СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение образования в современной школе: необходимость и возможность.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются некоторые аспекты понятия «краеведение», факторы, определяющие необходимость и возможность краеведческой работы в школе. Также рассматривается понятие, образовательная значимость и практика реализации направления «краеведение образования», выделены типы самостоятельных творческих работ учащихся, в которых учебная организация является объектом проектной, исследовательской, рефлексивной деятельности  или является значимым пространством ее разворачивания, рассматриваются условия для развития краеведения образования в школе в деятельности педагогов и обучающихся. Статья ранее опубликована в научно-методическом журнале Исследователь/Researcher, 2020 №2 (30).

Просмотр содержимого документа
«Краеведение образования в современной школе: необходимость и возможность.»

КРАЕВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ:

НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ

Хвостова Татьяна Владимировна, к. психол. наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работы, учитель истории и обществознания, г. Сергиев Посад.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты понятия «краеведение», факторы, определяющие необходимость и возможность краеведческой работы в школе. Также рассматривается понятие, образовательная значимость и практика реализации направления «краеведение образования», выделены типы самостоятельных творческих работ учащихся, в которых учебная организация является объектом проектной, исследовательской, рефлексивной деятельности или является значимым пространством ее разворачивания, рассматриваются условия для развития краеведения образования в школе в деятельности педагогов и обучающихся.

Ключевые слова: краеведение, школьное краеведение, краеведение образования, самостоятельная творческая работа учащихся, исследовательская деятельность школьников, проектная деятельность школьников.

Annotation. In this article some aspects of the notion "local history", factors that denote the necessity and possibility of working on local history at school are dwelt upon. Also the notion, educational value and experience of applying of ''local history of education" are examined, types of students' individual creative works are distinguished. In these works the educational institution is the object of project, research, reflective activity or is a meaningful field of its fulfilling. Conditions for development of local history of education at school for teachers and students are studied.

Key words: local lore, local history at school, local history of education, students' individual creative work, project work of students.

Под краеведением традиционно понимают комплексное исследовательское, но при этом, как правило, не профессиональное, а скорее любительское изучение определенной территории: поселка, города, области и т.п. Люди, которых называют краеведами – это труженики, которые скрупулезно собирают, хранят и популяризируют материалы о своем крае. Его границы они определяют не столько в парадигме административного деления, сколько в парадигме любви, исследовательского интереса и ценностного отношения. Эти люди много умеют, ведь позиция «краевед» предполагает не присвоение готового знания, а продуцирование этого знания во имя обретения объективно обусловленного и окрашенного личностным отношением образа места, которое они считают своим. Такая деятельность определяется содержанием этического, эстетического, коммуникативного, эмоционально-волевого, интеллектуального потенциалов личности и обращена к ним. Именно поэтому любая деятельность краеведческой направленности, которую осуществляет обучающийся образовательной организации, и необходима и возможна в современной школе. Особенно, если в предмет педагогической заботы взрослых включена становящаяся личность и ее развитие. Обратимся к общим и специфическим факторам, определяющим необходимость такой работы в школе

  1. Самостоятельная деятельность является необходимым условием развития личности. Вне деятельности подлинное развитие не происходит.

  2. Деятельность – это последовательное движение от порождения собственного замысла (исследовательского, проектного и т.п.) к его самостоятельной реализации и рефлексии полученного результата посредством преобразования как окружающей действительности, так и самого субъекта деятельности. В условиях школьного ученичества существует опасность имитации деятельности, опасность подмены этого мощного условия и инструмента развития личности такой системой активности, которая исчерпывается получением задания, его выполнением и осуществлением внешнего контроля. В пространстве краеведческой деятельности такая опасность чуть меньше, так как эта деятельность, по определению, не предъявляет слишком жестких требований. И ученый, и краевед стремятся обрести знание, но если для первого принципиально обретение относительно конечной истины по поводу очень конкретного предмета исследования, то для краеведа важно достроить до относительно целого имеющиеся представления о том или ином культурно-географическом объекте. Именно поэтому краеведческие исследования, как правило, носят эмпирический характер, что дает хорошую возможность для организации условий их освоения школьниками.

