | Вопросы № 8,24, 25,26,27 | Вопросы № 2 - 32 | Вопросы № 2 - 32 | Вопросы № 17,24,25,26,27 | Вопросы №5,8, 13,14,15,31 |
Тема 1.3 Зарубежная литература | | | | | | | |
Раздел 2. Литература 20 века |
Тема 2.1 Русская литература на рубеже веков | Вопросы № 34, 35,36 | Вопросы № 34, 35,36 | Вопрос № 33 | Вопросы № 34, 35,36 | Вопросы № 34, 35,36 | | Вопросы № 33, 35,36 |
Тема 2.2 Поэзия начала 20 века | Вопросы № 37, 38,39,40,41,42 | Вопросы № 37, 38,39,40,41,42 | Вопросы № 38, 39,40,41,42 | Вопросы № 37, 38,39,40,41,42 | Вопросы № 37, 38,39,40,41,42 | Вопросы № 38, 39,40,41,42 | Вопросы № 37, 38,39,40,41,42 |
Тема 2.3 Литература 20-х годов (обзор) | Вопрос № 43 | Вопрос № 43 | | Вопрос № 43 | Вопрос № 43 | | Вопрос № 43 |
Тема 2.4 Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор) | Вопросы № 44, 45 | Вопросы № 44, 45 | | Вопросы № 44, 45 | Вопросы № 44, 45 | Вопрос № 45 | Вопрос № 44 |
Тема 2.5 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Вопрос № 46 | Вопрос № 46 | Вопрос № 46 | Вопрос № 46 | Вопрос № 46 | Вопрос № 46 | Вопрос № 46 |
Тема 2.7 Литература 50 – 80-х годов | Вопросы № 47, 48,49,50 | Вопросы № 47, 48,49,50 | Вопрос № 50 | Вопросы № 47, 48,49,50 | Вопросы № 47, 48,49,50 | Вопросы № 47, 48,49 | Вопрос № 50 |
Тема 2.8 Русская литература последних лет (обзор) | Вопрос № 51 | Вопрос № 51 | | Вопрос № 51 | Вопрос № 51 | | Вопрос № 51 |
Тема 2.9 Зарубежная литература (обзор) | | | | | | | |
Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
6.1.Устный ответ
1.Характеристика особенностей литературы 1-й половины 19века.
2.В стихотворении Жуковского «Весеннее чувство» два слова набраны курсивом, а слово «Там» написано с заглавной буквы. Объясните почему?
3.Найдите общие мотивы и речевые обороты в стихотворениях Астафьева и Жуковского.
4.Сравните стихотворения Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье») и Баратынского «Разуверение». В них описана ситуация «возвращения любимой». Но одинаково ли разрешается эта проблема?
5.Подготовьте самостоятельно сообщение о жизни и творчестве одного из поэтов, кто вас заинтересовал больше других. Ваше сообщение должно включать не только рассказ о жизни и характеристику творчества, но и краткий анализ выбранного вами стихотворения.
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
У 2. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | - Использование основных сведений из теории литературы при анализе произведения - Выбор основных аспектов содержания произведения - Соотношение фактов, событий из жизни общества и содержания произведения - Анализ ситуации, происходящей в жизни общества, выявление связи литературного произведения с ситуацией в общественной жизни; - Наблюдение за событиями, происходящими в произведении и выводы о связи истории и литературного произведения - Определение актуальности произведения в жизни общества |
З 1. Знать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений. | - Выделяет элементы красоты словесного искусства; - Использует в своей деятельности определенные элементы литературного языка; - Передает основные аспекты: тему, идею, содержание произведения; |
6.2. Устный ответ
1.Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
2.Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам?
3.Какую роль играет в I действии пейзаж?
4.Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).
5. Пересказ содержания 1-5-го действий (или отдельных фрагментов) от лица одного из главных героев: Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары. (Ученик сам выбирает, от чьего лица будет рассказывать о событиях в Калинове.)
6.3. Устный ответ
1.Выбрать цитаты, характеризующие Дикого, Кабаниху, Тихона, Бориса, Варвару, Катерину.
2.Что подразумевал Добролюбов под «темным царством»?
3.Что значит «самодур»?
4.Что является причиной необузданного произвола Дикого?
5.Как относится Кабаниха к Катерине, Тихону, Варваре?
