Общие цели. | расширить представление учителей о критическом мышлении; обучить методам КМ; |
Результат обучения | Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока. |
Ключевые идеи | -«Критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения, каких – либо вопросов или проблем и в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». -Критическое мышление проявляется, когда происходит процесс рассуждения, формулировке выводов или решения проблем. Критическое мышление (мышление о мышлении) – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке и анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основаниям к действиям. |
Источники | Руководство учителя; Интернет-ресурсы; «Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения», авт.А.К.Мынбаева, З.М.Садвакасова. |
Материалы и оборудование | реквизит к практическим заданиям, канцелярские принадлежности, презентация «Развитие критического мышления», видео для разминки. |
Ход занятия |
Этапы проведения занятия | Время – 45 минут | Действия преподавателя и действия участников |
Организационный | 3 мин | Приветствует участников, сообщает тему, делит на группы. Участники делятся на группы, сложив свою картинку из паззлов и прочитав пожелание. |
Рефлексия «Что я ожидаю от занятия?» | 3 мин | Раздает «капли дождя» из цветной бумаги. Участники пишут на «каплях дождя» свои ожидания, приклеивают к плакату, на котором изображены тучки |
Вызов. «Корзина идей» | 7 мин | Объясняет суть задания. Ответить на вопросы. 1. Что такое критическое мышление? 2. С какой целью его используют в обучении? 3. Какие приемы критического мышления вы знаете? Раздает листы с изображением корзины. Участники обдумывают вопросы и ответы, записав на стикерах, наклеивают на корзину. Затем каждая группа защищает свои идеи, при этом каждому последующему нельзя повторять то, что было сказано предыдущим спикером. |
Осмысление | 10 мин | Используя презентацию «Технология развития критического мышления», дает теоретические знания. |
Разминка | 3 мин | Участники исполняют «Танец скелетов» |
Работа в группах. | 7 мин
| Задание. Применить один из приемов развития критического мышления к сказке «Репка» Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума» В составе группы придумайте вопросы к сказке «Репка», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические) Задание группе №3: Прием «Фишбоун». В составе группы обсудить проблему «Почему дед не смог сам вытащить репку?» Задание группе №3: Прием «Сюжетные таблицы» Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? | | | | | | |
Защита работ | 10 мин | Проводится защита постеров |
Рефлексия | 2 мин | Дает задание: на «тюльпанах» написать ответы на вопросы -С какими трудностями столкнулись при выполнении задания? -Сбылись ли ваши ожидания относительно проведенного коучинга? Участники отвечают на вопросы, приклеивают «тюльпаны» на ватман под «каплями дождя» |
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.