  3. Целостность, как базовая характеристика краеведческой деятельности, обладает особой ценностью в условиях школьной жизни, которая организована совсем иначе: школьные предметы, даже в условиях интегрированного обучения, не особенно способствуют обретению представления о мире как о едином организме. Однако такое видение на сегодняшний день представляется не только эстетически, но и экологически необходимым в самом широком смысле, в смысле обеспечения нашей безопасности, возможности воспроизводства, стабильного функционирования и развития нашей системы. Краеведение, как деятельность и подход, основанный на ценностях целостного видения, на ценностях обретения, хранения, трансляции и интегрирования обретенного наследия, объективно необходимо в современном образовании как способ преодоления разобщенности предметно-дисциплинарного знания, как способ формирования представлений о целостности и проницаемости нашего мира.

  4. Установка на краеведение, особенно если оно заведомо не мыслится лишь как историческое или какой-то иной направленности, позволяет создавать условия роста для широкого круга обучающихся с очень разными интересами. При этом появляется возможность расширять предмет педагогической заботы, включая в него развитие способностей осуществлять коллективно-распределенную деятельность, работать в команде, в том числе в условиях многозадачности.

Таким образом, можно сказать, что необходимость краеведения в школе обусловлена его соотносимостью с объективно востребованной моделью целостного видения и комплексного освоения и преобразования мира и себя в мире.

Обратимся к факторам, определяющим возможность интеграции краеведения в школьную практику. В анализе этих факторов мы будем исходить из уже обозначенной схемы деятельности: замысел – реализация – рефлексия.

1.Замысел любой деятельности рождается из вопросов самого разного типа: на понимание, на проблематизацию имеющихся представлений, на обретение нового знания и т.п. Рождающиеся вопросы оформляются в замысел, если подкреплены намерением познающего субъекта пройти соответствующий путь. В условиях школы это возможно, если и сами вопросы, и предполагаемый путь соразмерны возможностям обучающегося, т.е. находятся в зоне его ближайшего развития, даны ему немного «на вырост». Может ли это обеспечить краеведческая проблематика? Безусловно, ведь она задает достаточно широкое полидисциплинарное и полипредметное поле вопрошания. Можно выделить различные по степени конкретизации и обобщения локусы краеведения. Среди них – литературное, биологическое, историческое, географическое краеведение. А также менее более широкие комплексы – топонимическое, этнографическое, культурологическое, экологическое, художественное, природоведческое краеведение. Однако, какими бы не мыслились объект и предмет конкретной краеведческой деятельности, ее рамка – интерес и любовь к своему краю – остается общей. Это позволяет собирать и включать в общую деятельность обучающихся с различными интересами, с разной личностной направленностью и с разным уровнем подготовки.

2. Для успешно реализации деятельности человек должен быть хорошо оснащен: должен владеть необходимыми методами и методиками, обладать навыками самоорганизации, навыками индивидуальной и командной работы, навыками презентации результатов своей деятельности. Для развития этого арсенала краеведение тоже дает прекрасные возможности. Эта деятельность, как правило, не требует организации далеких экспедиций, слишком сложных лабораторных испытаний и экспериментов, она не предполагает необходимости выделять неведомые ранее закономерности, устойчивые и переносимые на другие ситуации причинно-следственные связи. Однако, краеведение не исключает путешествий другого типа: от простого к сложному, от незнания к знанию, от вопроса – к ответу и новому вопросу, от элемента – к целому, от реконструкции к преобразованию. Этот опыт, как и опыт любой собственной деятельности бесценен, поскольку дает новые импульсы развитию личности, легко закрепляется, переносится на другие ситуации и преобразуется в условиях новой деятельности.

3.Этап рефлексии – важная и сложная в обеспечении составляющая деятельности. Особенно сложно его обеспечить в школьной практике. В лучшем случае рефлексия подменяется «выводами по работе» и завершается после ее прекращения. В случае краеведческих изысканий ситуация особенная. Тот, кто их проводил, фактически остается в «изведанной» им реальности, имея возможность обращаться к ней вновь и вновь, соотносить с ней свое новое знание. Он может относиться к ней не как к искусственно выделенному предмету интереса, а как к одному из базовых условий своего физического и культурного бытия в пространстве природы и общества. Этому способствуют и хорошо отработанные школьные практики: работа краеведческих кружков, краеведческих обществ, заседания краеведческих секций и др.