6.Расскажите об отношении Кабанихи к «новым порядкам».
7.Смысл заглавия. Как вы его понимаете?
6.4. Устный ответ
1. В чём причина драмы Катерины
2.Сила или слабость проявилась в поступке Катерины?
3.Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
4.Как такая набожная женщина, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу?
5.Как складывались отношения в семье Кабановых.
6.Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым. Ваше отношение к героям произведения.
6.5. Письменный ответ
1.Составить характеристику главных героев пьесы (в течение всех уроков).
6.6. Практическая работа № 1 Пьеса А.Н. Островского «Гроза».
6.7.Устный ответ
1.Индивидуальные сообщения по биографии и творчеству И.С. Тургенева.
2.Своеобразие художественной манеры И.С. Тургенева.
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Роман «Отцы и дети» (по учебнику).
4.Характеристика Базарова.
6.8. Письменный ответ
1.Анализ одного из очерков И.С. Тургенева из «Записок охотника» (по выбору студента).
6.9.Устный ответ
1.Особенности лирики Н.А. Некрасова.
2.Стихотворение Н.А. Некрасова выучить наизусть.
6.10. Письменный ответ
1.Письменный анализ стихотворения: восприятие, истолкование, оценка. («В дороге», «Тройка», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей...» и др.)
6.11.Устный ответ
1.Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
2.Творческая судьба «Кому на Руси жить хорошо».
3.Особенности жанра и композиции.
4.Индивидуальные задания (по группам).
1-я группа - «Савелий - богатырь святорусский».
2-я группа - «Образ Якима Нагого».
3-я группа - «Ермил Гирин и его представление о счастье».
4-я группа - «Матрена Тимофеевна - женщина с сильным характером».
5-я группа - «Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова».
6.12.Практическая работа № 2 Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
6.13.Устный ответ
1. Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2.Почему М.Е. Салтыкова-Щедрина современники называли «вице-Робеспьером»?
3.Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4.Чтение и пересказ прочитанных самостоятельно сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
6.14.Устный ответ
1. Прочитать сказку «Как один мужик двух генералов прокормил»
1) Какими изображает автор генералов и помещика? Как и в чем проявляется авторское отношение к генералам и помещику?
2) Каким изображает Салтыков-Щедрин русского мужика?
3) Что в сказках правдиво отражает действительность тогдашнего времени?
4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки отмечает?
2.Знать значение терминов: аллегория, сатира, эзопов язык, ирония, гипербола, гротеск.
6.15. Письменный ответ
1.Проанализировать одну из сказок, прочитанных самостоятельно.
6.16. Практическая работа № 3 Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина.
6.17.Устный ответ
1.Биография Ф.М. Достоевского.
2.Мировоззрение Ф.М. Достоевского.
6.18.Устный ответ
2.Чтение и анализ романа «Преступление и наказание».
1) Какими вы видите улицы Петербурга?
2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.
3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)
4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?
5) Каково значение цвета в произведении Достоевского (При ответе использовать цитаты.)
6) Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия. Как она помогает понять характер главного героя?
7) Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?
8) Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?
6.19.Устный ответ
1) Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?
2) Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?
3) Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера?
4) Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий)
5) Каковы главные черты характера Сони?
6) Какие чувства и мысли рождаются в душе Р. Раскольникова, когда он получает письмо из дому?
6.20.Устный ответ
1) Каковы же истинные причины преступления Р. Раскольникова? Какую из них можно считать основной
2) Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова. (Причины «бунта», его осуществление, поведение героя после преступления - проследить по тексту.)
3) Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?
4) Почему Раскольников совершает два убийства
5) Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается, страдает после преступления?
6) Проанализировать образы Лужина и Свидригайлова, выписать цитаты. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным Свидригайловым?
7) С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми (с «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным)?
6.21.Устный ответ
1) Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? Что значат для Раскольникова эти встречи? Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?
2) Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?
3) Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?
4) Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?
5) «Мир спасет красота», - считает Достоевский. Как вы это понимаете?
6.22. Письменный ответ
1.Составить характеристику главных героев романа (в течение всех уроков).
6.23.Практическая работа № 4 Теория Р. Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
6.24.Контрольная работа № 1
Вариант 1
1.Проанализировать стихотворение А.А. Фета.
