муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Педагогический проект
«Краеведческий аспект как средство успешного развития творческих способностей учащихся».
Автор проекта Моисеенко Ирина Михайловна
учитель высшей квалификационной категории
Должность: учитель ОРКСЭ, ОДНКНР, ИИП, истории Курского края
Клюква 2018 г
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Обоснование проблемы…………………………………………………….3
Цель, задачи проекта………………………………………………………..4
Новизна, актуальность проекта……………………………………..……..5
Основа проекта…………………………………………………………….6-7
Формы работы, продукты проекта…………………………………………8
Реализация проекта…………………………………………………………..9
Планируемые результаты ………………………………………………...10
Результаты……………………………………………………………….11-12
Заключение…………………………………………………………………..13
Литература…………………………………………………………………..14
Введение
«Мы не можем восстановить в памяти и сохранить всё то,
что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края.
Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому,
кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края.
Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».
Академик Д.С. Лихачёв
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской деятельности. Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие ими в процессе ее приобретения.
Обоснование проблемы.
«Краеведческий аспект как основа творческого развития учащихся - один из ведущих факторов воспитания. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Работая учителем географии, элементы краеведения давала на каждом уроке как основу преподавания. А когда стала преподавать основы православия с 1 по 11 классы поняла, что географическая составляющая должна быть расширена до таких пределов, чтобы полнее изучить все исторические и современные стороны жизни края. Начинала свой проект с экскурсий, мероприятий, участие в праздниках, конкурсах, акциях и многие другие формы. Занимаясь на курсах в КИРО, нашла единомышленников, в лице Брежневой Т.А. Тогда я решила свои наработки привести в систему. Так появилась книга для чтения «Наш край» в двух частях. В данный момент, преподавая предмет Индивидуальный итоговый проект, реализовываем с учащимися идею «Моя земля. Мои земляки».
Цель:
изучение жизни и деятельности земляков, внесших значительный вклад в развитие Курского края; прославляющих своим трудом, мастерством свою малую родину;
развитие творческой личности на основе воспитания уважения к истории, культуре своего края, освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины.
Задачи:
1. Утвердить практическую значимость исследовательской деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования.
2. Пробудить интерес к жизни известных земляков, истории малой родины, воспитать чувство гордости за родную землю.
2. Собрать необходимый материал по теме и познакомить сверстников с биографией земляков.
3. Пополнить ресурс школы в виде проектно - исследовательских работ обучающихся «Знаменитые земляки» в кабинете краеведения; подготовить материал к защите проекта в выпускных классах.
4. Создать условия для осуществления поисковой и проектной деятельности через участие в конкурсах, конференциях, исследованиях;
5. Обобщить и систематизировать материалы краеведческой работы педагога и учащихся с целью распространения своего опыта по теме «Краеведческий аспект как основа творческого развития учащихся через проектно-исследовательскую деятельность
Гипотеза:
История жизни наших земляков может стать образцом для каждого, кто хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, нравственной доброте, творческому трудолюбию.
Объект исследования:
земляки, их личный пример, вклад в развитие современного общества, прославление Курского края, района, села.
Предмет исследования:
биография земляков, их общественная, творческая и трудовая деятельность.
Новизна проекта.
Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей краеведения - заботливо взращивать чувство Родины. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в
том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России»
Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения учащийся становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.
Актуальность проекта.
Данная тема актуальна в наши дни, так как среди нас много добрых, замечательных, отзывчивых людей. О некоторых из них снимают фильмы, пишут книги и даже слагают легенды. Это люди, профессии или род занятий, которых связан с космосом, наукой, политикой, общественной деятельностью, творчеством. Но сколько ещё тех, кто жил или живет рядом с нами, чей подвиг мало- кому известен. Много ли мы знаем о них? Как известно историю делают люди.
А история страны состоит из историй жизни отдельных людей, которые не всегда известны всей стране и не совершили грандиозных исторических подвигов, а своим кропотливым каждодневным трудом преумножали богатства своей страны, создавали мощь своей Родины. Они не думали о том, что о них узнают, и будут помнить, передавать их имена из поколения в поколение, они просто работали на благо людей, живущих рядом.
Основа проекта.
В нашей школе отдельного предмета «Краеведение» нет, я преподаю ОПК на факультативных занятиях во 2 и 3 классе, курсы внеурочной деятельности в 5 и 6 классах «Наш край », «Русь державная» -7-10 классы, Экология Курского края -10 класс, Охрана природы Курского края -8 класс, предметы: ОРКСЭ с модулем Православный Курский край – 4 класс, ОДНКНР - 5 класс, История Курского края в 7-8 классах, Индивидуальный итоговый проект в 8-11 классах. Кроме того у меня много единомышленников среди моих школьных коллег, коллег членов МО района. Благодаря этому учащиеся осознают значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Это учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Применяемые технологии:
Технология проектной деятельности. Технология критического мышления.
