СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кожа – надежная защита организма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 3 классе, разработанный на основе Технологии развития критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема: “Кожа – надежная защита организма”


Цели:

1. Познакомить с понятием “кожа” и ее функциями

2. Развивать кругозор учащихся, наблюдательность, логическое мышление.

2. Прививать гигиенические навыки ухода за кожей и кожными образованиями

Оборудование:

Мультимедийная установка, экран, презентация, лупа (у каждого ученика), тест «Органы чувств» (у каждого ученика), тест «Кожа – надежный защитник организма» (у каждого ученика), карточки: с названиями слоёв кожи, «дерматолог», к приёму «Инсерт», к приёму «Недописанная фраза»; карандаши, корзинка нарисованная, веера с цифрами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технология развития критического мышления

Ход урока

  1. Оргмомент. Психологический тренинг

- Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы узнали, как человек воспринимает окружающий мир. Проверим, насколько хорошо вы усвоили эту тему.

Тест по теме: «Органы чувств»

1.Сколько органов ты знаешь?

А) 7

Б) 6

В) 5


2.Соедини линиями органы и их названия


Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха


3. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

А) без кишечника

Б) без головного мозга

В) без селезенки


4.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?


А) сутулый, неуклюжий, высокий;

Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

В) стройный, сильный, ловкий, крепкий.

III. Сообщение темы и постановка цели урока.

- О чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, ответив на загадку.

«Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу» (кожа)

- Сформулируйте тему урока.

- Какую мы поставим перед собой цель? (углубить знания о коже)

- Сегодня я вас приглашаю побывать в роли студентов медицинского учебного заведения. Вы учитесь на врача, который занимается изучением кожи и ее болезнями.

А как называется этот врач? (дерматолог)

IV. Стадия вызова

  1. Актуализация знаний. Прием «Корзина»

(На доске располагаю значок корзины, в которой условно собираем всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме).

- Итак, товарищи студенты, мне бы хотелось узнать, что вы знаете о коже.

V. Стадия осмысления

1. Работа в парах Рубрика «А вы знаете, что…»

Студентам тоже задают домашнее задание. Вы сейчас в парах приготовите небольшую информацию по нашей теме, решите, кто эту информацию будет озвучивать в рубрике «А вы знаете, что…».

1. Кожа – это защита тела. Она не даёт грязи и микробам проникать внутрь нашего тела.

Самый верхний слой кожи состоит из плотно сомкнутых клеток, образующих надёжный защитный барьер между телом и окружающей его средой.

2. Кожа – самый крупный орган человеческого тела. Если её расправить, ею можно покрыть широкую постель.

3. Наша кожа очень тонкая: её толщина составляет в среднем 2мм. Кожа на подошвах стоп имеет толщину 6мм, а веках – 0,5мм. А вся кожа взрослого человека может весить от 2,7кг до 4кг.

4. Наша кожа постоянно обновляется, хотя мы этого не замечаем. Поверхность кожи состоит из отмерших клеток. Они всё время слущиваются, а их место занимают новые клетки, образующиеся прямо под ними. Каждый час мы теряем шестьсот тысяч её крохотных частичек. К 70 годам человек сбрасывает 50килограммов кожи.

5. Кожа помогает поддерживать постоянную температуру тела: когда нам жарко, она выделяет пот, а пот, испаряясь, уносит с собой излишки тепла.

6. Кожа кончиков наших пальцев испещрена крошечными бороздками, которые оставляют характерные следы на бумаге и других гладких поверхностях, - отпечатки пальцев. У всех людей отпечатки пальцев разные.

7. Волосы и ногти образуются в коже. Волосы у нас растут по всему телу – кроме ладоней рук и подошв ног. Самые густые волосы растут на голове, над глазами (брови) и на веках (ресницы). Брови ресницы защищают глаза от пыли и влаги.

8. Волосы, растущие на голове, предохраняют её от холода и солнца и каждый месяц подрастают примерно на 1см. Достигнув длины 90см, они приостанавливают свой рост.

9. На человеческом теле растёт от 3 до 5миллионов волос – столько же, сколько у обезьян. Но человеческие волосы гораздо короче и тоньше, чем обезьяньи. К корням волос присоединены крошечные мышцы, поднимающие волосы, когда нам холодно. От этого на коже появляются мурашки.

10. Ногти – твёрдые полупрозрачные пластинки, вырастающие из кожи. Они защищают от повреждений кончиков пальцев.

Поскольку ногти и волосы растут у нас постоянно, нам приходится их подстригать.

2.

- Давайте проведем небольшое исследование. Посмотрите на кожу своей руки. Потрогайте ее, потяните. Что вы можете сказать о коже? Какая она по цвету?

Упругая.

Тонкая

Мягкая

Прочная

Бледно – розового цвета


-Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите на ней.

