Эпи,граф урока: «Имя существительное-хлеб языка» Л.УСПЕНСКИЙ 1. Орг момент. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно. -Какая погода на улице? А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же солнышко заглянуло. -Какие у вас ассоциации возникают, когда вы смотрите на солнышко? А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я очень хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как наше солнышко. Итак, начнем. Разминка КТО? И ЧТО? На интерактивной доске рисунки разных существительных: Деление класса на группы: Раздаю ученикам существительные с разными окончаниями ученики объединяются в группы по окончаниям существительных: село , подвал, грузовик , кресло ,медаль, нагрузка, отпечатка, речь, яблоко, любовь, скандал. Записи учителя по уроку: 2. Актуализация знаний. - Мы живём в Атырау, и нас называют атырауцами, тех, кто живёт в Москве, москвичами. А всех, кто живёт в стране Речь, называют Части речи. И первого жителя этой страны зовут Имя Существительное. Это коренной житель Морфологии, не только древнейший, но и важнейший работник. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица… (А.Фет) - Ребята, что особенного в этом стихотворении? - Хотя в тексте одни имена существительные, понимаем ли мы его смысл? Теперь взгляните на эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, почему « Имя существительное – хлеб языка»? Ребята как вы понимете данное выражение? -Без существительного невозможно представить нашу речь -Потому что везде нас окружают существительные: одушевлённые и неодушевлённые -Существительные называют все предметы, которые окружают нас Маленькая экскурсия по теме « Имя существительное» ( слайд) I.Знание 1. Дайте определение имени существительного. 2. Перечислите грамматические признаки имени существительного 3. На какие две категории можно разделить существа? 4. Запиши слово по толкованию Посуда, где хранится хлеб….(хлебница) Инструмент для интерактивной доски, который заменяет мел…(Активпен) 5.Объясни, что обозначает слово лесок. Подберите однокоренные слова. 6. - Закончите предложения, определите, каким членом предложения являются встретившиеся вам существительные: а) ^ Весна, лето, осень, зима – ... б) Тополь, береза, ель – ... в) Брусника, черника, земляника – ... |
II.Понимание 1.Определите в каком из этих предложении слово пила является существительным: . Пила - инструмент плотника. В гостях мы пили вкусный чай. 2..Подберите подходящие по смыслу слова , которые называют признак предмета: ____________________погода ____________________друг _____________________капуста 3. Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов. название (собаки, города, ребёнка) – ______________________ игрушка (еловая, елочная) – ______________________________ выстрел (пушечный, пушистый, пушной) – __________________ 4. Расскажите коротко своими словами По теме нарицательные и собственные имена существительные Род имён существительных Число имён существительных 5. Определите род существительных: звено, тормоз ,страна ,мир, дерево, струна, Гриша, дедушка, сокол, седло, дочь, площадь. 6. Раскрыть смысл крылатых выражений (по очереди задается вопрос каждой группе. Рукой подать (близко) , во весь дух (быстро), засучив рукава (хорошо работать), через час по чайной ложке (медленно), прикусить язык (замолчать), склонять по падежам (ругать), морочит голову (обманывать), на скорую руку (быстро), ни пуха ни пера (пожелать удачи), как из-под земли вырос (внезапно) Как снег на голову (неожиданно) Задирать нос(зазнаваться) III. Применение 1.Подоберите такие пары словосочетаний, чтобы из них получились предложения, выражающие законченную мысль. Крупные капли дождя торчали на косогоре Последние снежинки весело катались с горки Маленькая собачонка летела в тёплые страны Голые кусты барабанили по крыше дома Деревенские ребята порхали в холодном воздухе Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих 2. Определить, какие из данных слов имеют приставку по-, а какие приставку под-. 1 группа | 2 группа | 3 группа | подосиновик | подтекст | подоить | подорожник | показать | пододеяльник | подоконник | подберезовик | подпись | подсечка | посолить | подкрепление | 3. От данных слов образуйте форму множественного числа, если это возможно. (слайд) Рука, яблоко, молодежь, фарфор, метро, море, каучук, нога, мука, сон, шоколад, цемент 4. «Признак» – предмет» (слайд ) По сигналу дети по очереди выходят к доске и записывают однокоренное слово: от данного прилагательного образуйте существительное. Выигрывает группа, которая быстрее и правильнее выполнит задание.) На доске: Группа1. Река –(речной) Радость – (радостный) Вкус – (вкусный) Рука – (ручной) | Группа 2. Честь – (честный) Печь – (печной) Небеса – (небесный) Мука – (мучной) | Группа3 Грусть – (грустный) Ужас – (ужасный Место – (местный) Чудеса – (чудесный | 5. Каждой группе выдается карточка со стихотворением К.И.Чуковского. Ребята должны прочитать его, разделить на предложения, расставить знаки препинания. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там, на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.
