Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
Учитель, как строитель строит, но строит, самое сложное, и самое ценное на свете - внутренний мир человека. Именно музыка помогает человеку стать лучше, добрее, чище.Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке.
Цель:пробудить и развить творческую активность учащихся.
Задачи: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности; сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.
Учеными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность. ( Л.В. Бетховен), интеллектуальное развитие (В.А.Моцарт, ), эмоциональное состояние (И. Б.Штраус).
Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность, музыкальную фантазию, творчество не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений. Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:
- проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально педагогической деятельности;
- наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании;
– формирование ценностных ориентаций детей;
- обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми.
Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, О.Я. Ростовского и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности.
обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.
Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей. Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомофизиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются. Музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость. Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С.Л. Рубинштейна, "отправной пункт, от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности, заключен в общечеловеческой "деятельности" музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха".
Средства формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация, художественное чтение литературного текста, урок- театрализованное представление, урок- концерт.
Средства могут использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая игра, характерная интонация, чтобы на этой базе найти свой способ реализации творческого замысла. Драматизация очень близка ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию, воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения, в драматизации находит свое полное осуществление. Кроме того, всякая драматизация связана с игрой. Игра рассматривается как творческая драматизация формы, в которой проявляются и техническое, и декоративно-изобразительное, и словесное, и драматическое, и музыкальное творчество.
Между музыкой и движениями при одновременном их исполнении устанавливается очень тесная взаимосвязь, но при определяющей роли музыки, образного развития. Движения, сопровождающиеся музыкой, выражают ее образное содержание. Музыка и движение не отражают точно жизненных явлений или предметов. Они отражают переживания в их опоэтизированном виде.
Раскрытие сути музыкально-игровой драматизации, а также определение ее роли в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников достаточно широко представлено в методических трудах и исследованиях Н.А. Ветлугиной. Использование в учебной работе элементов драматизации поможет учителю отойти от авторитарных форм общения, будет способствовать становлению взаимного сотрудничества. Анализ литературы о роли игры в учебном процессе, анализ педагогического опыта передовых учителей музыки общеобразовательных школ, использующих драматизацию, как метод в своей работе с младшими школьниками будет способствовать формированию их творческих способностей.
Урок: «Сочиняем вместе с природой»
Цель: Показать, как можно изобразить средствами хореографии образы
осенней и зимней природы.
Задача:
*Воспитывать в детях чувство красоты, эстетическое отношение к
природе;
*Научить передавать образ музыки, в движении;
*Развивать творческую активность, воображение, коммуникативные навыки
детей в создании хореографических образов осени и зимы.
1. Танцевально-ритмическая гимнастика: основная задача помочь
разогреть мышцы, связки, суставы ребёнка, подготовить его организм к
работе, создать психологический и эмоциональный настрой, (исполняется на
каждом уроку).
Звучит музыка В. Шаинского «В траве сидел кузнечик».
Педагог: - Ходьба - Упражненье начинаем, все на месте зашагаем.
Упражнения для рук – Руки к плечам, круговые вращенья.
Раз – вперёд, два - назад,
Физкультуре каждый рад.
Наклоны – Гибкость всем нужна на свете,
Наклоняться любят дети.
Три наклона делай вниз,
На четыре выпрямись!
А теперь ещё заданье –
Начинаем приседанье.
Прыжки – В заключенье в добрый час,
Мы попрыгаем сейчас.
Упражнение на дыхание – Раз, два, все вдыхаем,
Три, четыре – выдыхаем.
Руки вверх поднимем выше,
Их опустим, глубже дышим!
Один, два, три, четыре-
Нет детей сильнее в мире!
3. Беседа «О творчестве и творце»
Педагог: Можем ли мы назвать художника, композитора, хореографа –
творцом? Художник творит красками, композитор – музыкальными
красками. Чем творит хореограф?
Ученики: Движениями, пластикой.
Педагог: Мы с вами можем быть творцами? Ребята, сама осенняя природа
подсказывает образы, идеи для наших танцевальных зарисовок. Как можно
их назвать?
Ученики: «Танец весёлых грибов», «Краски осени», и т.д.
4. Композиция «Озорные грибочки».
Ученик: «За дубами, за лесами,
Шла деревня за грибами».
(исходное положение: дети сидят в полном приседе). На головах одеты
«грибные шляпки».
- Постепенно дети – грибы вырастают, исполняя одинаковые движения
сочиненного ими танца, расходятся на круг (прячутся в траве).
- Выходит грибник с корзинкой. Ищет грибы – ( движения сочиненные
самим грибником). Вскоре он решает отдохнуть и засыпает.
