СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краеведение на уроках русского языка»

Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

К.Д. Ушинский, например, обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных дисциплин. Его идеи о создании учебников с использованием краеведческого материала поддерживал Л.Н. Толстой.

Показать детям красоту окружающей природы, её ценность и богатство, показать значимость края в экономике страны, познакомить детей с историей малой родины, знаменитыми земляками проще, конечно, на уроках географии, биологии и ИКН, однако, родной край – это ещё и богатство языка.

Согласно новому государственному образовательному стандарту «предполагается включение в программу по русскому языку «этнокультуроведческого, лингвокраеведческого компонента». Как сказано в новом ФГОС, «выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции».

Как учитель-словесник осознаю необходимость использования краеведческого материала, хотя эта работа сдерживается отсутствием чётких теоретических ориентиров и учебников, методических рекомендаций.

Для меня важно включение этнокультурного компонента в обучение русскому языку, чтобы учащиеся не воспринимали русский язык «как свод скучных правил», т.е. учить ребят не только грамотно писать, верно мыслить, мечтать, но и творить добро.

Эти задачи успешно реализуются именно в процессе обучения и воспитания на основе краеведческого материала, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, затрагивает не только мысли, но и чувства.

Учитывая, что краеведение – одно из средств патриотического и нравственного воспитания в школе, использую на разных этапах уроков тексты, отражающие местные природно-климатические, экономические, культурно-исторические особенности.

Например, изучение темы «Имя числительное» может сопровождаться текстом о географическом положении п. Новый Торъял.

Раздел «Текст. Типы речи» также можно изучать на краеведческом материале.

Пример задания. Перед вами три текста, в которых рассказывается о редком виде цветка, встречающегося в нашем районе,- купальнице. Определите, к какому типу речи можно отнести каждый текст.

При подготовке к устному собеседованию в 9 классе подобрала текст о Сапаеве, для комплексного анализа о ГСС Г.Ф.Бастракове, диктант для 8 класса на основе описаний малой родины.

При изучении раздела «Фразеология» можно организовать анализ фразеологизмов, как русского, марийского, так и английского языков с целью знакомства с этнокультурными традициями, обратить внимание школьников на наличие близких выражений.

Пример задания: Перед вами три столбца. В первом расположены русские выражения, во втором –английские, в третьем- марийские. Установите соответствие между ними.



Уроки развития речи также имеют этнокультурную направленность. На них могут быть использованы произведения искусства и литературы, передающие языковые и культурно-исторические особенности. Например, репродукции картин художников-земляков С.Алдушкина, З.Лаврентьева, семейные фотографии.

Результаты краеведческой работы находят отражение в сочинениях учащихся. В них ребята делятся впечатлениями, своими раздумьями об услышанном, увиденном, пережитом. Для работы разрешается выбрать любой жанр: письмо, дневниковые заметки, эссе. Цель - научить школьников правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, лучше узнать родные места.

Учитель должен продумать все до мелочей: как построить урок, какой краеведческий материал использовать на разных этапах урока, о каком уголке родного края рассказать подробнее и т.д. Ведь очень важно искреннее отношение учителя к тем местам, о которых пойдет речь. Знание краеведческого материала помогает учителю в воспитании у школьников любви к окружающему миру, к тем местам, где родился и вырос, к своей «малой» родине, к своей стране.

Можно говорить о преемственности урочной и внеурочной деятельности. Важным фактором формирования ценностных отношений являются исследовательские проекты.Они пробуждают у учащихся живой интерес к жизни родного края. Школьники переживают судьбы героев в неразрывной связи с историей страны, историей родного края.



Заключение

Включение материалов с краеведческой направленностью, используемых на уроках русского языка, при подготовке к ОГЭ, на открытых уроках способствует становлению языковой личности учащегося, предоставляет уникальную возможность не просто расширять кругозор наших учеников, она закладывает нравственные основы личности.

Работаю по теме с 2020г. Выступала на республиканском краеведческом чтении «Есть Родина у каждого из нас», в 1921г.-на 20-х Глушковских чтениях, была участником Большого этнографического диктанта, в декабре прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы этнокультурного образования». Считаю, что значимость моей работы состоит в следующем:

обоснована необходимость включения краеведческого компонента в содержание обучения русскому языку;

разработана система упражнений, решающая дидактические и воспитательные задачи современного обучения, обеспечивающая развитие языковой способности учащихся, формирование их этнокультурной компетенции, базирующейся на духовно-нравственных ценностях, и прежде всего - на патриотизме и толерантности личности, которая может быть использована в системе основного образования.



№п

Конкурс

Вид работы

Участник

Результат

1

Республ. фестиваль языков «Lingva-Территория», посвященный Дню родного языка

Сочинение

Коновалов Д.

Сертификат

2

l Республ.НПК «Наследники Великой Победы»

Исследовательская работа

Чемоданова В.

Призер

3

X Республ. НПК «Корифеи»

Исследовательская работа

Чемоданова В.

Диплом lll ст.

4

I Респ. НПК «нам о России надо говорить»

Исследовательская работа

Чемоданова В.

Диплом l ст.

5

V Республ. «Яналовские чтения»

Исследовательская работа

Сидоркина А.

Сертификат

6

IV Республ. «Конаковские чтения

Сочинение

Воронова Я.

Диплом ll ст.

7

Vll Республ. НПК «Учителями славится Россия»

Исследовательская работа

Воронова Я.

Диплом l ст.

8

Муниц. этап ВКС «Без срока давности»

Сочинение

Чемоданова В.

Диплом l ст.

9

Регион. этап ВКС «Без срока давности»

Сочинение

Чемоданова В.

Диплом участника

10

Республ. форум «И выпала нам честь родиться на Руси»

Видеоролик

Учащиеся 6 класса

Диплом l ст.

11

Районный конкурс творческих работ

Сочинение

Сидоркина А.

Грамота, l место




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!