СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются нарушения речи у детей и, в частности, проблема речевого развития и коммуникативных навыков, коррекция которой имеет важное педагогическое и социальное значение.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект "Развитие речи через коммуникативные игры"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №8» города Алейска Алтайского края



ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

МБДОУ «Детский сад №8» г. Алейска

Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №8» г. Алейска

_____________/Т.П. Бронникова/

от 31 августа 2022 г.











Краткосрочный проект

«Развитие речи через коммуникативные игры»













Выполнила: учитель-логопед МБДОУ « Детский сад №8»



Степаненко Елена Михайловна















Алейск, 2022

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в МБДОУ «Детский сад №8».

Пояснительная записка:

Актуальность

В последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются нарушения речи у детей и, в частности, проблема речевого развития и коммуникативных навыков, коррекция которой имеет важное педагогическое и социальное значение.Современные изменения в обществе требуют необходимости воспитания творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные жизненные задачи. Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения.

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в МБДОУ «Детский сад №8».

Задачи:

1. Помочь воспитанникам в установлении контактов друг с другом;

2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;

3. Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.

4. Развитие компонентов устной речи в различных видах деятельности; овладение нормами речи.

5. Воспитание социальных навыков: работа в коллективе, способы решения конфликтных ситуаций.

Участники проекта: воспитанники детского сада, воспитатели, учитель-логопед.

Приёмы:

  • Наглядные (демонстрация иллюстраций);

  • Словесные (беседа, речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание);

  • Практические (упражнения, самостоятельные задания, игры).

Материал: видео, аудио - материалы, картотеки игр и упражнений ; наглядный материал – презентации, иллюстрации, карточки; технические средства – компьютер, музыкальный центр.

Длительность: 1 месяц.

Б) Основная часть:

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.

Календарно - тематический план на месяц.



Месяц

неделя

Занятие

Тема

Краткое содержание

1неделя

04.10.21

Осень.


Загадка.

Игра «Осень какая?»

Игра «Осень хорошо - плохо?»

Игра «Что осенью бывает?»

Игра «Да – нет» (ТРИЗ)

Физ. минутка «Листики»

«С какого дерево лист?»

Хоровод «Здравствуй осень»

2неделя

11.10.21

Овощи

Загадка описание овоща.

Цвет, форма, размер, что можно приготовить.

«Назови ласково»

Игра «1,2,5»

Игра «Один много»

Физ. минутка «Обед на грядке»

Отгадывания загадок.

Д. и «Доскажи словечко»

Д. и «Назови как можно больше признаков?»

3неделя

18.10.21

Фрукты

Загадки.

Цвет, форма, размер, что можно приготовить.

«Назови ласково»

Игра «1,2,5»

Игра «Один много»

Физ. минутка

Игра «Четвертый лишний»

«Какой сок получиться?»


4неделя

25.10.21

Лес. Грибы.

Какие леса бывают?

Загадки о грибах.

Игра «Съедобные и несъедобные»

Какие части есть у гриба?

Физ. минутка «Соберём грибы»

«Почему грибы так называются?»

Игра «Сложи картинку»

Игра «Один много»









Модель взаимодействия с другими педагогами.

Логопед




Воспитатель


Воспитанник







-Беседы, чтение, пересказы

- Д./игры ,Под./ игры

-фронтальные занятия - Рисование

-подгрупповые занятия -лепка/ аппликация

-индивидуальные занятия -пальчиковая гимнастика

Воспитатель:

1. Формирование необходимых знаний, развитие речи путем накопления, обогащения активизации словаря.

2.Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования активной речью.

Учитель-логопед

1.Коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

2.Развитие умения активно пользоваться речью.

3.Формирование речевых навыков, развитие внимания детей к речи.

Методы и приёмы развития коммуникации

Выделяют методы — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения: экскурсии, осмотры помещения. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями через ТСО, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, сочинение, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, использование образцов педагога. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

К словесным приемам относят речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение—раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения речевых задач. Можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяется в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.

Продуктивные методы предполагают приёмы: построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает, контролирует, анализирует и комбинирует их всякий раз по-новому.

Приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

2 Этап – Практический – познавательный.