2. Охарактеризовать Катерину из пьесы А.Н. Островского «Гроза».
3.Что такое аллегория? Приведите примеры.
4.Почему Н.А. Некрасова называют защитником интересов крестьян.
5. Что такое гротеск? Приведите примеры.
Вариант 2
1.Проанализировать стихотворение Н.А. Некрасова
2.Охарактеризовать Кабаниху из пьесы А.Н. Островского «Гроза».
3.Что такое эзопов язык? Приведите примеры.
4.Почему творчество А.А. Фета называют поэзией «чистого искусства».
5.Что такое гипербола? Приведите примеры.
6.25.Устный ответ
1.Творчество Л.Н. Толстого. Мировое значение писателя.
2.Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне?
3.Крымская война. Участие Толстого в Дунайской армии, а затем в обороне Севастополя. Как вел себя Толстой, командуя батареей на 4-м бастионе? Какими наградами награжден? Почему не получил Георгиевский крест?
4.Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
5. Мировоззрение писателя
6.26.Практическая работа № 5 «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого в критике современников
6.27.Устный ответ
1.Расскажите об истории написания «Войны и мира».
2.Как в процессе работы изменялся замысел романа? Объясните смысл названия - «Война и мир».
3.Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?
4.В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?
6.28.Устный ответ
1.Чтение и анализ романа «Война и мир»:
Работа над эпизодом «В петербургском салоне А. П. Шерер».
Работа над эпизодом «В доме графа Безухова».
Сообщения о семьях Ростовых и Болконских. Что сближает эти семьи? В чем несхожи?
Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые Горы».
Работа над эпизодом «В доме Ростовых».
6.29.Устный ответ
1.Чтение и анализ романа «Война и мир»:
1) Работа над эпизодом «Шенграбенское сражение».
Работа над эпизодом «Аустерлицкое сражение».
6.30.Устный ответ
1.Чтение и анализ романа «Война и мир»:
Эпизод «Переправа французов через Неман».
Эпизод «Оставление Смоленска».
Эпизод «Оставление Москвы ее жителями».
6.31.Устный ответ
1.Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа. Рассказы учащихся с чтением фрагментов. Можно предложить учащимся план рассказа:
1. Причины и условия сражения при Бородине.
2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем?
3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными.
4. Бородинская панорама перед боем и в ходе боя.
5. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с Пьером.
6. Солдаты и ополченцы на батарее Раевского.
7. Поведение Кутузова на поле боя.
8. Наполеон и его поведение в битве.
9. Ранение князя Андрея Болконского.
Причины победы русских при Бородине и характер этой победы.
Роль партизанских отрядов в общей победе русских в 1812 году.
6.32.Устный ответ
1.Чтение и анализ романа «Война и мир»:
Каков идеал женщины у Толстого, Тургенева, Некрасова. Как эти писатели представляли ее роль в обществе?
Расскажите о судьбе героев «Войны и мира» в эпилоге. Какой мы видим Наташу Ростову? Счастлива ли она? Можно ли идеальными назвать семьи Безуховых (Наташа - Пьер) и Ростовых (Николай Ростов - Марья Болконская)?
Л. Н. Толстой о Наташе сказал: «Сущность ее жизни - любовь». Как вы понимаете эти слова?
6.33. Письменный ответ
1.Составить характеристику главных героев романа (в течение всех уроков).
6.34.Практическая работа № 6 Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
6.35.Устный ответ
1.Характеристика основных этапов творчества А.П. Чехова.
2. Своеобразие рассказов А.П. Чехова.
3.Прочитать рассказ «Человек в футляре»
1) Передайте содержание рассказа с чтением фрагментов.
2) Расскажите о внешности, обстановке в квартире Беликова.
3) Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в течение 15 лет в страхе не только гимназию, но и весь город?
4) Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?
5) В чем особенности композиции рассказа «Человек в футляре»?
6.36.Устный ответ
1.Прочитать рассказ «Ионыч».
1) Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева.
2) Как к нему относятся в городе?
3) Каков духовный мир Туркиных? Какие художественные приемы использует автор для изображения этой семьи?
4) Основные этапы жизни Старцева. Как изменяется его внешность, поведение, речь?
5) Как относится он к Екатерине Ивановне? Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны? Кто виноват?
