СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В статье рассматривается использование краеведческих материалов на уроках литературы в качестве одного из факторов формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей, гражданской идентичности. Именно на уроках гуманитарного цикла особое внимание уделяется воспитанию толерантной, поликультурной личности, осознающей долг перед Отечеством и малой родиной, что соответствует обновленным ФГОС и ФОП.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение на уроках литературы»

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Шаров И. М.

учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №15»

В статье рассматривается использование краеведческих материалов на уроках литературы в качестве одного из факторов формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей, гражданской идентичности. Именно на уроках гуманитарного цикла особое внимание уделяется воспитанию толерантной, поликультурной личности, осознающей долг перед Отечеством и малой родиной, что соответствует обновленным ФГОС и ФОП.



Ключевые слова: краеведение, патриотизм, гражданская идентичность, литературные персоналии.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в Раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою»

Невозможно не согласиться с автором этих строк, Сергеем Есениным. Родина… как близко это слово каждому человеку, сколько в нем света, тепла, души, воспоминаний. Каждый из нас в определенный промежуток времени задается вопросом: С чего начинается родина? И этот вопрос я адресую детям, родителям, коллегам. Каждый из участников образовательных отношений отвечает по-разному, однако тревожит, что о родине мы начинаем говорить шершавым языком плакатов, а ведь родина начинается с малого. Государственная политика в сфере образования особое внимание обращает на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся. Одно из актуальных направлений – это создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в жизни своей страны, осознающей долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции.

Исходя из этого, можно выделить проблему, решение которой я разрабатываю в ходе своей педагогической деятельности. У детей существует пренебрежительное отношение к малой родине. Проведя социологический опрос в классах, где я работаю, мною было отмечено, что дети не знают, в честь кого названы улицы нашего города, известных представителей, какую лепту внес наш край в историю страны. Ответы детей встревожили мою душу, Иваново у них ассоциируется с большой деревней, где нечем гордиться и нет дальнейших перспектив. Почему данные настроения возникают у подрастающего поколения? Как выстроить свою работу педагогу-словеснику?

Если открыть нормативную базу и обратиться к обновленным ФГОС, ФОП, то мы заметим, что именно на уроках литературы в первую очередь формируются и развиваются духовно-нравственные ценности, гражданская идентичность. Русский литературный процесс выстроен таким образом, что основное место действия сосредоточено в крупных городах-столицах, отчего внимание детей зациклено именно на данных урбанистических моделях. Невольно педагоги-словесники формируют стереотип об избранности Москвы и Санкт-Петербурга, что продиктовано как содержанием текстов, так и биографией авторов-классиков (например, И. А. Гончаров переезжает из Ульяновска в Москву, Н. С. Лесков – из Орловской губернии в Петербург,
А. Ф. Писемский – из Костромы в Петербург). Тем самым интересы детей сосредотачиваются вокруг литературных пространств, воспетых авторами с определенным пафосом и патетикой. Отношение к малой родине в данном случае оттеснено крупными схемами-образами, литературными персоналиями и типами, разработанных в пространстве столичных городов. Поэтому использование краеведческих материалов на уроках литературы позволяет во многом нивелировать данную проблему.

Теоретическая база представлена в трудах многих ученых-литературоведов или краеведов, например, Сердюк В. Е. «Судьба писателя: воспоминания и размышления», Куприяновского П. В. «Соприкосновения. Литературно-краеведческие очерки и разыскания», Михаила Дудина «Тропинка памяти. Воспоминания и статьи о писателях-ивановцах», Таганов Л. Н. «Ивановский миф и литература», Балдина К. Е. «Иваново-Вознесенск. Из прошлого в будущее», статьи Ермолаевой Н. Л. В современных реалиях изучение родного края приобретает новое актуальное звучание.