Технология проблемного обучения.
Формы работы
занятия внеурочной деятельности,
выставки рисунков и поделок, фотографий,
выпуск школьной стенгазеты,
общешкольные и районные мероприятия,
всероссийские и региональные акции,
экологические марафоны,
экскурсии, походы,
олимпиады,
конкурсы, конференции,
встречи с интересными людьми,
проекты учащихся,
онлайн- тестирование,
географические, экологические, этнографические диктанты
Методы работы:
-анкетирование, интервьюирование учащихся;
-исследовательская деятельность;
-коллективные творческие дела;
- краеведческие конференции, выставки;
-экскурсии, походы.
-составление презентаций, проектов
-конкурсы
Продукты проекта
Опрос по теме: Наш край .
Викторины: «Люби и знай свой край»
Открытые внеурочные занятия
Открытые уроки
Защита проектов на экзамене
Участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных краеведческих проектах.
Банк данных презентаций, тестов, олимпиадных заданий выполненных учителем и учащимися
Работа над созданием сайта «Мой Курский край соловьиный».
Создание библиотечки с напечатанными конкурсными работами учащихся и педагога
Участники проекта: учащиеся, учителя образовательного учреждения; родители и жители села Клюква и Клюквинского сельсовета
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный 5 лет. (2017 - 2022 годы)
Реализация проекта
1 этап: 2017- 2018, 2018-2019 уч. г. учащиеся 5-6 класса
Опрос «Знаем ли мы историю своей области?». «Знаем ли мы историю своего района?». «Участники локальных войн».
Открытые занятия «Юные куряне- защитники Родины», « Певец родной природы –поэт односельчанин Юрий Асмолов», «Житие Преподобного
Серафима Саровского»,
Викторины: Край наш Курский войной опалённый, «Люби и знай свой край»,
2 этап: 2019-2020, 2020-2021 уч. г учащиеся.7-8 класса
- Опрос «Наши земляки участники Курской битвы», «Герои, живущие рядом», «Растения и животные нашего края», «Заповедный Курский край»
-Открытые занятия «Б.П. Галынин- участник Курской битвы», «Ветераны - – педагоги. Сергеева М.Е.»
-Открытые уроки: «Российский Колумб из Курска - Григорий Шелихов», урок- проект - «Заповедный Курский край»
3этап: 2021-2022 уч.г. учащиеся 9 класса
Темы, выбранные учащимися для защиты проекта «Знаменитые куряне, прославившие Курский край», на экзамене: «Православный скульптор Клыков В.М», «Флагман Красного флота - Домбровский А.В.», « Боксёр, олимпийский чемпион- Поветкин А.В.», «Асеев Н.Н. –курянин- русский поэт», «Певец родной природы – Асмолов Ю.Н.», «Основатель Аляски, рыльский купец- Г.И. Шелихов», «И.М. Ушаков-участник наполеоновских войн», «Геоботаник, флорист – Алёхин В.В.», «Писатель –фронтовик К.Д. Воробьёв», «А.А. Фет- русский поэт- лирик», «И.В. Дериглазова- олимпийская чемпионка», «Кожлянская игрушка- гордость Курского края», «Необычайное интересное в Курском крае»
- Участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных краеведческих проектах.
Планируемые результаты учащихся:
Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:
1. Повышение уровня мотивации исследования родного края, изучения исторического прошлого своей малой родины и России в целом.
2. Систему краеведческих знаний и интерес к познанию нового.
3. Стремление к самовыражению и самореализации, инициативности и творчеству
4. Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны.
5. Развитие навыков самостоятельной поисковой исследовательской деятельности
Планируемые результаты учителя:
- описать индивидуальный педагогический опыт и технологии обучения краеведению
- раскрыть особенности проектной, коллективной и индивидуальной
поисковой деятельности учащихся по краеведению;
- показать роль краеведческих проектов в организации учебно-воспитательного процесса в школе.
представить собственную систему работы по организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению в урочное и во внеурочное время.
Результаты-продукты:
- Банк данных презентаций, сценариев, открытых уроков, проектов, тестов, олимпиадных заданий
- Создание сайта «Мой Курский край соловьиный».
- Создание библиотечки с напечатанными конкурсными работами учащихся и педагога
Результаты-эффекты учащихся:
Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призёрами муниципальной олимпиады школьников по краеведению.
1. Ягодникова А. призёр литературно – художественного конкурса «Гренадёры, вперед»
2. Наумова Ю. призёры литературно – художественного конкурса «Гренадёры, вперед»
3. Коллектив учащихся – призёры Всероссийской акции «Я – гражданин России»
4.Мехралиева Н. призёр конкурса сочинений «Малая Родина - Соловьиный край»
5. Ягодникова А. победитель в номинации «Сохранение краеведческих традиций Региональной открытой научно- практической конференции «Ушаковские чтения». Работа напечатана в Сборнике.