Особенности речевого развития детей

Особенности речевого развития детей 5 - 7 лет.

Звукопроизношение. Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор).

Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).

Связная речь. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Перечень методик коммуникативного развития

1. Наглядные:

- демонстрационный картинный материал (картинки на каждую лексическую тему)

- раздаточный материал (карточки, картинки, раздаточный материал) - использование интерактивного оборудования (презентации, познавательные фильмы)

- наблюдения в природе, быту.

2. Словесные:

- вопросно-ответные беседы,

- чтение художественной литературы

- рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта.

- заучивание наизусть стихотворений.

3. Практические:

- дидактические игры и упражнения,

- игры-драматизации,

- инсценировки, чтение стихов на праздниках, развлечения.





Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Упражнение «Дождик, дождик».

Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи,

кoopдинации движений и ориентировки в пространстве.

Ход: Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем

играющих детей. Дети ходят в cepeдинe круга и говорят хором (или один).

Дождик, дождик, что ты льешь ?

Погулять нам не даешь ?

После слов «погулять нам не даёшь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватает, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Упражнение «Узнай овощ»

Цель: развитие глубокого вдоха.

Оборудование: на столе перед детьми блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом.

Ход: дети под руководством взрослого рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем ребёнок с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход: Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ!». Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Ход: педагог называет признаки разных времён года:

- Птицы улетают на юг.

- Расцвели подснежники.

- Пожелтели листья на деревьях.

- Идёт уборка урожая.

Дети внимательно слушают и говорят, когда это бывает, называя время года.

Упражнение: «Какой? Какая? Какие?»

Цель: Актуализация словаря. Согласование существительного с прилагательным. Подбирать прилагательные, отвечая на вопросы: Какая, какое, какой, какие?

Ход игры:

Логопед предлагает ответить на вопросы (Какой, какая, какие):

дождик (какой?) ..., день (какой?) , осень (какая?) ,

погода (какая?) , небо (какое?)

Упражнение: «Узнай овощ». «Узнай фрукт»



Цель: формирование общих речевых навыков. Развитие глубокого вдоха. Расширение пассивного словаря.

Ход: Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп (фрукты : апельсин, лимон, яблоко). Дети рассматривают овощи (фрукты), называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем по очереди логопед завязывает глаза; ребёнок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Упражнение «Огород», «Яблоко», «Купите лук».

Цель: работа над чёткостью дикции и выразительностью речи.

Ход: логопед читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка; в заключении стихотворение декламируется хором.



В огороде много гряд, Яблоко спелое, красное, сладкое,

Тут и репа, и салат. Яблоко хрупкое, с кожицей гладкою.

тут и свёкла, и горох, Яблоко я пополам разломлю,

А картофель разве плох? Яблоко с другом своим разделю.

Наш зелёный огород

Нас прокормит круглый год.



Игра «Лягушкины покупки»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

- Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка?

-С базара домой, дорогая подружка.

- А что ж ты купила?

-Всего понемножку:

Купила квапусту, квасоль и квартошку.

Игра: «Чего не стало?» «Что прибавилось?» (овощи), (фрукты)

Цель: развитие зрительного внимания (с муляжами). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных)

Ход: логопед ставит на стол корзину с овощами. Вместе с детьми рассматривают и трогают овощи. Логопед обращает внимание детей на то, что овощи имеют разную форму, что они разные на ощупь.

- А теперь я оставлю на столе только 4 овоща. Назовите их и запомните. (Дети выполняют).

Логопед просит детей закрыть глаза. Убирает со стола один овощ.

- Открывайте глаза и скажите, чего не стало.

Упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз с новым набором овощей.





















































Конспект логопедического занятия по теме "Осень" для детей с ОНР подготовительной к школе группы.


Продолжительность: 30 минут.



Цели занятия:


Коррекционно-образовательная:


- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.


Коррекционно-развивающие:


- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;


- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;


- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;


- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.


Коррекционно-воспитательная:


- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;


- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.


Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.


Этапы

Содержание

Приемы

Методические указания

Организационный этап

Дети стоят около логопеда. В руках логопеда большой конверт. Логопед говорит детям:

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо. К нам пришло письмо-приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым звукам картинок, наклеенных на конверте

( Собака, Овощи, Волк, Арбузы) Дети читают слово «СОВА»

- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Сова –символ мудрости и знаний. Сегодня на занятие она прислала нам письмо с заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем, заглянув в конверт.

