Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания
Когда я вспоминаю о Родине
передо мной встает Орел, затем
Москва, великий город на Неве, а
за ними вся Россия.
Иван Бунин
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который через любовь к Родному краю, к своей малой Родине, позволяет воспитать гармонично развитую личность, формирует молодого человека как гражданина, патриота свой малой Родины, а в конечном итоге своей страны. Жить в родном крае и не знать об истории своей малой Родины это просто неуважение к людям, создавшим условия, в которых ты живёшь. Краеведение помогает понять, что надо не только знать, но и хранить наше прошлое, так как оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
Ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории, географии, культуре родного края. Современное краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
- защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания. И в этом помогает деятельность краеведческого кружка. На протяжении многих лет в школе действует краеведческий кружок «Следопыт». Задачи кружка: ознакомление с историей и современной жизнью Ульяновской области, Вешкаймского района, Стемасского сельского поселения; формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Основные направления краеведческого кружка: "Тепло отчего дома","Моя Малая Родина","Наши традиции","Мы и природа".
Изучая направление «Тепло отчего дома», ребята получают знания об истории происхождения имен, семейных взаимоотношениях, обязанностях в семье, знакомятся с предметным миром, который их окружает, узнают историю вещей, хранящую память семьи. С помощью родителей ребята составляют родословную своей семьи, знакомятся с семейными традициями, профессиями членов семьи.
Взаимодействие ребят с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников. Исследовательская работа «Моя родословная» была представлена на Всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество-2013» в городе Москва.
Работа, направленная на изучение учащимся своей семьи, помогает сплочению членов семьи, воспитывает чувство гордости за свою семью, способствует осознанию учеником своей значимости, принадлежности к определенной социальной группе (ты - член семьи).
Изучая направление «Моя Малая Родина», ученики знакомятся с основными моментами истории села, с ключевыми событиями. Рассказывают о своих земляках, знаменитых людях села, узнают об истории школы, героических подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны. К 150-летию членами кружка была представлена коллективная исследовательская работа «История Стемасской школы».
Главное богатство села – его жители, те, которые создают материальные и духовные ценности. Наша задача сохранить память о знаменитых сельчанах. Для создания мотивационной среды воспитания вводятся разнообразные творческие задания:
- творческие работы «Знаменитые люди села»;
- рисование на тему «Село, в котором я живу»;
- оформление рукописной книги «Герои Великой Отечественной войны » и др.
Темы краеведения по направлению «Наши традиции» находятся в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. В рамках проведения районного детского конкурса народного творчества «Венок дружбы» юные краеведы представили исследовательский проект «Живут в России разные народы с давних пор», в котором исследуются культура, традиции и быт многонационального села Стемасс.
Изучение природного наследия края «С любовью к природе» помогает формировать экологическое мышление. Выполненные учащимися творческие работы: «Целительная сила воды», «Памятник природы – болото Нижнее Бритвенное», сочинения о красотах природы - формирует нравственный запрет наносить ущерб природе.
Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.
Ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания
школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории,
географии, культуре родного края, формирует патриотическое отношение к
своему краю. Учащиеся чувствуют себя осознанно частичкой большого
государства.