На поверхности кожи видны волоски и маленькие отверстия


- Правильно. А для чего нужны эти отверстия.

( Наверно, через них кожа дышит).


- Эти отверстия называются поры, через них кожа дышит, а маленькие волоски – это часть кожи. Через поры выделяется пот, жир. Прислоните лупу ко лбу. Что заметили?

( Выделился жир (жирное пятно))

2. Приём «Лекция со стопами»

- А теперь послушайте лекцию о строении кожи.

(По ходу объяснения появляются таблички со словами) (слайд 2)

- Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху, наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой.

- А скажите, хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу. Оказывается, пот испаряется с поверхности кожи и тела человека, от этого человек охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работу. Кроме того, потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.


Итак, кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Что предохраняет кожу от повреждений?

( Наружная оболочка)

- Подумайте, какой слой сохраняет тепло.

(Подкожный жир)

- Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела?

( Выделение пота) (слайд 3)

Вместе с потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ней прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40 000 микробов. (слайд 4)

Если не следить за ее чистотой, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

Главный способ ухода за кожей – ее нужно мыть. (слайд 5)

Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1–2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что в это время с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов. Представляете?!

- А что вы можете сказать про ногти?

( Их надо подстригать, чтобы под ними не собиралась грязь).

- Важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете?

(Ушиб, рана, царапина, обморожение, ожог).

- Давайте поговорим сначала о ранах. Они бывают поверхностные и глубокие. Поверхностные – царапины, ссадины, порезы. Глубокие – когда повреждены не только кожа, но и мышцы. В таких случаях нужно обратиться к врачу. Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки смазывают йодом или зеленкой, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязывают чистым бинтом.

- Какие виды ран бывают?

( Поверхностные и глубокие).

- А теперь мы поговорим об ушибах. Как возникают ушибы?

( Когда упадешь или стукнешься обо что-нибудь).

- Как вы определяете, что ушиблись?

( Появляется синяк, покраснение)

- А как же поступать при ушибе?

( Надо приложить что-нибудь холодное)

- Верно. Знаете вы что-нибудь про ожоги?

( Ожоги бывают разной степени)

- Действительно. Ожоги бывают четырёх степеней. Первая степень – покраснение и припухлость кожи. Если это ожог второй степени, то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. Эта жидкость прозрачная и желтая. При ожоге третьей и четвёртой степени портится сама кожа на всю толщину, даже могут пострадать мышцы и кости.

- Какую помощь, товарищи студенты, вы будете оказывать при ожоге первой степени?

При ожоге первой степени нужно полить большим количеством холодной воды то место, которое обжег, наложить стерильную повязку. В остальных случаях помощь оказывает врач.

Для человека также страшно обморожение. Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. Это очень легко заметить. Каковы признаки обморожения?

( На месте обморожения появляется белое пятно)

- Запомните: нельзя растирать обмороженное место, так как можно занести микробы. Лучше согреть его рукой и скорее идти домой.

Теперь вы узнали, как оказывать первую помощь. И если произойдет какой-то несчастный случай, то знаете, как поступить.

- Что вы будете делать с пациентом, если он ушибся?

( Приложим что-нибудь холодное)

- Как вы поступите, если ваш друг поранит руку?

( кожу вокруг ранки нужно обработать йодом, а затем перевязать руку чистым бинтом)

- А как поступить при ожоге?

( Лучше сообщить взрослым, но если обжегся не сильно, то нужно открыть холодную воду и держать, например, руку под водой)


3.Физминутка.

4. Приём «Инсерт»

Перед вами карточки. По мере чтения карандашом на полях помечайте отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна.

Знаком (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком (!) отмечается то, что показалось интересным.

Знаком (?) отмечается то, что осталось непонятным и вызывает желание узнать подробнее.


Кожа – защитная оболочка, оберегающая организм от непогоды и инфекций и помогающая поддерживать постоянную температуру тела.

Кожа – это орган осязания.

Кожа человека состоит из трёх основных слоёв:

Эпидермис – самый верхний тонкий слой кожи – это мёртвые клетки.

Дерма – средний толстый слой кожи, образованный гибкими волокнами. Они не дают нашей коже рваться и делают её эластичной (растяжимой). В дерме (самой коже) находятся потовые железы.

Третий слой - жир защищает внутренние органы от ударов. Сальные железы вырабатывают сало – жидкую смазку, предохраняющую кожу от высыхания. Когда мы долго сидим в воде, жировая смазка, покрывающая кожу, смывается, и кожа становится морщинистой.

