СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Красна изба углами

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красный угол избы в жизни людей играл особую роль, был важным элементом в быту, где совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол и сегодня является предметом быта и занимает важное место в нашей жизни. Он – частица нашей культуры.

Просмотр содержимого документа
«Красна изба углами»

4

Технологическая карта занятия


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

и воспитания

Планируемые результаты

1. Мотивационный этап

 - Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Виктория Викторовна, сегодня занятие проведу у вас я!

Приветствуют учителя



2. Актуализация знаний


СЛАЙД

- Ребята, сегодня нас ожидает необычный урок. Я знаю, что все вы очень любите путешествовать. Вот и сегодня нам предстоит очутиться в Русской избе.






3. Организация музыкальной, познавательной деятельности

3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения


























СЛАЙД
























СЛАЙД








СЛАЙД














СЛАЙД

-Скажите, вы когда-нибудь видели Русскую избу?

- В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

- Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

-А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева?

Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать из какого же дерева:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки»

-Почему же из лиственницы строили дома?



- В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

- В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само, название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый».

- Ребята, что же в избе было самым главным?

- А как вы думаете, для чего люди молились?

- Обратите внимание на то, как украшены иконы - льняными полотенцами, вышитыми русскими узорами.

- Ребята, а что же было 2-м из главных мест в избе?

- А для того, чтобы узнать отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает»

- Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

- Скажите, ребята, чем же могла печь накормить своих хозяев?

- Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол -  доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

- Какие же предметы еще находились в русской избе? Это мы узнаем с помощью загадок.

- Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки.

- «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ответы детей




Отдохнуть и набраться сил


Спокойно

В своем доме мы cвободны, вокруг все самое дорогое и любимое.










лиственница


Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.














Красный угол


Для благополучия в семье, для богатого урожая.










печь







В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.














ложка



3.2. Музыкально-слушательская деятельность




ВИДЕО






3.3. Музыкально-ритмические движения. Музыкальная игра.

- Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Игра на ложках сохраняется и в наше время, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, как дети музыкальной школы играют на деревянных ложках! 

- Люди не только любили играть на ложках, но и играть и веселиться.

- И я вам сейчас предлагаю немного поиграть.

Игра «Большая прогулка»

Количество игроков: не меньше 8 человек .

Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру - соседу. Затем движения выполняются в музыку.

Слушают учителя





Смотрят видеофрагмент игры на ложах



Слушают учителя





Играют в игру



3.4. Вокально-хоровая работа.

















СЛАЙД

- А еще русские люди любили петь частушки.

- Ребята, а кто знает, что такое частушка?

- И я сейчас предлагаю исполнить вам частушки.

- (прочтение без музыки, а далее под музыку)

- В разных областях были частушки на свой мотив.

- А сейчас мы с вами посмотрим русский народный танец «Калинка - малинка»

- Обратите внимание, что не только пели частушки, но и танцевали.

- Ребята, а сейчас я вам загадаю еще одну загадку. Послушайте ее.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…»

- За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

О самоваре сочиняли множество песен, одну из них мы с вами сейчас прослушаем.

- Разучивание и исполнение песни «Пых- пых самовар»

- Ребята, о чем песня и какое настроение передаёт?

- В каком темпе исполняется песня?

- Сейчас мы с вами разучим эту песню.

- Поэтому посмотрите на экран - какие слова вам не понятны?


- А теперь вы будете исполнять песни как рыбки, про себя чётко проговаривая каждое слово.

Сядьте прямо ножки в пол уприте.

- А теперь вслух исполним первый куплет и припев

- 2 куплет – 2 раза с припевом

- Вся песня

Ребята вы, наверное, заметили, что песня одноголосая. Поэтому первый ряд будет запевать, а второе будет повторять слово самовар.

- Отлично, ребята.

Частушки- короткие песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия с юмористическим содержанием.





Смотрят видеофрагмент пения частушек



Смотрят видеофрагмент русского народного танца








самовар



4. Подведение итогов занятия. Рефлексия

- Вот и подошло наше пребывание в Русской избе к концу.

- Скажите, ребята, что же интересного в Русской избе мы с вами сегодня увидели, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали на нашем занятии? Какую музыку мы с вами слушали?




























Летом скучно без частушек, 
Без весёлых песен - 
Без гармошки заводной 
Мир неинтересен!


Я накрашу губки ярко, 
Я пойду через село, 
Будет всем ребятам жарко, 
Ну а мне-то - весело.

















Ай да серенький коток 
Пошел к речке под мосток, 
В воду хвостик опустил, 
Кошкам рыбы наловил!


По селу хожу с Тимошкой, 
А Тимошка мой — с гармошкой. 
Он играет, напевает, 
Ветер кудри развевает.















Мы с милёночком гуляли 
Возле нашего пруда; 
Нас лягушки напугали —
Не пойдем больше туда.


Начинаем петь частушки, 
Просим не смеяться: 
Тут народу очень много, 
Можем растеряться! 


Поленился утром Вова 
Причесаться гребешком, 
Подошла к нему корова, 
Причесала языком!