На данный момент существует множество поурочных и методических разработок, направленных в помощь педагогу. Однако использование краеведческих материалов практически отсутствует в методической копилке словесников, поэтому мне хотелось бы предложить наработки, позволяющие продемонстрировать, как можно вписать уникальность исторического прошлого ивановского края в контекст изучения литературы.

Начать хотелось бы с памятников архитектуры и зодчества. Как много создано иммерсивных экскурсий по литературным персоналиям в Москве, Санкт-Петербурге. Проложены маршруты, рассказывающие, по каким улицам ходили А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский и т.д., какие места они посещали, где проводили свободное время, а самое главное – во что были погружены герои романов, рассказов. Все это позволяет максимально приблизить ребенка к особенностям культурной эпохи, ярко обозначить детали быта. Иногда памятники архитектуры даже становятся метафорой власти (например «Медный всадник» А. С. Пушкина), они прочно вписываются в реальный и ирреальный мир, становятся объектом изучения. В связи с этим хотелось бы уделить внимание памятникам архитектуры города Иваново, изучение которых также может быть вынесено на уроках литературы. К примеру, в облике корпуса центральной научной библиотеки можно увидеть элементы конструктивизма. Поэты-конструктивисты в XX веке в своей методологической основе изначально опирались на футуризм, позже, как и ЛЕФ, стали отрицать искусство. В их творчестве можно найти переклички с В. В. Маяковским, а мы, как учителя-словесники, можем продемонстрировать, насколько актуален и близок был данный стиль в разных областях искусства. Усадьба управляющего вотчиной Шереметевых, построенная в стиле классицизма, похожа на многие дворянские усадьбы, в которых проживают литературные герои. Также из ивановской вотчины отсылались оброчные деньги в усадьбу Кусково, и оброк был больше чем в целом по стране, отправлялись плотники для строительства графских дворцов. Тем самым мы прочно вписались в фольклор, но сейчас уже немногим известна пословица: «Богат и хвастлив, как ивановский мужик». Садовая улица города Иванова представляет собой пешеходный бульвар, отчетливо напоминающий столичные изыски, где так любили гулять дворяне, вновь повторимся, приближение идентичных особенностей местных городских объектов не только улучшает понимание текста, но и формирует ответственное отношение к малой родине. Усадьба Буркова построена в традициях позднего классицизма, что соответствует описаниям персоналий в литературе XX века, ко всему прочему в этом доме родилась Натали Саррот, основательница жанра «нового романа» во Франции, тем самым Иваново прочно вписано в контекст мировой литературы. Дом Ясинского, медицинская академика со стороны улица Ноздрина построены в традициях модерна, стиль которого преобладает на протяжении всего XX века. Особняк Гандурина наиболее приближен к типам построек дворянских поместий XIX века, проект разрабатывал И. С. Каминский, участвовавший в создании Храма Христа Спасителя. Отдельно стоит упомянуть особняк Соколова, построенный в стиле неоклассицизма, его архитектурный облик похож на древнеримскую виллу, что соответствовало размаху родовитых дворянских семей, пример которых мы так много можем увидеть в русской литературе середины XIX века.