Возможность самоценного осуществления краеведческой деятельности в школе и использования этой деятельности обучающихся с целями их образования и личностного развития обусловлена ее педагогической емкостью и фактически универсальным характером, возможностью осуществления и в условиях полноценного финансирования, и в условиях скромных материальных возможностей большинства школ.

Особое место в школьном краеведении может занимать краеведение образования, деятельность, направленная на изучение того, кто, кого, как и с каким результатом образовывал (учил, воспитывал, развивал) в культурно-историческом и социальном пространстве, которое мы называем своим краем. Почему такая практика представляется важной? Во-первых, потому, что значительная часть жизни человека происходит в период его ученичества. Именно из этого мира в большой мир взрослой жизни мы уносим так много: от предметных знаний до базовых нравственных оснований нашей личности. Можно с уверенностью сказать, что любая образовательная организация – это образующая система по отношению к социуму, культуре и самой личности. Поэтому было бы как минимум странно не изучать эту часть реальности. Исключив ее из предмета интереса и заботы, мы бы нарушили один из главных принципов педагогической и краеведческой деятельности – принцип целостности. Во-вторых, значимость краеведения образования в школе определяется тем, что обучающийся заведомо погружен в образовательную реальность, является ее частью, у него уже есть достаточно устойчивые представления о ней, опыт соответствующего наблюдения и самонаблюдения, осмысления и рефлексии. Каждый ученик в той или иной степени является «специалистом» в вопросах образования. Тем важнее и продуктивнее может быть работа по проблематизации и расширению имеющихся представлений в процессе реализации модели познания, направленного на выращивание подвижного развивающегося знания.

Краеведение образования – направление, приверженность которому изначально не присуща школьнику, но интерес к этой проблематике можно выращивать по линиям «от простого – к сложному», «от частного – к общему», «от моего – к нашему» и т.п. Речь идет о возможностях, которые дает изучение собственной школы. Рассмотрим этот вопрос на примере опыта МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского». Гимназия существует с 1994 года и в 2019 г. отмечает свой двадцатипятилетний юбилей. Позволю привести строки стихотворения о гимназии, которое звучало на праздничной линейке первого сентября.

Серебром по нашей дате –

Дождь времен.

И волны катят…

Их приливы и отливы –

То, что было, то, чем живы.

Нанесли давно на карты

Наше имя.

Тонкий абрис

Как вопрос:

«Ну кто, ты? Как ты?»

Отвечаю,

«Мы – не адрес!»

Мы – как миросозиданье:

Родником

от слова к делу

Пробиваясь, прорастаем

сквозь, казалось бы, пределы.

Я совсем не «юбилею»,

Просто факты.

Но в душе своей лелею:

«Где ты? Как ты?»

Даже если есть на карте имя, абрис,

Будем жить, как мы умеем,

Мы – не адрес!

Т.В. Хвостова, 02 сентября 2019 г.

