СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Креативность на уроках музыки "

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«"Креативность на уроках музыки "»

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки.

Учитель, как строитель строит, но строит, самое сложное, и самое ценное на свете - внутренний мир   человека. Именно музыка помогает человеку стать лучше, добрее, чище.Никакое другое искусство не вторгается  с такой властной силой  в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке.

Цель:пробудить и развить творческую активность учащихся.

Задачи: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности;  сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

Учеными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность. ( Л.В. Бетховен), интеллектуальное развитие (В.А.Моцарт, ), эмоциональное состояние (И. Б.Штраус).           

Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность, музыкальную фантазию, творчество не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений. Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:

- проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально педагогической деятельности;

- наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании;

– формирование ценностных ориентаций детей;

- обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми.

Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, О.Я. Ростовского и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности.

обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.

Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей. Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомофизиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются. Музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость. Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С.Л. Рубинштейна, "отправной пункт, от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности, заключен в общечеловеческой "деятельности" музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха".

Средства формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация, художественное чтение литературного текста, урок- театрализованное представление, урок- концерт.

Средства могут использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая игра, характерная интонация, чтобы на этой базе найти свой способ реализации творческого замысла. Драматизация очень близка ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию, воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения, в драматизации находит свое полное осуществление. Кроме того, всякая драматизация связана с игрой. Игра рассматривается как творческая драматизация формы, в которой проявляются и техническое, и декоративно-изобразительное, и словесное, и драматическое, и музыкальное творчество.

Между музыкой и движениями при одновременном их исполнении устанавливается очень тесная взаимосвязь, но при определяющей роли музыки, образного развития. Движения, сопровождающиеся музыкой, выражают ее образное содержание. Музыка и движение не отражают точно жизненных явлений или предметов. Они отражают переживания в их опоэтизированном виде.

Раскрытие сути музыкально-игровой драматизации, а также определение ее роли в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников достаточно широко представлено в методических трудах и исследованиях Н.А. Ветлугиной. Использование в учебной работе элементов драматизации поможет учителю отойти от авторитарных форм общения, будет способствовать становлению взаимного сотрудничества. Анализ литературы о роли игры в учебном процессе, анализ педагогического опыта передовых учителей музыки общеобразовательных школ, использующих драматизацию, как метод в своей работе с младшими школьниками будет способствовать формированию их творческих способностей.

Урок: «Сочиняем вместе с природой»

Цель: Показать, как можно изобразить средствами хореографии образы

осенней и зимней природы.

Задача:

*Воспитывать в детях чувство красоты, эстетическое отношение к

природе;

*Научить передавать образ музыки, в движении;

*Развивать творческую активность, воображение, коммуникативные навыки

детей в создании хореографических образов осени и зимы.

1. Танцевально-ритмическая гимнастика: основная задача помочь

разогреть мышцы, связки, суставы ребёнка, подготовить его организм к

работе, создать психологический и эмоциональный настрой, (исполняется на

каждом уроку).

Звучит музыка В. Шаинского «В траве сидел кузнечик».

Педагог: - Ходьба - Упражненье начинаем, все на месте зашагаем.

Упражнения для рук – Руки к плечам, круговые вращенья.

Раз – вперёд, два - назад,

Физкультуре каждый рад.

Наклоны – Гибкость всем нужна на свете,

Наклоняться любят дети.

Три наклона делай вниз,

На четыре выпрямись!

А теперь ещё заданье –

Начинаем приседанье.

Прыжки – В заключенье в добрый час,

Мы попрыгаем сейчас.

Упражнение на дыхание – Раз, два, все вдыхаем,

Три, четыре – выдыхаем.

Руки вверх поднимем выше,

Их опустим, глубже дышим!

Один, два, три, четыре-

Нет детей сильнее в мире!

3. Беседа «О творчестве и творце»

Педагог: Можем ли мы назвать художника, композитора, хореографа –

творцом? Художник творит красками, композитор – музыкальными

красками. Чем творит хореограф?

Ученики: Движениями, пластикой.

Педагог: Мы с вами можем быть творцами? Ребята, сама осенняя природа

подсказывает образы, идеи для наших танцевальных зарисовок. Как можно

их назвать?

Ученики: «Танец весёлых грибов», «Краски осени», и т.д.

4. Композиция «Озорные грибочки».

Ученик: «За дубами, за лесами,

Шла деревня за грибами».

(исходное положение: дети сидят в полном приседе). На головах одеты

«грибные шляпки».

- Постепенно дети – грибы вырастают, исполняя одинаковые движения

сочиненного ими танца, расходятся на круг (прячутся в траве).