6.Распределите слова по группам : Упр.74 Существительные, которые имеют только форму единственного числа | Существительные , которые имеют только форму множественного числа | Ртуть, серебро, золото, кислород, баранина, телятина, водород, варенье, сырьё, мусор, добро, горе, зло, вражда, скорость, лук, горох, виноград, капуста, редька, сирень, сметана, фасоль, черёмуха чеснок, шиповник, ячмень, рис, нефть | Дрожжи, недра, дрова, весы, очки, ножницы, шахматы, макароны, Альпы, Карпаты,Жигули,щи,обои, |
|
IV. Анализ 1-задание. Выпишите существительные, определите род, число, склонение и падеж существительных. I карточка 1-группа Весною мы ходим по лугам и лесам. Шумят деревья, начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка. Может показаться, что растения мало чем отличаются одно от другого. Даже деревья одинаковые. Только одни с листьями, а другие с иглами. II карточка 2-группа Вот и возвратилась к нам весна. Заметно потеплело. Весеннее солнце согревает прозябшую за зиму землю, сгоняет последний снег. С пригорков сбегают звенящие ручьи.
^ III карточка 3-группа Здравствуй, весна! Наступают чудесные дни. В лесах зацветают орешник, ольха, ива. По лесным опушкам, по склонам оврагов появились подснежники. – Как правильно определить падеж существительных? 2-задание.Поставьте существительные в родительном, дательном и предложном падежах: I – лекция; II – санаторий; III – здание. Выполняют капитаны команд.) 3-задание Просклоняйте по падежам существительные лес, солнце, весна V Синтез 1.Выписать из текста собственные имена существительные. 2. Создать флипчарт об этих учёных, которые указываются в тексте. VI Оценка по критериям Кто сегодня был лидером в каждой группе? Какая группа выступала хорошо и была более активной? Записи учителя по уроку: Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока Игра«Цепочка» - Что узнали нового на уроке? Чем вас заинтересовал урок? - Что вызвало затруднение? - Как бы вы оценили свою работу? - Я рада, что вы показали себя умными, смышлеными , грамотными, настойчивыми ребятами, настоящими покорителями вершин. Спасибо за урок. Ребята, которые отличились на уроке, получают значок «Грамотей!» Домашнее задание: Написать сочинение об осени. Определить род, число ,падеж существительных | Анализ урока 24 октября в 10 классе провела урок на тему «Имя существительное».Это тема не новая для десятиклассников и я построила этот урок по таксономии Блума. . Этот подход позволяет решать задачу многоуровневого планирования результатов обучения на языке деятельности (совокупности действий) обучаемых. Различные установки, как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка позволяли мне распределить задания по группам по степени усложнения. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, применяют знания в решении тех или иных задач, анализируют ответы. После выполнения каждого задания работы учеников формативно оцениваются. В конце урока баллы набранные по критериям суммировались и суммативно оценивались. Не было неоцененных учеников. Учащиеся работали группами и оценивали друг друга смайликами. Урок достиг своей цели.
| |