Это стихотворенье было написано совсем не с целью самоопределения относительно краеведческой деятельности, но, уж так случилось, что отражение сути гимназии произошло в «топонимическом контексте». Полагая гимназию не адресом, а точкой силы, в которой можно прорасти, укорениться и вырасти, мы обращаемся к ее феномену и используем ее площадку для сопровождения роста наших учеников. Маленькая справка: практика самостоятельных творческих работ учащихся (СТР) существует в гимназии практически с ее открытия, вот уже почти двадцать пять лет. С 2000 года она развивается в рамках Конкурса самостоятельных творческих работ учащихся имени П.А. Флоренского. Все работы хранятся в гимназической библиотеке, на сегодняшний день в фонде – 3019 единиц хранения. В гимназии нет краеведческого общества, краеведческого кружка, в нашей истории не было ни одной полноценной краеведческой экспедиции. Изучение родного края в гимназии в разное время осуществлялось в рамках учебных предметов «История края», «История Московской области», «Духовное краеведение Подмосковья». Сегодня этот компонент представлен в учебном плане курсом внеурочной деятельности «Испокон и до ныне…». Краеведческий посыл в предельно широком, гимназическом смысле, просматривается в присвоении гимназическому Конкурсу самостоятельных работ учащихся имени священника, богослова, философа и ученого Павла Александровича Флоренского, который жил в нашем городе и усилиями которого были сохранены, учтены и описаны ценности Троице-Сергиевой лавры в послереволюционный период, в практиках обращения к наследию о. Павла. Ежегодно, в день Открытия Конкурса ученики девятых классов представляют всей гимназии результаты своего обращения к наследию этого удивительного человека в форме литературной, поэтической композиции, театральной постановки, фильма. Этой практике уже двадцать лет. И уже почти двадцать пять – практике обращения авторов гимназических рефератов, проектов, исследований, эссе к историческим, культурным, социальным и природным реалиям нашей Сергиевской земли, а через них – к самому миру, в котором мы живем. Удивительно, но никогда в гимназии не принимали решений о необходимости развития краеведческой деятельности, разве что в случае с двухлетней практикой проведения Чтений Флоренского в конце девяностых. Внеурочное образование краеведением никогда никому не вменялась в обязанности, тем более относительно такого предмета деятельности как сама гимназия. Но были люди. Прежде всего – первый директор гимназии – Иосиф Борисович Ольбинский, для которого глубокая связь прошлого, настоящего и будущего была очевидной и определяющей, а идея возвращения – ценной и методически обоснованной. Вторая значимая фигура – Марина Геннадьевна Вишневская – завуч и учитель, преподающий предметы «История края» и «История мировых религий», увлеченный и внимательный к деталям историк, сочетающий исследовательскую и проектную позиции, всегда удерживающий смыслы развивающего сопровождения деятельности своих учеников. Еще одна значимая личность – Маргарита Борисовна Киневская, ветеран школы №1 (ранее – имени Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)), в восстановленном здании которой живет гимназия. Маргарита Борисовна сохранила и передала архивы школы-предшественницы, помогла восстановить список имен учеников школы, не вернувшихся с Великой отечественной войны, создать памятную доску, подобно той, что когда-то была в ее школе, подготовить к выпуску книгу «Первая». А еще – были учителя, которые ежедневно создавали свою гимназию, любили ее и понимали, что к ней можно отнестись не только с любовью, но и с интересом, и посредством этого интереса увидеть многие и многие стороны окружающего мира, заинтересовать и увлечь своих учеников делом его познания и понимания..

Сегодня в гимназическом библиотечном фонде самостоятельных творческих работ учащихся – более восьмидесяти текстов, посвященных гимназии, выполненных в период с 1995 по 2019 год. Они очень разные по проблематике, направленности, жанру. С известной долей условности, среди них можно выделить следующие:

Предметно-локационные – те, в которых интерес и внимание автора обращены на какой-то объект, который либо расположен в гимназии, либо причастен ей, но не является ее частью, не отражает ее сути, не позволяет ее «изведать». Предметность таких работ обусловлена внешним дисциплинарным интересом и соответствует конкретным предметам или областям знания и в этом смысле не обладает уникальностью. Для работ такого типа гимназия – площадка для проведения автором изысканий в своей области.

Предметно-проекционные – те, в которых изначально заложено намерение узнать что-то именно о гимназии. В таких работах базовый интерес к гимназической жизни редуцируется до конкретного вопроса о некоторой стороне феномена гимназии, гимназической жизни учеников. Грань между предметно-локационными и предметно-проекционными работами достаточно тонкая, к тому же ученики не всегда грамотно формулируют темы (названия) своих работ. Однако при анализе их структуры и содержания различия непременно находятся.

Событийно-реконструкционные работы направлены на то, чтобы восстановить событийный контекст жизни гимназического сообщества, найти, сохранить и представить свидетельства этого происходящего. Задачи авторов таких работ сродни задачам летописцев и в них, также как в летописях есть объективная канва и субъективных контекст восприятия происходящего в гимназии ее учеником. Именно эта, личностная составляющая, которая проявляется подчас в отборе фотоматериала, в выборе конкретных слов из синонимического ряда при подготовке описаний и разработке анкет для опросов очевидцев, представляет особый интерес для последующего исследования феномена гимназии. А для самих авторов такие работы – прекрасная возможность получит опыт работы с различным материалом, возможность получить опыт не только изучения к значимой реальности, но и опыт отнесения к ней.