В средней и старшей школе мы изучаем творчество Л. Н. Толстого, известного писателя, вокруг фигуры которой разгорается множество споров. С ним и семьей Толстых тесно связан Бурылин Дмитрий Геннадьевич, иваново-вознесенский фабрикант, меценат. Его мировоззрение было близко послепереломному этапу жизни Толстого, идея непротивления злу, воззрения на смысл жизни соответствовали картине мира Бурылина. Позиция насчет власти имущих также сближала Бурылина и Толстого, оба усомнились в правах владения накопленными богатствами за счет непосильного физического труда рабочих. Как пишет Ермолаева Н. Л. в статье, посвященной личности Бурылина, «Возможно, именно поэтому в 1884 г. Бурылин обратился к Толстому с письмом, в котором спрашивал совета относительно воспитания собственных детей. Но это письмо осталось без ответа. В 1907 г. Бурылин просил Толстого помочь приобрести для музея его портрет. В ответе Толстого через его секретаря Н.Н. Гусева, предлагалось сделать копию с существующих уже портретов писателя». Толстой одобрил желание Бурылина устроить в Иваново-Вознесенске Публичную народную читальню, их встреча состоялась 9 ноября 1908 года, в ходе которой было высказано много и о воспитании, и пожеланиях Толстого. После смерти писателя Бурылин находился в теплых отношениях с Софьей Андреевной, по ее совету было приобретено 20-томное собрание сочинений Толстого, альбом фотографий. Сын писателя, Андрей Львович посещает музей Бурылина, а С. А. Стахович подарила корректурный лист с авторской правкой романа «Воскресение», в 1913 году С. Н. Толстая прислала в подарок музею пару страниц рукописи «Письма к либералам». Говоря о биографии автора, мы можем дополнить каноничные факты из вступительных статей учебника именно историей взаимоотношений писателя с Д. Г. Бурылиным, имя Толстого прочно вписано в русскую культуру, дети привыкли ассоциировать с ним нечто глубокое объемное и философское. Данный краеведческий материал позволяет в нашей работе формировать гордость за малую родину, ее уникальность.

Особое внимание можно уделить генетическим связям
А. Т. Твардовского и поэтов ивановского края. В Иваново Твардовский приезжал летом 1949 года по приглашению Михаила Кочнева, возглавлявшего в то время Ивановскую писательскую организацию. В этот приезд писатель познакомился с Александром Николаевичем Благовым, ивановским поэтом, прекрасно ориентирующимся в отечественной и мировой литературе. Его книги были опубликованы в московских издательствах в 1920-30-е годы. В. С. Жуков и В. Е. Сердюк в своих воспоминаниях зафиксировали одну из встреч Твардовского и Благова, в ходе которой последний читал свою поэму «Моя командировка», произведение было схоже по ритму, размеру и интонации с твардовской поэмой «За далью – даль». Твардовский не заимствовал ритмику, однако данная встреча укоренила его убеждение, что данную поэму нужно писать именно в этом созвучии. Мария Илларионавна Твардовская просила в письме к Жукову за март 1987 год оставить воспоминания о фигуре мужа. Второй приезд Твардовского был 20-22 августа 1950 года, в ходе которого поэт решил вопрос Ивановской писательской организации, посетил Меланжевый комбинат, способствовал изданию поэмы «Василий Теркин», вышедшей в Иванове 75-тысячным тиражом. Твардовский тесно связан с ивановскими поэтами, к примеру, Николай Часов был репрессирован за чтение стихов из поэмы «Страна Муравия», позже поэт извинится за то, что Часов пострадал из-за этого. Повесть «Двенадцать палочек на зелёной траве» шуйского автора Владимира Федоровича Конюшева была опубликована в журнале «Новый мир», а позже ему дали рекомендацию в Союз советских писателей. Проследить творческие переклички поэтов-фронтовиков с творчеством Твардовского, провести сопоставительные исследования позволит не только выявить схожее и различное, но и увидеть, как тесно переплетены между собой персоналии великих классиков и Наших ивановских авторов.

Таким образом, использование краеведческих материалов в максимальной степени отражает современные тенденции развития отечественного образования: гуманизацию, ориентацию на интересы ребенка, на формирование социально-активной личности во взаимодействии ее с социокультурной средой, формирование патриотизма и гражданской идентичности. Краеведение на уроках литературы отвечает базовой потребности ребенка-подростка – потребности в общении. Визуализация, обмен мнениями, исследовательская деятельность формирует эмоциональную культуру человека, о чём тоже сейчас говорится в обновленном ФГОС.

Мною представлена только часть краеведческого материала, который можно использовать на уроках литературы. История нашего края гораздо глубже, и если уделить ей внимание, показать обучающемуся, насколько прочно Иваново вписано в общий литературный контекст, я думаю, мы поспособствуем росту самосознания и гражданского взросления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!