Игровой,

наглядный

Дети отгадывают по первым звукам слово и называют его.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Беседа об осени.

( связное рассказывание, работа с предложением).

На магнитной доске прикреплены картинки на тему осень. Напротив стоят стульчики. Логопед подводит детей к картинкам и усаживает на стульчики.

-Первое задание, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое время года на них изображено.

( Осень), А сейчас, какое время года идёт?. ( Осень)


-Правильно, осень. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)


-Посмотрите на картинки и скажите, каким становится небо осенью?


-Как начинает светить солнце?


-Что происходит с листьями на деревьях?


-Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?


-Как одеваются люди осенью?


-Какое время года идёт после осени?


-Как животные готовятся к зиме?

( дети отвечают на вопросы)


-Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени ( дети составляют рассказ).

2. Игра «Живые звуки».

( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)

-Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно назвать звуки в слове «лужа» и в слове «Тучка». Нужно быть очень внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответила ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук. Называем по –порядку звуки слова «лужа». Логопед на каждый звук указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее дети называют звуки слова «тучка».

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

3. Игра «Чей, чьи». «Скажи, что делают листья» ( образование прилагательных, активизация предикативного словаря).

-Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес ( дети встают со стульчиков и подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением деревьев: дуб, берёза, клён, рябина, осина и изображения листьев с этих деревьев. А также картинки с изображением ягод: брусника, клюква, рябина, боярышник).

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? ( дети смотрят на картинки и называют деревья)

-Ребята, давайте посмотрим на листья. Логопед берёт картинку с листьями.Этот лист с какого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с какого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С какого он дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас под ногами?

( дети отвечают на вопросы логопеда)

-Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают, скручиваются, засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут, чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),

-А теперь посмотрите ещё раз на картинки и скажите, какие грибы можно увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, чёрные грузди, подберёзовики, моховики, подосиновики, лисички)

-А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой морошкой, рябиной, боярышником)


4. Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)

-Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод? ( джем, варенье, сок, компот, повидло..)

-Скажите, варенье из клюквы, какое варенье?

( клюквенное),

-Морс из брусники, какой морс?

( брусничный) и т.д., перечисляя все ягоды.

-Молодцы, ребята

А давайте расскажем Совушке, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)

Логопед усаживает детей за столы, оказывает картонные баночки с прозрачными кармашками. Вкладывает в кармашек банки картинку и спрашивает у детей:

-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)

-Салат из капусты, какой салат? ( капустный)

-Салат из моркови, какой салат? ( морковный)

-Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..

-Оладьи из кабачков, какие оладьи?

( кабачковые) и.т.п.

5. Игра «Собери картинку»

-Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают её).

-Что ты собрал?( тыкву) Тыква – это что? ( овощ)

-А ты что собрал? ( Яблоко) Яблоко – это что? ( фрукт)

-А ты что собрал? ( клюкву, клюква – это ягода лесная)

6. Игра «Пишем слово цветом».

( фонематический анализ, пространственные представления)

-Ребята, давайте покажем Совушке, как мы готовимся к школе, как мы умеем составлять схемы слов. Напишем цветом слово «тыква». Придвинули коробочки с кружочками поближе к себе и самостоятельно на столе составляем схему слова «тыква». Дети выполняют задание. Затем логопед просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки

-Покажите и назовите первый звук, 2-ой звук, 3-й, 4-й, 5-й звук. Никита, покажи и назови мне 3-й звук, Ваня – последний звук. Катя, покажи и назови мне звук, стоящий после звука «В», перед звуком «К»,

-Покажите и назовите мне звук предыдущий звуку «Ы», последующий за звуком «К»

-Покажите и назовите звук, стоящий между согласными звуками… и т.д.


7. Игра «Повтори узор» ( игра из серии «Слышит ли рука глаз, мелкая моторика, оптико-пространственные функции).

Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа, нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.

-Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? ( листик)

-На листик с какого дерева похож наш листик? ( клёна) Значит, чей это листик? ( кленовый). Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки и точно такой же лист рисует справой стороны ( дети выполняют задание)

-Молодцы, ребята, все справились с заданием!

8. Игра «Прочти слово»

( фонематический анализ и синтез)

Логопед раздаёт детям карточки, на которых наклеены картинки, на каждой карточке 3, 4, или 5 картинок. По начальным звукам названий этих картинок нужно прочесть слово. Логопед уточняет у детей, все ли картинки на карточке им знакомы и предлагает им прочесть слово по первым звукам картинок. В случае затруднения,

помогает детям

Наглядный,

игровые приёмы, практические и наглядно-игровые.


Смена видов деятельности

-активизировать познавательный интерес.

Формирование мотива.

Формирование мотива деятельности:

-смена видов деятельности;

-степень активности детей;

-создание условий для работы детей;

-решение заданных задач.

ИТОГ:

Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам какие задания от Совушки вам понравились больше всего? Совушке тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она в своей корзиночке принесла вам угощение. Посмотрите, что это? Да, это печенье-грибочки и этими грибочками м угостимся после сна, на полднике.

А сейчас мы попрощаемся с Совушкой и пойдёмв группу.

Игровой

Дети рассказывают, что понравилась и возвращаются с гостинцами в группу.


Самоанализ логопедического занятия.

Тема: "Осень" для детей с ОНР подготовительной к школе группы.

Логопедическое занятие проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №8» г. Алейска

Занятие проводилось в музыкальном зале, в котором были соблюдены все санитарно-гигиенические требования.



Продолжительность: 30 минут. Тема занятия соответствовала плану обучения и воспитания.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия. Были использованы следующие материалы: К нам пришло письмо -приглашение. От кого, им надо было по первым звукам прочитать слово ( Собака, Овощи, Волк, Арбузы). Дети прочитали слово «СОВА» .

Организационный этап началис беседы об осени.Нам было нужно посмотреть на картинки и составить рассказ.Этот этап организовал внимание детей над своей речью.Подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (объявление темы). Далее проводились игры «Живые звуки», где дети называли по – порядку звуки слова «лужа» и «тучка».Далее пошли на прогулку в осенний лес, где называли «Какие деревья мы можем увидеть в лесу?» Называли деревья, а также брали листья и отвечали с какого дерево этот листик? И также вспомнили, что с листьями происходит осенью. Также, какие грибы в осеннем лесу можно увидеть, и за какими ягодами ходим в лес и что из них можно приготовить, что созревает в огородах и садах и что из них можно приготовить. Собирали из разрезных картинок рисунок и называли, что получилась, когда собрали. Закрепили знания составление схемы слова «тыква».Называли все звуки по порядку и предыдущие и последующие этому звуку. На этапе завершения рисовали кленовый лист по клеточкам только с правой стороны. И последнее задание надо было прочитать слово по первым звукам. На заключительном этапе прошло обсуждение данного занятия. Дети делились впечатлениями, что понравилось на занятии.

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Произношение

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Восприятие звуков родной речи.


Правильно артикулируют звуки.

Находят место звука в слове.

Различают звуки на слух.

Правильно употребляют звуки в связной речи.

Овладевают

интонационными средствами

выразительности речи в пересказе,

чтении.

Рекомендации:

Дайте ребёнку

возможность

говорить, отвечать на вопросы.

Практическая деятельность.

Дидактическая игра и упражнения

Обогащать словарный запас слов

Учить слушать собеседника

Расширяется активный и пассивный словарный запас

Развитие речи за счёт обогащения словаря

Рекомендации: создавать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка

Наглядные (использование изобразительной наглядности)

Формировать эстетические ценности

Формировать любовь интерес к художественному слову.

Учатся делиться пережитыми впечатлениями, событиями

Учатся составлять описательные рассказы.

Составляют высказывания

Рекомендации: составлять рассказы-описания по плану.

Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая наглядность, быстрая смена заданий и упражнений не давала детям возможности отвлекаться. Были созданы условия для активной деятельности детей: рационально размещено оборудование, атрибуты, максимально использовано пространство зала, освещенность для визуальной работы детей, эстетическое оформление помещения и пособия. Все это дало положительное влияние на детскую деятельность. Полученный результат подтвердил эффективность подобранных методов и приемов по обучению детей. Учет результатов занятия позволит наметить дальнейший путь работы с детьми. Таким образом, можно сказать, что цель и запланированные задачи занятия были реализованы.