Рефлексиво-презентационные работы – это те, в которых автор изучает и представляет ту реальность, в которую он сам непосредственно погружен. В названиях таких работ часто встречаются личные и притяжательные местоимения. В этих случаях авторам бывает непросто выйти в исследовательскую позицию, поэтому наиболее типичные жанры реализации намерений в данном случае – это эссе и проекты.

Смысло-реконструкционные работы всегда направлены к той реальности, которая непосредственно не «дана нам в ощущении», а лишь явлена опосредованно в канве событий, в делах и поступках конкретных людей. В работах такого типа как бы два уровня: первый – выявление того уникального, что требует не просто фиксации и описания, но восстановления основ и понимания в процессе смыслоориентированного анализа; второй – сама смыслоориентированная реконструкция, анализ и интерпретация ее результатов.

Проектно-преобразующие работы – это те, основный посыл которых – преобразование среды, различных ее объектов. Такие работы очень важны: их результаты, как правило, очевидны и наглядны, поэтому авторы получают общественное признание и имеют возможность наблюдать, как в пространстве учебного заведения их воплощенные замыслы получают самостоятельную жизнь. Сама же работа такого рода – хорошая возможность для профессиональных проб и для расширения возможности изучения предмета «Технология».

Приведем некоторые примеры самостоятельных творческих работ учащихся различных типов:

1.Предметно-локационные:

Школьный гастрит. 2004 г.

Фейерверк в честь 10-ия СПГ. 2005 г.

Учащиеся школы имени РККА в годы войны. 2006 г.

Экзамен и стресс. 2007 г.

История Первой школы в лицах: И.Б.Мачерет - педагог, писатель, художник. 2009 г.

Стресс в жизни современных школьников. 2010 г.

Оптимизация тепловых потерь (на примере Сергиево-Посадской гимназии) 2011 г.

Выпускники школы РККА в истории Сергиево-Посадского района. 2013 г.

Микробиологический анализ пыли гимназии, и ее влияние на организм человека. 2015 г.

Свободное время подростков. 2016 г.

Адаптация подростка в новом коллективе. 2018 г.

2.Предметно-проекционные:

Исследование интересов учащихся гимназии. 2002 г.

Ученический жаргон. 2003 г.

Организация времени жизни гимназистов и школьников. 2006 г.

Медиатека в гимназии. 2006 г.

Сергиево-Посадская гимназия. Начала 20 века. 2007 г.

Выпускники гимназии: ожидания и реальность. 2010 г.

Исследование питания и здоровья учеников СПГ. 2010 г.

Книги, которые читают гимназисты. 2012 г.

Обувь и здоровье гимназистов. 2016 г.

3.Событийно-реконструкционные:

История гимназии в лицах и судьбах. 2003 г.

Художники и презентации в гимназии. 2003 г.

История гимназии в числах и задачах. 2005 г.

Исторический календарь (20-летие СПГ им. И.Б. Ольбинского). 2015 г.

4.Рефлексиво-презентационные:

О нашей параллели в 2003-2005. 2005 г.

Летопись 8 параллели. 2009 г.

Мир глазами гимназиста. 2015 г.

Фотоальбом моей гимназии. 2004 г.

Азбука гимназистки. 2015 г.

5.Проектно-преобразующие:

WEB-дизайн логотипа Сергиево-Посадская гимназия. 2003 г.

Создание автомата световых эффектов. 2007 г.

Гимназический сайт: новая версия. 2007 г.

Какая столовая нужна нашей гимназии? Проект. 2007 г.

Гимназический цифровой архив. Или попытка-не пытка. 2008 г.

Виртуальная прогулка по гимназии. 2008 г.

Рабочее место лектора. 2009 г.

2009 г.

Новая жизнь старого архива. 2009 г.

