Краткосрочный проект "День Земли"
Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети, воспитатель и родители.
Возраст детей: подготовительная группа.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: с 14.04.2025 по 18.04.2025гг.
Актуальность проекта: Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта: Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.
2. Формировать желание любить и беречь Землю.
3. Расширять представления детей об охране природы.
4. Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
- Развивающие:
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля.
2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.
- Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т.д.
2. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
3. Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь (социализация) .
Продукт проекта: Коллективная композиция на тему: «Береги наш лес».
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым.
У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.
Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей.
Создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный:
Выявление первоначальных знаний детей о планете Земля, ее природе и богатства недр.
Подбор литературы о природе, презентации о земле, природы, животных.
2 этап – основной:
Проведение мероприятий по теме: «Земля наш дом».
Работа с родителями по данной теме.
Организация групповой и индивидуальной работы.
3 этап – заключительный:
1.Презентация проекта «Земля - наш общий дом».
2. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи).
Итоговое мероприятие:
Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
этап – рефлексия.
Работа с родителями:
Создание совместных работ родителей с детьми на тему «Земля – наш дом».
Консультация для родителей: «Учите детей чувствовать природу».
Перспективный план на тему «День Земли».
14.04.2025 (понедельник)
Утренний круг: «Мы друзья природы»
Ознакомление с окружающим: Проведение образовательной деятельности по теме «Земля – наш общий дом». Рассматривание глобуса, игра «Найди материк»
Цель: Расширять представления детей о планете Земля; формировать понимание о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.
Речевое развитие: Чтение художественной литературы: Экологические сказки Т. А. Шорыгиной «Родничок»
Цель: Создать условия для активизации словарного запаса по лексической теме: «Земля», учить образовывать сложные слова.
Д/ игры «Когда это бывает?».
С/р игра «Защитники природы»
15.04.2025 (вторник)
Утренний круг беседа: «Жители леса»(о животных нашего края).
Художественное творчество: рисование «Планета Земля- глазами детей»
Цель: Расширять кругозор детей, знания о земле, о предположениях ученых. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Чтение В. Степанов «Животные наших лесов».
Д/и «Четвертый лишний».
Разгадывание экологических загадок
16.04.2025 (среда)
Утренний круг беседа: «Как мы можем помочь нашей планете»
Развитие речи: чтение художественной литературы «Обращение дерева к человеку». Рассматривание картин «Как вести себя в лесу»
Аппликация: Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Цель: Учить создавать целостный образ из отдельных частей.
П/и «К названному дереву беги».
17.04.2025 (четверг)
Утренний круг беседа: «В мире редких растений. Красная книга Смоленщины»
Рисование: «Редкие цветы Смоленщины»
Цель: сформировать знания о редких видах растений родного края; их значении в жизни природы и человека.
Прослушивание П.И.Чайковский «Времена года»
Д/и «Кто где живет».
Подвижные игры «Солнышко и дождик»
18.04.2025 (пятница)
Ознакомление с окружающим: «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека».
Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.
Итоговое мероприятие: Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Индивидуальная и групповая работа:
Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о природе).
Настольная игра-бродилка о природе.
Конструирование из различных видов конструктора.
Литература:
1. Николаева С. Н. " Методика экологического воспитания дошкольников" и "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве"
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. ТЦ «Учитель»
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Кондратьева Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников : проблема и некоторые подходы к её решению».
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под. ред Н. Е Вераксы.
6. Экологические сказки о сохранении нашей планеты. https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/yekologicheskie-skazki-dljastarshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html