- Дети (грибы) танцуют вокруг спящего грибника, каждый по-своему.
- Грибник после отдыха уходит с полной корзиной грибов.
-Ученик: Осенние листочки жёлтые платочки. Кружатся, летают, дружно
опадают.
Исполняется композиция «Краски осени».
Дети стоят в кругу, (спиной в центр) держат перед собой шифоновые
платки: жёлтый, красный, зелёный, коричневый, голубой, бордовый – краски
осени. В центре круга – хозяйка Осенние листья (в руках осенние листья).
- Дети постепенно из маленького круга расходятся в большой. Хозяйка
«Осень» обходит свои владения.
- «Осень» танцует, дети – «Краски», как эхо повторяют её движения. Дует
ветер. Темп музыки ускоряется. Дети (разноцветные листья) бегут по
рисунку танца «Змейка».
- «Осень» бросает из рук листья – (музыка замолкает), вместе с листьями
замирают в руках у детей и шифоновые платки.
Домашнее задание - осенние листья разной формы и величины (для
последующего оформления зала).
Урок: Контраст в музыке.
Цель: Художественное чтение.
Задачи: эмоциональное чтение стихотворения, развитие творческих способностей у учащихся, понимание дирижёрских жестов, развитие внимания, повторения понятий стаккато, легато.
Мы знаем, что контраст означает «противоположность».
Я предлагаю детям прочитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Предлагаю и Вам поучаствовать в художественном чтении.
Перед началом чтения ставлю задачу. Пусть белка будет маленькой, а орехи огромные и слуги великаны.
Приготовились- начали:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут
На контрасте меняем,белка- откормленная, большая, а орехи и слуги маленькие.
Приготовились начали. Спасибо
2. Применяю метод: Дыхательная гимнастика Виктора Вадимовича Емельянова.
Особенно актуально в осенне-весенний период, когда много детей с ринитом, мы чистим нос.
Упражнение насос. Берем в руки насос, вдыхаем воздух носом, резко выдыхаем ртом.
Приготовились- начали.
Спасибо.
Упражнение кошечка. Встали как кошечка, лапки – у нас руки, и в стороны вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом.
Спасибо.
Весь этот материал распределяется между уроками музыки. Применение ритмике на уроке, способствует творческому раскрепощению детей.
Развитию музыкально-творческих способностей каждого ученика
способствует атмосфера доброжелательности, сотрудничества,
взаимопонимания, которая устанавливалась между учащимися и учителем
музыки и ритмики.
Педагогические приемы многообразны.
Творческая фантазия стимулируется визуальным рядом с помощью
иллюстраций, слайдов. Для активизации зрительно-ассоциативных
представлений, можно запланировать посещение выставок декоративного
искусства, экспозиций художественного музея, посещения концертов. Для развития творческих способностей широко используется как классическая,
современная, так и народная музыка.
Важно поощрять нестандартные подходы детей к решению конкретных
художественных замыслов; для полноценной самореализации учеников
разрешается, по необходимости перемещение по классу; дисциплина
достигается не традиционными педагогическими мерами, а посредствам
положительной мотивации действий каждого учащегося.
Учитель постоянно должен обращать внимание на приобретение
учащимися навыков общения друг с другом, учитывать певческую и
слуховую нагрузку, применять разнообразные методы и способы
активизации трудоспособности учеников, использовать различные варианты
структуры уроков и чередования видов музыкальной деятельности, использование Электронных образовательных ресурсов.
Заключение:
Благодаря систематическому, целенаправленному применению в работе учителей музыки в начальных классах музыкально-игровой драматизации, творческих подходов учителя к уроку, художественное чтение, дыхательная гимнастика у детей развивается не только специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.), но и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, изобретательность.
Учитель музыки – прекрасная работа
Ей отдаюсь вся без остатка я.
Концерты, развлечения, отчеты
- И это не работа – это жизнь моя!
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики
сотрудничества: Книга для учителя. – К.: Освіта, 1991. – 111 с.
2. Ананьев Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения.
Материалы научного совещания. [Под ред. проф. Б.Г. Ананьева и А.А.
Люблинской.] Л., 1959. – 98 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности
//Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.
5. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории
личности. М., "Мысль", 1974.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 1984. – 112с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
9. Баренбойм Л. За полвека: Очерки, статьи, материалы. – Л.: Сов.
композитор, 1989. – 368 с.
10. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы/(В.С.
Библер, Р.Р. Кондратов, И.Е. Берлянд и др.). – Кемерово, 1993. – 415 с