Ландшафтный дизайн: практическая реализация правил и принципов в оформлении территории вокруг МОУ «Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б.Ольбинского». 2010 г.

Гимназия будущего. 2010 г.

Создание сайта гимназии. Инструкция. 2011 г.

Гимназическое радио. 2012 г.

Разработка и создание стола для АРМрестлинга. 2012 г.

Организация и подготовка праздника посвященного Дню защитников Отечества. 2014 г.

Создание журнала Гимназистка"

2014 г.

Интеллектуально-творческая игра для гимназистов. 2015 г.

Виртуальная прогулка по гимназии. Возвращение к теме. 2015 г.

Создание рок-группы в гимназии. 2015 г.

Велопарковка. 2015 г.

3D модель гимназии. 2016 г.

Организация туристического кружка в гимназии. 2017 г.

3D модель гимназии. Продолжение проекта. 2017 г.

Обустройство гимназии для детей с ограниченными возможностями. 2018 г.

6.Смысло-реконструкционные:

Самостоятельная творческая работа глазами гимназистов. 2005 г.

Современная гимназия и царскосельский лицей. 2005 г.

СПГ как пропуск в будущее. 2006 г.

Путеводитель по гимназии: возвращение домой. 2006 г.

Традиции Сергиево-Посадской гимназии. 2006 г.

Ученический совет как социальный проект. 2011 г.

Видеоролик на День учителя. 2012 г.

История гимназии в лицах. 2011 г.

Загорская школа им. РККА и Сергиево-Посадская гимназия: сходства и различия. 2014 г.

Тайны гимназии. 2014 г.

Проблема адаптации семиклассников в гимназии. 2014 г.

Письмо в прошлое. 2014 г.

Особенности взаимодействия учителя и ученика в гимназии. 2015 г.

Инклюзивное образование в СПГ. 2015 г.

Интересно заметить, что первая самостоятельная творческая работа поступила в библиотечный фонд гимназии в 1996 году, а самая первая работа о гимназии – лишь в 2002 году. Это объясняется тем, что на заре гимназической истории СТР выполняли только старшеклассники и к тому же по желанию, так что этих работ просто было не много. С другой стороны – первые годы существования гимназии – период ее становления, складывания традиций, формирования коллектива и базовых ценностей организации гимназической жизни. Требовалось время для осознания того, что гимназия может и должна изучаться и требовался импульс для начала этой практики. Таким импульсом стал первый юбилей гимназии в 1999 году, ее пятилетие. К этому времени уже имелся опыт краеведческих изысканий, которые были обусловлены как внутренним интересом педагогов (проекты М.Г. Вишневской), так и внешними обстоятельствами (работа автора параллельно с гимназией в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО и его юбилей в 1998 году). Пора было серьезно посмотреть на саму гимназию. Именно в контексте юбилея группа гимназистов под руководством автора взяла на себя труд обобщить и представить в виде доклада материал работы с концепцией живого музея П.А. Флоренского и первых попыток разработки принципов живого музея гимназии. Текст доклада был опубликован в сборнике по итогам Чтений Флоренского, в которых ученики выступали наряду с маститыми краеведами, богословами, культурологами и психологами. Почему это было возможно? Прежде всего, потому, что Иосиф Борисович Ольбинский, первый директор и, по сути, создатель гимназии всегда выступал за расширение образовательного пространства, за то, чтобы у учеников были возможности для разворачивания подлинной самостоятельной деятельности, за то, чтобы связи прошлого, настоящего и будущего становились очевидными и действительно пронизывали нашу жизнь.