Методики по речевому развитию


План индивидуальной работы

БОБРИКОВА МАША

Формирование звуковой и просодической стороны речи

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Развитие устной речи

Развитие психических процессов.

Развитие фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Уточнять и дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог», «ударение».

Развитие звуко-слоговой структуры слова – слова сложной слоговой структуры.

Работа над темпо-ритмической организацией и интонационной выразительностью речи: работа над силой и высотой голоса, работа над логическим ударением, речевым дыханием.

Развитие артикуляционной  и мимической моторики.

Уточнение артикуляции, автоматизация и дифференциация звуков: [с], [з], [ж], [ш], [щ], [ч], [ц], [л].

Постановка и автоматизация звуков: [р]-[р′].

Дифференциация  свистящих, шипящих звуков и аффрикат.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Уточнение, обогащение и активизация словаря, обозначающего названия предметов, признаков, действий.

Закрепление понятий «синонимы», антонимы», «многозначные слова», «переносное значение слов», «родственные слова», их употребление.

Дифференциация слов разных частей речи.

Развитие навыков словообразования и словоизменения с помощью суффиксов и приставок.

Изменение и согласование слов в грамматических категориях: род, число, падеж, лицо.

Работа над образованием уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных, прилагательных.

Работа над грамматическим строем речи: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; глаголов-антонимов; существительных, обозначающих детёнышей, профессии.

Работа над согласованием существительных с прилагательными; существительных с местоимениями; существительных с глаголами; существительных с числительными.

Работа по пониманию и употреблению простых и сложных предлогов.

Дифференциация предлогов в устной и письменной речи.

Формирование умения анализировать слово, словосочетание и предложение как речевую единицу.

Развитие умения распространять предложение.

Определение  смыслового содержания предложения.

Обучение правильному порядку слов в предложении.

Учить слушать текст.

Формирование умения определять тему текста.

Учить делить текст на части, составлять план текста.

Устное и письменное сочинение и изложение текста.

Учить составлять связный рассказ по сюжетной и предметной картине; по серии сюжетных картин.

Развитие умение давать краткий и распространённые ответы, задавать правильно вопросы.

Развивать умение составлять пересказ.

Формирование умения составлять рассказ-описание.

Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Обучение выразительному чтению.

Развитие пространственных, временных представлений и ориентаций.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Развитие зрительной и слухоречевой памяти,  произвольного внимания.

Развитие операций мышления (анализа и синтеза).

Развитие самоконтроля.




Рекомендации для педагогов.

1. Новый звук будет звучать громче, сильней и дольше остальных. Отнеситесь к этому спокойно. Так и должно быть: это новый двигательный стереотип для ребенка, который со временем войдет в привычку, и звук станет звучать нормально.

2. Закрепление нового звука везде: на занятиях с логопедом, дома, на улице, в быту, в группе. Если вы возложили обязанность следить за новым звуком только на логопеда, то сформируется так называемый «синдром кабинетной речи». Появляется стереотип: «вижу логопеда – говорю правильно, не вижу логопеда - говорю как удобно».

3. Подбор речевого материала с учетом исключения конфликтующих звуков. «Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары: Р – Л, С – З, Т – Ц, Х – Ф, Ж – З. Например, если раньше ребенок вместо Ш говорил С, то после постановки правильного звука Ш ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: Саша, сушу, шоссе. Различение этих звуков в речи включается в отдельный этап и достигается специальными приемами.

4. Ребенок должен произносить новый звук в слогах, словах, стихах после примера взрослого. Чтобы новый звук прочно закрепился и вытеснил старое произношение, ребенок не должен допустить ни одной ошибки. Поэтому взрослый должен успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. Когда мы поправляем уже неверно произнесенный звук, старое искаженное произношение еще больше закрепляется и задерживает появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может привести к тому, что ребенку надоест назойливые поправки взрослого, и он откажется произносить требуемый звук. Но чаще всего взрослые прибегают именно к такому приему.