6) Что явилось причиной превращения Дмитрия Старцева в Ионыча?
7) Какие художественные приемы (описание природы, портрет, образы-вещи) помогают Чехову показать эволюцию героя?
8) В чем идейный смысл рассказа?
6.37.Устный ответ
1.Индивидуальные сообщения по теме: «Театр А.П. Чехова».
6.38.Практическая работа № 7 Сатира и юмор в рассказах А.П. Чехова.
6.39.Устный ответ
1.Биография и творчество В. Шекспира.
2. Биография и творчество О. Бальзака.
3. Биография и творчество Г. Флобера.
6.40.Устный ответ
1.Новаторство литературы начала 20 века.
2.Особенности лирики И.А. Бунина.
3.Выразительное чтение стихотворений И.А. Бунина.
6.41.Устный ответ
1.Биография А.И. Куприна.
2.Пересказ рассказа «Гранатовый браслет».
2.Чтение и анализ рассказа «Гранатовый браслет»:
1) Характеристика образа княгини Веры.
2) Характеристика образа Желткова.
3) Идеал любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
6.42.Устный ответ
1.Творчество М. Горького.
2.Характеристика романтизма в литературе.
3. Пересказ рассказа «Старуха Изергиль».
4.Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?
5.Какова мотивировка характеров героев?
6.Как связано легендарное прошлое и настоящее в рассказах Горького?
7.Каков смысл противопоставления Данко и Ларры?
6.43. Практическая работа № 8 Проза начала 20 века.
6.44.Устный ответ
1.Какие важнейшие исторические, события происходили в России в начале XX века?
2.Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.
3.Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа XIX-XX веков.
4.Какие наиболее важные научные открытия были сделаны в это время
5.Характеристика основных литературных направлений Серебряного века. 6.45.Устный ответ
1.Творчество А.А. Ахматовой.
2.Творчество Н.С. Гумилева.
3.Творчество Б.Л. Пастернака.
6.46.Письменный ответ
Анализ стихотворения одного из поэтов Серебряного века.
6.47.Устный ответ
1. Что вы помните о символизме, о его эстетической программе.
2.Доклад по биографии А. А. Блока.
3.Творчество А.А. Блока.
4. Тема Родины в творчестве А.А. Блока.
5. Выучить наизусть стихотворение А.А. Блока.
6.48.Письменный ответ
1. Анализ стихотворения «Россия» А.А. Блока.
6.49.Устный ответ
1.Сообщение о жизни С. А. Есенина.
2.Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина г— «звенящая, шумная»? Если да, то, какими выразительными средствам создаются «звоны» и «шумы» в его стихах?
3.Как вы понимаете мысль К. Л. Зелинского о том, что природа в стихах поэта «показана не созерцательно, а в действии»? Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.
4.Тема Родины в творчестве С. А. Есенина.
5.Выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина.
6.50.Письменный ответ
1. Анализ любого стихотворения С. А. Есенина.
6.51.Устный ответ
1.Что вы помните о футуризме, о его эстетической программе?
2.Как проявляется, какими средствами создается «пренебрежительно-вызывающий тон» в ранней лирике В.В. Маяковского?
3.Согласны ли вы с тем, что в поэзии В.В. Маяковского раннего периода слышен крик «боли за страдающую душу современного человека»? Чем вызваны, если судить по лирике В.В. Маяковского, страдания души современного ему человека?
4.Характеристика послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского.
5.Особенности сатиры В.В. Маяковского.
5.Выучить наизусть стихотворение В.В. Маяковского.
6.52.Письменный ответ
1. Анализ любого стихотворения В.В. Маяковского.
6.53.Устный ответ
1.Почему культура в 20-е годы развивалась очень противоречиво и нестабильно?
6.54.Контрольная работа № 2
Вариант 1
Охарактеризовать реализм, как основное направление литературы Серебряного века.
В чем особенность творчества А.А. Блока.
Анализ стихотворения одного из поэтов Серебряного века.
Вариант 2
Охарактеризовать модернизм, как основное направление литературы Серебряного века.
В чем особенность творчества С.А. Есенина.
Анализ стихотворения одного из поэтов Серебряного века.
6.55. Практическая работа № 9 Поэзия начала 20 века.
6.56.Устный ответ
1.Становление новой культуры в 30-е годы.
