Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.
К.Д. Ушинский, например, обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных дисциплин. Его идеи о создании учебников с использованием краеведческого материала поддерживал Л.Н. Толстой.
Показать детям красоту окружающей природы, её ценность и богатство, показать значимость края в экономике страны, познакомить детей с историей малой родины, знаменитыми земляками проще, конечно, на уроках географии, биологии и ИКН, однако, родной край – это ещё и богатство языка.
Согласно новому государственному образовательному стандарту «предполагается включение в программу по русскому языку «этнокультуроведческого, лингвокраеведческого компонента». Как сказано в новом ФГОС, «выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции».
Как учитель-словесник осознаю необходимость использования краеведческого материала, хотя эта работа сдерживается отсутствием чётких теоретических ориентиров и учебников, методических рекомендаций.
Для меня важно включение этнокультурного компонента в обучение русскому языку, чтобы учащиеся не воспринимали русский язык «как свод скучных правил», т.е. учить ребят не только грамотно писать, верно мыслить, мечтать, но и творить добро.
Эти задачи успешно реализуются именно в процессе обучения и воспитания на основе краеведческого материала, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, затрагивает не только мысли, но и чувства.
Учитывая, что краеведение – одно из средств патриотического и нравственного воспитания в школе, использую на разных этапах уроков тексты, отражающие местные природно-климатические, экономические, культурно-исторические особенности.
Например, изучение темы «Имя числительное» может сопровождаться текстом о географическом положении п. Новый Торъял.
Раздел «Текст. Типы речи» также можно изучать на краеведческом материале.
Пример задания. Перед вами три текста, в которых рассказывается о редком виде цветка, встречающегося в нашем районе,- купальнице. Определите, к какому типу речи можно отнести каждый текст.
При подготовке к устному собеседованию в 9 классе подобрала текст о Сапаеве, для комплексного анализа о ГСС Г.Ф.Бастракове, диктант для 8 класса на основе описаний малой родины.
При изучении раздела «Фразеология» можно организовать анализ фразеологизмов, как русского, марийского, так и английского языков с целью знакомства с этнокультурными традициями, обратить внимание школьников на наличие близких выражений.
Пример задания: Перед вами три столбца. В первом расположены русские выражения, во втором –английские, в третьем- марийские. Установите соответствие между ними.
Уроки развития речи также имеют этнокультурную направленность. На них могут быть использованы произведения искусства и литературы, передающие языковые и культурно-исторические особенности. Например, репродукции картин художников-земляков С.Алдушкина, З.Лаврентьева, семейные фотографии.
Результаты краеведческой работы находят отражение в сочинениях учащихся. В них ребята делятся впечатлениями, своими раздумьями об услышанном, увиденном, пережитом. Для работы разрешается выбрать любой жанр: письмо, дневниковые заметки, эссе. Цель - научить школьников правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, лучше узнать родные места.
Учитель должен продумать все до мелочей: как построить урок, какой краеведческий материал использовать на разных этапах урока, о каком уголке родного края рассказать подробнее и т.д. Ведь очень важно искреннее отношение учителя к тем местам, о которых пойдет речь. Знание краеведческого материала помогает учителю в воспитании у школьников любви к окружающему миру, к тем местам, где родился и вырос, к своей «малой» родине, к своей стране.
Можно говорить о преемственности урочной и внеурочной деятельности. Важным фактором формирования ценностных отношений являются исследовательские проекты.Они пробуждают у учащихся живой интерес к жизни родного края. Школьники переживают судьбы героев в неразрывной связи с историей страны, историей родного края.
Заключение
Включение материалов с краеведческой направленностью, используемых на уроках русского языка, при подготовке к ОГЭ, на открытых уроках способствует становлению языковой личности учащегося, предоставляет уникальную возможность не просто расширять кругозор наших учеников, она закладывает нравственные основы личности.
Работаю по теме с 2020г. Выступала на республиканском краеведческом чтении «Есть Родина у каждого из нас», в 1921г.-на 20-х Глушковских чтениях, была участником Большого этнографического диктанта, в декабре прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы этнокультурного образования». Считаю, что значимость моей работы состоит в следующем:
обоснована необходимость включения краеведческого компонента в содержание обучения русскому языку;
разработана система упражнений, решающая дидактические и воспитательные задачи современного обучения, обеспечивающая развитие языковой способности учащихся, формирование их этнокультурной компетенции, базирующейся на духовно-нравственных ценностях, и прежде всего - на патриотизме и толерантности личности, которая может быть использована в системе основного образования.
№п | Конкурс | Вид работы | Участник | Результат |
1 | Республ. фестиваль языков «Lingva-Территория», посвященный Дню родного языка | Сочинение | Коновалов Д. | Сертификат |
2 | l Республ.НПК «Наследники Великой Победы» | Исследовательская работа | Чемоданова В. | Призер |
3 | X Республ. НПК «Корифеи» | Исследовательская работа | Чемоданова В. | Диплом lll ст. |
4 | I Респ. НПК «нам о России надо говорить» | Исследовательская работа | Чемоданова В. | Диплом l ст. |
5 | V Республ. «Яналовские чтения» | Исследовательская работа | Сидоркина А. | Сертификат |
6 | IV Республ. «Конаковские чтения | Сочинение | Воронова Я. | Диплом ll ст. |
7 | Vll Республ. НПК «Учителями славится Россия» | Исследовательская работа | Воронова Я. | Диплом l ст. |
8 | Муниц. этап ВКС «Без срока давности» | Сочинение | Чемоданова В. | Диплом l ст. |
9 | Регион. этап ВКС «Без срока давности» | Сочинение | Чемоданова В. | Диплом участника |
10 | Республ. форум «И выпала нам честь родиться на Руси» | Видеоролик | Учащиеся 6 класса | Диплом l ст. |
11 | Районный конкурс творческих работ | Сочинение | Сидоркина А. | Грамота, l место |