МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
Принята на заседании педагогического совета протокол №1 от 30 .08.2016 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Невмержицкая О.М. Приказ №171 от 30.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА»
9 класс Б
Учитель Мартыненко И.Н.
Рассмотрена на заседании МО, протокол №1 от 29.08.2016
Рассмотрена на заседании МС, протокол №1 от 29.08.2016
п.г.т. Верхнеднепровский
2016 год
Элективный курс «Краткость - сестра таланта» предназначен для учащихся 9 классов и может быть использован в качестве дополнения к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи. В название программы вынесены слова А.П. Чехова, потому что особенно актуально звучат сейчас слова классика: «Краткость - сестра таланта». Человек должен уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации в 9 классе.
Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.
Задачи курса:
- закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
-научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
- научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
-развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
- углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
- воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
- развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
- отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.
Методы и формы обучения.
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка)
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения)
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа рассчитана на 17 часов.
1. Требования к результатам освоения программы элективного курса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Предметные результаты:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) стремление к речевому самоусовешенствованию;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы элективного курса по русскому языку «Краткость - сестра таланта»
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать
- требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
- наиболее распространённые клише, используемые при написании сочинения части С экзамена по русскому языку.
уметь: - определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать её разными способами (обобщённо с помощью слов «проблема» и «вопрос», в форме вопросительного предложения);
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
- определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
- писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
- критически относиться к написанному, редактировать свою творческую работу.
2. Содержание курса (17 часов) Тема 1. Тема, проблема, тезис (1 час)
Анализ критериев части С: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема - проблема - тезис. Способы формулировки проблемы.
Тема 2. Авторская позиция (1 час)
Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции
Тема 3. Способы выявления проблемы (1 час)
Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические).
Тема 4. Способы выражения авторской позиции (1 час)
Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства в выражении авторской позиции.
Тема 5. Стили речи (1 час)
Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом.
Тема 6. Типы речи (1 час)
Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.
Тема 7. Работа с публицистическим текстом (1 час)
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.
Тема 8. Работа с художественным текстом (1 час)
Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции.
Тема 9. Комментарий текста (1 час)
Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.
Тема 10. Аргументация собственной позиции (1 час)
Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.
Способы введения аргументов.
Тема 11. Текст как единое целое (1 час)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
Темы 12 – 13. Грамматические и речевые ошибки (2 часа)
Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.
Темы 14 – 15. Распространённые речевые ошибки (2 часа)
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С новой формы по русскому языку (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.
Тема 16. Обобщение (1 час)
Обобщение изученного по темам.
Тема 17. Контроль знаний (1 час) Итоговая контрольная работа
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса
« Краткость – сестра таланта» 9 класс (17 ч.)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
-
| Тема, проблема, тезис | 1 | сентябрь 7 | |
-
| Авторская позиция | 1 | 14 | |
-
| Способы выявления проблемы | 1 | 21 | |
-
| Способы выражения авторской позиции | 1 | 28 | |
-
| Стили речи | 1 | октябрь 5 | |
-
| Типы речи | 1 | 12 | |
-
| Работа с текстом публицистического стиля | 1 | 19 | |
-
| Работа с текстом художественного стиля | 1 | 26 | |
-
| Комментарий текста. Понятие о комментарии | 1 | ноябрь 9 | |
-
| Аргументация собственной позиции | 1 | 16 | |
-
| Текст как единое целое | 1 | 23 | |
-
| Грамматические ошибки | 1 | 30 | |
-
| Речевые ошибки | 1 | декабрь 7 | |
-
| Распространённые речевые ошибки | 1 | 14 | |
-
| Обобщение изученного материала | 1 | 21 | |
16-17 | Зачётная работа. Сочинение по тексту в формате С2.1., С2.2. по выбору учащихся | 2 | 28 | |