6. Соболева Анна призёр Региональной открытой научно- практической конференции «Куряне- подвижники святого духа» в рамках международных научно- образовательных Знаменских чтений
7. Калугин А., Шмыкова А. призёры Региональной открытой научно- практической конференции «Признана, любима, хранима Курской землёй» Работы напечатаны в Сборнике.
8.Долженкова Анастасия диплом финалиста Межрегионального конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Лествица»
Результаты-эффекты учителя:
1. Диплом победителя конкурса «Творческая мастерская учителя» в рамках проведения регионального открытого фестиваля творческих педагогов «Учитель курянин 21 века» (разработка сценарных планов занятий внеурочной деятельности по краеведению) ОГБУ ДПО КИРО 2017г
2. Диплом лауреата регионального открытого фестиваля творческих педагогов «Учитель курянин 21 века» в номинации Лучший методический материал. ОГБУ ДПО КИРО 2014г,
3. Диплом призёра регионального открытого фестиваля творческих педагогов «Учитель курянин 21 века» (разработка сценарных планов занятий внеурочной деятельности по краеведению) ОГБУ ДПО КИРО 2019г
4. Диплом Гран- при Курского регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Побед: наследие и наследники» в номинации «Творческая мастерская учителя»
5. Грамота финалиста регионального конкурса методических разработок внеурочных занятий по хрестоматии для чтения в начальной школе «Соловушка» ОГБУ ДПО КИРО 2017г
6. Диплом лауреата 2 степени регионального конкурса методических разработок внеурочных занятий по хрестоматии для чтения в начальной
школе «Соловушка» ОГБУ ДПО КИРО 2017г
7. Мастер – класс для слушателей курсов учителей начальных классов в рамках регионального конкурса методических разработок внеурочных занятий «Соловушка» на тему « Юрий Асмолов –певец родной природы».
8. Диплом победителя районного конкурса, посвящённого образованию РФ «Под флагом единым» в номинации «Герой нашего времени» (методическая разработка) 2016г
9. Диплом победителя областного конкурса, посвящённого образованию
РФ «Под флагом единым» в номинации «Герой нашего времени» ОБУ ДО « ОЦРТДиЮ» 2016
10. Грамота финалиста творческого конкурса «Мастерская слова: зёрна
добра и красоты» в номинации «Сценарий внеурочного занятия (мероприятия), посвящённого творчеству Курского писателя - юбиляра 2019 года» . ОГБУ ДПО КИРО 2019г
11. Грамота управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района за активизацию проектно-исследовательской работы 2017г
12. Грамота управления по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района за вклад в развитие духовно- нравственного воспитания 2016г
13. Диплом Международного конкурса «Салют, Победа!»2015г
14. Диплом 2 степени Всероссийского конкурса «организация воспитательного процесса в образовательном учреждении» « Педагогический Поиск», Москва 2016г
15. Диплом победителя во Всероссийском экологическом диктанте
16. Сборник «Славные сыны Отечества» работы « Подвиг моих земляков» и викторина «Край мой Курский войной опалённый» ОГБУ ДПО КИРО ООО «Учитель» 2016
17. Книга для чтения «Курский край « часть1,2 Переиздано ОГБУ ДПО КИРО ООО «Учитель» 2016
Вывод. Необходимо отметить, что проект не завершен, будем продолжать работать в старшем звене над этими же проблемами:
1.Формировать научно-исследовательскую и творческую компетенцию учащихся в обучении краеведения
2.Развивать навыки самостоятельной поисковой исследовательской деятельности
3.Формировать коммуникативные качества обучающихся, и навыков публичного выступления (при работе в группах, проводя интервью с участниками событий, обучающиеся формируют коммуникативные качества.
4.Расширять кругозор в области краеведческих знаний (исследовательские работы, встречи с участниками событий)
5.Приобщение учащихся к истокам патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн.
Моя гипотеза подтвердилась. Биография моих земляков может стать не только образцом для подражания тем, кто желает добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может также научить главным жизненным ценностям: нравственной доброте и творческому трудолюбию.
Заключение.
Исходя из вышеуказанного, можно утверждать, что организация занятий по краеведению, его интеграция в другие предметы позволят привить учащимся навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность, но и создать совместно с учениками краеведческий банк данных. Данный продукт совместной деятельности будет полезен учителям и учащимся Курской области при подготовке проектов, открытых уроков, проведению внеклассных мероприятий, классных часов, олимпиад по краеведению. В результате учащиеся постепенно начнут осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявят к этому интерес.
Список литературы:
1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-
ориентированного образования. М.: Издат. дом, Федоров, 2010. -138с.
2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2011г. – 204с.
3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в школе., 2010, - С.5.
4. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе/ М.Б Романовская. // Завуч, управление современной школой. – 2007. – № 1.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.–М.: «Народное образование». 2010, №7.-С.8
11