СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативности младших школьников на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель выпускной квалификационной работы - поиск путей развития креативности ребенка на уроках музыки в общеобразовательной школе. Объект исследования – деятельность младших школьников на уроках музыки и развитие их креативности. Предмет исследования – влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-творческих навыков и креативности в процессе музыкальных занятий.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативности младших школьников на уроках музыки»

Студент :Муртазалиева Мария Арсеновна, 4а Специальность:  53.02.01 «Музыкальное образование» Руководитель: Ханча Д. Д. Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение  «Республиканский педагогический колледж  имени М.М.Меджидова»     Выпускная квалификационная работа по теме: « Развитие креативности младших школьников на уроках музыки »

Студент :Муртазалиева Мария Арсеновна, 4а

Специальность: 53.02.01 «Музыкальное образование»

Руководитель: Ханча Д. Д.

Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Республиканский педагогический колледж имени М.М.Меджидова»

Выпускная квалификационная работа по теме:

« Развитие креативности младших школьников на уроках музыки »

 Цель выпускной квалификационной работы - поиск путей развития креативности ребенка на уроках музыки в общеобразовательной школе. Объект исследования – деятельность младших школьников на уроках музыки и развитие их креативности. Предмет исследования – влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-творческих навыков и креативности в процессе музыкальных занятий.
  • Цель выпускной квалификационной работы - поиск путей развития креативности ребенка на уроках музыки в общеобразовательной школе.
  • Объект исследования – деятельность младших школьников на уроках музыки и развитие их креативности.
  • Предмет исследования – влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-творческих навыков и креативности в процессе музыкальных занятий.
Гипотеза  – мы предполагаем, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию креативности детей. При этом важно соблюдать следующие условия: Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки. Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на развитие креативности.

Гипотеза – мы предполагаем, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию креативности детей.

При этом важно соблюдать следующие условия:

  • Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.
  • Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на

развитие креативности.

Задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по проблеме исследования; - конкретизировать понятия « творчество » и « креативность » ;  - выявить пути и педагогические приемы развития креативности у младших школьнов на уроках музыки; - оценить уровень развития креативности детей; - изучить педагогический опыт в развитии креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по проблеме исследования;

- конкретизировать понятия « творчество » и « креативность » ;

- выявить пути и педагогические приемы развития креативности у младших школьнов на уроках музыки;

- оценить уровень развития креативности детей;

- изучить педагогический опыт в развитии креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Методы исследования:  Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе были использованы методы: - анализ литературы по исследуемой проблеме; - обобщение и систематизация теоретического материала; - целенаправленное педагогическое наблюдение; - изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки; - диагностика уровня развития музыкального мышления детей; - опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе были использованы методы:

- анализ литературы по исследуемой проблеме;

- обобщение и систематизация теоретического материала;

- целенаправленное педагогическое наблюдение;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки;

- диагностика уровня развития музыкального мышления детей;

- опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления.

Выводы по 1-ой главе Для творчества, по нашему мнению, не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством. Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Выводы по 1-ой главе

Для творчества, по нашему мнению, не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности младших школьников на уроках музыки. Опытно-экспериментальная работа велась в МКОУ СОШ № 11 города Избербаша Республики Дагестан, во 2 «Б» классе.  Исследование включало в себя несколько этапов: диагностический, собственно-экспериментальный (формирующий) и заключительный, на котором проведены повторная диагностика и анализ результатов. Нами были сделаны выводы и даны практические рекомендации.

Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности младших школьников на уроках музыки.

Опытно-экспериментальная работа велась в МКОУ СОШ № 11 города Избербаша Республики Дагестан, во 2 «Б» классе.

Исследование включало в себя несколько этапов: диагностический, собственно-экспериментальный (формирующий) и заключительный, на котором проведены повторная диагностика и анализ результатов. Нами были сделаны выводы и даны практические рекомендации.

Результаты анкетирования. Анализ анкет показал, что 90% детей любят урок музыки, назвали себя любителями музыки 80% детей, из них 85% уточнили, что любят современную, эстрадную музыку, и лишь 15% назвали духовную, классическую и народную.

Результаты анкетирования.

Анализ анкет показал, что 90% детей любят урок музыки, назвали себя любителями музыки 80% детей, из них 85% уточнили, что любят современную, эстрадную музыку, и лишь 15% назвали духовную, классическую и народную.

Распределение учащихся по уровням креативности на констатирующем этапе  Таблица 1 Уровни Музыкальное восприятие креативности Экспериментальная группа Музыкальная активность (слушательские умения) 25% (6 уч-ся) 50% (12 уч-ся) Творческая активность 33% (8 уч-ся)

Распределение учащихся по уровням креативности на констатирующем этапе

Таблица 1

Уровни

Музыкальное восприятие

креативности

Экспериментальная группа

Музыкальная активность

(слушательские умения)

25% (6 уч-ся)

50% (12 уч-ся)

Творческая активность

33% (8 уч-ся)

 Опытно-практическая работа во втором классе. В данной части работы мы представляем описание серий творческих заданий, связанных с освоением средств музыкальной выразительности. Как известно, существует достаточно подробная классификация средств выразительности, но во втором классе мы акцентируем внимание детей на усвоение таких средств музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр и ритм.

Опытно-практическая работа во втором классе.

В данной части работы мы представляем описание серий творческих заданий, связанных с освоением средств музыкальной выразительности. Как известно, существует достаточно подробная классификация средств выразительности, но во втором классе мы акцентируем внимание детей на усвоение таких средств музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр и ритм.

Распределение учащихся по уровням креативности на итоговом этапе  Таблица 2 Уровни Музыкальное восприятие креативности Экспериментальная группа Музыкальная активность (слушательские умения) 30% (7 уч-ся) 50% (12 уч-ся) Творческая активность 20% (5 уч-ся)

Распределение учащихся по уровням креативности

на итоговом этапе

Таблица 2

Уровни

Музыкальное восприятие

креативности

Экспериментальная группа

Музыкальная активность

(слушательские умения)

30% (7 уч-ся)

50% (12 уч-ся)

Творческая активность

20% (5 уч-ся)

Сравнительная таблица динамики креативности школьников  в процессе исследования  Таблица 3 Уровни креативности По данным Низкий констатирующего эксперимента После обучения, 25% (6 уч-ся) Средний по данным итогового 50% (12 уч-ся) Высокий 15% (4 уч-ся) эксперимента 15% (4 уч-ся) 33% (8 уч-ся) 70% (16 уч-ся)

Сравнительная таблица динамики креативности школьников в процессе исследования

Таблица 3

Уровни

креативности

По данным

Низкий

констатирующего эксперимента

После обучения,

25% (6 уч-ся)

Средний

по данным итогового

50% (12 уч-ся)

Высокий

15% (4 уч-ся)

эксперимента

15% (4 уч-ся)

33% (8 уч-ся)

70% (16 уч-ся)

Выводы. Опытно-экспериментальная работа показала, что повышению уровня креативности способствовала работа на уроках музыки, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента. Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии креативности младших школьников. Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, нами решены

Выводы.

Опытно-экспериментальная работа показала, что повышению уровня креативности способствовала работа на уроках музыки, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.

Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии креативности младших школьников.

Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, нами решены

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие креативности детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие креативности детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!