Символично, что в этом году, когда мы собираемся праздновать наше двадцатипятилетие, девочка-семиклассница предложила тему, связанную с созданием портрета И.Б. Ольбинского в технике мозаики, используя вместо цветных стеклышек или смальты маленькие фотографии из гимназической жизни. Замысел поддержал учитель изобразительного искусства и МХК Александр Александрович Демахин. А значит, впереди будет интересная и продуктивная работа, в ходе которой появятся возможность решать самые разные задачи, осваивать различные исследовательские и проектные практики, практики построения высказывания. Эта история очередной раз иллюстрирует простую мысль, столь важную для краеведческой работы в школе: все дело в людях! Этим во многом определяется и содержание краеведения образования, поскольку «краеобразующим» фактором всегда является человек, а точнее – люди. Здесь вполне уместно перефразировать одну поговорку бытующую в одной местной семье: «Какие люди, такой и край» (в оригинале – «Какие люди, такая и погода»). Правда в исходном варианте заложен контекст воздаяния и благообретения, а в сделанной реплике – контекст служения и благообразования. Попытка разглядеть человека в потоках времени, истории, в толще культуры, попытка увидеть и понять как «его труд вливается в труд его республики» – подлинное содержание краеведения образования в школе. Представляется, что осуществлять такой подход, вовлекать в такую деятельность учеников возможно только если подобный контекст уже задан взрослыми, если взрослые в своей собственной деятельности осуществляют эту, ценную для них деятельность.

Обратимся к некоторым примерам такой деятельности. Первый – юбилейные торжества, посвященные восьмидесятипятилетию Школы №1 (им. РККА) и пятилетию гимназии. Это была не только первая масштабная демонстрация ценностей познания, хранения и трансляции истории образовательного учреждения через обращение к судьбам учителей, выпускников, всех, кто был причастен этому удивительному феномену. В процессе подготовки книги «Первая» было поднято много архивов, было записано много воспоминаний, сделано много рефлексий. В послесловии «Прошлое не проходит» И.Б. Ольбинский писал: «Слова эти, принадлежащие отцу П. Флоренскому, как противопоставление крылатому: «прошлое не вернуть», наиболее точно передают первые мысли и чувства, связанные с созданием книги о школе РККА. Отношение к прошлому, способность обернуться, - не это ли главное в обучении и воспитании, не это ли определяет нашу сегодняшнюю жизнь? Не само прошлое, а отношение к нему. Неумение возвыситься мыслью, чувством и духом к прошлому неминуемо приводит к его идеализации и охаиванию и как следствие к разрушению, а не созиданию Прошлое нельзя любить или не любить, но его нельзя не чтить и оно всегда уникально. Поэтому книга об истории школы РККА – это знак глубокого уважения к Учителю и Ученику, это пример отношения к образованию и воспитанию человека. Надо ли теперь объяснять, почему идея создания книги принадлежит Сергиево-Посадской гимназии, жизнь которой началась с изучения истории школы. Надо ли говорить о том, что книга станет одним из учебников для гимназистов. Сергиево-Посадской гимназии еще (уже) пять лет. История ее только начинается. И пока ее рано отражать в книге. Но возможно, через некоторое время… Прошлое не проходит, оно только начинается». Время когда под одной обложкой новой книги «Первая. 1914-1994-2014» были представлены и школа №1 и Сергиево-Посадская гимназия настало , когда гимназии исполнилось двадцать лет. В книгие есть тексты и фотографии, эссе, фрагменты исследований и сухие строки из отчетов, представлены традиции и представления о горизонтах. Ее писали учителя, ученики, выпускники, родители. Что-то пришлось восстановить в памяти, что-то из нее никогда не уходило, какие-то свидетельства нашей судьбы пришлось разыскивать, какие-то любовно хранились в заветных папках. Так или иначе мы вместе вновь показали необходимость и возможность обращения к школе, гимназии, к образованию как реалии этого сложного мира, в котором, как в матрешке – наша страна, наш край и мы сами. Такое отношение просматривается в очень многих больших и маленьких событиях гимназической жизни. Например, в том, что с самых первых лет существования гимназии, здесь с удовольствием встречают выпускников школы предшественницы. Эти уже очень взрослые люди не только ходят по школе, в поисках места , где когда-то был их класс, учительская или кабинет директора. Они приходят на встречи с гимназистами. Рассказывают о своей школьной жизни, о своем жизненном пути. И хотя многие из них давно не живут в нашем городе, все они – это тоже наш край, его история и судьба, главная результирующая дела образования. А еще «краеведческое» отношение проявляется в том, что гимназии тепло и заботливо относятся к ветеранам педагогического труда. Они всегда - желанные гости на наших концертах и спектаклях, мы поздравляем их с праздниками, пытаясь через человека, показать нашим ученикам, что связь времен – не миф, а реальность.

