СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочное планирование №6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование №6»

Раздел

Путешествие и достопримечательности

ФИО педагога

Калиева Жанар Торехановна

Дата

13.09.2023

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

6 Стили речи.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


С1. 7.1.1.1-понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий

С4. 7.1.4.1-определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста

Г3. 7.2.3.1-соблюдать морфологические нормы использования форм разных частей речи

Ч3. 7.3.3.1-формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни

Цель урока

Все учащиеся смогут:

Сравнивать тексты; отличить диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными;передавать события, соблюдая последовательность;

называть слова одним словом или сочетанием; находить в предложении прилагательные и записывать их;

Большинство учащихся будут уметь:

согласовывать имена прилагательные с именами существительными ;

составлять постер на заданную тему;

Некоторые учащиеся смогут:

составлять диалог,опираясь на текст;

Критерии успеха

выделять главную информацию из прослушанного текста;

различать типы текстов разных стилей;

выражать мнение по содержанию монолога/диалога

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

О

Официально-деловой

рганизационный этап

1. Приветствие. Деление на группы.

3. Прогнозирование темы, используя сюжетные картинки.

Вопросы учителя:

- Как вы думаете, какой стиль использует писатель для написания книги?

- Какой стиль используется для оформления заявления или объявления?

- Какой стиль мы используем для беседы с друзьями, родителями?

4. Сообщение темы, целей и критериев оценивания урока

1. Стратегия "Одиночный пузырь".

Заполните Восстановите кластер по теме "Стили речи"

публицистический

научный


художественный




Стили

речи







разговорный








Ф. Обратная связь

- Как отличается официально-деловой стиль от научного?

- публицистический стиль от художественного?

3.С каждой группы выступает один ученик – читает с места, остальные дополняют.

4. По критериям выставляют оценки на собственные листы оценивания.

5.Один ученик с группы выходит к доске, остальные уточняют или же дополняют ответ ученика, оценивают.


Интерактивное обучение


Разделение на группы прием «Мозаика»




Изучение нового материала

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения


П. Стратегия "Газетная статья"

1. Озаглавить статью;

2. Написать краткое содержание текста;

3. Выделить подробности;

4. сделать заключение.


Ф. Взаимооценивание. Критерий оценивания:

С4. Анализирует прослушанную информацию.

Дескрипторы:

- выбирает тему статьи;

- излагает краткое содержание текста;

- описывает детали;

- пишет заключение.


3. И.Стратегия "Литературный диктант"

1. Стили речи делятся на _______________.

2. К книжным стилям относятся __________.

3. Преобладание разговорной и просторечной лексики характерно для ___________ .

4. В средствах массовой информации используется _____________ .

5. Точная передача деловой информации - это цель____________.

Ф. "Проверь/Исправь"Взаимооцениваниена основе готовых ответов.

Чтение текстов разных стилей.

1 текст для первой группы.

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Ф. Обратная связь учителя

Как вы думаете, какова задача автора?

Сообщить информацию, воздействовать на читателя или сформировать отношение к общественной жизни?

К какому стилю относится текст?,

2 текст для второй группы.

Я люблю читать художественную литературу в свободное время. А ты?

– Мне нравятся компьютерные игры.

– А как же книги, словари?

– Но ведь есть интернет. Заходи на нужный сайт и читай что хочешь.

– Нет, всё-таки читать книгу лучше, чем сидеть перед компьютером.

Ф. Обратная связь учителя.

Как вы думаете, какова задача автора?

А как вы считаете?

К какому стилю относится текст?

Дифференцированное расширенное задание:

І. Назовите одним словом:

1. Краткое сообщение в печати.

2. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. 3. Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

ІІ. Расскажите, что вы узнали на уроке о публицистическом стиле по плану:

А. Какова цель публицистического стиля?

Б. Где он используется?

В. Какие слова и предложения для него характерны?

3. Используя знания о публицистическом стиле и газетной статьи, напишите заметку в газету о сегодняшнем уроке.


Ф. Взаимооценивание по дескрипторам

Ч2. Критерий оценивания:

Использует публицистический стиль.

Дескрипторы:

-распознает особенности публицистического стиля;

- определяет жанр данного стиля;

- создает краткий текст, используя данный стиль.

Учащиеся отвечают на вопросы, определяют тему урока. Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учащиеся составляют свой текст. Взаимооценивание. Каждая пара оценивает другую пару (по часовой стрелке) с помощью листа оценивания.



Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер


Приложение


Рефлексия

Подведение итогов урока

Итак, наш урок подошел к концу.

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их?

- Повторили мы с вами свойства степени с натуральным показателем?

- Где нам могут пригодиться знания о степени и ее свойства?


Стратегия «Микрофон».

Рефлексия учеников в конце урока:

- что узнал, чему научился;

- что еще не ясно;

- в каком направлении необходимо работать.



Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.