2.Творчество А.П. Платонова.
3.Творчество И.Э. Бабеля.
6.57.Устный ответ
1.Чтение очерка А.Н. Толстого «Родина». Вопросы по очерку:
1) Основная идея очерка. С какой целью автор вспоминает всю историю страны?
2) Зачем подробно повествует о создании русского языка и литературы? В чем важность родного языка для страны, для каждого человека?
2.Основная тематика произведений военных лет?
3.Почему лирические стихотворения были самым популярным жанром?
4.Почему во время войны писались небольшие по объему произведения, а только после войны стали появляться большие по объему романы, поэмы?
5.Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне.
6.58.Устный ответ
1. Пересказ рассказа «Судьба человека».
2.Каковы особенности сюжета рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
3.Охарактеризовать главного героя рассказа.
4.Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?
5.Как себя показывает герой во всех испытаниях?
6.Что для Соколова по-настоящему дорого и ценно? В каких сценах рассказа наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.
7.Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?
8.Как раскрывается в рассказе трагедия нашего народа, его бедствия и страдания?
9.Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского характера этот герой воплощает?
10.Почему данный рассказ А.А. Шолохова в критике 90-х годов вызывал негативную оценку.
6.59.Письменный ответ
Написать сочинение - миниатюру «Мое прочтение рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
6.60. Практическая работа № 10 Изображение подвига народа в Великой Отечественной войне.
6.61.Устный ответ
1.Биография и творчество А.И. Солженицына.
2. Пересказ рассказа «Матренин двор».
3.Беседа по рассказу «Матренин двор».
1) Какова тема рассказа?
2) Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа? Приведите примеры.
3) Какое значение в раскрытии характера героини имеет ее рассказ о любви?
4) Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрены?
5) Каково отношение соседей к Матрене? Почему сложилось именно такое отношение к ней?
6) Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе? Как вы понимаете замечание повествователя: «Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, а ударила-таки..» ? Почему Матрена становится беззащитной перед силами зла, олицетворенными в образе Фаддея? Как понять символические детали рассказа (потерю Матреной котелка со святой водой, советский плакат с изображением красавицы, висящий в избе Матрены)?
7) Каков символический смысл рассказа?
8) А.Т. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах , представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной ». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз с соседним.» Согласны ли вы с такой оценкой?
9) В чем суть праведности Матрены?
6.62.Устный ответ
1.Какие «чудики» из рассказов В.М. Шукшина вам запомнились?
2.Как автор относится к своим героям-«чудикам»?
3.О чем думают, размышляют шукшинские герои? Какие вопросы их занимают?
4.Пересказ рассказа «Чудик».
5.Анализ рассказа «Чудик»
1) Объясните смысл названия рассказа.
2) Чем выделяется главный герой рассказа?
3) Приведите примеры таких происшествий и оплошностей. Как реагируют на его «выходки» окружающие? Как он сам воспринимает их?
4) Есть ли основание для позиции чудика?
5) Что означает «чудик»? Какие однокоренные слова можно привести?
6) Каково соотношение внешнего и внутреннего мира героя?
7) Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?
8) Есть ли в русской литературе прототипы Чудика?
6.63.Письменный ответ
1.Прочитать и проанализировать любой рассказ В.М. Шукшина.
6.64.Устный ответ
1.Характеристика творчества шестидесятников.
2.Характеристика одного из направлений концептуальной поэзии (соц-арта, концептуализма (московского романтического), минимализма).
3.Характеристика одного из направлений поэзии имиджа (поэзия митьков и куртуазных маньеристов).
4.Характеристика метареализма (или метаметафоризма).
5.Прочитать выразительно стихотворение любого современного поэта, понравившееся больше всего.
6.65.Устный ответ
1.Основные направления развития современной прозы.
2.Охарактеризовать творчество одного из современных писателей (Т.Н. Толстая, В. Пелевин, Ю. Поляков, Ф. Искандер, Ч. Айтматов и др.)
6.66.Устный ответ
1.Пересказ любого произведения современного зарубежного писателя (Д. Сэлинджер, П. Коэльо, У. Голдинг и др.)
6.67.Письменный ответ
1.Анализ любого произведения современного зарубежного писателя (Д. Сэлинджер, П. Коэльо, У. Голдинг и др.)
