3. Организация музыкальной, познавательной деятельности | 3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД | -Скажите, вы когда-нибудь видели Русскую избу? - В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. - Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? - Как мы себя чувствуем дома? - Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» - Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. -А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать из какого же дерева: «Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки» -Почему же из лиственницы строили дома? - В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. - В избе всегда считали святыми 3 места: Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само, название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». - Ребята, что же в избе было самым главным? - А как вы думаете, для чего люди молились? - Обратите внимание на то, как украшены иконы - льняными полотенцами, вышитыми русскими узорами. - Ребята, а что же было 2-м из главных мест в избе? - А для того, чтобы узнать отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» - Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. - Скажите, ребята, чем же могла печь накормить своих хозяев? - Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. - Какие же предметы еще находились в русской избе? Это мы узнаем с помощью загадок. - Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки. - «Всех кормлю с охотою, А сама безротая» - В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». | Ответы детей Отдохнуть и набраться сил Спокойно В своем доме мы cвободны, вокруг все самое дорогое и любимое. лиственница Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Красный угол Для благополучия в семье, для богатого урожая. печь В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. ложка | | |
3.2. Музыкально-слушательская деятельность ВИДЕО 3.3. Музыкально-ритмические движения. Музыкальная игра. | - Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Игра на ложках сохраняется и в наше время, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. - А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, как дети музыкальной школы играют на деревянных ложках! - Люди не только любили играть на ложках, но и играть и веселиться. - И я вам сейчас предлагаю немного поиграть. - Игра «Большая прогулка» Количество игроков: не меньше 8 человек . Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру - соседу. Затем движения выполняются в музыку. | Слушают учителя Смотрят видеофрагмент игры на ложах Слушают учителя Играют в игру | | |
3.4. Вокально-хоровая работа. СЛАЙД | - А еще русские люди любили петь частушки. - Ребята, а кто знает, что такое частушка? - И я сейчас предлагаю исполнить вам частушки. - (прочтение без музыки, а далее под музыку) - В разных областях были частушки на свой мотив. - А сейчас мы с вами посмотрим русский народный танец «Калинка - малинка» - Обратите внимание, что не только пели частушки, но и танцевали. - Ребята, а сейчас я вам загадаю еще одну загадку. Послушайте ее. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…» - За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. О самоваре сочиняли множество песен, одну из них мы с вами сейчас прослушаем. - Разучивание и исполнение песни «Пых- пых самовар» - Ребята, о чем песня и какое настроение передаёт? - В каком темпе исполняется песня? - Сейчас мы с вами разучим эту песню. - Поэтому посмотрите на экран - какие слова вам не понятны? - А теперь вы будете исполнять песни как рыбки, про себя чётко проговаривая каждое слово. Сядьте прямо ножки в пол уприте. - А теперь вслух исполним первый куплет и припев - 2 куплет – 2 раза с припевом - Вся песня Ребята вы, наверное, заметили, что песня одноголосая. Поэтому первый ряд будет запевать, а второе будет повторять слово самовар. - Отлично, ребята. | Частушки- короткие песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия с юмористическим содержанием. Смотрят видеофрагмент пения частушек Смотрят видеофрагмент русского народного танца самовар | | |