Другой пример - событие из практики проведения образовательных круглых столов в ходе ежегодных Открытий Конкурса имени П.А. Флоренского. Поскольку для нас важно жанровое разнообразие самостоятельных творческих работ и их культуросообразность, мы всегда проводим круглые столы (мастерские, секции и т.п.), посвященные таким видам деятельности как эссеистика, проектирование, реферирование и исследование. Их проводят люди, оспособленные и состоявшиеся в этих пространствах. В этом вопросе «наш край» мы толкуем очень широко и приглашаем гостей и не только из нашего, города и из других городов, главное, чтобы человек мог показать живую, востребованную деятельность, все ее необходимые этапы, сделать ее привлекательной для гимназистов и помочь начать ее осваивать. В начале двухтысячных, героем одного из таких круглых столов по проектированию был директор гимназии И.Б. Ольбинский, а модератором – психолог гимназии Н.Л. Берсенев. В течение нескольких лет и Иосиф Борисович, и Николай Леонидович были участниками семинара по проектированию гимназии и вот теперь в режиме реконструкции и рефлексии они представляли этот опыт гимназистам, т. е. по сути, пользователям своего, правда, не вполне отчужденного продукта. Это был очень откровенный и очень трудный разговор, в ходе которого И.Б. Ольбинскому пришлось не просто пройти заново свой путь, но и провести по нему гимназистов. Однако, он справился.

В 2017 году уже о самом Иосифе Борисовиче на педагогических чтениях, посвященных его памяти делала доклад учитель русского языка и литературы Липасти Лидия Петровна (Ф.М. Достоевский и И.Б. Ольбинский. Попытка расшифровать тетради Ольбинского»), которая позже повторила его на вечере встречи выпускников. Это был уникальный опыт. За основу Лидия Петровна взяла рукописные тетради нашего первого директора, в которых он делал записи по ходу чтения произведений Ф. М. Достоевского. Найти, осмыслить, соотнести с педагогической действительностью, отрефлексировать опыт и результаты наблюдений в новом контексте. Это была трудная работа, потребовавшая использования особенных инструментов и особенного настроя. И это было подлинное обращение к личности в контексте прошлого, настоящего и будущего, в контексте понимания природы нравственной основы и обретения ценностей, многие из которых нашли свое воплощение в концепции гимназии.

В январе 2019 года в ходе шестых Ольбинских чтений мы впервые задали краеведческую проблематику и создали секцию «Краеведение образования». Один из докладов стал результатом рефлексии автора на вхождение в профессию с целью определения факторов, влияющих на формирование у молодого специалиста позитивного образа себя как носителя профессии «учитель», с целью вспомнить и поблагодарить дорогих сердцу людей, тех взрослых, которые когда-то встретили в школе №4 «дипломированных детей» и помогли им полюбить свою профессию. Из ныне работающих в гимназии педагогов в это ситуации были учитель информатики и технологии Игорь Васильевич Свиридкин и автор этих заметок. Мы навсегда сохраним любовь и благодарность к нашим первым старшим коллегам: к директору школы Персианову Сергею Александровичу, заместителям директора Несговоровой Людмиле Анатольевне, Карповой Людмиле Евгеньевне. Многим и многим учителям этой, казалось бы, простой школы. Второй доклад делала коллега из школы №22 – Белова Елена Владимировна.

Это был рассказ об одной из учителей ветеранов – реконструкция по воспоминаниям учеников и друзей, по материалам фотоархива и биографических сведений.

Ольбинские чтения – площадка профессионального педагогического роста учителей гимназии и всех его внешних участников и это, как оказалось, – место рождения особого отношения к образованию, его опытам и традициям. Из этого интереса могут в свою очередь вырастать намерения совместной исследовательской краеведческой деятельности учителя и ученика в области краеведения образования. Это событие открыт и для учеников, и для родителей, и для выпускников, и для других заинересованных людей, а значит есть вероятность того, что личностная включенность педагогов в освоение краеведческо-образовательной проблематики будет основанием для расширения круга ее исследователей. Все дело в людях!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!