Время на выполнение устного ответа – 5-10 минут.
Время на выполнение письменного ответа – 30 - 50 минут.
Письменный или устный ответ оценивается по пятибальной системе. Ответы оцениваются по критериям: «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов», «Следование нормам речи», «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов», «Уровень владения теоретико-литературными понятиями», «Обоснованность привлечения текста произведения», «Композиционная цельность и логичность изложения», «Следование нормам речи».
Контрольно – оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляется с помощью устной формы ответа.
Вопросы для дифференцированного зачета по литературе:
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
«Темное царство» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Своеобразие художественной манеры И.С. Тургенева.
Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Образ женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Сатирическое изображение помещиков и холопов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Литература различных общественно-политических направлений 2-й половины 19 века.
Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору).
Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).
Мировоззрение Ф.М. Достоевского.
Отображение русской действительности в романе Ф.М. достоевского «Преступление и наказание».
. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Крах теории Р. Раскольникова.
Р. Раскольников и Соня Мармеладова.
Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору).
Любовная лирика А.А. Фета.
Любовная лирика Ф.И. Тютчева.
Жизнь человека и мир природы в лирике Ф.И. Тютчева.
Кутузов и Наполеон - два противоположных образа в романе «Война и мир»
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Жанровое своеобразие рассказов А.П. Чехова.
Драматургия А.П. Чехова.
Тема любви в лирике И.А. Бунина.
Тема любви в прозе А.И. Куприна (на примере повести «Гранатовый браслет»).
Романтизм в творчестве Максима Горького.
Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Литературные течения русского модернизма.
Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору).
Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору).
Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Основные темы и проблемы послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского.
Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору).
Литература 20-х годов.
Характеристика литературы 30-40-х годов.
Своеобразие художественного мира одного из писателей 30-40-х годов (на примере одного произведения по выбору студента).
Лирика, проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Быкова.
Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Глубина и целостность русского характера в рассказах В.М. Шукшина.
Своеобразие художественного мира одного из поэтов 60-80-х годов (на примере 2–3 стихотворений по выбору).
Своеобразие художественного мира одного из современных писателей (на примере одного произведения по выбору студента).
8.Шкала оценки образовательных достижений
Основные критерии оценки письменной работы ученика
Понимание темы:
Постановка проблемы сочинения во вступлении (эпоха, факт биографии автора, личностное восприятие художественного текста, ассоциации, оригинальное вступление).
Выбор ключевых понятий (герой, проблема, нравственные ценности, литературоведческие категории).
Смысл заглавия (новый уровень обобщения, постановка новой проблемы, оригинальный финал).
Знание художественного текста (сюжетной линии, имен героев, географических названий, культурно - исторических реалий
содержательных элементов композиции (внесюжетные элементы, портрет, пейзаж, интерьер, монолог и диалог, художественная деталь), уместное цитирование.
Качество связного текста (полнота содержания, глубина содержания, логика изложения, эстетический вкус).
Языковое оформление работы (эмоциональность стиля, ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство.
Примерные критерии оценки письменной работы (содержание):
"ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения
Общие требования к устному ответу по литературе
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Критерии оценки устного ответа по литературе
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Принципы изложения материала на устном экзамене/зачете/ответе
- от общего к частному;
- от главного к второстепенному;
- выводы делать самостоятельно;
- стараться предугадать, о чем могут спросить дополнительно;
- не акцентировать внимание на том, что знаете недостаточно хорошо;
- планировать больше, чем можете рассказать;
- начиная отвечать, характеризовать планируемый ответ в целом.
9. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Основные источники:
Лебедев Ю.В. Литература. Учеб. пособие для учащихся 10 кл. сред.шк. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.: ил.
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 384 с.: ил.
Русская литература 20 века. Хрестоматия для 11 кл. сред. шк. В 2 ч./ Сост. А.В. Баранников и др. – М.: Просвещение, 1993. – 448 с.
Дополнительные источники:
В мире литературы. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 560.: ил.
В мире литературы. 10 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 400.: ил.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.- 346 с.
Литература. Школьный справочник/ Сост. Т.Г. Кучина, Е.М. Болдырева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 320 с.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007. - 450 с
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000. – 520 с.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/RUSSKAYA_LITERATURA.html
http://www.fplib.ru/