План урока.
Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Этап выявления места и причины затруднения.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Этап реализации построенного проекта.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Этапы урока | Образовательная задача | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. – Ты готов к уроку? (да) На вас надеюсь я друзья. Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, садятся. Проверяют готовность. Отвечают. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | - Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Федорино горе») -Кто автор этого произведения? (Корней Иванович Чуковский) - Какие произведения К.И. Чуковского вы знаете? («Путаница», «Радость», «Муха-Цокотуха», «Айболит» и др.) | |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | - Хорошо. Сегодня на уроке, мы познакомимся с еще один детский писателем, но чтобы узнать кто это, вам нужно разгадать кроссворд, вставив пропущенные слова. 1. Мой веселый, звонкий … (мяч) Ты куда помчался вскачь? 2. Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую … (собачонку) 3. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на … (ремне) 4. Не было в доме мышей, А было много … (карандашей) 5. Пообедал я сперва За решеткою у …(льва) 6. Вместо шапки на ходу Он надел … (сковороду) – Какое слово у вас получилось? (Маршак) -Верно. - С какими произведениями С. Я. Маршака вы знакомы? («Кошкин дом», «Пудель», «Усатый-полосатый», «Багаж», «Где обедал воробей» и др.) - Сегодня мы познакомимся с произведением «Кот и лодыри» С.Я. Маршака. | Отвечают на вопросы |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Ребята, скажите, как будет звучать тема нашего урока? (С. Я. Маршак «Кот и лодыри») - Теперь сформулируем цель урока (познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри») - Сегодня на уроке мы будем работать по плану. Сначала его прочту я, а потом кто-то из вас: 1. Познакомиться с биографией и творчеством Самуила Яковлевича Маршака. 2. Познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри». | Предполагают тему и цель. Читают план урока |
5. Реализация построенного проекта | Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Ребята, а мы может начать знакомство со стихотворением? Почему? (Нет, т.к. мы ничего не знаем об авторе) - Обратите внимание на слайд, перед вами портрет Самуила Яковлевича Маршака, можем ли мы сразу понять, каким человеком он был? - Сейчас вы послушаете биографию автора, а после ответите на вопросы. - Самуил Яковлевич Маршак родился 22 октября 1887 году в Воронеже. В 4 года начал писать небольшие тексты, а в 11 лет – большие произведения. Увлекался иностранными языками, особенно хорошо знал английский. В 1923 году стал работать в театре для юных зрителей в Петрограде. Там же выпустил первые сказки для детей в стихах: «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке» и многие другие. Многие работы Самуила Яковлевича написаны для детей, главными героями которых часто выступают сами дети. Ушел из жизни 4 июля 1964 года. -Вы послушали биографию автора. Теперь ответьте на вопросы. - Где и когда родился С.Я. Маршак? (22 октября 1887 г. в Воронеже) - Во сколько лет он начал писать? (В 4 года) - В каком городе Маршак выпустил свои первые сказки в стихах? (В Петрограде) - Что еще вы запомнили об авторе? - Хорошо. Вы многое запомнили об авторе. -Вернемся к нашему плану, какой его пункт мы с вами уже выполнили (1 пункт) -Прочту вам еще раз второй пункт. Готовы мы его выполнить (готовы) - Но сначала мы отдохнет. Физкультминутка Раз - подняться, потянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре - руки шире Пять - руками помахать Шесть - всем на место тихо сесть! - Кто знает, какого человека называют лодырем? (ленивый человек, бездельник) - Какое из слов лишнее и почему? Бездельник, лентяй, лежебока, неряха, ленивец. (Лишнее слова неряха, т.к. оно выражает значение «неопрятный, неаккуратный человек») - Как вы думаете почему автор так назвал свое стихотворение? (Главные герои – кот и лодыри) | Слушают биографию Отвечают на вопросы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Сейчас вы послушаете отрывок стихотворения, а после ответите на вопросы. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно вызывает? - Прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте медленно, отметьте незнакомые вам слова. (лодыри, ранец, грамота, грифель) - Обратите внимание на слайд, перед вами значение этих слов. - Хорошо. | Анализируют стихотворение. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | - Сейчас вы выполните тест. У вас на столах карточки с тестом. На выполнения теста у вас 3 минуты. 1. Где родился С.Я. Маршак? а) Петроград; б) Воронеж; в) Москва 2. Выберите название произведения Маршака. а) «Федорино горе» б) «Тараканище» в) «Где обедал воробей» 3. Выберите слово близкое по значению к слову «лодырь»: а) лентяй; б) плакса; в) неряха 4. Куда попали лодыри вместо урока? а) музей; б) каток; в) кино 5. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри ? а) год; б) пять лет; в) два года. - Проверим что у вас получилось, обратите внимание на слайд. - Поднимите руку те, кто выполнил тест без ошибок. - Молодцы! Вы все справились с данным заданием. | Выполняют задание на карточках |
8. Включение в систему знаний и повторений | Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Сейчас мы прочтем стихотворение по ролям. - Сколько человек нужно чтобы прочитать стихотворение по ролям? (Трое: автор, кот и лодыри) - Начнем. - Хорошо, вы справились с данной задачей. - Ребята, как Маршак относится к мальчикам-лодырям? (Он смеется над ними, осуждает их) | Читают стихотворение на оценку. |
9. Этап рефлексии деятельности на уроке | Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | -Вспомним, какая тема нашего урока? (С.Я. Маршак «Кот и Лодыри») -Вернемся к нашему плану. Все ли его пункты нам удалось осуществить? (Все) -С каким стихотворением мы сегодня познакомились? («Кот и лодыри») –Вы большие молодцы, все активно работали. Сейчас посмотрим, как вы можете оценить свою работу на уроке. - Перед вами «Лесенка успеха». Выберите ту ступеньку, на которой вы находитесь. – Спасибо, ребята. На этом наш урок окончен. До свидания! | Отвечают на вопросы |