5. В состоянии голода, утомления, сильных переживаний логопедические занятия с ребенком проводить нельзя. Воспитанник в таком состоянии сам не сможет контролировать новое произношение звука и вернётся к своим старым искажениям в речи. В подобных случаях не нужно приставать к ребенку со звуками, лучше накормите его, успокойте, дайте отдохнуть.

6. Мотивация ребенка: зачем говорить правильно?

Очень редко встречаются сознательные детки, которые сами просятся позаниматься с логопедом, но не каждый ребенок это понимает. Поговорите с ребенком и выясните его мечту: что он любит, чем хочет заниматься, когда вырастет, и привяжите целесообразность логопедических занятий к осуществлению его мечтаний. Например, будущая артистка должна выговаривать красиво все звуки, будущий директор должен иметь четкую громкую речь. Необходимо, чтобы ребенок сам пришел к пониманию, насколько это важно и нужно ему самому.



Рекомендации для родителей по развитию речи.



В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть ребенка к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки.

Занятия по развитию речи, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и уходу за ребенком.

1. Ожидайте ответа от ребенка

Независимо от возраста ребенка - будь он младенцем, который только начинает смотреть на ваше лицо, или дошкольником, который учится составлять предложения из отдельных слов - старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа.

Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

Разговаривать с малышом, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двухстороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит - и он ответит.

2. Разговаривайте о том, что интересует ребенка.

С новорожденным младенцем можно говорить о чем угодно. Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с маленьким ребенком, который практически не реагирует на их слова. В этом случае для начала можно просто описывать вслух то, что вы делаете. Не забывайте, что именно вы - главный объект внимания малыша.

Когда ребенок начинает концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, можно выбирать тему для разговора., следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те игрушки, которые его интересуют.

По мере того, как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разговора станет шире. У малыша появятся уже определенные пристрастия, и ионии подскажут вам темы для бесед. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся. Эти предметы подскажут вам слова, которым вы будете учить малыша.

Обсуждайте с ребенком движения и действия, текстуру материалов, цвета и звуки.

3. Активному ребенку помогите научиться концентрировать внимание.

У маленьких детей часто наблюдается тенденция перепархивать взглядом с предмета на предмет. В этом случае, если вы будете только следовать за ребенком, вам будет трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать.

Эту задачу можно решить, если каждый день в течении некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет очень ограниченное число игрушек, и круг возможных занятий будет тоже невелик. Выберите те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключите на время все, что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если вы предложите ребенку несколько способов игры с одним и тем же предметом.

4. Используйте естественное поощрение, возникшее в ходе самого разговора.

Старайтесь не говорить: «Молодец!», или «Хорошо говоришь!». Во время обычного разговора так никто не говорит. Лучше в ответ на слова или жесты ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал. Если малыш пока еще только гулит, улыбнитесь ему и ответьте такими же звуками. Если ребенок дает вам игрушку, уделите ей особое внимание и немного поиграйте с ней. Если малыш попросит вас дать ему какую-нибудь вещь, постарайтесь дать ему ее, а если малышу никак нельзя доверять эту вещь, объясните ему, что вы поняли его просьбу, хоть и не можете ее выполнить.

Такого рода естественные поощрения, вплетающиеся в разговор, убеждают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в контакт.

5. Как побудить ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия.

Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, воздействуют на него не меньше, чем целый поток слов. Прежде, чем продолжить разговор, позовите малыша по имени и подождите, пока он на вас посмотрит.

Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова. Малыш начнет узнавать значения важных для него слов и это станет основой умения выполнять простые указания.

Пусть все члены семьи стараются побуждать малыша слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг.

Помещайте в поле зрения ребенка какие-нибудь вещи, чтобы он мог смотреть на них, когда вас рядом нет. Подвесить вещи можно над кроваткой малыша. Наблюдайте за малышом, чтобы понять, на какие именно вещи он смотрит, что его интересует. Подумайте, как вы могли бы привлечь его внимание к себе с помощью этих вещей. Это особенно важно для ребенка постарше, которому трудно сосредоточиться.

Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ваш малыш и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед. По возможности уберите все, что отвлекает внимание.