- Выходит грибник с корзинкой. Ищет грибы – ( движения сочиненные

самим грибником). Вскоре он решает отдохнуть и засыпает.

- Дети (грибы) танцуют вокруг спящего грибника, каждый по-своему.

- Грибник после отдыха уходит с полной корзиной грибов.

-Ученик: Осенние листочки жёлтые платочки. Кружатся, летают, дружно

опадают.

Исполняется композиция «Краски осени».

Дети стоят в кругу, (спиной в центр) держат перед собой шифоновые

платки: жёлтый, красный, зелёный, коричневый, голубой, бордовый – краски

осени. В центре круга – хозяйка Осенние листья (в руках осенние листья).

- Дети постепенно из маленького круга расходятся в большой. Хозяйка

«Осень» обходит свои владения.

- «Осень» танцует, дети – «Краски», как эхо повторяют её движения. Дует

ветер. Темп музыки ускоряется. Дети (разноцветные листья) бегут по

рисунку танца «Змейка».

- «Осень» бросает из рук листья – (музыка замолкает), вместе с листьями

замирают в руках у детей и шифоновые платки.

Домашнее задание - осенние листья разной формы и величины (для

последующего оформления зала).

Урок: Контраст в музыке.

Цель: Художественное чтение.

Задачи: эмоциональное чтение стихотворения, развитие творческих способностей у учащихся, понимание дирижёрских жестов, развитие внимания, повторения понятий стаккато, легато.

Мы знаем, что контраст означает «противоположность».

Я предлагаю детям прочитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»


Предлагаю и Вам поучаствовать в художественном чтении.

Перед началом чтения ставлю задачу. Пусть белка будет маленькой, а орехи огромные и слуги великаны.

Приготовились- начали:

Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут

На контрасте меняем,белка- откормленная, большая, а орехи и слуги маленькие.

Приготовились начали. Спасибо

2. Применяю метод: Дыхательная гимнастика Виктора Вадимовича Емельянова.

Особенно актуально в осенне-весенний период, когда много детей с ринитом, мы чистим нос.

Упражнение насос. Берем в руки насос, вдыхаем воздух носом, резко выдыхаем ртом.

Приготовились- начали.

Спасибо.

Упражнение кошечка. Встали как кошечка, лапки – у нас руки, и в стороны вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом.

Спасибо.

Весь этот материал распределяется между уроками музыки. Применение ритмике на уроке, способствует творческому раскрепощению детей.

Развитию музыкально-творческих способностей каждого ученика

способствует атмосфера доброжелательности, сотрудничества,

взаимопонимания, которая устанавливалась между учащимися и учителем

музыки и ритмики.

Педагогические приемы многообразны.

Творческая фантазия стимулируется визуальным рядом с помощью

иллюстраций, слайдов. Для активизации зрительно-ассоциативных

представлений, можно запланировать посещение выставок декоративного

искусства, экспозиций художественного музея, посещения концертов. Для развития творческих способностей широко используется как классическая,

современная, так и народная музыка.

Важно поощрять нестандартные подходы детей к решению конкретных

художественных замыслов; для полноценной самореализации учеников

разрешается, по необходимости перемещение по классу; дисциплина

достигается не традиционными педагогическими мерами, а посредствам

положительной мотивации действий каждого учащегося.

Учитель постоянно должен обращать внимание на приобретение

учащимися навыков общения друг с другом, учитывать певческую и

слуховую нагрузку, применять разнообразные методы и способы

активизации трудоспособности учеников, использовать различные варианты

структуры уроков и чередования видов музыкальной деятельности, использование Электронных образовательных ресурсов.

Заключение:

Благодаря систематическому, целенаправленному применению в работе учителей музыки в начальных классах музыкально-игровой драматизации, творческих подходов учителя к уроку, художественное чтение, дыхательная гимнастика у детей развивается не только специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.), но и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, изобретательность.

Учитель музыки – прекрасная работа

Ей отдаюсь вся без остатка я.

Концерты, развлечения, отчеты

- И это не работа – это жизнь моя!

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики

сотрудничества: Книга для учителя. – К.: Освіта, 1991. – 111 с.

2. Ананьев Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения.

Материалы научного совещания. [Под ред. проф. Б.Г. Ананьева и А.А.

Люблинской.] Л., 1959. – 98 с.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности

//Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.

5. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории

личности. М., "Мысль", 1974.

6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. –

М.: Просвещение, 1984. – 112с.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной

школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

9. Баренбойм Л. За полвека: Очерки, статьи, материалы. – Л.: Сов.

композитор, 1989. – 368 с.

10. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы/(В.С.

Библер, Р.Р. Кондратов, И.Е. Берлянд и др.). – Кемерово, 1993. – 415 с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!