СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткость - сестра таланта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  «КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА»  

Просмотр содержимого документа
«Краткость - сестра таланта»

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2


Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №1 от­­ 30 .08.2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Невмержицкая О.М.

Приказ №171 от 30.08.2016






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА»
9 класс Б





Учитель Мартыненко И.Н.






Рассмотрена на заседании МО, протокол №1 от 29.08.2016


Рассмотрена на заседании МС, протокол №1 от 29.08.2016





п.г.т. Верхнеднепровский


2016 год


Элективный курс «Краткость - сестра таланта» предназначен для учащихся 9 классов и может быть использован в качестве дополнения к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи. В название программы вынесены слова А.П. Чехова, потому что особенно актуально звучат сейчас слова классика: «Краткость - сестра таланта». Человек должен уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации в 9 классе.

Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.

Задачи курса:

- закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;

-научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;

- научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);

-развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;

- углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;

- воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;

- развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;

- отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.

Методы и формы обучения.

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

Используются следующие виды деятельности:

•исследовательская (анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка)

•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения)

•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.

Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа рассчитана на 17 часов.


1. Требования к результатам освоения программы элективного курса

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода;

2) осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

• умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь­зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

Предметные результаты:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы;

разговорная речь, научный, публицистический, официально-дело­вой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) стремление к речевому самоусовешенствованию;

7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы элективного курса по русскому языку «Краткость - сестра таланта»

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать

  • требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
  • специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
  • наиболее распространённые клише, используемые при написании сочинения части С экзамена по русскому языку.
уметь:
  • определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать её разными способами (обобщённо с помощью слов «проблема» и «вопрос», в форме вопросительного предложения);
  • выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
  • критически относиться к написанному, редактировать свою творческую работу.
2. Содержание курса (17 часов)

Тема 1. Тема, проблема, тезис (1 час)

Анализ критериев части С: понятие о проблеме и авторской   позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий  тема - проблема - тезис. Способы формулировки проблемы.

Тема 2. Авторская позиция (1 час)

Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции

Тема 3. Способы выявления проблемы (1 час)

Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам.  Вопрос в тексте как   формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические).

Тема 4. Способы выражения авторской позиции (1 час)

Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства в выражении авторской позиции.

Тема 5. Стили речи (1 час)

Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом.

Тема 6. Типы речи (1 час)

Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.

Тема 7. Работа с публицистическим текстом (1 час)

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.  Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.

Тема 8. Работа с художественным текстом (1 час)  

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции.

Тема 9. Комментарий текста (1 час)

Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.

Тема 10. Аргументация собственной позиции (1 час)

Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.

Способы введения аргументов.

Тема 11. Текст как единое целое (1 час)

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.

Темы 12 – 13. Грамматические и речевые ошибки (2 часа)

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки:  ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Темы 14 – 15. Распространённые речевые ошибки (2 часа)

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С новой формы по русскому языку  (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.

Тема 16. Обобщение (1 час)

Обобщение изученного по темам.

Тема 17. Контроль знаний (1 час) Итоговая контрольная работа


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса

« Краткость – сестра таланта» 9 класс (17 ч.)


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема, проблема, тезис

1

сентябрь

7


Авторская позиция

1

14


Способы выявления проблемы

1

21


Способы выражения авторской позиции

1

28


Стили речи

1

октябрь

5


Типы речи

1

12


Работа с текстом публицистического стиля

1

19


Работа с текстом художественного стиля

1

26


Комментарий текста. Понятие о комментарии

1

ноябрь

9


Аргументация собственной позиции

1

16


Текст как единое целое

1

23


Грамматические ошибки

1

30


Речевые ошибки

1

декабрь

7


Распространённые речевые ошибки

1

14


Обобщение изученного материала

1

21


16-17

Зачётная работа. Сочинение по тексту в формате С2.1., С2.2. по выбору учащихся

2

28