Почему наша кожа не всегда одного цвета? Клетки кожи содержат меланин – особое вещество коричневого цвета. Когда меланина в коже становится больше, она темнеет. Если меланина в коже мало, она совсем светлая. Когда, например, мы загораем на солнце, наша кожа вырабатывает много меланина, чтобы защитить тело от солнечных лучей. Меланин придаёт тёмный цвет и волосам. В старости волосы вырабатывают меньше меланина. В результате они теряют окраску и становятся совсем светлыми – седыми.

Кожа дышит через поры. Поры – это крошечные отверстия в коже, через которые просачивается пот.


- Что для вас было уже известно?

- Что узнали нового?

- Что показалось интересным?

- Что требует пояснения?


VI. Рефлексия.

Студенты после изучения темы сдают зачёты. Но не всех допускают до зачётов. Я сейчас проверю, все ли наши студенты могут быть допущены до зачета. Ответьте на вопросы:

1. Познавательные задачи.

- Почему после бани легче дышится? (Кожа участвует в газообмене)

- Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняка? (Чтобы не произошло переохлаждения)

2. Игра «Закончи предложение»

Я буду вам читать начало предложений, а вы должны закончить:

« Нельзя растирать обмороженное место, так как можно занести микробы. Лучше…

(согреть его рукой и скорее идти домой)

« Это повреждение кожи бывает четырёх степеней». (ожог)

«Если у вас …, то вам нужно обработать кожу йодом, а затем перебинтовать».(рана) «Срочно приложи тряпочку, смоченную холодной водой, или холод, если у вас…» (ушиб).

«Если рана, ожог, ушиб большие, нужно немедленно обратиться…»( к врачу).

Ребята, а еще вам, как врачам-дерматологам, придётся лечить и другие кожные заболевания. А кто знает - какие?

(Бородавки, дерматит, крапивница, лишай, герпес, угри, экзема)

- Все допущены к сдаче зачёта по теме в виде теста «Кожа – надежный защитник нашего организма».


Тест (отметь плюсом правильный ответ)


1.Как называется врач, который лечит кожные заболевания

А. Кожник

Б. Дерматолог

В. окулист


2. Кожа — это орган

А. Слуха

Б. Осязания

В. Обоняния


3. Кожа дышит через

А. Поры

Б. Волоски

В. Жир


4. Кожа состоит из трех слоев

А. наружная оболочка, жир, кожа

Б. наружная оболочка, кожа, подкожный жир

В. жир, пот, поры


5. Чтобы на коже не было микробов, надо

А. мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю

Б. смазывать кремом

3. Работа в парах

- Обменяйтесь тестами. Проверим вместе. Если ответ неверный – рядом ставьте галочку.

(читаю тест – вместе называем верный ответ)

- Посчитайте неверные ответы. Если всё верно – поставьте «5», одна ошибка – «4» , если больше – придут пересдавать зачёт после домашней подготовки.

- У вас веера на партах. Отметки ваших товарищей продемонстрируйте.

4. Приём «Недописанная фраза»

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Я понял, что…


VII. Домашнее задание

С.136-139 прочитать, сделать сообщение о любом заболевании кожи

Расскажите о коже и правилах гигиены дома.


6


Просмотр содержимого документа
«тест кожа»

Тест (отметь плюсом правильный ответ)

Как называется врач, который лечит кожные заболевания

А. Кожник

Б. Дерматолог

В. Окулист


Кожа — это орган

А. Слуха

Б. Осязания

В. Обоняния


Кожа дышит через

А. Поры

Б. Волоски

В. Жир


Кожа состоит из трех слоев

А. Наружная оболочка, жир, кожа

Б. Наружная оболочка, кожа, подкожный жир

В. Жир, пот, поры


Чтобы на коже не было микробов, надо

А. Мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю

Б. Смазывать кремом






Тест (отметь плюсом правильный ответ)

Как называется врач, который лечит кожные заболевания

А. Кожник

Б. Дерматолог

В. Окулист


Кожа — это орган

А. Слуха

Б. Осязания

В. Обоняния


Кожа дышит через

А. Поры

Б. Волоски

В. Жир


Кожа состоит из трех слоев

А. Наружная оболочка, жир, кожа

Б. Наружная оболочка, кожа, подкожный жир

В. Жир, пот, поры


Чтобы на коже не было микробов, надо

А. Мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю

Б. Смазывать кремом



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Кожа – надежная защита организма 3 класс

Кожа – надежная защита организма

3 класс

Эпидермис — самый верхний слой кожи. До него можно дотронуться пальцем.   Дерма — средний слой кожи, образованный гибкими волокнами. Они не дают нашей коже рваться и делают её эластичной (растяжимой). Жир защищает внутренние органы от ударов.

Эпидермис

самый верхний слой кожи. До него можно дотронуться пальцем.

Дерма — средний слой кожи, образованный гибкими волокнами. Они не дают нашей коже рваться и делают её эластичной (растяжимой).

Жир защищает внутренние органы от ударов.

Пора в коже

Пора в коже


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!